НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Кавказского округа от 06.10.2022 № А32-29302/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

             Дело № А32-29302/2020

10 октября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2022 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Калуцких Р.Г., при участии в судебном заседании от истца – министерства природных ресурсов Краснодарского края                        (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) – Крохмаль Д.А. (доверенность от 27.12.2021), от ответчика – акционерного общества производственно-деревоперерабатывающий комплекс «Апшеронск» (ИНН 2325014338, ОГРН 1022303445603) – Типикина Д.А. (доверенность от 24.05.2022), в отсутствие третьего лица – межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022 по делу № А32-29302/2020, установил следующее.

Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее – министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к АО ПДК «Апшеронск» (далее – общество), в котором просило:

– взыскать в пользу министерства неустойку за неисполнение условий договора аренды лесного участка от 29.07.2009 № 1-ИНВ в размере 13 918 рублей 51 копейки;

– расторгнуть договор аренды лесного участка от 29.07.2009 № 1-ИНВ;

– обязать ответчика в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда возвратить министерству по акту приема-передачи лесной участок, переданный по договору аренды лесного участка от 29.07.2009 № 1-ИНВ, в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства;

– в случае неисполнения решения суда в части возврата лесного участка в установленный срок, взыскать в пользу министерства 100 тыс. рублей судебной неустойки ежедневно до полного исполнения решения суда.

В рамках дела № А32-29305/2020 министерство обратилось к обществу со следующими исковыми требованиями:

– взыскать в пользу министерства неустойку за неисполнение условий договора аренды лесного участка от 17.09.2009 № 3-ИНВ в размере 23 004 рублей 23 копеек;

– расторгнуть договор аренды лесного участка от 17.09.2009 № 3-ИНВ;

– обязать общество в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда возвратить министерству по акту приема-передачи лесной участок, переданный по договору аренды лесного участка от 17.09.2009 № 3-ИНВ, в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства;

– в случае неисполнения решения суда в части возврата лесного участка в установленный срок, взыскать с ответчика в пользу министерства 100 тыс. рублей судебной неустойки ежедневно до полного исполнения судебного акта.

В деле № А32-33446/2020 министерство обратилось к обществу со следующими требованиями:

– расторгнуть заключенные сторонами договоры аренды лесных участков                        от 09.09.2014 № 7-ИНВ и 8-ИНВ;

– обязать ответчика в течение одного месяца со дня вступления в силу судебного акта возвратить министерству по акту приема-передачи лесные участки по договорам аренды лесных участков от 09.09.2014 № 7-ИНВ и 8-ИНВ;

– в случае неисполнения решения суда в части возврата лесных участков в установленный срок, взыскать в пользу министерства 100 тыс. рублей судебной неустойки ежедневно до полного исполнения решения суда.

Определением от 22.11.2021 дела № А32-29302/2020, А32-29305/2020                               и А32-33446/2020 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер                                   № А32-29302/2020.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2022, оставленным
без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 22.06.2022, в удовлетворении искового заявления отказано. Судебные акты мотивированы отсутствуем нарушений условий договора аренды, которые могли быть квалифицированы в качестве существенных. Суды указали, что заявленные истцом нарушения договоров аренды лесных участков имели место в период реализации инвестиционного проекта, поэтому условия для их расторжения по причине недостижения площадей лесовосстановления, плановых показателей по дополнению лесных культур и уходу за лесными культурами, отсутствия нового проекта освоения лесов, не соответствуют предоставлению лесных участков в аренду в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта. Поскольку в рамках дела № А32-34679/2019 установлена реализация обществом инвестиционного проекта, на министерство возложена обязанность согласовать отчет о завершении обществом инвестиционного проекта, основания для расторжения договоров аренды лесных участков и взыскания договорной неустойки за нарушение отдельных условий договоров отсутствуют.    

В кассационной жалобе министерство, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение и апелляционное постановление, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы указывает, что реализация обществом инвестиционного проекта не исключает правомочия арендодателя требовать расторжения договоров аренды лесных участков по иным основаниям. Ответчик использует лесные участки с нарушением условий договоров, без актуальных проектов освоения лесов, что служит достаточным основанием для их расторжения по требованию арендодателя. Судебные инстанции надлежащим образом не оценили представленные министерством доказательства (акт проверки, постановления о назначении административного наказания). Требования о взыскании с ответчика неустойки за нарушение условий договоров от 29.07.2009 № 1-ИНВ                                и от 17.09.2009 № 3-ИНВ фактически не рассмотрены. Министерство также указывает на отсутствие условий для объединения дел (по различным требованиям к обществу) в одно производство.

В судебном заседании представитель министерства на удовлетворении кассационной жалобы настаивал, представитель общества полагал, что основания для отмены решения и постановления отсутствуют.

            Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Как видно из материалов дела, общество на основании договоров от 17.09.2009              № 3-ИНВ, от 29.07.2009 № 1-ИНВ, от 09.09.2014 № 7-ИНВ и от 09.09.2014 № 8-ИНВ, заключенных на основании приказа министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 12.03.2009 № 128 «О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов», приказа департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 30.12.2008 № 1209 «Об утверждении заявки закрытого акционерного общества ПДК "Апшеронск" на реализацию инвестиционного проекта "Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организации выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины на базе производственных площадей закрытого акционерного общества ПДК "Апшеронск" по освоению лесов на территории Краснодарского края", представляемого для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов», является арендатором лесных участков.

Судебные инстанции установили, что по итогам проверочных мероприятий министерству предписано обеспечить направление претензий обществу по факту невыполнения в полном объеме мероприятий по воспроизводству лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, подготовленным в рамках договора аренды лесного участка                      от 17.09.2009 № 3-ИНВ (приложение № 6 к договору аренды). Проектом освоения лесов предусмотрено ежегодное лесовосстановление на площади 143,82 га, однако за 2017 год мероприятия проведена на площади 103,4 га, в 2018 году на площади 118,14 га, что составляет 72% и 82% (соответственно) от запроектированного объема. Обществом не выполнены также плановые показатели по дополнению лесных культур и уходу за лесными культурами, по уходу за молодняками (осветление, прочистка). Плановые показатели по дополнению лесных культур выполнены обществом частично (на 68% в 2017 году и на 80% в 2018 году). Поскольку обществом не выполнены условия пунктов 3.4.6 и 3.4.7 договора аренды от 17.09.2009 № 3-ИНВ, министерство начислило установленную данным договором неустойку в размере 13 918 рублей 51 копейки. Срок действующего проекта освоения лесов истек 31.12.2018 в связи с окончанием срока действия лесохозяйственного регламента Апшеронского лесничества. Министерство приказом от 01.12.2018 № 181 «Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств» утверждены новые лесохозяйственные регламенты, опубликованные в установленном порядке. Арендатор обязан разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы. Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 07.07.2020 № 2147 «Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» инвестиционный проект общества исключен из числа приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Министерство и общество также заключили договор аренды лесного участка                      от 29.06.2009 № 1-ИНВ. Проектом освоения лесов по данному лесному участку предусмотрено ежегодное лесовосстановление на указанном лесном участке на площади 220,2 га, однако фактически за 2017 год проведены мероприятия на площади 133,85 га, в 2018 году на площади 133,77 га, что составляет 61% от запроектированного объема. Обществом не полностью выполнены плановые показатели по дополнению лесных культур и уходу за лесными культурами, по уходу за молодняком, плановые показатели по дополнению лесных культур частично выполнены на 21% в 2017 году и на 27% в 2018 году, уход за лесными культурами частично выполнен по договору аренды на 36% по каждому проверяемому году, уход за молодняками выполнен частично по договору аренды на 68% в 2017 году и на 12% в 2018 году. Поскольку обществом не выполнены условия пунктов 3.4.6, 3.4.7 договора аренды, министерство начислило неустойку в размере 23 004 рублей                 23 копеек. По условиям договора аренды арендодатель вправе потребовать от арендатора неустойку в размере 0,01% от ежегодного размера арендной платы. Срок действующего проекта освоения лесов истек 31.12.2018. Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 07.07.2020 № 2147 «Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» инвестиционный проект общества исключен из числа приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Истец также указывает, что при исполнении договора аренды лесного участка                       от 09.09.2014 № 7-ИНВ и при исполнении договора аренды лесного участка от 09.09.2014             № 8-ИНВ общество не обеспечило выход на проектную мощность по производству продукции, что свидетельствует о нарушении сроков реализации инвестиционного проекта. В 2017 – 2018 годы предпринимались меры по досудебному урегулированию спора, направлялись претензионные письма о допущенном более чем на 1 год отставании по этапам реализации инвестиционного проекта.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2019 по делу                           № А32-18784/2019, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, министерству отказано в иске о расторжении  договоров аренды лесных участков  от 09.09.2014 № 7-ИНВ и 8-ИНВ, поскольку они заключены в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта, а министерство вправе обратиться с иском о расторжении договоров только после принятия решения об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных. Приказом Министерства и промышленности и торговли Российской Федерации от 07.07.2020 № 2147 «Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» инвестиционный проект исключен из перечня приоритетных.

Министерство, указывая на исключение инвестиционного проекта из перечня приоритетных (приказ министерства и промышленности и торговли Российской Федерации от 07.07.2020 № 2147), а также на нарушение арендатором иных условий договоров аренды лесных участков, обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.

Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.

В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации                         (далее – Лесной кодекс) право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) и Земельным кодексом Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), если иное не установлено данным Кодексом.

Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом (часть 4             статьи 72 Лесного кодекса).

В силу части 1 статьи 74.1 Лесного кодекса изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом, Земельным кодексом и данным Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 46 Земельного кодекса аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

На основании пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Согласно положениям статьи 619 Гражданского кодекса по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; существенно ухудшает имущество.

В соответствии с пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

В пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» даны разъяснения по применению арбитражными судами пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса. В отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 Земельного кодекса, статьями 450 и 619 Гражданского кодекса, пункт 9 статьи 22 Земельного кодекса устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка. Арендодатель должен представить суду доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора. Обстоятельства, указанные в статье 619 Гражданского кодекса, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка. Не может служить основанием для удовлетворения требования арендодателя о досрочном расторжении договора аренды земельного участка сам факт существенного нарушения договора, если такое нарушение (его последствия) устранено арендатором в разумный срок.

Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований министерства, не приняли во внимание следующее.

Лесные участки предоставлены обществу в аренду для осуществления заготовки древесины (приложение № 3 к договорам) в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов. При этом в приложениях № 6 к договорам согласованы объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на лесных участках. В пунктах 8.6 договоров указано, что существенными условиями договоров являются, в том числе объемы использования лесов, лесовосстановления, ухода за лесом, противопожарных и санитарно-оздоровительных мероприятий, установленных проектом освоения лесов, разработка проекта освоения лесов в определенный договором срок, использование лесных участков в соответствии с проектом освоения лесов и лесной декларацией.

Статьей 12 Лесного кодекса установлено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

Согласно части 1 статьи 19 Лесного кодекса мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 данного Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

В силу части 1 статьи 61 Лесного кодекса вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.

В соответствии с частью 2 статьи 61 Лесного кодекса воспроизводство лесов включает в себя: лесное семеноводство, лесовосстановление, уход за лесами, осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса.

В соответствии со статьей 88 Лесного кодекса лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со                       статьей 12 данного Кодекса.

Исходя из положений части 4 статьи 61 Лесного кодекса, приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», объем соответствующих лесохозяйственных мероприятий определяется проектом освоения лесов.

Пункт 32 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 № 190, определяет порядок реализации исключения инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов, по основаниям, предусмотренным подпунктом «д» пункта 19 данного Положения.

Действовавшим на момент заключения договоров Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419), предусматривалось, что расторжение договоров аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков для реализации инвестиционного проекта, может быть осуществлено также по основаниям, установленным лесным законодательством (абзац 5 пункта 19 Положения).

Таким образом, договор аренды лесного участка, предоставленного для реализации инвестиционного проекта, мог быть досрочно расторгнут по инициативе арендодателя, как в связи с нарушениями, связанными с реализацией инвестиционного проекта, так и по основаниям, установленным лесным законодательством. Необходимость соблюдения при реализации инвестиционного проекта требований лесного законодательства, устанавливающего возможность досрочного расторжения договоров аренды при существенном нарушении арендаторами порядка использования и восстановления лесов, обусловлена особой ролью лесов как одного из важнейших факторов окружающей природной среды и природного ресурса. 

Так, согласно части 4 статьи 61 Лесного кодекса (в редакции, действовавшей на момент заключения договоров аренды) невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части воспроизводства лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного срочного пользования лесными участками.

Соответствующие условия закреплены в пунктах 6.2 рассматриваемых договоров аренды, согласно которым расторжение договора по решению суда по требованию одной из сторон осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также в случаях нарушения другой стороной условий договора.

При этом договоры аренды содержат также основания для их расторжения, связанные с нарушением инвестиционного проекта и созданием и (или) модернизацией объектов лесной и (или) перерабатывающей инфраструктуры (пункт 6.3).

Закрепленная в рассматриваемых договорах аренды структура оснований для их досрочного расторжения по инициативе арендодателя согласуется с положениями               статьи 619 Гражданского кодекса, устанавливающей условия, при которых по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом, а также предусматривающей, в частности, что договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 данного Кодекса.

Судебные инстанции, сославшись на осуществление ответчиком инвестиционного проекта и судебные акты, разрешающие спорные вопросы его реализации сторонами, по существу не рассмотрели доводы министерства о наличии оснований для расторжения договоров аренды лесных участков в связи с допущенными обществом нарушениями положений Лесного кодекса и условий договоров аренды лесных участков, не связанных с реализацией инвестиционного проекта (пункты 3.4.3, 3.4.6, 3.4.7 и 8.6 договоров). Признание в судебном порядке недействительным приказа Минпромторга России                          от 07.07.2020 № 2147 не исключало обязанности судов в рамках настоящего дела исследовать и оценить соответствующие доводы арендодателя.

 В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Согласно статье 330 Гражданского кодекса неустойкой (пеней, штрафом) признается установленная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

Требование о взыскании предусмотренной пунктом 4.2 договоров неустойки в размере 0,01% за нарушение обязательств, которые не связаны с реализацией инвестиционного проекта, суды фактически не рассмотрели, соответствующие доводы министерства о нарушении арендатором предусмотренного Лесным кодексом порядка использования и восстановления лесов не оценили. При этом из структуры и содержания договоров аренды лесных участков следует, что неустойка обеспечивает, в том числе и надлежащее исполнение арендатором условий договоров, не связанных с реализацией инвестиционного проекта.  

В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе отменить решение и (или) апелляционное постановление и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд, если выводы, содержащиеся в обжалуемых актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.

 Основаниями для отмены решения, апелляционного постановления являются несоответствие выводов фактическим обстоятельствам, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 288 Кодекса).

 При выявлении на основании части 3 статьи 286 Кодекса несоответствия выводов судов первой, апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам суд кассационной инстанции направляет дело на новое рассмотрение. При этом необходимо исходить из того, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (пункты 31, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции»).

  Поскольку судебные инстанции рассмотрели исковое заявление без учета условий договоров аренды лесных участков и не установили обстоятельства, необходимые для правильного разрешения всех исковых требований министерства, решение и постановление следует отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.

  При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, предложить истцу уточнить основания расторжения применительно к каждому из заявленных договоров аренды лесных участков, проверить соблюдение министерством порядка расторжения договоров аренды лесных участков в случае указания им оснований, при наличии одного из которых инвестиционный проект исключается из перечня инвестиционных проектов с досрочным расторжением договора аренды лесного участка по инициативе арендодателя, оценить доводы истца о допущенных арендатором нарушениях условий договоров аренды лесных участков, влекущих их расторжение в судебном порядке, рассмотреть по существу требования о взыскании неустойки. В связи с направлением дела на новое рассмотрение дополнительной проверке подлежит также довод ответчика о том, что допущенные им нарушения, не связанные с реализацией инвестиционного проекта, не могут быть квалифицированы в качестве существенных, влекущих расторжение договора в судебном порядке по инициативе арендодателя. Спор следует разрешить при правильном применении норм материального и процессуального права.

  Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.

Руководствуясь статьями 274, 284 − 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022 по делу
№ А32-29302/2020
отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок,
не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                                     А.И. Мещерин

Судьи                                                                                                                   В.А. Анциферов

                                                                                                                              Р.Г. Калуцких