НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 01.09.2015 № А66-9923/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

01 сентября 2015 года

Дело №

А66-9923/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Подвального И.О.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Верхневолжский кирпичный завод» ФИО1 (доверенность от 16.02.2015; б/н), от  Министерства экономического развития Тверской области                      ФИО2 (доверенность от 13.07.2015; б/н), от Правительства Тверской области ФИО3 (доверенность от 15.01.2013      № 8),

рассмотрев 18.08.2015 – 25.08.2015 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства экономического развития Тверской области и Правительства Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 12.11.2014 (судья Пугачев А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2015 (судьи Холминов А.А., Пестерева О.Ю.,  Рогатенко Л.Н.) по делу № А66-9923/2014,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Верхневолжский кирпичный завод», место нахождения: 172369, Тверская область, Ржевский район, поселок Есинка, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество, ООО «ВКЗ») обратилось в суд с заявлением к Министерству экономического развития Тверской области, место нахождения: 170100, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Министерство) о признании незаконным возврата заявлений о предоставлении субсидий за 2010, 2011 годы, оформленного письмом от 25.06.2014 № 2646/02, и о возложении на Министерство обязанности подготовить и направить в Правительство Тверской области проект распоряжения о предоставлении субсидий за 2010, 2011 годы.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Тверской области, место нахождения: 170100, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Правительство).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 12.11.2014, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2015, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением от 12.11.2014 и постановлением от 22.05.2015, Министерство и Правительство обратились в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить означенные судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Суд кассационной инстанции в порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 18.08.2015 объявил перерыв до 11 часов 45 минут 25.08.2015, после окончания которого заседание продолжено в прежнем составе.

В судебном заседании представители Министерства и Правительства поддержали доводы, изложенные в своих кассационных жалобах, представитель Общества возражал против удовлетворения жалоб, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судами, ООО «ВКЗ» является организацией, реализующей на территории Тверской области инвестиционный проект - строительство кирпичного завода. Между Администрацией Тверской области, Администрацией муниципального образования «Ржевский район» и открытым акционерным обществом Объединение «Мастер» заключено соглашение от 05.06.2009 № 1634 о взаимодействии в рамках реализации инвестиционного проекта, предусматривающего строительство кирпичного завода производительностью 160 млн. условного кирпича в год.

В соответствии с разделом 4 данного соглашения Администрация Тверской области приняла на себя обязательство обеспечивать своевременное рассмотрение заявлений о предоставлении субсидий из областного бюджета.

22.06.2010 на заседании Инвестиционно-экспертного совета при Администрации Тверской области рассмотрен позитивно вопрос о целесообразности предоставления Обществу субсидий из областного бюджета Тверской области в целях поддержки вновь созданных производств, обеспечивающих создание дополнительных рабочих мест на территории Тверской области.

В связи с этим Общество обратилось в Министерство с заявлениями от 11.07.2013 о предоставлении субсидии из областного бюджета в целях поддержки вновь созданных производств за 2010 год в размере 82 927 103 руб. и за 2011 год в размере 75 108 874 руб.

Министерство оставило эти заявления без рассмотрения в связи с несоблюдением (пропуском) срока на обращение. Решением Арбитражного суда Тверской области от 25.11.2013 по делу № А66-9922/2013, оставленным без изменения постановлениями Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 и Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.06.2014, бездействие Министерства, выразившееся в оставлении без рассмотрения заявлений Общества о предоставлении заявителю субсидии за 2010 и 2011 годы, признано незаконным.

Во исполнение решения Арбитражного суда Тверской области от 25.11.2013 по делу № А66-9922/2013 Министерство рассмотрело спорные заявления и  письмом от 25.06.2014 № 2646/02 возвратило Обществу поданные документы на предоставление субсидии.

Общество не согласилось с возвратом  заявлений о предоставлении субсидий и обратилось в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций указали на отсутствие у Министерства законных оснований для возврата документов.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.

Исходя из принципа самостоятельности бюджета (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации), который предусматривает право органов государственной власти самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов, Администрация Тверской области Постановлением от 28.08.2008 № 259-па утвердила  Порядок предоставления юридическим лицам субсидий из областного бюджета Тверской области в целях поддержки вновь созданных производств, обеспечивающих создание дополнительных рабочих мест на территории Тверской области (далее - Порядок).

Право на получение субсидии у Инвестора возникает начиная с года, в котором сумма капитальных вложений при реализации инвестиционного проекта создания нового производства составила 150 миллионов рублей (пункты 5.1 - 5.6 Порядка в редакции, действовавшей в спорный период).

Как установлено пунктом 5.2 Порядка, с момента, указанного в пункте 5.1 названного Порядка, Инвестор вправе впервые обратиться в государственный орган исполнительной власти Тверской области, уполномоченный в сфере инвестиционной политики (далее - уполномоченный орган), с письменным заявлением о предоставлении субсидии.

Заявление о предоставлении субсидии принимается с 1 января до 1 сентября года, в котором у Инвестора возникло право на получение субсидии, а также каждого последующего года в течение срока, предусмотренного пунктом 5.25 настоящего Порядка (пункт 5.4 Порядка).

В соответствии с пунктом 5.6 Порядка, уполномоченный орган рассматривает заявление о предоставлении субсидии и иные документы, предусмотренные пунктом 6.1 настоящего порядка, на предмет соответствия требованиям, установленным в пунктах 6.1 и 6.2 настоящего Порядка, в течение 5 рабочих дней со дня их поступления.

В силу пункта 5.7 Порядка в случае несоответствия заявления о предоставлении субсидии и иных документов, предусмотренных пунктом 6.1, требованиям пунктов 6.1 и 6.2 настоящего Порядка уполномоченный орган в течение 8 рабочих дней со дня поступления возвращает их Инвестору с указанием мотивов возврата.

Пунктом 5.8. Порядка установлено, что возврат Инвестору заявления о предоставлении субсидии и иных документов, предусмотренных пунктом 6.1 настоящего Порядка, уполномоченным органом в случае, предусмотренном пунктом 5.7 настоящего Порядка, не препятствует повторному направлению Инвестором указанных документов в уполномоченный орган в сроки, установленные пунктом 5.4 настоящего Порядка.

В данном случае вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 25.11.2013 по делу № А66-9922/2013 бездействие Министерства, выразившееся в оставлении без рассмотрения заявлений ООО «ВКЗ» о предоставлении субсидий за 2010 и 2011 годы признано незаконным. Суд обязал Министерство рассмотреть заявления Общества от 11.07.2013 о предоставлении субсидии на 2010, 2011 годы в течении пяти рабочих дней с момента вступления решения в законную силу.

При этом в определении об отказе в разъяснении решения от 20.10.2014 по указанному делу арбитражный суд первой инстанции  указал, что решением от 25.11.2013 судом установлена обязанность только рассмотреть заявления ООО «ВКЗ» в порядке устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя вследствие признания незаконным бездействия Министерства. Возложение обязанности на Министерство подготовить и направить проект распоряжения о предоставлении субсидий не является восстановлением нарушенных прав и законных интересов.

Во исполнение указанного судебного акта Министерством было рассмотрено заявлений ООО «ВКЗ» о предоставлении субсидий за 2010 и 2011 годы.

Согласно пункту 6.1 Порядка (в редакции, действовавшей в спорный период) для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии Инвестор представляет в уполномоченный орган письменное заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов:

- выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, полученной не ранее чем за 30 календарных дней до дня подачи заявления о предоставлении субсидии;

- копии документов (свидетельство или уведомление), подтверждающих постановку Инвестора на налоговый учет на территории Тверской области;

- справки государственных внебюджетных фондов, подтверждающие отсутствие у Инвестора задолженности по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды, и справки налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и сборам;

- бухгалтерского баланса по форме, утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации, с отметкой налогового органа о поступлении указанного документа:

за квартал года, предшествующий кварталу постановки Инвестора на налоговый учет в качестве налогоплательщика на территории Тверской области (при наличии);

за квартал года, по итогам которого по статье «Основные средства» объем капитальных вложений, осуществляемых в течение срока, установленного подпунктом «б» пункта 4.1 настоящего Порядка, превысил сумму 150 миллионов рублей, с приложением реестра объектов основных средств (с указанием наименования, количества и остаточной стоимости объектов основных средств), находящихся на балансе Инвестора, введенных в эксплуатацию в рамках реализации инвестиционного проекта и участвующих в производственном процессе, заверенного подписями руководителя организации, главного бухгалтера и печатью организации;

на 1 января каждого года в течение 4 лет со дня постановки Инвестора на налоговый учет в качестве налогоплательщика на территории Тверской области (если период составляет 4 года и более);

на 1 января каждого года со дня постановки Инвестора на налоговый учет в качестве налогоплательщика на территории Тверской области до даты подачи заявления (если период составляет менее 4 лет);

на последнюю отчетную дату года подачи заявления;

- приложения к бухгалтерскому балансу по форме, утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на последнюю отчетную дату с отметками налогового органа о поступлении указанного документа;

- справки, содержащей индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица (списочная форма) по форме СЗВ-4-2, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192п, на последнюю отчетную дату с отметками государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области - о поступлении указанного документа;

- копии заключения Инвестиционно-экспертного совета, предусмотренного пунктом 4.2 настоящего Порядка;

- справки-расчета прогнозируемых сумм налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций, подлежащих перечислению Инвестором в областной бюджет Тверской области в текущем году;

- проектной документации инвестиционного проекта.

Требования к представлению документов, предусмотренных настоящим пунктом, применяются с учетом положений Федерального закона от 27.07.2010        № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Копии документов, предусмотренных пунктом 6.1 Порядка, должны быть заверены в порядке, установленном законодательством (пункт 6.2 Порядка).

В данном случае основанием для возврата Обществу заявлений о  предоставлении субсидий за 2010 и 2011 годы послужило представление инвестором неполного комплекта документов, установленного пунктом 6.1. Порядка, кроме того, по мнению  уполномоченного органа, часть документов была заверена ненадлежащим образом.

Так в обоснование возврата заявлений Министерство указало, что среди поданных Обществом документов отсутствовало приложение к бухгалтерскому балансу по форме, утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на последнюю отчетную дату с отметками налогового органа о поступлении указанного документа, а именно Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету (форма 0710005).

Суды первой и апелляционной инстанции не согласись с таким выводом Министерства, указав, что к заявлениям Общества о предоставлении субсидий от 11.07.2013 был приложен бухгалтерский баланс за 2012 год с приложением  формы 0710005.

Кассационный суд считает, что данный вывод не подтверждается материалами дела.

Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» утверждены формы бухгалтерского баланса и приложений к нему. Согласно подпункту «б» пункта 4 упомянутого приказа содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом приложения № 3 к настоящему Приказу (форма 0710005).

Как указывает Министерство ООО «ВКЗ» представило бухгалтерский баланс за 2012 года на 11 страницах (односторонняя печать).

В материалы дела также представлен бухгалтерский баланс Общества за 2012 год на 11 страницах (5 листов двусторонней печати и 1 односторонней). При этом на первом титульном листе (2 страницы) указаны общие сведения об Обществе.

Также в материалы дела представлены Пояснения к бухгалтерскому балансу  за 2012 год на 9 страницах (4 листа двусторонней печати и 1 односторонней).

Таким образом, исходя из общего количества страниц бухгалтерского баланса с приложениями ООО «ВКЗ» должно было приложить  к заявлениям о предоставлении субсидии 20 страниц бухгалтерского баланса.

Также к заявлениям на предоставление субсидии ООО «ВКЗ» была представлена проектная документация на 12 листах.

При рассмотрении заявлений Министерство установило, Обществом не оспаривается и подтверждается материалами дела, что проектная документация представлена не в полном объеме.

К доводу Общества о том, что проектная документация по кирпичному заводу в связи с ее масштабностью с разрешения Министерства представлялась в виде реестра, суд кассационной инстанции относится критически, поскольку ни в материалах рассматриваемого дела, ни в нормативно-правовых актах такое разрешение не содержится.

Также кассационный суд не согласен с выводами судов первой  и апелляционной инстанций о неправомерном возврате Министерством заявлений, поскольку на основании данного реестра было принято положительное решение о предоставлении Обществу субсидии за 2013 год, а также о подтверждении вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 23.04.2013 по делу № А66-324/2013 соответствие Общества условиям субсидирования.

Как следует из Порядка, уполномоченный орган ежегодно осуществляет оценку соответствия Инвестора, претендующего на получение субсидий, условиям их предоставления, следовательно, отказ или предоставление субсидий за один период не может свидетельствовать об аналогичном результате за другой период.

Выводы суда первой инстанции, поддержанные апелляционным судом о незаконности возврата заявлений Общества  о предоставлении субсидий за 2010 и 2011 года, в связи с не представлением справки-расчета прогнозируемых сумм налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций, подлежащих перечислению инвестором в областной бюджет Тверской области; отсутствием справок, содержащих индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на пенсионное страхование застрахованного лица за 1 квартал 2013 года; ненадлежащим  заверением копий документов (смена руководителя Общества), соответствуют материалам дела. Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки указанных обстоятельств и представленных документов.

Вместе с тем, наличие даже одного основания для возврата заявления свидетельствует о правомерности  действий уполномоченного органа.

Кроме того, исходя из положений пункта 5.8. Порядка, Общество не лишено права повторно обратиться в Министерство с полным пакетом документов, установленным пунктом 6.1 Порядка для рассмотрения по существу вопроса о предоставлении субсидий.

Также следует отметить, что исходя из предмета спора (признание незаконным возврата заявлений о предоставлении субсидий за 2010, 2011 годы) доводы подателей жалобы о наличии оснований для отказа в предоставлении субсидии не подлежат рассмотрению кассационным судом в рамках настоящего спора.

Поскольку судами первой и апелляционной инстанций установлены все фактические обстоятельства дела, кассационная инстанция считает возможным принять новое  решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Тверской области от 12.11.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2015 по делу № А66-9923/2014 отменить.

В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью «Верхневолжский кирпичный завод», место нахождения: Тверская область, Ржевский район, поселок, Есинка; ОГРН <***>; ИНН <***>, требованийо признании незаконным возврата заявлений о предоставлении субсидий за 2010, 2011 годы, оформленного письмом от 25.06.2014 № 2646/02, и о возложении на Министерство обязанности подготовить и направить в Правительство Тверской области проект распоряжения о предоставлении субсидий за 2010, 2011 годы - отказать.

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

О.А. Алешкевич

И.О. Подвальный