АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
02 июня 2022 года | Дело № | А26-6049/2021 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Савицкой И.Г. и Толкунова В.М., при участии от Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Чижова А.А. (доверенность от 14.12.2021), рассмотрев 31.05.2022 в открытом судебном заседании кассационные жалобы акционерного общества «Карельский окатыш» и Министерства природных ресурсов экологии Республики Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022 по делу у с т а н о в и л: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова (центр р-н), 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее – Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к акционерному обществу «Карельский окатыш», адрес: 186931, Республика Карелия, г. Костомукша, Горняков ш., стр. 284, ОГРН 1021000879316, ИНН 1004001744 Решением суда первой инстанции от 16.11.2021 иск удовлетворен. Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.02.2022 решение суда первой инстанции отменено в части обязания Общества заключить с Министерством дополнительное соглашение, датированное 28.05.2021, к договору аренды лесного участка от 15.12.2015 № 89 в редакции, предложенной Министерством. В указанной части в иске отказать. В остальной части решение оставить без изменения. В кассационных жалобах Министерство и Общество, ссылаясь на неправильное применение суда апелляционной инстанции норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просят отменить обжалуемый судебный акт в части, соответствующей процессуальному интересу. В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенной в кассационной жалобе. Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения. Законность судебного акта проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, между Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 15.12.2015 № 89 сроком действия до 20.10.2022, предметом которого является передача лесного участка площадью 149 га, расположенного в кварталах №№ 68, 69, 87 Костомукшского участкового лесничества (Костомукшское лесничество по лесоустройству) по акту приема-передачи от 08.02.2016, в целях разработки Корпангского железорудного месторождения. В соответствии с условиями договора аренды арендатор обязан вносить арендную плату в порядке и в сроки, предусмотренные приложением № 4 к договору. Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) на основе минимального размера арендной платы. Расчет арендной платы приводится в приложении № 3 к договору. Министерство посчитало, что при расчете арендной платы в 2018, 2019, 2020 г. г. для участков, занятых тропами, неправомерно применен понижающий коэффициент 0,5, в связи с чем письмом от 28.05.2021 Министерство направило в адрес ответчика для подписания дополнительное соглашение к договору аренды, в котором произвело перерасчет арендной платы на сумму 5536 руб. Поскольку дополнительное соглашение к договору № 89 не подписано Обществом, Министерство направило в адрес Общества претензионное письмо от 22.06.2021 о неполном расчете с бюджетом с требованием уплатить доначисленную арендную плату. Неисполнение Обществом требований Министерства явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском. Суд первой инстанции удовлетворил исковые Министерством требования. Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части обязания Общества заключить с Министерством дополнительное соглашение, датированное 28.05.2021, к договору аренды лесного участка от 15.12.2015 № 89 в редакции, предложенной Министерством; в указанной части в иске отказал; в остальной части решение оставил без изменения. Заслушав пояснения представителя Министеррства, изучив доводы кассационных жалоб, проверив законность принятого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения. В соответствии с частью 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ. В силу части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 этой статьи. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (часть 3 этой статьи). Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 этой статьи). В силу пункта 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 Абзацем четвертым пункта 8 примечаний к Таблице 14 Постановления В данном случае судами двух инстанций установлено, что согласно перечню и характеристикам выделов лесных участков, переданных в аренду по указанному договору тропы отнесены к категории нелесных земель. Однако, ввиду закрытого перечня объектов, для которых установлен понижающий коэффициент 0,5 при расчете арендной платы (просеки, дороги, болота, каменистые россыпи), и отсутствия в этом перечне троп, не имеется оснований для применения в расчете арендной платы коэффициента 0,5 к площадям лесных участков, занятых тропами. Исходя из этого, суды пришли к правильному выводу, что применение в спорном периоде при расчете арендной платы коэффициента 0,5 являются ошибочными. Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется. Суд апелляционной инстанции с учетом изложенного, что требование о понуждении заключения дополнительного соглашения от 28.05.2021 к договору аренды лесного участка от 15.12.2015 № 89 необоснованно, противоречит указанным разъяснениям и не соответствует положениям статьи 451 Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 65, 71 АПК РФ, приняв во внимание факт нарушения Обществом обязательств по договору в указанный период, суды двух инстанций пришли к выводу о наличии задолженности по арендным платежам за 2018, 2019, 2020 гг. в общем размере Приведенные в кассационных жалобах доводы не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемого судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и (или) процессуального права, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства и направлены на переоценку фактических обстоятельств по делу, что не входит в полномочия суда при кассационном рассмотрении. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда | ||||
А.Г. Кудин | ||||
Судьи | И.Г. Савицкая В.М. Толкунов | |||