НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 01.12.2023 № А56-72094/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

01 декабря 2023 года

Дело №

А56-72094/2022

   Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе                 председательствующего  Толкунова В.М., судей  Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,

  при участии от Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Сапонджян Е.В. (доверенность                      от 11.10.2023), Галкиной Д.А. (доверенность от 12.10.2023), от акционерного общества «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» Новосельцевой И.А. (доверенность от 11.09.2023), Шумиловой А.Г. (доверенность                  от 27.11.2023),

 рассмотрев 27.11.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору                 в сфере природопользования на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  от 12.07.2023 по делу № А56-72094/2022,   

                                                             у с т а н о в и л :

 Акционерное общество «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области», адрес: 188808, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Кривоносова, д. 13, пом. 28, ОГРН 1084704002360, ИНН 4704077078  (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением               к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору              в сфере природопользования, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее – Управление), о признании недействительным акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) за 2020 год от 01.04.2022                                     № 04-20/6248 в части требования о погашении задолженности по плате за НВОС                        в размере 17 008 692 руб. 82 коп.

 Решением суда первой инстанции от 27.01.2023, оставленным без изменения постановление суда апелляционной инстанции от 12.07.2023, заявленные требования удовлетворены.

 В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшиеся судебные           акты и принять по делу новый судебный акт – об отказе в заявленных требованиях.

 Управление указывает, что Общество в соответствии с законодательством обязано иметь договоры на размещение твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) с операторами по обращению с ТКО, осуществляющего прием ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с ТКО, а также с собственниками (образователями) ТКО, расположенных на смежных территориях. При непредставлении природопользователем всех договоров о размещении отходов и приложений к ним, в том числе актов приема-передачи отходов, предусмотренных договорами, требование Управления об уплате задолженности является законным. Требование о погашении задолженности Управления основано на данных отчетов производственного экологического контроля (далее – ПЭК) организаций, чьи места размещения включены в территориальную схему по обращению с ТКО, в которых заявлено, сколько региональный оператор разместил ТКО в течение 2020 года. Организации, на чьих полигонах заявитель разместил ТКО, не могут быть признаны операторами по обращению с ТКО, в отсутствие факта оплаты со стороны регионального оператора за размещение ТКО на территории других полигонов плату за их размещение должен осуществлять региональный оператор.

 В судебном заседании представители Управления поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе (с учетом возражений на отзыв заявителя), а представители Общества против доводов  жалобы возразили по мотивам отзыва и дополнительных письменных пояснений.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество в установленный срок представило в Управление о декларацию о плате за НВОС за 2020 год.

По результатам проверки декларации Управление составило акт проведения контроля за исчислением платы за НВОС от 01.04.2022 № 04-20/6248, в котором указано, что в представленной декларации выявлены следующие несоответствия:

- фактическая масса размещенных отходов, указанная в декларации,                                не соответствует данным указанных в копиях первичных документов, подтверждающих размещение отходов на полигоне;

- неправомерно не исчислена плата за размещение отходов;

- к декларации не приложены данные учета отходов за отчетный период, а также договоры на размещение и акты приема-передачи отходов к ним;

- в ответ на требование о представлении пояснений Обществом не  представлены документы, подтверждающие размещение отходов производства и потребления, в том числе ТКО.

Управление также указало, что расчет массы размещенных отходов должен производиться на основе данных ПЭК в соответствии с пунктом 9 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255               (далее – Правила № 255).

 Согласно акту проведения контроля Управление доначислило Обществу плату                  за НВОС в размере 17 008 692 руб. 82 коп.

Не согласившись с актом в указанной части требования о погашении задолженности, Общество обратилось в суд.

Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.

Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.

Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив  правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) плата за НВОС взимается, в том числе,              за  хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее – размещение отходов).

В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением ТКО, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. А плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.

Согласно пункту 2 указанной статьи учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих НВОС, в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 Аналогично согласно части 5 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998                       № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются операторы по обращению с ТКО, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

 Как определено в статье 1 Закона № 89-ФЗ:

 - оператор по обращению с ТКО – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО;

- региональный оператор по обращению с ТКО – оператор по обращению                    с ТКО – юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;

- объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за НВОС по итогам отчетного периода является объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.

 Таким образом, в указанной норме говорится о размещенных отходах, что подтверждается и показателями формы декларации по плате за НВОС. 

 Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных ПЭК (пункт 2 статьи 16.2  Закона № 7-ФЗ).

 Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления (пункт 3 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ).

 Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за НВОС (пункт 5 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ).

 В силу пункта 1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ плата за НВОС по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно.

Пунктами 8 и 9 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего НВОС, декларацию о плате за НВОС. Порядок представления декларации о плате за НВОС и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 Согласно пункту 35 Правил № 255 лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего НВОС, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате.

 Согласно пункту 40 Правил № 255 в случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.

 Как предусмотрено пунктом 44 Правил № 255, если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов – в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями.

В силу пункта 46 Правил № 255 в случае выявления заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы и (или) необходимости уплаты пеней, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратором платы выставляется лицу, обязанному вносить плату, требование о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней.

 Как установлено судами и следует из материалов дела, в декларации НВОС             за 2020 год Обществом при расчете платы за размещение отходов произведен расчет массы отходов на основе данных учета в области обращения с отходами, осуществляемых в 2020 году в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами», фактическая масса размещенных им отходов соответствует произведенному расчету.

 Управление на основании пункта 40 Правил № 255 направило Обществу требование о предоставлении пояснений (документов) от 21.01.2022 № 02-20/1131, согласно которому Обществу была предварительно доначислена плата в размере                    16 624 126 руб. 07 коп. за размещение ТКО на объекте, расположенном в Большелуцком сельском поселении Кингисеппского района Ленинградской области (ОКТМО 41621404).

 Общество письмом от 09.02.2022 № УК-2546-02/22 направило в Управление возражения на требование, в которых указало, что полигон в Большелуцком сельском поселении Кингисеппского района Ленинградской области (ОКТМО 41621404) закрыт на прием отходов и представило документы, подтверждающие неправомерность доначисления платы за размещение отходов в 2020 году на указанном объекте.

 В оспариваемом акте проведения контроля от 01.04.2022 № 04-20/6248 плата за НВОС доначислена Обществу в размере 17 008 692 руб. 82 коп. за размещение ТКО уже без привязки к объекту размещения (в требовании, приложенном к акту, указана в строке «итого по ТКО» отдельно в графе «сумма подлежащая уплате пени»).

Как следует из пояснений Управления в суде первой инстанции, требование о погашении задолженности основано на данных отчетов ПЭК операторов по обращению с ТКО, которые содержали данные о поступлении ТКО от Общества как регионального оператора (доначисление платы за обращение с ТКО произведено Управлением на массу ТКО, размещенную Обществом как региональным оператором на пяти объектах, эксплуатируемых иными лицами – обществом с ограниченной ответственностью              (далее – ООО) «Полигон ТБО», ООО «РАСЭМ», ООО «Эко ПЛАНТ», закрытым акционерным обществом (далее – ЗАО) «Интернешнл Пейпер» (в настоящее время непубличное акционерное общество «Светогорский ЦБК»), ЗАО «Промотходы».

 При этом Управление также указывает, что основанием для доначисления платы явилось непредставление Обществом в адрес Управления с декларацией и по запросу договоров о размещении Обществом ТКО на указанных полигонах и актов                        приема-передачи ТКО, в связи с чем организации, эксплуатирующие полигоны, на которых региональный оператор разместил ТКО, не могут быть признаны операторами по обращению с ТКО. С учетом указанных обстоятельств Управление посчитало, что плату за размещение таких ТКО должен осуществлять региональный оператор по обращению с ТКО на территории Ленинградской области, то есть Общество.

 Между тем согласно пункту 1 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ:

- размещение отходов – хранение и захоронение отходов;

- хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

- захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

 Как отметили суды, региональный оператор является плательщиком платы за НВОС при размещении ТКО только в случае осуществления им деятельности по размещению ТКО на эксплуатируемых им объектах размещения отходов. Заполнение декларации о плате за НВОС предполагает внесение сведений именно о размещении отходов на конкретном объекте размещения отходов.

 Из материалов дела усматривается, что за размещение ТКО на своих объектах размещения отходов (объект НВОС № 41-0178-002674-П по адресу: Ленинградская обл., Волховский р-н, Кисельнинское сельское поселение, д. Кути; объект НВОС                                  № 41-0178-002438-П, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Приозерский р-н, вблизи пос. Тракторное; объект НВОС № 41-0178-002436-П, расположенный по              адресу: 188560, Ленинградская обл., Сланцевский муниципальный район, Сланцевское городское поселение, зона специального назначения № 1,1) Обществом, как региональным оператором на территории Ленинградской области, в 2020 году плата исчислена на основании данных ПЭК по эксплуатируемым самим Обществом объектам и оплачена в полном объеме, что не оспаривается Управлением.  Управление не отрицало представление заявителем копий договоров, подтверждающих прием (размещение в качестве объекта платежной базы) отходов на свои объекты и подлежащих отражению в его декларации.  

 В материалы дела представлены письма операторов по обращению с                                ТКО: ЗАО «Промотходы»  от 19.12.2022 № 01-82, ООО «Полигон ТБО» от 19.12.2022              № 231/22, ООО «РАСЭМ» от 19.12.2022 № 243, ООО «Эко ПЛАНТ» от 20.12.2022 № 289, в которых указано, что плата за НВОС за 2020 год за размещение ТКО рассчитана данными организациями на основании данных ПЭК, с учетом количества отходов, принятых от Общества. Управление не отрицает, что при спорном доначислении Обществу пользовалось тем же количеством отходов, принятых указанными операторами (полигонами) от Общества, фактически требуя повторного внесения              платы уже с заявителя. 

 Суды двух инстанций отметили, что приводимые в суде доводы (основания)  о доначислении платы за НВОС ни при направлении требования о представлении пояснений от 21.01.2022 № 02-20/1131, ни при направлении оспариваемого акта проведения контроля от 01.04.2022 № 04-20/6248 в таком ясном изложении не были сообщены Управлением заявителю. При этом Управление не отрицало представление Обществом формы № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления», заполняемой на основании данных учета в области обращения с отходами.

 В силу положений пункта 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ, разъяснений, данных в письме Минприроды России  от 11.12.2018 № 12-47/31393 «О реализации положений Закона № 89-ФЗ», апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2019                           № 44-АПА19-10 плата при размещении ТКО взимается с того, кто непосредственно осуществляет размещение (хранение и захоронение) ТКО, региональный оператор осуществляет плату при размещении ТКО в случае, если он самостоятельно эксплуатирует объект размещения отходов и принимает ТКО для захоронения. Согласно части 9 статьи 23 Закона № 89-ФЗ расходы на плату за НВОС при размещении ТКО учитываются при установлении тарифов оператора по обращению с ТКО в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.

 При таких конкретных обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допущено, оценка судами доказательств произведена с учетом требований статей 9,  65-71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). 

 Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе                их допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном  суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).

 Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов              отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

 Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области             от 27.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда                   от 12.07.2023 по делу № А56-72094/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – без удовлетворения.

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

Л.Б. Мунтян

И.Г. Савицкая