ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
01 марта 2006 года | Дело № | А05-6317/2005-29 | ||
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Шевченко А.В., Троицкой Н.В., при участии в судебном заседании от открытого акционерного общества "Архангельскгеолдобыча" ФИО1 (доверенность от 01.03.2006 № 9), ФИО2 (доверенность от 09.02.2006 б/н), рассмотрев 01.03.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску на решение от 05.08.2005 (судья Никитин С.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 07.10.2005 (судьи Лепеха А.П., Шашков А.Х., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу № А05-6317/05-29, у с т а н о в и л: Открытое акционерное общество "Архангельскгеолдобыча" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными: решения Инспекции ФНС России по г.Архангельску (далее-Инспекция) от 18.02.2005 № 14-23/39-864 «Об отказе в возмещении (зачете, возврате) сумм налога на добавленную стоимость», решения Инспекции ФНС России по г. Архангельску от 18.04.2005 №14-23/39-1720 « О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения», требования Инспекции ФНС России по г.Архангельску № 100430 «Об уплате налога по состоянию на 26.04.2005», требования Инспекции ФНС России по г.Архангельску № 100431 от 26.04.2005 «Об уплате налоговой санкции». Решением Арбитражного суда Архангельской области от 05.08.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.10.2005, признаны недействительными: решение Инспекции ФНС РФ по г.Архангельску от 18.02.2005 № 14-23/39-864 «Об отказе в возмещении (зачете, возврате) сумм налога на добавленную стоимость», решение Инспекции ФНС России по г.Архангельску от 18.04.2005 №14-23/39-1720 «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения», требование Инспекции ФНС России по г.Архангельску № 100430 «Об уплате налога по состоянию на 26.04.2005», требование Инспекции ФНС России по г. Архангельску № 100432 «об уплате налога по состоянию на 26.04.2005», требование Инспекции ФНС России по г.Архангельску №100431 от 26.04.2005 «Об уплате налоговой санкции», как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации. В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, отметка на грузовой таможенной декларации «выпуск разрешен» не подтверждает факт вывоза товара за пределы таможенной границы РФ. Порядок подтверждения таможенными органами фактического вывоза товара с таможенной территории РФ предусматривает после процедуры проверки факта вывоза товара проставление таможенным органом отметки «товар вывезен» с обязательным указанием даты фактического вывоза товара, при этом не предусматривается исключений в случае вывоза товара трубопроводным транспортом. Кроме того, Инспекция полагает, что Обществом не соблюден 180- дневный срок для представления документов, обосновывающих право на применение ставки НДС 0 процентов, поскольку указанный срок исчисляется с даты отметки таможенного органа «выпуск разрешен» на временной грузовой таможенной декларации. В отзыве на жалобу Общество просит в удовлетворении жалобы отказать. В судебном заседании представители Общества доводы жалобы отклонили, судебные акты просили оставить без изменения. Представители Инспекции, надлежаще извещенной о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела, Общество 20.11.2004 представило в Инспекцию декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за октябрь 2004 года, а также документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Инспекцией проведена камеральная проверка представленных деклараций и документов, о чем составлен акт от 18.02.2005 № 14-23/39-158. В ходе налоговой проверки установлено, что Общество не подтвердило право на применение налоговой ставки 0 процентов, так как грузовые таможенные декларации не содержат отметок российских таможенных органов "Товар вывезен", подтверждающих факт вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации. Кроме того, в нарушение требований пункта 9 статьи 167 НК РФ документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, представлены Обществом за пределами установленного 180-дневного срока. По результатам проверки вынесено решение от 18.02.2005 № 14-23/39-864 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость за октябрь 2004 года в сумме 88 055 руб.; решение № 14-23/39-1720 от 18.04.2005, в соответствии с которым Обществу предложено уплатить 13 139 398 руб. налога на добавленную стоимость и Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) в виде штрафа в сумме 2 627 880 рублей. Инспекцией ФНС России по г.Архангельску выставлены требования: № 100432 «Об уплате налога по состоянию на 26.04.2005», № 100431 от 26.04.2005 «Об уплате налоговой санкции». Общество, считая указанные ненормативные акты Инспекции незаконными, обжаловало их в арбитражный суд. Судебные инстанции, признавая вынесенные налоговым органом ненормативные правовые акты незаконными, исходили из того, что вынесенные налоговым органом решения и требования приняты с нарушением норм налогового законодательства. Суд кассационной инстанции считает данный вывод судов правомерным и обоснованным. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, производится по налоговой ставке 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса. Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ при реализации указанных товаров для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются: грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи представляется полная грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров. Из приведенной нормы следует, что она не устанавливает требований о том, какого вида отметки должны иметь грузовые таможенные декларации, подтверждающие факт вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации. Как видно из материалов дела, Общество осуществляло экспорт нефти трубопроводным транспортом. В подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов налогоплательщик в числе документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, представил в Инспекцию грузовые таможенные декларации, в которых имеются отметки таможенного органа "Выпуск разрешен". В соответствии с пунктом 4 Инструкции о таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 15.09.2003 № 1013, общее руководство деятельностью таможенных органов в части производства таможенного оформления товаров, проведения таможенного и валютного контроля осуществляет Центральная энергетическая таможня в соответствии с положением об этой таможне. В силу пунктов 1 и 2 Положения о Центральной энергетической таможне Российской Федерации, утвержденного приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 08.08.2000 № 674, действовавшего в проверенный период, Центральная энергетическая таможня входит в систему таможенных органов Российской Федерации и подчиняется непосредственно Государственному таможенному комитету Российской Федерации. Названная таможня производит таможенное оформление и осуществляет таможенный контроль сырой нефти, включая стабилизированный газовый конденсат продуктов их переработки, природного газа и электроэнергии (далее - энергоносители), перемещаемых через таможенную территорию Российской Федерации трубопроводным транспортом и по линиям электропередач, а также координирует и контролирует деятельность других таможен в части таможенного оформления и таможенного контроля энергоносителей. Таможенное оформление и таможенный контроль энергоносителей, перемещаемых другими видами транспорта, производился Центральной энергетической таможней в соответствии с порядком, устанавливаемым Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Центральная энергетическая таможня в письме от 14.04.2005 № 01-18/1486 указала, что грузовые таможенные декларации, в соответствии с которыми осуществлялся экспорт спорного товара, "оформлялись в соответствии с приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 15.09.2003 № 1013 и являются документом, содержащим точные сведения о количестве и качестве товара, перемещенного через таможенную границу Российской Федерации". В письме также отмечено, что под отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товара с использованием трубопроводного транспорта, понимается штамп "Выпуск разрешен", заверенный личной номерной печатью сотрудника, производившего выпуск товара (том дела 3, лист 60). Для подтверждения фактического вывоза товара с использованием трубопроводного транспорта проставление дополнительных отметок на грузовых таможенных декларациях не требуется. Поскольку в данном случае товар вывозился за пределы таможенной территории Российской Федерации трубопроводным транспортом, проставление дополнительной отметки таможенного органа "Товар вывезен" на грузовых таможенных декларациях не предусмотрено. Факт вывоза нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации подтверждается актами приемки-сдачи нефти № 1387-РП от 09.08.2004, № 1488-РП от 24.08.2004, № 1156-РП от 07.07.2004, № 1157-РП от 07.07.2004. Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что Общество подтвердило документами с необходимыми отметками таможенных органов факт экспорта товара и, следовательно, выполнило требования подпункта 4 пункта 2 статьи 165 НК РФ. Оценивая довод жалобы о пропуске Обществом срока для представления документов, обосновывающих право на применение налоговой ставки 0 процентов, суд кассационной инстанции приходит к следующему. Как указано в пункте 9 статьи 165 НК РФ, документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, представляются налогоплательщиком в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта. Из анализа положений статьи 165 НК РФ следует, что пункт 9 предусматривает тот вид декларации, который является надлежащим документом по смыслу подпункта 3 пункта 1 названной статьи. Поскольку в силу закона надлежащим документом, подтверждающим вывоз нефти трубопроводным транспортом, является полная грузовая таможенная декларация, то и срок, предусмотренный пунктом 9 статьи 165 НК РФ, в данном случае следует исчислять с даты оформления указанной декларации. Судом установлено и материалами дела подтверждается, что по грузовой таможенной декларации № 10006005/100804/0002274 отметка «выпуск разрешен» сделана 12.08.2004, а по грузовой таможенной декларации № 1000605/100904/0002578 отметка «выпуск разрешен» сделана 14.09.2004. В письме Министерства финансов от 24.09.2004 № 03-04-08/73 разъяснено, что 180-дневный срок для представления документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров на экспорт, считается с даты отметки регионального таможенного органа на грузовой таможенной декларации «выпуск разрешен». Поскольку полный пакет документов за октябрь 2004 года представлен Обществом в налоговый орган 20.11.2004 вместе с декларацией по НДС по налоговой ставке 0 процентов, то Общество не нарушило 180 дневного срока на представление документов. Таким образом, Общество представило полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, в пределах установленного 180-дневного срока и выводы судебных инстанций о соблюдении Обществом срока, предусмотренного для подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов по экспортной операции, являются законными, обоснованными и соответствуют установленным обстоятельствам дела. При таких обстоятельствах следует признать, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат. Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л : решение от 05.08.2005 и постановление апелляционной инстанции от 07.10.2005 Арбитражного суда Архангельской области по делу № А05-6317/05-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | Л.А. Самсонова | |||
Судьи | А.В. Шевченко | |||
Н.В. Троицкая | ||||