АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Краснодар | Дело № А53-288/2015 | 16 октября 2015 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Рыжкова Ю.В. и Савенко Л.И., при участии в судебном заседании от истца – муниципального унитарного предприятия «Городской пассажирский транспорт» (ИНН 6143007894, ОГРН 1026101931580) – Балдина В.А. (доверенность от 12.09.2015), в отсутствие ответчиков: Российской Федерации в лице Министерства финансов Ростовской области (ИНН 6163030330, ОГРН 1026103168134), Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ростовской области (ИНН 6163030517, ОГРН 1026103280060), от третьих лиц: администрации города Волгодонска (ИНН 6143032957, ОГРН 1026101938741), Министерства финансов Ростовской области (ИНН 6163030330, ОГРН 1026103168134), муниципального казенного учреждения «Департамент строительства и городского хозяйства» (ИНН 6143068589, ОГРН 1086143000965), Министерства труда и социального развития Ростовской области (ИНН 6163022298, ОГРН 1026103171104), Департамента труда и социального развития администрации города Волгодонска (ИНН 6143049446, ОГРН 1026101942151), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия «Городской пассажирский транспорт» на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.03.2015 (судья Бирюкова В.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2015 (судьи Попов А.А., Авдонина О.Г., Галов В.В.) по делу № А53-288/2015, установил следующее.
МУП «Городской пассажирский транспорт» (далее – предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Ростовской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ростовской области о взыскании 2 970 443 рублей 82 копеек убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Волгодонска, Министерство финансов Ростовской области (далее – Минфин Ростовской области), МКУ «Департамент строительства и городского хозяйства» (далее – департамент), Министерство труда и социального развития Ростовской области (далее – Минтруда), Департамент труда и социального развития администрации города Волгодонска (далее – департамент труда).
Решением от 19.03.2015 с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу предприятия взыскано 191 040 рублей 06 копеек убытков, в остальной части в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, произведена предприятием в интересах Российской Федерации как публично-правового образования. Поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Не согласившись с судебным актом, предприятие и Минфин России обжаловали решение от 19.03.2015 в апелляционном порядке. Определением от 19.06.2015 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве ответчика привлечена Ростовская область в лице Минфина Ростовской области.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 02.08.2015 решение от 19.03.2015 отменено, в удовлетворении иска отказано. Судебный акт мотивирован тем, что истец не подтвердил размер затрат, фактически понесенных им на перевозку льготных пассажиров исходя из их количества, а также факт причинения убытков и их размер. Российская Федерация в лице Минфина Ростовской области и Минфин России в лице Управления Федерального казначейства по Ростовской области не являются надлежащими ответчиками по заявленным исковым требованиям.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, постановление правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 232 «О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления» (далее – постановление № 232) не содержит порядка выплаты компенсаций, указанного в постановлении суда апелляционной инстанции. Предприятие рассчитало убытки как разность между полной стоимостью проезда пассажира и стоимостью проезда по единому социальному проездному билету (ЕСПБ). Расчет основан на сведениях, представленных предприятию уполномоченными органами.
В отзывах на кассационную жалобу Минфин Ростовской области и Управление Федерального казначейства по Ростовской области просят отказать в ее удовлетворении, указывая, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Предприятие не доказало, что обследование пассажиропотока произведено в соответствии с Постановлением № 232 и Методическими рекомендациями по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан, утвержденными Госкомстатом России от 19.12.2001 (далее – методические рекомендации).
Минтруда в отзыве просит отказать в удовлетворении жалобы и рассмотреть ее в отсутствие своего представителя. По мнению Минтруда, возмещение расходов автотранспортным организациям за перевозку граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи на общественном транспорте по городским и внутрирайонным маршрутам, в части перечисления сумм от реализации ЕСПБ (с 01.01.2012 в размере 265 рублей) производится организациями, осуществляющими выплату пенсий и реализующими ЕСПБ (Сбербанк России, отделения ФГУП «Почта России»). Стоимость ЕСПБ для проезда федеральных льготников устанавливается на уровне суммы возмещения расходов транспортным организациям. В 2014 году федеральным льготникам продано 24 156 ЕСПБ, на долю предприятия приходится 2168,93 ЕСПБ. Денежные средства, полученные от реализации ЕСПБ, направляются департаменту труда, который перечисляет их транспортным организациям. Способ расчета убытков, избранный истцом, направлен на искусственное завышение размера убытков.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы жалобы.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 06.10.2015 до 16 часов 00 минут 13.10.2015. Информация о перерыве размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, 09.01.2013 департамент (заказчик) и предприятие (перевозчик) заключили договор № 11 на осуществление пассажирских перевозок автобусами на маршрутах города Волгодонска, по условиям которого предприятие приняло на себя обязательство по осуществлению перевозок пассажиров и багажа автобусами, перечень которых указан в приложении № 1, по маршрутам регулярных перевозок в городе Волгодонске (приложение № 2). В силу пункта 2.4.13 договора предприятие обязано осуществлять перевозку пассажиров, имеющих право на льготы и преимущества по провозной плате, установленные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ростовской области и города Волгодонска. Договор вступает в силу с 14.01.2013 и действует до заключения договора с победителем следующего конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах города Волгодонска (пункт 7.1 договора).
17 января 2014 года департамент труда и предприятие (перевозчик) заключили договор № 4/1, по условиям которого перевозчик осуществляет перевозку граждан по единым социальным проездным билетам на городском пассажирском транспорте общего пользования, а департамент возмещает расходы перевозчику за перевезенных граждан на основании ежемесячных отчетов о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан (пункт 1.1 договора).
Постановлением администрации города Волгодонска от 27.12.2013 № 5112 утверждены Результаты обследования пассажиропотоков в общественном транспорте на маршрутах городского сообщения в городе Волгодонске, проведенного в ноябре 2013 года (вступили в силу с 01.01.2014).
Постановлением администрации города Волгодонска от 04.08.2014 № 2699 утверждены результаты обследования пассажиропотоков в общественном транспорте на маршрутах городского сообщения в городе Волгодонске, проведенного в мае 2014 года.
Законом Ростовской области от 30.06.2006 № 507-ЗС «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа» (далее – Закон № 507) органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа, то есть установлением тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении.
Постановлением администрации Ростовской области от 31.08.2006 № 352 «Об утверждении порядка осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа» определены принципы и процедура установления органами местного самоуправления тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении.
Постановлением администрации города Волгодонска от 14.01.2014 № 12 установлены тарифы на регулярные перевозки общественным транспортом в городском сообщении в размере 14 рублей.
Предприятие, считая, что за 2014 год ему не возмещены из федерального бюджета 2 970 443 рубля 82 копейки за перевозки льготных категорий граждан по федеральному регистру, обратилось с иском в арбитражный суд.
В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Отменяя решение, суд апелляционной инстанции указал, что выводы суда первой инстанции о том, что финансирование обеспечения льготных перевозок относится к расходным обязательствам Российской Федерации, которые она обязана осуществлять в форме предоставления субвенций, сделаны без учета изменений законодательства и установления механизма предоставления межбюджетных трансфертов в спорный период, в котором соответствующее соглашение между Ростовской областью и Российской Федерацией и выделения соответствующих субсидий не производилось. Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что выплата пособий на оплату проезда на общественном транспорте гражданам, относящимся к федеральному регистру льготников, признается расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции указал, что в спорный период действовало Постановление № 232, которым установлен порядок компенсации расходов транспортной организации, методика расчета и исходные данные, необходимые для расчета размера выпадающих доходов перевозчиков, и сослался на пункт 6.1.3 Приложения № 1 к Постановлению № 232, который предусматривает порядок финансирования расходов на проезд по единому проездному талону льготных пассажиров в соответствии с Областными законами Ростовской области от 22.10.2004 № 175-ЗС (ветераны труда), от 22.10.2004 № 163-ЗС (труженики тыла), от 22.10.2004 № 164-СЗ (пострадавшие от политических репрессий), от 20.09.2007 № 763-ЗС (ветераны труда Ростовской области). Предприятие полагает, что приложение № 1 к постановлению № 232 не предусматривает порядка финансирования расходов за проезд федеральных льготников.
Предприятие, как правильно указал суд апелляционной инстанции, требуя взыскать выпадающие доходы, документально не подтвердило фактически произведенные им расходы за льготный проезд федеральных льготников, количество фактически перевезенных льготных пассажиров в рассматриваемом периоде. Названный вывод общество документально не опровергло, заявляя о неприменении формулы, предусмотренной пунктом 6.1.3 приложения № 1 к постановлению № 232, документально подтвержденного расчета убытков не представило.
При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены решения и постановления, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2015 по делу № А53-288/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий О.В. Леонова
Судьи Ю.В. Рыжков
Л.И. Савенко