НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 01.08.2023 № А56-99402/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

01 августа 2023 года

Дело №

А56-99402/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Мунтян Л.Б.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Региональное агентство системного и экологического менеджмента» Новосельцевой И.А. (доверенность от 20.12.2022), от Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Моргунова В.С. (доверенность от 17.03.2023 № 01-19/5077),

рассмотрев 26.07.2023 в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Региональное агентство системного и экологического менеджмента» и Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.11.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2023 по делу № А56-99402/2021,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Региональное агентство системного и экологического менеджмента», адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, Комсомольская ул., д. 13, ОГРН 1034700894898, ИНН 4704054105 (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее – Управление), от 23.07.2021 № 76-ПВ.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.11.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2023, признаны недействительными пункты 1, 12 и 13 оспариваемого предписания; в удовлетворении остальной части требований отказано.

Общество и Управление обратились в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационными жалобами на решение от 08.11.2022 и постановление от 28.03.2023.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты в части отказа в удовлетворении заявления о признании недействительными пунктов 2 – 11 оспариваемого предписания и направить дело в указанной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Общество выражает несогласие и отмечает недоказанность нарушений, вменяемых ему в пунктах 2 – 11 оспариваемого предписания.

Управление в своей кассационной жалобе просит отменить решение и постановление судов в части признания недействительным пункта 13 оспариваемого предписания и принять в указанной части новый судебный акт – об отказе в удовлетворении заявления Общества в соответствующей части. По мнению Управления, основания доначисления платы за 2020 год не тождественны основанию доначисления платы за 2019 год, которое в рамках дела № А56-118808/2021 было признано незаконным.

В судебном заседании представители Общества и Управления поддержали доводы своих кассационных жалоб.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество на основании лицензии от 17.09.2014 серии 78 № 00098 осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в том числе осуществляет размещение отходов производства и потребления на объекте размещения отходов (далее – ОРО), расположенном по адресу: Ленинградская обл., г. Выборг, шоссе Скандинавия, участок 9, имеющего II категорию негативного воздействия на окружающую среду (код 41-0178-001127-П).

На основании распоряжения от 21.06.2021 № 76-ПВ Управление в период с 28.06.2021 по 23.07.2021 провело в отношении Общества плановую выездную проверку по вопросу соблюдения природоохранного законодательства на указанном ОРО, по результатам которой составило акт 23.07.2021 № 76-ПВ.

В ходе проверки установлено и в акте зафиксированы следующие допущенные Обществом нарушения обязательных и лицензионных требований:

1. Общество не согласовало мероприятия при неблагоприятных метеорологических условиях с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области государственного экологического надзора (часть 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пункт 19 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.11.2019 № 811).

2. Общество не разработало проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в отношении следующих видов отходов: умеренно опасный и малоопасный фильтраты полигонов захоронения твердых коммунальных отходов (статья 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; далее – Закон № 7-ФЗ, статья 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; далее – Закон № 89-ФЗ, пункт 26 Порядка заполнения декларации о воздействии на окружающую среду, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утвержденного приказом Минприроды от 11.10.2018 № 509; далее – Порядок № 509).

3. У Общества отсутствуют паспорта отходов на умеренно опасный и малоопасный фильтраты полигонов захоронения твердых коммунальных отходов (статья 14 Закона № 89-ФЗ).

4. В 2020 году Общество представило недостоверную информацию об ОРО, на основании которой такой объект включен в государственный реестр ОРО (часть 6 статьи 12 Закона № 89-ФЗ, пункты 18, 22 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды от 30.09.2011 № 792; далее – Порядок № 792).

5. Общество не должным образом использует переносные сетчатые ограждения, а именно: не перпендикулярно направлению ветра, в недостаточном количестве для препятствования «разлетанию» отходов, высыпающихся из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте (абзац первый пункта 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ, пункт 1 статьи 34, пункта 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ, пункт 7.5 СП 320.1325800.2017 «Свод правил. Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.11.2017 № 1555/пр).

6. Общество допускает отсутствие изоляции либо недостаточную изоляцию отходов инертными материалами (абзац первый пункта 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ, пункт 1 статьи 34, пункт 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ, пункты 6.8, 7.1 СП 320.1325800.2017).

7. Общество осуществляет деятельность по размещению отходов на ОРО в отсутствие систем сборов поверхностного стока с территории полигона с южной, северной, восточной сторон ОРО (абзац первый пункта 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ, пункт 1 статьи 34, пункт 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ, пункт 6.10 СП 320.1325800.2017).

8. Общество осуществляет недостаточные меры по очистке санитарно-защитной зоны ОРО от отходов производства и потребления (абзац первый пункта 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ, пункт 1 статьи 34, пункт 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ, пункт 2.15 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996 (далее – Инструкция).

9. Общество использует фильтрат, собираемый с тела полигона, в технических целях для полива тела полигона без очистки в локальных очистных сооружениях (абзац первый пункта 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ, пункт 1 статьи 34, пункта 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ, пункт 6.11 СП 320.1325800.2017).

10. Общество не обеспечило размещение отходов производства и потребления на ОРО безопасным способом, что повлекло негативные изменения в качестве окружающей среды, а именно: выявлено загрязнение природных грунтовых вод в контрольных скважинах по значениям фоновой скважины по ХПК, БПК5, аммоний-иону, нитрит-иону, нитрат-иону, нефтепродуктам, общему железу, марганцу, свинцу, кальцию, магнию, АПАВ, шестивалентному хрому, фенолам, хлоридам, загрязнение почв по показателям меди, цинка и марганца (часть 1 статьи 51 Закона № 7-ФЗ).

11. Общество сокрыло информацию о состоянии окружающей среды при осуществлении мониторинга состояния и загрязнения грунтовых вод на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду, не осуществляет меры по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества окружающей среды (часть 3 статьи 12 Закона № 89-ФЗ, пункт 25 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды от 08.12.2020 № 1030; далее – Порядок № 1030).

12. Общество в 2020 году не уплачивало авансовые платежи за размещение отходов производства и потребления, за размещение твердых коммунальных отходов (часть 4 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду»).

13. Общество внесло плату за выбросы загрязняющих веществ не в полном объеме, задолженность за 2020 год составляет 18 550 755,47 руб., а за 2019 год - 8 997 927, 41 руб. (часть 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ, пункт 33 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее – Правила № 255).

В связи с этим Управление 23.07.2021 выдало Обществу предписание № 76-ПВ об устранении выявленных нарушений обязательных и лицензионных требований.

Не согласившись с указанным предписанием, Общество оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции, с которым согласился и апелляционный суд, удовлетворил требования заявителя частично, признав недействительными пункты 1, 12 и 13 оспариваемого предписания. Судебные акты в отношении пунктов 1 и 12 оспариваемого предписания не обжалуются в кассационном порядке.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационные жалобы Общества и Управления не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Закон № 89-ФЗ.

В соответствии с абзацем вторым статьи 1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом.

В силу статьи 4.1 Закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Согласно абзацу 5 статьи 1 Закона № 89-ФЗ размещение отходов представляет собой хранение (содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования) и захоронение отходов (изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду).

В пунктах 2 и 3 предписания Управление вменяет Обществу то, что последнее не разработало проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в отношении умеренно опасного и малоопасного фильтратов полигонов захоронения твердых коммунальных отходов, а также отсутствие паспорта на указанные отходы.

В силу статьи 18 Закона № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 1); нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 2).

В ходе осмотра территории ОРО Управление установило наличие системы сбора фильтрата с тела полигона, состоящей из дренажных труб и 18 колодцев; инфильтрат без прохождения очистки собирается автомобилем КО-505А из колодцев для следующей подачи на тело полигона.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242, под кодами 73910111393, 73910112394 указаны такие виды отходов, как умеренно опасный и малоопасный фильтраты полигонов захоронения твердых коммунальных отходов.

Согласно части 4 статьи 18 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 25 Порядка № 509 раздел VI декларации о воздействии на окружающую среду в части массы или объема образовавшихся и размещенных отходов заполняется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателям, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона № 89-ФЗ, на основании данных учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Данные представляются за календарный год, предшествующий году представления декларации. Раздел VI в части массы или объема образовываемых и размещаемых отходов заполняется на основании данных, содержащихся в проектах нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Судами установлено, что в поданной Обществом декларации о воздействии на окружающую среду отсутствуют сведения об отходах по кодам 73910111393, 73910112394, а также сведения об обосновании нормативов и лимитов размещения таких отходов, тогда как в результате взаимодействия поступающих на тело полигона атмосферных осадков с отходами и продуктами их разложения образуется фильтрат, который с тела полигона поступает в дренажные трубы, и является отходом производства при осуществлении Обществом деятельности по размещению отходов. В нарушение требований статьи 14 Закона № 89-ФЗ паспорта указанных отходов не были оформлены Обществом в установленном порядке.

Доказательства, опровергающие указанные выводы судов, Обществом не представлены.

Пунктом 4 предписания Управление установило, что в 2020 году Общество представило недостоверную информацию об ОРО, на основании которой данный объект включен в государственный реестр объектов размещения отходов (далее – Реестр).

В соответствии с частью 6 статьи 12 Закона № 89-ФЗ ОРО вносятся в Реестр. Ведение Реестра осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 18 Порядка № 792 Реестр формируется на основе информации об ОРО, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49.

Пунктом 19 Порядка № 792 предусмотрено, что территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего ОРО, характеристики ОРО, составленной по результатам проведения инвентаризации ОРО, представляют в Росприроднадзор информацию о данном ОРО, предлагаемом для включения в Реестр.

Факт представления недостоверной информации об ОРО, на основании которой данный объект включен в Реестр подтверждается решением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 09.04.2020 № АА10-03-32/11272, которым Обществу отказано во внесении изменений в Реестр по причине непредставления правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен ОРО, а также проектной документации. Указанные обстоятельства по существу не оспариваются Обществом.

Следовательно, Управление, как надзорный орган, имея в своем распоряжении при проведении плановой проверки информацию о фактически представленных недостоверных сведениях со стороны Общества об ОРО, правомерно выдало ему предписание об устранении названного нарушения.

В пункте 5 предписания отражено, что Общество не должным образом использует переносные сетчатые ограждения, а именно: не перпендикулярно направлению ветра и в недостаточном количестве для препятствования «разлетанию» отходов, высыпающихся из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.

Согласно абзацу второму части 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (часть 1 статьи 34 Закона № 7-ФЗ).

В силу пункта 7.5 СП 320.1325800.2017 для задержания легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке твердых коммунальных отходов из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте, следует использовать переносные сетчатые ограждения (щиты). Переносные ограждения устанавливают как можно ближе к месту разгрузки и складирования твердых коммунальных отходов, перпендикулярно направлению преобладающих ветров.

Актом осмотра территории от 23.07.2021 № 76-ПВ зафиксировано, что Общество использует недостаточное количество сетчатых ограждений для предотвращения «разлетания» твердых коммунальных отходов при их выгрузке на полигон, а также размещало их не перпендикулярно направлению преобладающих ветров. Доказательств обратного Обществом не представлено.

В пункте 6 предписания Управление указало на отсутствие изоляции отходов или их недостаточную изоляцию инертными материалами на ОРО.

Как указано в пункте 6.8 СП 320.1325800.2017, захоронение следует проводить послойным чередованием твердых коммунальных отходов и инертных материалов (с целью обеспечения перегнивания отходов, препятствия выделению вредных веществ в атмосферу и возгоранию отходов).

При захоронении отходов захоронение твердых коммунальных отходов допускается только на рабочей карте. Промежуточная (во время заполнения карты) или окончательная (последний слой) изоляция уплотненного слоя твердых коммунальных отходов осуществляется при температуре выше 5 °C ежесуточно, при температуре 5 °C и ниже - не позднее трех суток со времени складирования твердых коммунальных отходов (пункт 7.1 СП 320.1325800.2017).

Согласно акту осмотра территории от 23.07.2021 № 76-ПВ на теле полигона (на откосах, к северу от рабочей карты) имеются участки с отсутствующей, недостаточной изоляцией отходов инертными материалами.

Приводимый Обществом в опровержение установленного нарушения довод о наличии у заявителя специализированной техники, предназначенной для тромбования отходов и их покрытия инертными материалами, а также наличии соответствующих инструкций, обоснованно отклонен судами, как не свидетельствующий о фактическом соблюдении Обществом требований пунктов 6.8, 7.1 СП 320.1325800.2017.

В пункте 7 предписания Управление указало на отсутствие с южной, восточной и северной сторон ОРО системы сбора поверхностного стока, обязательность наличия которой предусмотрена пунктом 6.10 СП 320.1325800.2017.

Так, в соответствии с пунктом 6.10 СП 320.1325800.2017 по периметру полигона в пределах огороженной территории должна быть предусмотрена система сбора поверхностного стока с локальными очистными сооружениями. Поступление загрязненного поверхностного стока в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Актом осмотра территории от 23.07.2021 № 76-ПВ подтвержден факт отсутствия с трех сторон ОРО систем сбора поверхностного стока. Ссылка Общества на наличие дренажной системы, состоящей из дренажных труб и 18 колодцев, обоснованно признана судами несостоятельной, поскольку наличие в данной системе фильтрата с тела полигона, напротив, свидетельствует о несоблюдении Обществом требований пункта 6.10 СП 320.1325800.2017.

В пункте 8 предписания указано, что Общество предпринимает недостаточные меры по очистке санитарно-защитной зоны ОРО.

Факт наличия мусора в санитарно-защитной зоне ОРО подтвержден материалами дела, в том числе актом осмотра территории от 23.07.2021 № 76-ПВ, в котором зафиксировано нахождение в указанной зоне отходов легкой фракции и металлолома.

При этом журнал осмотра и очистки территории санитарно-защитной зоны, а также положения пункта 2.15 Инструкции, предусматривающего проведение осмотра полигона не реже одного раза в декаду, на которые ссылается Общество в обоснование незаконности оспариваемого предписания, не опровергают выявленные нарушения. Периодичность осмотра территории санитарно-защитной зоны и принятия мер по ее очистке зависят от волеизъявления самого Общества, а наличие в указанной зоне отходов легкой фракции и металлолома подтверждает отсутствие со стороны Общества должного исполнения установленных требований.

В пункте 9 предписания указано на использование Обществом собираемого с полигона фильтрата без очистки для полива тела полигона.

Согласно пункту 6.11 СП 320.1325800.2017 очищенные фильтрат и поверхностный сток, воды ливнестоков после очистки в локальных очистных сооружениях можно использовать в технических целях, в том числе для полива в летнее время территории складирования твердых коммунальных отходов с целью обеспечения пожаробезопасности.

В акте осмотра территории от 23.07.2021 № 76-ПВ зафиксирован факт использования Обществом фильтрата, собираемого с ОРО, без его очистки для полива тела полигона.

Довод Общества об отсутствии доказательств образования фильтрата определенного класса опасности не опровергает установленное и зафиксированное в акте осмотра нарушение. Как указывалось выше, образование фильтрата обусловлено взаимодействием атмосферных осадков с отходами и продуктами их разложения, в результате которого указанный вид отхода поступает в стоки полигона. Доказательств наличия специальной технологии при ведении хозяйственной деятельности по размещению отходов, исключающей попадание фильтрата в стоки полигона, Обществом не представлено.

В пункте 10 предписания Управление отразило факт загрязнения грунтовых вод в контрольных точках ОРО по сравнению с показаниями по различным веществам в фоновой скважине.

В силу части 1 статьи 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В ходе проверки Управление на основании акта от 30.06.2021 № 76-ПВ-П отобрало пробы и образцы грунтовых вод в контрольных точках и передало их на лабораторное исследование.

В соответствии с заключением от 21.07.2021 № 24/Г-07.12 содержание в грунтовых водах отобранных из контрольных точек загрязняющих веществ (ХПК, БПК5, аммония-ион, нитрит-ион, нитрат-ион, нефтепродукты, общее железо, марганец, свинец, кальций, магний, АПАВ, шестивалентный хром, фенол, хлорид) превышает фоновые концентрации загрязняющих веществ в воде наблюдательной скважины. Также указанным заключением установлено загрязнение почв по показателям меди, цинка и марганца.

Заявитель, оспаривая данное вменение, указывает на отсутствие со стороны Управления оценки качества окружающей среды и неустановление причин изменения отдельных показателей при разовом отборе проб грунтовых вод.

Однако приводимый Обществом довод не опровергает результаты лабораторных исследований, свидетельствующих о негативном изменении качества окружающей среды (загрязнение грунтовых вод и почвы).

В пункте 11 предписания указано на сокрытие Обществом информации о состоянии окружающей среды при осуществлении мониторинга состояния и загрязнения грунтовых вод на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду, непринятии им мер по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества окружающей среды.

В силу части 3 статьи 12 Закона № 89-ФЗ на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники ОРО, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся ОРО, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно пункту 4 Порядка № 1030 результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими данные ОРО, в свободной форме и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения ОРО ежегодно в срок до 15 января года, следующего за отчетным (ранее аналогичное положение содержалось в пункте 6 Порядка проведения собственниками ОРО, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся ОРО, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды от 04.03.2016 № 66 (далее – Порядок № 66).

Согласно пункту 20 Порядка № 1030 отчет о результатах мониторинга должен соответствовать утвержденной программе мониторинга и включать указанные в данном пункте разделы (аналогичное положение ранее содержалось в пункте 22 Порядка № 66).

В силу пункта 25 Порядка № 1030 в разделе отчета «Оценка изменений состояния окружающей среды» приводятся: а) сравнительные данные о показателях компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду, за отчетный период и за предыдущие отчетные периоды; б) осуществляемые и планируемые меры по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества окружающей среды.

Согласно пункту 27 Порядка № 66, в соответствии с которым Общество формировало отчет за 2020 год, в разделе «Оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды» приводятся сравнительные данные о показателях компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду, за отчетный период и за предыдущие отчетные периоды, а также данные об ожидаемых значениях показателей компонентов природной среды и природных объектов на предстоящий отчетный период.

В отчете за 2020 год Общество указало на позитивное состояние грунтовых вод в районе расположения ОРО за период наблюдений с 2013 по 2020 год.

В соответствии с пунктом 26 Порядка № 66 в разделе отчета «Обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду» приводятся результаты оценки и динамики изменений окружающей среды под воздействием ОРО (по сравнению с фоновыми данными о состоянии и загрязнении окружающей среды в районе расположения ОРО и данными предыдущих наблюдений) и данные по прогнозу таких изменений; осуществляемые и планируемые меры по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества окружающей среды.

В отчете Общества за 2020 год отсутствовали сведения об осуществляемых и планируемых мерах по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества среды.

В силу названных обстоятельств суды правомерно заключили о законности пунктов 2 – 11 оспариваемого предписания.

В пункте 13 предписания указано, что Обществом допущено внесение платы не в полном объеме за выбросы загрязняющих веществ за 2020 год (задолженность составляет 18 550 755,47 руб.) и за 2019 год (задолженность составляет 8 997 927,41 руб.)

Судами установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-118808/2021 Управлению отказано в удовлетворении иска о взыскании с Общества задолженности по плате за НВОС за 2019 год, начисление которой произведено Управлением ввиду применения повышающего коэффициента (25) на основании вывода об отсутствии разрешительных документов. В рамках указанного спора суды установили наличие разрешительной документации и признали незаконным применение в расчетах платы НВОС повышающего коэффициента. Из акта проверки от 23.07.2021 № 78-ПВ следует, что основанием для доначисления платы за НВОС как за 2019 год, так и за 2020 год послужил вывод об отсутствия разрешительных документов.

Довод Управления о том, что доначисление платы за 2020 год не основано на той же позиции, что и доначисление платы за 2019 год, опровергается сведениями акта проверки от 23.07.2021 № 78-ПВ (страница 29 акта).

Принимая во внимание изложенное, суды правомерно признали недействительным пункт 13 предписания в полном объеме.

При рассмотрении дела судами установлены и надлежаще оценены все существенные для дела обстоятельства. Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.11.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2023 по делу № А56-99402/2021 оставить без изменения, а кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Региональное агентство системного и экологического менеджмента» и Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – без удовлетворения.

Председательствующий

И.Г. Савицкая

Судьи

А.Г. Кудин

Л.Б. Мунтян