НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Кавказского округа от 13.05.2022 № А53-16856/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А53-16856/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2022 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Бабаевой О.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании
от истца – войсковой части 3433 (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 11.01.2022), от ответчика – федерального казенного предприятия «Комбинат "Каменский"» (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО2 (доверенность от 30.12.2021), рассмотрев кассационную жалобу федерального казенного предприятия «Комбинат "Каменский"» на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2022 по делу № А53-16856/2021, установил следующее.

Войсковая часть 3433 (далее – войсковая часть) обратилась в арбитражный суд
с иском к ФКП «Комбинат "Каменский"» (далее – предприятие) о признании незаконными действий об отказе в компенсации расходов на выплаты военнослужащим за наем (поднаем) жилых помещений, взыскании 106 584 рублей 23 копеек расходов, понесенных на выплату военнослужащим воинской части компенсации за наем (поднаем) жилых помещений за январь 2021 года.

Решением от 07.12.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.02.2022, в удовлетворении требований о признании незаконными действий об отказе в компенсации расходов отказано, с ответчика в пользу истца взыскано 106 584 рубля 23 копейки компенсации понесенных расходов.
С предприятия в доход федерального бюджета взыскано 4198 рублей государственной пошлины.

В кассационной жалобе предприятие просит отменить судебные акты в части взыскания компенсации понесенных расходов, в указанной части в удовлетворении иска отказать. По мнению заявителя, ответчик не является казенным учреждением, что исключает возможность получения им бюджетных средств. Ответчик не отказывается
от обязанности компенсировать понесенные расходы, однако истец с января 2021 года предъявляет к возмещению расходы, размер которых превышает размеры, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей» (далее – постановление № 909). При вынесении судебных актов суды не учли положения абзаца пятого статьи 2 постановления № 909, предусматривающего возмещение расходов, размеры которых превышают размеры, установленные постановлением № 909, при наличии разрешения руководителя федерального органа исполнительной власти за счет
и в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели. Однако такое разрешение в материалах дела отсутствует. Поскольку выплата компенсации производится за счет бюджетных средств, требования к предприятию удовлетворены неправомерно.

В отзыве войсковая часть просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Определением от 12.05.2022 в судебном заседании объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 13.05.2022.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, войсковая часть структурно входит в состав войск национальной гвардии Российской Федерации и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 № 173-с выполняет служебно-боевые задачи по охране важного государственного объекта – предприятия.

В связи с отсутствием у ответчика служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитии войсковая часть понесла расходы на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений своим военнослужащим за январь
2021 года в сумме 252 834 рубля 23 копейки, в подтверждение чего в материалы дела представлены сводные ведомости на выплату денежной компенсации за поднаем.

15 марта 2021 года войсковая часть обратилась с письмом № 15-03 к предприятию о возмещении расходов, понесенных на выплату денежной компенсации военнослужащим ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 за наем (поднаем) жилых помещений за январь 2021 года, с приложением документов, установленных договором о материально-техническом обеспечении от 30.12.2016 № 1143/2016, заключенном сторонами, подтверждающих эти расходы.

Не согласившись с требованиями о возмещении расходов, понесенных истцом
на выплату денежной компенсации, ответчик вернул представленные документы
на оплату без их исполнения, указав при этом на отсутствие выделенных лимитов
на соответствующие обязательства и необоснованное завышение истребуемой суммы. При этом предприятие сослалось на абзац пятый пункта 2 постановления № 909,
из содержания которого следует, что расходы, размеры которых превышают размеры, установленные пунктом 2(1) данного постановления, возмещаются за счет и в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели.

С целью досудебного урегулирования спора командиром войсковой части генеральному директору предприятия направлена претензия, в которой указано, что законодателем прямо определен порядок обеспечения военнослужащих национальной гвардии Российской Федерации жильем, предусматривающий при отсутствии жилых помещений аренду воинскими частями жилых помещений или выплату ежемесячной денежной компенсации военнослужащим. В дальнейшем понесенные расходы компенсируются организациями, важные государственные объекты которых подлежат охране войсками национальной гвардии.

В ответ на претензию ответчик частично произвел компенсацию понесенных расходов – на сумму 146 250 рублей.

Поскольку предусмотренное законом обязательство по возмещению расходов, понесенных на выплату денежной компенсации военнослужащим за наем (поднаем) жилых помещений, предприятие выполнило не в полном объеме, войсковая часть обратилась в арбитражный суд с иском.

Ответчик не согласен с удовлетворением требований в части взыскания с него 106 584 рублей 23 копеек компенсации понесенных расходов. Поскольку судебные акты обжалуются в части, решение и постановление суда апелляционной инстанции проверяются судом кассационной инстанции только в обжалуемой части (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации
и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии
с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

На основании пункта 1 части 1 статьи 27 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее – Закон
о войсках национальной гвардии) организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязаны обеспечивать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, и не имеющих жилого помещения
в населенном пункте по месту военной службы, а также проживающих совместно с ними членов их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда
и находящимися в хозяйственном ведении или оперативном управлении данных организаций.

В соответствии с частью 2 статьи 27 Закона о войсках национальной гвардии организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда обязаны предоставлять военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений
на коммуникациях, не обеспеченным жилыми помещениями в порядке, установленном частью 1 названной статьи, а также проживающим совместно с ними членам их семей
на период прохождения военной службы в этих воинских частях на условиях безвозмездного пользования жилые помещения, находящиеся в собственности данных организаций либо арендованные ими за счет средств от осуществления основной и (или) предпринимательской деятельности.

Военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу
по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений
на коммуникациях, на период прохождения военной службы в этих воинских частях,
а также членам их семей при невозможности предоставления им жилых помещений
в соответствии с частями 1 и 2 данной статьи предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых
в федеральном бюджете указанному федеральному органу исполнительной власти на эти цели (часть 3 статьи 27 Закона о войсках национальной гвардии).

Согласно части 4 статьи 27 Закона о войсках национальной гвардии в случае отсутствия жилых помещений, указанных в части 3 указанной статьи, воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации,
с компенсацией понесенных воинской частью расходов организациями, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения
на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии
в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Суды установили, что охрана важного государственного объекта – предприятия – осуществляется войсками национальной гвардии Российской Федерации. Данное обстоятельство сторонами по делу не оспаривается.

Войсковая часть понесла расходы на выплату денежных компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим, исполнявшим обязанности по охране объектов ответчика в январе 2021 года, в размере 252 834 рублей 23 копеек, что подтверждается представленными в материалы дела сводной ведомостью понесенных истцом затрат, связанных с компенсацией военнослужащим расходов по заключенным договорам найма (поднайма) жилых помещений за январь 2021 года, платежными поручениями.

Согласно письму департамента строительства Росгвардии от 03.03.2021 № 22/1873 директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации принято решение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в соответствии с пунктом 2 постановления № 909 (в размере фактических расходов,
но не выше расходов, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. м общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации) с 01.01.2021.

Доказательств возмещения понесенных войсковой частью расходов на выплату военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в полном объеме ответчик не представил, размер заявленной к взысканию суммы не оспорил.

На основании изложенного суды указали на обязанность предприятия компенсировать истцу понесенные расходы по выплате денежных компенсаций военнослужащим, осуществлявшим охрану объектов ответчика, за наем (поднаем) жилых помещений и удовлетворили исковое требование.

Доводы заявителя об отсутствии финансирования являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций. Как указали суды, обязанность по компенсированию понесенных войсковыми частями расходов на обеспечение военнослужащих национальной гвардии Российской Федерации жильем законодательно возложена на организации, важные государственные объекты которых подлежат охране войсками национальной гвардии. Каких-либо исключений в отношении компенсации расходов войсковых частей в части 4 статьи 27 Закона о войсках национальной гвардии
не содержится. Невыделение ответчику лимитов бюджетных обязательств не является основанием для отказа в удовлетворении иска.

Кроме того, в материалах дела имеется заверенная копия разрешения директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации на реализацию в 2021 году выплат военнослужащим в соответствии с пунктом 2 постановления
№ 909.

В то же время суды первой и апелляционной инстанций не учли следующее.

Возражая против удовлетворения иска, ответчик ссылался на положения
абзаца пятого статьи 2 постановления № 909, согласно которым расходы, связанные
с реализацией названного пункта, размеры которых превышают размеры, установленные пунктом 2(1) данного постановления (при условии, что указанные расходы произведены
с разрешения руководителя федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором законом предусмотрена военная служба, или уполномоченного им должностного лица), возмещаются федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусмотренных
в федеральном бюджете на эти цели.

Сторонами не оспаривается и из материалов дела видно, что предъявленная истцом к взысканию сумма образовалась в отношении военнослужащих, выплаченная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений которых превышает допустимую законодательством сумму. Следовательно, в силу приведенных положений 106 584 рубля 23 копейки не подлежали взысканию с предприятия, выполнившего возложенную на него законом обязанность по возмещению понесенных расходов в пределах своих обязательств.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.

Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, однако спорная сумма не подлежала взысканию с предприятия, поскольку превышает размер законодательно установленной, решение и постановление надлежит отменить в указанной части и отказать в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2022 по делу
№ А53-16856/2021 в части взыскания с федерального казенного предприятия «Комбинат "Каменский"» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу войсковой части 3433 (ИНН <***>, ОГРН <***>) 106 584 рублей 23 копеек компенсации понесенных расходов и взыскания с федерального казенного предприятия «Комбинат "Каменский"» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 4198 рублей государственной пошлины отменить, в указанной части в иске отказать.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.

Взыскать с войсковой части 3433 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
в пользу федерального казенного предприятия «Комбинат "Каменский"» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 6000 рублей расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной и кассационной жалобам.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий А.Х. Ташу

Судьи О.В. Бабаева

Л.А. Трифонова