АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Краснодар | Дело № А53-23550/2023 | 07 марта 2024 года |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Прокофьева Т.В., рассмотрев по правилам упрощенного производства (часть 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) без вызова участвующих в деле лиц, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ИНН 6163013494, ОГРН 1026103163679) на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2023 по делу № А53-23550/2023, установил следующее.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее – фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью фирма «Южный торговый дом» (ИНН 6154560187, ОГРН 1096154001624) (далее – общество) о взыскании 2 500 рублей финансовых санкций по решению от 02.12.2019 № 071S19190025104 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. 12 марта 2024 года
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, установленного главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).
Решением суда от 11.09.2023 (резолютивная часть решения от 31.08.2023), заявленные требования удовлетворены в полном объеме. С общества в бюджет фонда взысканы 2 500 рублей за несвоевременное предоставление индивидуальных сведений персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2018 год (по решению от 02.12.2019 №071S19190025104). С общества в доход федерального бюджета взысканы 2 тыс. рублей государственной пошлины.
Судебный акт мотивирован тем, что обществом не представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, тогда как представленными обществом формами СЗВ-М за январь 2018 года – май 2018 года, июль 2018 года подтверждено, что в указанном отчетном периоде страхователь подтверждал факт нахождения в трудовых отношениях с 5 застрахованными лицами (5 х 500 рублей).
Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.11.2023 отменено решение суда от 11.09.2023 (резолютивная часть решения от 31.08.2023). Принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован пропуском срока обращения заявителя в суд с требованием о взыскании финансовых санкций за несвоевременное представление страхователем сведений по форме СЗВ-Стаж за 2018 год.
Фонд обратился в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 08.11.2023, оставить в силе решение суда от 11.09.2023. Податель жалобы считает, что заявление подано в установленный шестимесячный срок после отмены судебного приказа, а судом апелляционной инстанции допущено неправильное применение норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление апелляционной инстанции надлежит оставить без изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество состоит на учете в фонде в качестве страхователя с присвоением регистрационного номера 071-061-048415.
Статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) закреплено, что страхователи обязаны в установленный срок представлять органам фонда сведения о застрахованных лицах.
По результатам проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета фондом установлено, что сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год страхователем на 5 застрахованных лиц не представлены.
По факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования фонд составил акт от 15.10.2019 № 071S18190022482.
По результатам рассмотрения указанного акта вынесено решение от 02.12.2019 № 071S19190025104 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в виде взыскания 2 500 рублей штрафа.
С целью досудебного урегулирования спора обществу направлено требование от 15.01.2020 № 071S01200000327 о добровольной оплате санкций в срок до 04.02.2020, однако денежные средства в срок, установленный для добровольной уплаты, в полном объеме не поступили.
Поскольку требования фонда в добровольном порядке не исполнены, указанное обстоятельство послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании спорной суммы в судебном порядке.
Вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным данной главой, с учетом особенностей, установленных данной статьей (часть 1 статьи 288.2 Кодекса).
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 данной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 Кодекса).
В кассационной жалобе заявлено о том, что требованием от 15.01.2020 № 071S01200000375 обществу предложено в срок до 04.02.2020 уплатить 2500 рублей штрафа, поэтому фонд мог инициировать взыскание в судебном порядке штрафа по всем требованиям только после истечения трех лет после наступления срока исполнения требования от 15.01.2020, т. е. после 04.02.2023, вследствие чего на момент подачи в суд 04.05.2023 заявления о выдаче судебного приказа фондом не пропущен шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа по требованию от 15.01.2020.
С учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019), статья 46 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая порядок взыскания задолженности с организаций и индивидуальных предпринимателей, не содержит предписаний, регулирующих порядок обращения в суд, между тем для требований о взыскании соответствующих сумм с физических лиц в пунктах 1 – 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что заявление о взыскании подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности; если задолженность не превышает 3 тыс. рублей, данное заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3 тыс. рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого уполномоченным органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 тыс. рублей, уполномоченный орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
С 31.07.2020 аналогичные положения установлены частями 19 и 20 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в редакции Федерального закона от 20.07.2020 № 237-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"»
В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – постановление № 57) разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации (в рассматриваемом случае – статьей 17 Закона № 27-ФЗ).
С учетом данных разъяснений, применимых к правоотношениям по взысканию штрафов в сфере индивидуального (персонифицированного) учета, предельный срок взыскания с заинтересованного лица неуплаченных сумм санкций включает в себя: 3 месяца на проведение проверки, 10 рабочих дней на составление акта, 5 дней на направление акта, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц), 5 дней на направление решения, 6 дней на его доставку, 10 дней на вступление в силу решения по проверке, 10 дней на вынесение и направление требования, 6 дней на его доставку, 20 календарных дней на исполнение требования, 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке (если взыскиваемая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 тыс. рублей, уполномоченный орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов).
При этом, применительно к пункту 60 постановления № 57, проверка соблюдения сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и статьей 17 Закона № 27-ФЗ, осуществляется судом при рассмотрении заявлений о взыскании штрафов, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика.
Несоблюдение фондом в рамках осуществления контрольных мероприятий указанных предусмотренных законодательством сроков администрирования, не влечет изменение порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию штрафа в принудительном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований фонда о взыскании финансовых санкций за непредставление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 71 Кодекса, пунктами 1 – 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 17 Закона № 27-ФЗ, пришел к выводу о том, что с учётом сроков представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного учета) по форме СЗВ-Стаж за 2018 год, с этого момента фонд должен был, как государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства об обязательном пенсионном страховании, проверить представление страхователем достоверных сведений.
Иной более поздний момент выявления правонарушения не является основанием для исчисления срока на обращение в суд с этой новой даты, поскольку момент начала течения срока для взыскания в судебном порядке финансовой санкции со страхователя подлежит определению с установленного Законом № 27-ФЗ срока представления страхователем сведений по необходимой форме за соответствующий период и с учетом исчисления совокупности сроков осуществления принудительных мер в той продолжительности, которая установлена статьей 17 Закона № 27-ФЗ.
В рассматриваемых случаях фонд должен был узнать о неполном представлении в установленный срок сведений в любом случае не позднее соответственно 04.03.2019 (сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год обществом не представлены, тогда как в СЗВ‑М за отчетные периоды 2018 года указаны 5 человек, однако акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлен значительно позднее 15.10.2019, что соответственно привело к более позднему оформлению требования об уплате штрафа в адрес общества.
Довод жалобы фонда о соблюдении шестимесячного срока на подачу заявления исходя из даты срока исполнения в требовании отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку несоблюдение фондом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена соответствующей нормой права.
С учетом совокупности сроков абзацев 15 – 17 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, устанавливающих процедуру проведения проверки, составления, направления и доставку акта, срока на возражения, сроков вынесения, направления и доставку решения о привлечении к ответственности, вступления его в силу, выставления, направления и доставку требования, срока исполнения требования, срок на обращение в суд по взыскиваемой санкции – не позднее 28.04.2023. На момент обращения фонда 04.05.2023 в суд за выдачей судебного приказа (дело № А53‑15929/2023) пропущен шестимесячный срок, установленный положениями пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (применялся до 31.07.2020 в силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») и частью 20 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в редакции Федерального закона от 20.07.2020 № 237-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"». Соблюдение фондом в дальнейшем после отмены судебного приказа шестимесячного срока подачи искового заявления в суд в рассматриваемом случае не имеет правового значения.
Вопреки доводам жалобы срок давности привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренный статьей 17 Закона № 27-ФЗ и составляющий три года со дня, когда территориальный орган фонда узнал или должен был узнать о правонарушении, не влияет на исчисление срока на обращение в суд с заявлением о взыскании штрафа.
С учетом совокупности сроков, установленных статьей 17 Закона № 27-ФЗ, давностный срок обращения заявителя в суд с требованием о взыскании финансовых санкций истек на момент обращения фонда в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, что являлось основанием для отказа судом апелляционной инстанции в удовлетворении заявленных требований по рассматриваемому делу.
С учётом установленных обстоятельств суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что постановление суда апелляционной инстанции от 08.11.2023 надлежит оставить без изменения
Руководствуясь статьями 274, 286 – 289 АПК РФ, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2023 по делу № А53-23550/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья Т.В. Прокофьева