НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Кавказского округа от 26.04.2022 № А53-23584/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А53-23584/2021

04 мая 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 4 мая 2022 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Герасименко А.Н. и Посаженникова М.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филипповой Е.Н., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, от заинтересованного лица – Министерства финансов Ростовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие заявителя – общества с ограниченной ответственностью «ДонАвто» (ИНН <***>, ОГРН <***>), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: министерства труда и социального развития Ростовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), администрации города Волгодонска (ОГРН <***>, ИНН <***>) (заявила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие), департамента труда и социального развития администрации города Волгодонска (ОГРН <***>, ИНН <***>), муниципального казенного учреждения «Департамент строительства и городского хозяйства» (ИНН <***>, ОГРН <***>), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022 по делу № А53-23584/2021, установил следующее.

ООО «ДонАвто» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству финансов Ростовской области (далее – министерство) о взыскании 4 448 016 рублей 20 копеек убытков, связанных с перевозкой льготной категории граждан федерального регистра, за период с 01.01.2019 по 31.12.2019.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, определением суда от 22.07.2021 привлечены министерство труда и социального развития Ростовской области, администрация города Волгодонска (далее – администрация), департамент труда и социального развития Администрации города Волгодонска, муниципальное казенное учреждение «Департамент строительства и городского хозяйства».

Решением суда от 02.12.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.02.2022, заявленные обществом требования удовлетворены. С Ростовской области в лице министерства финансов Ростовской области за счет средств казны Ростовской области в пользу общества взысканы 4 448 016 рублей 20 копеек убытков.

В кассационной жалобе министерство просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает, что осуществление финансирования перевозок льготных пассажиров федерального регистра на городском пассажирском транспорте не относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации – Ростовской области. Источником финансирования затрат по проезду федеральных льготников является не бюджет Ростовской области, а сами льготники, которые получают из федерального бюджета ежемесячные денежные выплаты на эти цели. За счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания только инвалидов. Общество не доказало причинение ему убытков, их размер, что исключает возможность удовлетворения исковых требований. Истцом не доказан размер затрат, фактически понесенных расходов на перевозку льготных пассажиров исходя из их количества.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, общество является коммерческим транспортным предприятием, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автобусами по маршрутам в городском сообщении на платной основе в г. Волгодонске на основании заключенного с департаментом труда и социального развития администрации договора от 27.09.2011 № 7 (далее – договор).

Согласно указанному договору общество принимает на себя обязательства по выполнению перевозок пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по тарифам, установленным администрацией в общественном городском транспорте, и отдельных категорий граждан, имеющих право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством.

Согласно пункту 2.4.14 договора общество обязано осуществлять перевозку пассажиров, имеющих право на льготы и преимущества по провозной плате, установленные действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ростовской области и города Волгодонска.

В силу пункта 7.1 договора он вступает в силу с 03.11.2011 и действует до дня окончания следующего конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автобусами на маршрутах г. Волгодонска.

В целях обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр получателей ежемесячных денежных выплат, едиными социальными проездными билетами и перечисления денежных средств, полученных от их реализации, транспортным предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям, выполняющим перевозки общественным транспортом на городских маршрутах, на основании постановления от 31.03.2011 № 711 «Об организации распределения средств, вырученных от реализации единых социальных проездных билетов, между транспортными предприятиями, организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими перевозки общественным транспортом на городских маршрутах», общество (перевозчик) заключило договор с департаментом труда и социального развития администрации договор 16.01.2019 № 1, по условиям которого перевозчик осуществляет перевозку граждан по единым социальным проездным билетам на городском пассажирском транспорте общего пользования, а департамент труда и социального развития администрации возмещает расходы перевозчику за перевезенных граждан на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан.

Администрацией Ростовской области принято постановление от 31.08.2006 № 352 «Об утверждении порядка осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа», в котором определены принципы и процедура становления органами местного самоуправления тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении.

Тарифы на регулярные перевозки автомобильным транспортом в городском сообщении установлены постановлением администрации от 19.12.2018 № 2909 (20 рублей).

В соответствии с пунктом 1.2 договора от 16.01.2019 № 1 численность перевезенных граждан определяется согласно ежемесячно направляемым департаменту труда и социального развития администрации МКУ «Департамент строительства и городского хозяйства» отчетам о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан, согласно методике распределения, установленной пунктом 6.1.3 приложения 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 232 «О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения» (далее – постановление № 232).

При этом в соответствии с пунктом 1.3 договора от 16.01.2019 № 1 возмещение расходов производится из расчета стоимости единого социального проездного билета 265 рублей в месяц на каждого гражданина, по количеству фактически перевезенных перевозчиком граждан, купивших единые социальные проездные билеты, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых социальных проездных билетов в пределах средств, поступивших от их продажи на счет департамента труда и социального развития администрации.

В соответствии с пунктом 2.1 договора от 16.01.2019 № 1 перевозчик обязуется в течение срока действия договора осуществлять бесплатную перевозку граждан в городском и пригородном (внутрирайонном) транспорте, при предъявлении единого социального проездного билета с удостоверением МСЭ.

По условиям пункта 2.2 договора от 16.01.2019 № 1 департамент труда и социального развития администрации обязуется возмещать перевозчику расходы по перевозкам граждан по единым социальным проездным билетам на основании подписания актов сверки о фактическом возмещении расходов при наличии средств на счете.

В соответствии с пунктом 4.1 договора от 16.01.2019 № 1 договор вступает в силу с момента подписания сторонами, распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2019, и действует до 31.12.2019, а в части исполнения обязательств – до полного исполнения сторонами взятых на себя обязательств.

В 2019 году общество оказало услуги по бесплатному проезду льготных категорий граждан на городском пассажирском транспорте общего пользования в г. Волгодонске.

Обществом и департаментом труда и социального развития администрации ежемесячно составлялись отчеты о количестве перевезенных граждан на городском пассажирском транспорте, оказание мер социальной поддержки, которых относится к ведению Российской Федерации и имеющих единые социальные проездные билеты.

Согласно актам сверки о фактическом возмещении понесенных обществом расходов по перевозке в общественном транспорте льготных категорий граждан указанные расходы компенсированы заявителю частично.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области 4 448 016 рублей 20 копеек убытков за период с 01.01.2019 по 31.12.2019.

На основании анализа положений Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ             «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”"», суды установили, что с 01.01.2005 отдельным категориям граждан отменены льготы по проезду. На субъекты Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан.

Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.

Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В силу пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее – постановление № 23) при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, судам необходимо иметь в виду следующее.

В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.

Согласно пункту 19 постановления № 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 184-ФЗ), разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.

В соответствии со статьей 26.3 Закона № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

 В Ростовской области гражданам, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - федеральные льготники), лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, бесплатный (льготный) проезд предоставляется как дополнительная мера социальной поддержки за счет средств областного бюджета. Средства из федерального бюджета на возмещение расходов за проезд федеральных льготников на автомобильных, пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах в Ростовскую область не поступают.

Судебные инстанции не согласились с позицией министерства об отнесении финансирования мер социальной поддержки гражданам, являющимся федеральными льготниками к расходным обязательствам Российской Федерации, осуществляемым за счет средств федерального бюджета, обоснованно указав, что выплата пособий на оплату проезда на обществом транспорте определенным категориям граждан признается расходным обязательством субъекта Российской Федерации, в данном случае - Ростовской области.

Порядок расходования средств областного бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части возмещения расходов автотранспортных организаций за перевозку федеральных льготников, на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам и условия обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта предусмотрен приложением № 3 к постановлению № 232.

Судебные инстанции установили, что в соответствии с действующим в спорном период законодательством, на основании положений постановления № 232 в целях получения возмещения расходов по перевозке федеральных льготников, общество заключило договор от 16.01.2019 № 1, по условиям которого Департамент труда и социального развития администрации принял на себя обязательства по возмещению затрат от перевозки граждан, включенных в федеральный и региональный регистры лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в пределах средств, поступивших из областного бюджета на эти цели в 2019 году.

Таким образом, является правильным вывод судов о том, что общество, непосредственно предоставившее в спорном периоде потребителям услуги перевозки бесплатно или по льготной цене, имеет право получить от публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы.

Установив, что постановлением Администрации Ростовской области не определен порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан на территории Ростовской области и стоимостью единого социального проездного билета, а в соответствии с установленными для предприятия тарифами на перевозку, компенсация расходов исходя из цены льготных билетов, не приводит к полному возмещению понесенных им расходов, суды с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 23.06.2009 № 2992/09, обоснованно указали, что в данном случае ввиду отсутствия установленного на законодательном уровне способа расчета размера неполученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода, исходя из конкретных обстоятельств дела.

Исследовав представленные в материалы дела отчеты о количестве перевезенных граждан на городском пассажирском транспорте, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению субъекта Российской Федерации, и имеющих единые социальные проездные билеты, а также акты сверки о фактическом возмещении расходов заявителю по перевозке в общественном транспорте федеральных льготников за предоставленный бесплатный проезд льготным категориям граждан на городских маршрутах по условиям договора от 16.01.2019 № 1, суды установили, что приведенный обществом расчет выпадающих доходов (убытков) в результате оказания услуг по перевозке пассажиров, федеральных льготников, является арифметически и методологически правильным, понесенные предприятием убытки за 2019 год составили 4 448 016 рублей 20 копеек. Суды учли, что стоимость проезда меняется, а компенсация не восполняет разницу между нормативно установленной стоимостью проезда и объемом денежных средств, перечисленных обществу в виде компенсации. Данное обстоятельство министерство документально не опровергло.

Министерство не представило доказательства опровергающие данные, отраженные в представленных и подписанных уполномоченным органом актах сверки о фактическом возмещении расходов с указанием количества перевезенных граждан. Претензии со стороны министерства по количеству перевезенных пассажиров отсутствуют. Контррасчет выпадающих доходов предприятия (убытков), образовавшихся у общества в результате оказания услуг перевозки федеральным льготникам, со ссылкой на конкретные доказательства, министерство не представило.

С учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 19 постановления № 23, а также положений статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ, суды сделали правильный вывод о том, что убытки, возникшие у общества в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации, в данном случае – Ростовской области в лице министерства.

Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 – 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022 по                                                   делу № А53-23584/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                   Т.В. Прокофьева

Судьи                                                                                                  А.Н. Герасименко

                                                                                                             М.В. Посаженников