НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 01.06.2022 № А05-10230/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

01 июня 2022 года

Дело №

А05-10230/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н., Васильевой Е.С.,

рассмотрев 01.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения городского округа «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № 135 «Дюймовочка» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2022 по делу № А05-10230/2021,

у с т а н о в и л:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № 135 «Дюймовочка», адрес: 163001, г. Архангельск, Вологодская ул., д. 17, корп. 1, ОГРН 1022900541267, ИНН 2901042867 (далее – Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным вынесенного контрольно-ревизионной инспекцией Архангельской области, адрес: 163004, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1082901015713, ИНН 2901188256 (далее – Инспекция) представления от 10.06.2021 № 01-26/614 (далее – Представление).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Архангельской области, адрес: 163004, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1032900016016, ИНН 2901116205 (далее – Правительство), Департамент образования администрации городского округа «Город Архангельск», адрес: 163069, г. Архангельск, пл. В.И. Ленина, д. 5, ОГРН 1052901008445, ИНН 2901132550 (далее – Департамент).

Решением суда первой инстанции от 03.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.03.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявление.

По мнению подателя жалобы, Инспекция не обладала полномочиями по проверке Учреждения, которое не является получателем средств областного бюджета; основания для вынесения оспариваемого Представления и возврата остатка субсидии отсутствовали, поскольку Учреждение не совершало нецелевого расходования бюджетных средств, выполнило показатели муниципального задания и могло использовать остаток этих средств в следующем отчетном периоде. Учреждение полагает, что ответственность за нецелевое использование средств субвенций может быть возложена только на Администрацию муниципального образования городского округа «Город Архангельск» (далее – Администрация), учитывая, что субсидия предоставляется в целом, а не с целевым назначением по областному и местному бюджету. Податель жалобы считает, что ни Порядок предоставления и расходования субвенции из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на реализацию образовательных программ, утвержденный постановлением Правительства Архангельской области от 11.01.2011 № 2-пп (далее – Порядок № 2?пп), ни соглашение о предоставлении субсидии на выполнение муниципального задания не содержат в себе обязательств учреждения по соблюдению Порядка № 2?пп и Перечня должностей работников, осуществляющих реализацию общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, оплата труда которых осуществляется за счет средств субвенции местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего в общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в общеобразовательных организациях, утвержденного постановлением министерства образования и науки Архангельской области от 07.12.2015 № 18 (далее – Перечень должностей № 18).

Кроме того, Учреждение считает, что независимо от Перечня должностей № 18, все вспомогательные должности в дошкольных образовательных учреждениях непосредственно связаны с образовательной деятельностью и должны финансироваться за счет субвенций областного бюджета.

Учреждением 01.06.2022 в электронном виде представлено в суд округа дополнение к кассационной жалобе, которое в силу абзаца четвертого пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции» принятию не подлежат, поскольку лицом их направившим не соблюдены положения пунктов 3 и 4 части 4 статьи 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В отзыве на кассационную жалобу Правительство просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

Правительством до начала судебного заседания заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, которое судом кассационной инстанции удовлетворено.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.

Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Инспекции от 13.04.2021 № 01-08/49 (с изменениями от 23.04.2021 № 01-08/60) и в соответствии с пунктом 11 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1235 (далее – Федеральный стандарт № 1235), Инспекцией проведена внеплановая выездная проверка соблюдения целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета в Учреждении и составлен акт от 14.05.2021.

В ходе проверки Инспекцией установлено, что Учреждение направило средства субвенции, поступившие по коду субсидии (КС) 17862 в составе субсидии на выполнение муниципального задания на 2019 год в размере 4 593 150 руб. 01 коп. на цели, не предусмотренные Перечнем должностей № 18, пунктом 2 Порядка № 2-пп. В результате направления средств субвенции на выплату заработной платы сотрудникам, которые должны содержаться за счет местного бюджета, а также на оплату коммунальных услуг заявителем допущено нецелевое использование средств областного бюджета по КБК 07010000000000111 (КОСГУ 211 «Заработная плата», 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме») на сумму 3 118 700 руб., КБК 07010000000000119 (КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда») – 828 200 руб., КБК 07010000000000244 (КОСГУ 223 «Коммунальные услуги») – 646 300 руб., что является нарушением пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).

В этой связи Учреждению 10.06.2021 внесено Представление, в котором Инспекция потребовала:

1) устранить указанные нарушения и принять меры по устранению их причин и условий:

1.1) принять меры по устранению нарушения Перечня должностей № 18 и пункта 2 Порядка № 2-пп в сумме 4 593 150 руб. 01 коп., допущенное Учреждением в результате начисления и выплаты заработной платы работникам, содержание которых должно осуществляться за счет местного бюджета, и оплаты коммунальных услуг;

2) принять меры по устранению причин и условий указанных нарушений в случае невозможности их устранения:

2.1) расходование средств межбюджетного трансферта из областного бюджета на реализацию образовательных программ, поступивших в составе субсидии на выполнение муниципального задания, осуществлять строго в соответствии с Перечнем должностей № 18 и пунктом 2 Порядка № 2-пп;

3) отчет о результатах исполнения настоящего представления с приложением подтверждающих документов направить в Инспекцию до 01.09.2021.

Считая представление незаконным, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды обеих инстанций отказали Учреждению в удовлетворении заявленных требований.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 266.1 БК РФ получатели бюджетных средств являются объектами государственного (муниципального) финансового контроля.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль согласно пункту 1 статьи 265 БК РФ осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

В силу пункта 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций).

Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются в том числе и государственные (муниципальные) учреждения (пункт 1 статьи 266.1 БК РФ).

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).

Как установлено судами, Учреждение является органом Администрации, осуществляющей функции финансового органа муниципального образования городского округа «Город Архангельск».

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 и абзацем девятым подпункта 1 пункта 8 Положения о контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 № 216-пп, Инспекция является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере внутреннего государственного финансового контроля (исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере), при исполнении областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, получивших средства из областного бюджета в виде субсидий, бюджетных инвестиций или бюджетных кредитов.

В рассматриваемом случае контрольное мероприятие в отношении Учреждения проведено по поручению Президента Российской Федерации по результатам анализа хода реализации указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 в части достижения показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и реальный уровень заработной платы каждого работника, то есть в пределах компетенции Инспекции и при наличии законных оснований.

Довод заявителя о необходимости проверки деятельности Администрации, которая согласно пункту 4.1.4 заключенного с Учреждением соглашения от 09.01.2019 № 57 приняла на себя обязательство по контролю за выполнением Учреждением муниципального задания судами отклонен, поскольку указанное обстоятельство не исключает проведение внутреннего государственного контроля Инспекцией в рамках предоставленных бюджетным законодательством полномочий.

В статье 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» определено, что по результатам проведения контрольных мероприятий контрольно-счетные органы вправе выносить в проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба или возмещению причиненного вреда, привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

При этом под представлением в целях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В соответствии со статьей 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Согласно пункту 6 названной статьи закона финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В рассматриваемом случае Инспекцией в ходе проверки установлено, что по состоянию на 01.01.2020 остаток субвенции на реализацию общеобразовательных программ за счет средств областного бюджета по коду субсидии (КС) 17862 составил 4 814 184 руб. 23 коп., который использован Учреждением на расходы, финансируемые за счет средств бюджета МО «Город Архангельск» с кодом субсидии (КС) 10000 в размере 4 593 150 руб. 01 коп., в том числе на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда работникам, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 52 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) осуществляли вспомогательные функции в образовательном учреждении непосредственно не связанные с оказанием муниципальной услуги, а также на оплату коммунальных услуг.

Между тем, как установлено судами, оплата труда по должностям указанных вспомогательных работников, как и оплата коммунальных услуг за счет средств субвенции субъекта Российской Федерации не предусмотрено.

Как указали суды, данное нарушение подтверждено отчетом об использовании средств субсидии по состоянию на 01.01.2020, приведено в Представлении и Учреждением по существу не опровергалось.

В этой связи по указанному эпизоду проверки Инспекцией сделан вывод о нецелевом расходовании Учреждением 4 593 150 руб. 01 коп.

Довод заявителя о том, что спорные случаи выплат осуществлены в обеспечение образовательной деятельности Учреждения, что исключает вывод о нарушении им бюджетного законодательства и не предполагает возврат средств субсидии, поскольку государственное задание считается выполненным, получил правовую оценку судов и обоснованно признан несостоятельным.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (3); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (5).

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 вышеназванного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (1);

создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (3);

обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (5).

Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (подпункт 34 пункта 2 статьи 2 Закона № 273-ФЗ).

В пункте 2 статьи 65 Закона № 273-ФЗ предусмотрено, что за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей), и ее размер, если иное не установлено данным Законом.

В силу пункта 1 статьи 52 Закона № 273-ФЗ в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.

Как верно указали суды, согласно приведенным нормам Закона органы местного самоуправления несут ответственность за организацию предоставления общедоступного и бесплатного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и несут соответствующие расходы.

Согласно статье 37 Закона № 273-ФЗ организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления (пункты 1 и 4). Согласно пункту 2 статьи 8 указанного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях, но это не является их обязанностью.

В этой связи «иные работники» - повар детского питания, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, электромонтер, кастелянша, оператор стиральных машин, уборщик служебных помещений, вахтер, являются работниками, осуществляющими согласно пунктом 1 статьи 52 Закона № 273-ФЗ вспомогательные функции.

Вспомогательные работники, не осуществляя образовательную (учебную) деятельность, не могут осуществлять деятельность по реализации образовательных/общеобразовательных программ, однако их деятельность может являться обеспечением реализации этих программ, созданием условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечением содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Методическими рекомендациями по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования, изложенными в письме Минобрнауки России от 31.07.2014 № 08-1002, определено, что методика расчета нормативных затрат на оказание услуги по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования включают в том числе отдельно расходы на оплату труда работников, реализующих Программу, и отдельно на оплату иных работников, в том числе обеспечивающих содержание зданий, организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам и создающих условия для осуществления присмотра и ухода.

Согласно подпункту «а» пункта 2 Порядка № 2-пп средства субвенции, предоставленные местным бюджетам, включают в себя затраты, отнесенные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» к следующим статьям и подстатьям:

подстатья 211 «Заработная плата»;

подстатья 213 «Начисления на выплаты по оплате труда»;

подстатья 226 «Прочие работы, услуги» в части обеспечения дополнительного профессионального образования педагогических работников по профилю педагогической деятельности в соответствии с пунктом 4 статьи 38 закона Архангельской области от 02.07.2013 № 712-41-ОЗ «Об образовании в Архангельской области» (далее – Закон № 712-41-ОЗ) в части затрат, связанных с проживанием, проездом и прочими командировочными расходами.

Перечень, указанный в пункте 2 вышеназванного Порядка, является исчерпывающим.

Согласно приложениям 1, 2 к Закону № 712-41-ОЗ при расчете субвенции учитываются расходов на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и прочего персонала, непосредственно обеспечивающего образовательную деятельность в общеобразовательной организации.

Таким образом, при определении размера субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Архангельской области должны учитываться расходы на оплату труда тех работников обслуживающего персонала, которые осуществляют реализацию образовательной программы. Расходы иных работников обслуживающего персонала учету не подлежат.

Исходя из указанного, расходы на оплату труда работников, не оказывающих муниципальную услугу, а также на коммунальные услуги, включенные в нормативные затраты на общехозяйственные нужды на оказание муниципальной услуги, подлежат оплате за счет средств муниципального бюджета, а не за счет средств субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию образовательных программ.

На основании подпункта 38.2 пункта 1 статьи 10 Закона № 712-41-ОЗ утвержден Перечень должностей № 18, который не включает такие должности вспомогательных работников, как повар детского питания, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, электромонтер, кастелянша, оператор стиральных машин, уборщик служебных помещений, вахтер.

В силу статей 8, 9, 52, подпунктов 3, 5 пункта 1 статьи 9 Закона № 273-ФЗ расходы на оплату труда перечисленных работников осуществляются за счет нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, а не за счет средств субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, поскольку эти работники не участвуют в образовательном процессе, их трудовые функции не связаны с реализацией образовательных программ, а относятся к обеспечению организации образовательного процесса; в результате их труда осуществляются полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные пунктами 3, 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2017 № 303-ЭС17-257).

В этой связи суды обоснованно согласись с выводами Инспекции о том, что средства субвенции, предоставленные местным бюджетам на организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, включают в себя только те расходы, которые указаны в пункте 2 Порядка № 2-пп, и по тем работникам, должности которых включены в Перечень должностей № 18.

При этом судами учтено, что пунктом 2.3.5 Стандарта оказания муниципальных услуг по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования и по присмотру и уходу Кадровое обеспечение оказания муниципальных услуг, утвержденных постановлением мэрии г. Архангельска от 29.12.2015 № 154, подбор персонала в учреждение должен осуществляться в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов, служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н (далее - Приказ № 761н).

Должности указанных вспомогательных работников не предусмотрены Приказом № 761н.

Расходы на оплату коммунальных услуг в перечень расходов, финансово обеспечиваемых за счет средств субвенции, также не включены.

С учетом изложенного суды правомерно отклонили доводы Учреждения о законной оплате за счет средств субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации заработной платы работникам, оказывающим вспомогательную функцию в образовательной деятельности, непосредственно не участвующих оказании муниципальной услуги, а также коммунальных услуг.

При указанных обстоятельствах ссылка Учреждения на наличие отчетов, подтверждающих выполнение государственного задания, обоснованно признана судами не имеющей правового значения для существа спора.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В данном случае суды правомерно не установили предусмотренных законом оснований для признании недействительным оспариваемого Представления.

Поскольку дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы Учркждения.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2022 по делу № А05-10230/2021оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения городского округа «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № 135 «Дюймовочка» – без удовлетворения.

Председательствующий

Л.И. Корабухина

Судьи

Е.Н. Александрова

Е.С. Васильева