НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 01.12.2021 № А13-6717/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

01 декабря 2021 года

Дело №

А13-6717/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Васильевой Е.С.,  Корабухиной Л.И.,

рассмотрев 01.12.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Череповце Вологодской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2021 по делу № А13-6717/2020,

у с т а н о в и л:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Череповце Вологодской области (межрайонное), ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 162602, <...>, (далее – управление, фонд) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с публичного акционерного общества «Северсталь», ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 162608, <...>, далее - ПАО «Северсталь», общество) финансовых санкций в общей сумме 5 500 руб. на основании решений от 26.12.2019 № 045S19190013068, 045S19190013062, от 04.12.2019 № 045S19190012411, от 18.11.2019 № 045S19190011559, от 16.09.2019 № 045S19190009469.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО1 (место жительства: 162600, Вологодская область, город Череповец), ФИО2 (место жительства: 162641, Вологодская область, город Череповец), ФИО3 (место жительства: 162609, Вологодская область, город Череповец), ФИО4 (место жительства: 162618, Вологодская область, город Череповец).

Решением суда от 24.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.07.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и взыскать с общества финансовые санкции в сумме 5 500 руб.

По мнению подателя жалобы, поскольку правонарушения по решениям выявлены по результатам проверки документов (сведений), необходимых для установления пенсии, то срок давности привлечения к ответственности подлежит исчислению с даты, когда фонду стало известно о нарушениях, в связи с чем указанный срок не пропущен. Фонд также указывает, что оснований для проведения проверки в период предоставления страхователем сведений не имелось, поэтому узнать о совершении правонарушения до момента проведения проверки управление не могло.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, в связи с обращением ФИО3 с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на основании решения от 20.08.2019 № 169 управлением проведена документальная проверка достоверности и полноты сведений о стаже застрахованных лиц на соответствующих видах работ, содержащихся в представленных страхователем формах документов индивидуального (персонифицированного) учета, по окончании которой составлен акт от 21.08.2019 № 169.

По результатам проверки первичных документов, послуживших основанием для заполнения форм индивидуальных сведений в части страхового стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости, в отношении ФИО3 установлено, что он работал в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в основных цехах комбината в электроремонтном цехе общества с 01.01.1999 по 30.06.2002 (4 отчетных периода).

Фонд установил, что право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) по Списку № 2 раздел 3 «Металлургическое производство. Подразделы 2 и 3 «Производство стали и ферросплавов. Подготовка составов и копровые работы. Ремонт металлургических печей. Обжиг доломита и извести» и «Прокатное, колесопрокатное, бандажепрокатное, вилопрокатное, жестекатальное, лудильное, оцинковальное и освинцевальное производства. Производство рельсовых скреплений. Термическая обработка, вырубка и зачистка горячего металла» при условии постоянной занятости (не менее 80% рабочего времени) дает работа в качестве «Электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (код позиции Списка 2040200а-19861, 2040300а-19861. Приказы о закреплении за оборудованием, производствами; нормированные задания не представлены, поэтому определить право на льготное пенсионное обеспечение не предоставляется возможным.

В связи с эти управление пришло к выводу о нарушении обществом постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Постановление № 516) и о необходимости представления на общих основаниях индивидуальных сведений на ФИО3 за периоды работы с 01.01.1999 по 30.06.2002 и недостоверности этих сведений.

Управлением в адрес страхователя по почте направлено уведомление от 18.09.2019 247 об устранении расхождений, в котором обществу предложено в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления устранить выявленные в ходе документарной проверки расхождения в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за 1999, 2000, 2001, 2002 годы в отношении ФИО3 путем представления формы СЗВ-КОРР на указанное застрахованное лицо за соответствующие периоды. Уведомление получено обществом 24.09.2019.

В письме от 26.09.2019 ПАО «Северсталь» сообщило об отсутствии оснований для корректировки сведений.

По результатам рассмотрения материалов указанных документарных проверок и возражений общества, управлением составлен акт от 22.11.2019 № 045S18190015188 о выявлении нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Общество представило в адрес ответчика возражения на акт проверки от 29.11.2019, в которых дополнительно указало, что страхователь сдавал индивидуальные сведения за спорный период с кодом позиции Списка 2040100а-19861 и 2040200а-19861, а фонд принимал эти сведения по льготному Списку № 2 за 4 отчетных периода 01.01.1999 по 30.06.2002.

В связи с обращением ФИО1 с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на основании решения от 21.08.2019 № 170 управлением проведена документальная проверка достоверности и полноты сведений о стаже застрахованных лиц на соответствующих видах работ, содержащихся в представленных страхователем формах документов индивидуального (персонифицированного) учета, по окончании которой составлен акт от 22.08.2019 № 170.

По результатам проверки первичных документов, послуживших основанием для заполнения форм индивидуальных сведений в части страхового стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости, в отношении ФИО1 установлено, что он работал в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в основных цехах комбината в электроремонтном цехе общества с 01.01.2002 по 30.06.2002 (1 отчетный период).

Фонд установил, что право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ по Списку № 2 раздел 3 «Металлургическое производство. Подразделы 2 «Производство стали и ферросплавов. Подготовка составов и копровые работы. Ремонт металлургических печей. Обжиг доломита и извести» при условии постоянной занятости (не менее 80% рабочего времени) дает работа в качестве «Электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (код позиции Списка 2040200а-19861). Приказы о закреплении за оборудованием, производствами; нормированные задания не представлены, поэтому определить право на льготное пенсионное обеспечение не предоставляется возможным.

Управление пришло к выводу о нарушении обществом Постановления № 516 и о необходимости представления на общих основаниях индивидуальных сведений на ФИО1 за периоды работы с 01.01.2002 по 30.06.2002 и недостоверности этих сведений.

В адрес страхователя управлением по почте направлено уведомление от 18.09.2019 № 248 об устранении расхождений, в котором обществу предложено в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления устранить выявленные в ходе документарной проверки расхождения в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за 2002 год в отношении ФИО1 путем представления формы СЗВ-КОРР на указанное застрахованное лицо за соответствующий период. Уведомление получено обществом 24.09.2019.

ПАО «Северсталь» в письме от 26.09.2019 сообщило об отсутствии оснований для корректировки сведений.

По результатам рассмотрения материалов документарной проверки и возражений общества, управлением составлен акт от 22.11.2019 № 045S18190015189 о выявлении нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Обществом представлены возражения на акт проверки от 29.11.2019, в котором дополнительно указало, что общество сдавало индивидуальные сведения за спорный период с кодом позиции Списка 2040200а-19861, а фонд принимал эти сведения по льготному Списку № 2 за 2002 год.

В связи с обращением ФИО2 с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на основании решения от 13.06.2019 № 118 управлением проведена документальная проверка достоверности и полноты сведений о стаже застрахованных лиц на соответствующих видах работ, содержащихся в представленных страхователем формах документов индивидуального (персонифицированного) учета, по окончании которой составлен акт от 18.06.2019 № 118.

По результатам проверки первичных документов, послуживших основанием для заполнения форм индивидуальных сведений в части страхового стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости, в отношении ФИО2 установлено, что он работал в качестве водителя автомобиля грузоподьемностью от 6 до 15 тонн в автотранспортном цехе (АТЦ) общества с 01.01.1999 по 19.12.2003 (5 отчетных периодов).

Фонд установил, что право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ пользуются водители автомобилей, занятые на вывозке отходов коксохимического производства по списку № 2, раздел 4 «Коксовое, пекококсовое, термоантрацитовое и коксохимическое производства. Углеподготовка», код позиции Списка 2050000а-11442, при условии постоянной занятости в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени). По представленному табелю учета рабочего времени за 1999 год на ФИО2 дополнительные условия, предусмотренные Списками № 2 «занятость на вывозке отходов коксохимического производства» не подтверждаются.

Управление пришло к выводу о нарушении обществом Постановления № 516 и о необходимости представления на общих основаниях индивидуальных сведений на ФИО2 за 1999 год и недостоверности этих сведений.

В адрес страхователя управлением по почте направлено уведомление от 15.07.2019 № 230 об устранении расхождений, в котором обществу предложено в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления устранить выявленные в ходе документарной проверки расхождения в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за 1999 год в отношении ФИО2 путем представления формы СЗВ-КОРР на указанное застрахованное лицо за соответствующий период. Уведомление получено обществом 29.07.2019.

ПАО «Северсталь» в письме от 02.08.2019 сообщило об отсутствии оснований для корректировки сведений.

По результатам рассмотрения материалов документарной проверки и возражений общества, управлением составлен акт от 29.10.2019 № 045S18190014347 о выявлении нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Обществом представлены возражения на акт проверки от 12.11.2019, в котором дополнительно указало, что общество сдавало индивидуальные сведения за спорный период с кодом позиции Списка 2050000а-11442, а фонд принимал эти сведения по льготному Списку № 2 за 1999 год.

В связи с обращением ФИО4 с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на основании решения от 22.05.2019 № 104 управлением проведена документальная проверка достоверности и полноты сведений о стаже застрахованных лиц на соответствующих видах работ, содержащихся в представленных страхователем формах документов индивидуального (персонифицированного) учета, по окончании которой составлен акт от 29.05.2019 № 104.

По результатам проверки первичных документов, послуживших основанием для заполнения форм индивидуальных сведений в части страхового стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости, в отношении ФИО4 установлено, что он работал в АТЦ УТ общества в качестве: машиниста бульдозера Т-170 с 01.01.2000 по 31.07.2001; машиниста бульдозера Т-330, мощность двигателя 370 л.с. на АГП, участки по перемещению шламов и угля с 01.08.2001 по 31.12.2005; машиниста бульдозера Т-330 мощность двигателя 370 л.с. (АГП, перемещения сырья ШПЦ-1, ШПЦ-2) с 01.01.2006 по 31.07.2015 (31 отчетный период).

Фонд установил, что право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ пользуются машинисты бульдозеров, занятые в технологическом процесс, на шламовых и породных системах, погрузке угля, а также на хвостохранилищах по Списку № 2 раздела 2 «Рудоподготовка, обогащение, окускование (агломерация, брикетирование, окомкование), обжиг руд и нерудных ископаемых», код позиции Списка 2030000а-13583, при условии постоянной занятости в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени). В соответствии с представленными документами ФИО4 с 01.05.2001 был занят в технологическом процессе аглопроизводства на участке по перемещению шламов и перемещению сырья ШПЦ-1, ШПЦ-2. В соответствии с табелем учета рабочего времени АТЦ с 01.01.2000 по 30.04.2001 закрепление ФИО4 в технологическом процессе, на шламовых и породных системах, погрузке угля, а также на хвостохранилищах не просматривается.

Управление пришло к выводу о нарушении обществом Постановления № 516 и о необходимости представления на общих основаниях индивидуальных сведений на ФИО4 за 2000, 2001 годы и недостоверности этих сведений.

В адрес страхователя управлением по почте направлено уведомление от 02.07.2019 № 227 об устранении расхождений, в котором обществу предложено в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления устранить выявленные в ходе документарной проверки расхождения в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за 2000, 2001 годы в отношении ФИО4 путем представления формы СЗВ-КОРР на указанное застрахованное лицо за соответствующие периоды. Уведомление получено обществом 16.07.2019.

ПАО «Северсталь» в письме от 17.07.2019 сообщило об отсутствии оснований для корректировки сведений.

По результатам рассмотрения материалов документарной проверки и возражений общества, управлением составлен акт от 11.10.2019 № 045S18190013483 о выявлении нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Обществом представлены возражения на акт проверки от 21.10.2019, в котором дополнительно указало, что общество сдавало индивидуальные сведения за спорный период с кодом позиции Списка 2030000а-13583, а фонд принимал эти сведения по льготному Списку № 2 за 2000, 2001 годы.

В связи с обращением ФИО5 с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на основании решения от 02.07.2018 № 238 управлением проведена документальная проверка достоверности и полноты сведений о стаже застрахованных лиц на соответствующих видах работ, содержащихся в представленных страхователем формах документов индивидуального (персонифицированного) учета, по окончании которой составлен акт от 09.07.2018 № 238.

По результатам проверки первичных документов, послуживших основанием для заполнения форм индивидуальных сведений в части страхового стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости, в отношении ФИО5 установлено, что он работал в качестве котельщика в котельно-монтажном цехе общества с 01.01.2000 по 30.06.2002 (3 отчетных периода).

Фонд установил, что право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ по списку № 2 раздел 14 «Металлообработка», пункт 3 «Котельные, судокорпусные, судостроительные и судоремонтные работы» при условии постоянной занятости (не менее 80 рабочего времени) дает работа в качестве котельщика (код позиции Списка 2150300а-13144). К работникам, занятым на котельных работах, относятся работники, выполняющие работы по изготовлению котлов и котельного оборудования (трубы, поддоны, решетки и другие детали котлов). В соответствии с единым тарифно-квалификационным справочником выпуск 2 к котельному оборудованию относится: основное котельное оборудование состоит из котла с топочной и конвективной частями, каркаса с обмуровкой, теплоизоляцией и обшивкой, лестниц и помостов для обслуживания, арматуры и гарнитуры котла, экономайзера, пароперегревателя. К вспомогательному котельному оборудованию относятся дутьевые вентиляторы и дымососы, питательные, циркуляционные насосы, водоподготовительные и пылеприготовительные системы, системы топливоподачи и золошлакоудаления (для котлов на твердом топливе), мазутное хозяйство (для котлов на жидком топливе), горелки и газорегуляторные станции (для газовых котельных), газоходы и дымоходы, дымовые трубы, контрольно-измерительные приборы и котельная автоматика. В соответствии с инструкцией о должностных обязанностях котельщик занят как изготовлением котлов и котельного оборудования, так и ремонтом, клепкой, монтажом различного оборудования. Документы, на основании которых перечисленное оборудование отнесено к котельному оборудованию, не отражены. Согласно представленных документов котельщики заняты на изготовлении, ремонте, клепке, монтаже узлов, стальных м/конструкций, водоохлаждаемой арматуры, нестандартного оборудования, запчастей. Представленные для проверки Перечни оборудования не содержат нормативного обоснования, что перечисленное оборудование можно отнести к котельному оборудованию.

Управление пришло к выводу о нарушении обществом Постановления № 516 и о необходимости представления на общих основаниях индивидуальных сведений на ФИО5 за 2000, 2001, 2002 годы и недостоверности этих сведений.

В адрес страхователя управлением по почте направлено уведомление от 22.08.2018 № 174 об устранении расхождений, в котором обществу предложено в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления устранить выявленные в ходе документарной проверки расхождения в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за 1 и 2 полугодие 2000 года, 2001 и 2002 годы в отношении ФИО5 путем представления формы СЗВ-КОРР на указанное застрахованное лицо за соответствующие периоды. Уведомление получено обществом 31.08.2018.

ПАО «Северсталь» в письме от 11.09.2018 сообщило об отсутствии оснований для корректировки сведений.

По результатам рассмотрения материалов документарной проверки и возражений общества, управлением составлен акт от 12.08.2019 № 045S18190011091 о выявлении нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Обществом представлены возражения на акт проверки от 30.08.2019, в котором дополнительно указало, что рабочее место «котельщик» предусмотрено Перечнем по Списку № 2 (2150300а-13144).

По результатам рассмотрения актов и возражений на акты управлением вынесены решения от 26.12.2019 № 045S19190013068, 045S19190013062, от 04.12.2019 № 045S19190012411, от 18.11.2019 № 045S19190011559, от 16.09.2019 № 045S19190009469, которыми общество привлечено к ответственности по части третьей статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) в виде финансовых санкций в общей сумме 5 500 руб.

В требованиях от 29.01.2020 № 045S01200000512, 045S01200000515, направленных в адрес общества, страхователю предложено уплатить суммы штрафа в срок до 20.02.2020; в требовании от 30.12.2019 № 045S01190013010, направленном в адрес общества, страхователю предложено уплатить сумму штрафа в срок до 29.01.2020; в требовании от 12.12.2019 № 045S01190012185, направленном в адрес общества, страхователю предложено уплатить сумму штрафа в срок до 31.12.2019; в требовании от 11.10.2019 № 045S01190010053, направленном в адрес общества, страхователю предложено уплатить сумму штрафа в срок до 05.11.2019.

Поскольку общество не исполнило указанные требования, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления.

Апелляционный суд поддержал позицию суда первой инстанции.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.

Подпунктом 5 пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователя представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Порядок исчисления периодов, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Закона N 173-ФЗ, установлен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением № 516 (далее - Правила N 516).

В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Правил № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Исходя из пункта 5 постановления Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

В подпункте «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Закона № 173-ФЗ работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Данным постановлением Кабинета Министров СССР утвержден Список № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях) (далее - Список № 2).

Профессия «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» входит в Список № 2 (позиции 2040200а-19861, 2040300а-19861 раздел 3 «Металлургическое производство. Подразделы 2 и 3 «Производство стали и ферросплавов. Подготовка составов и копровые работы. Ремонт металлургических печей. Обжиг доломита и извести» и «Прокатное, колесопрокатное, бандажепрокатное, вилопрокатное, жестекатальное, лудильное, оцинковальное и освинцевальное производства. Производство рельсовых скреплений. Термическая обработка, вырубка и зачистка горячего металла»).

Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении ФИО3 следует, что за период работы с 01.01.1999 по 30.06.2002 в сведениях об особых условиях работы общество указывало код 2040200а-19861.

Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении ФИО1 за 2002 год следует, что в сведениях об особых условиях работы общество указывало код 2040200а-19861.

Профессия «водители автомобилей, занятые на вывозке отходов коксохимического производства» входит в Список № 2 (позиция 2050000а-11442 раздел 4 «Коксовое, пекококсовое, термоантрацитовое и коксохимическое производства. Углеподготовка»).

Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении ФИО2 за 1999 год следует, что в сведениях об особых условиях работы общество указывало код 2050000а-11442.

Профессия «машинисты бульдозеров, занятые в технологическом процессе, на шламовых и породных системах, погрузке угля, а также на хвостохранилищах» входит в Список № 2 (позиция 2030000а-13583 раздел 2 «Рудоподготовка, обогащение, окускование (агломерация, брикетирование, окомкование), обжиг руд и нерудных ископаемых»).

Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении ФИО4 за 2000, 2001 годы следует, что в сведениях об особых условиях работы общество указывало код 2030000а-13583.

Профессия «котельщики» входит в Список № 2 (позиция 2150300а-13144 раздел 14 «Металлообработка», пункт 3 «Котельные, судокорпусные, судостроительные и судоремонтные работы»).

Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении ФИО5 за 2000, 2001, 2002 годы следует, что в сведениях об особых условиях работы общество указывало код 2150300а-13144.

Суды обеих инстанций, исследовав и оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, пришли к выводу о необоснованном привлечении общества к ответственности, признав недоказанным факт предоставления фонду недостоверных сведений.

При этом судами учтено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017 (то есть в проверенный период), страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Как следует из материалов дела, страхователь представил фонду сведения, недостоверность которых фондом не подтверждена.

Само по себе то обстоятельство, что управление не смогло определить время, занятое работником в течение рабочего дня на выполнение соответствующих видов работ, не свидетельствует о наличии правонарушения. Также правонарушение не подтверждается непредставлением обществом корректирующих сведений в отношении спорных лиц в ответ на уведомление заявителя в отсутствие доказательств фактической обязанности общества эти сведения представить.

Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске управлением срока давности привлечения к ответственности на момент вынесения в 2019 году решений, поскольку самым поздним из периодов, в которых управлением установлено правонарушение, является 2002 год.

Доводы фонда относительно соблюдения срока давности привлечения к ответственности рассмотрены судом апелляционной инстанции и правомерно им отклонены с учетом следующего.

В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На основании статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Согласно пункту 4 статьи 109 НК РФ истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

С учетом изложенного следует признать, что в рассматриваемом случае решения о привлечении к ответственности вынесены за пределами трехлетнего срока давности привлечения к ответственности, поскольку указанные решения вынесены в 2019 году в отношении представления страхователем сведений за периоды, самый поздние из которых 2002 год.

Податель жалобы ссылается на положения статьи 17 Закона № 27-ФЗ, согласно которым страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности). Указанные положения введены в действие с 01.01.2017 Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ.

Данные доводы рассмотрены апелляционным судом, исходя из общих конституционных принципов привлечения к ответственности, согласно которым закон, ухудшающий положение лица, привлекаемого к ответственности, обратной силы не имеет.

С учетом изложенного суды обеих инстанций верно указали, что истечение срока давности привлечения к ответственности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.

При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворений требований фонда о взыскании с общества финансовых санкций в сумме 5 500 руб.

Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов.

С учетом изложенного следует признать, что суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 24.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2021 по делу № А13-6717/2020 оставить без изменения,  а кассационную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Череповце Вологодской области (межрайонного) – без удовлетворения.

Председательствующий

О.Р. Журавлева

Судьи

Е.С. Васильева

Л.И. Корабухина