АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Краснодар | Дело № А63-12083/2021 | 02 июня 2022 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Алексеева Р.А. и Малыхиной М.Н., при участии в судебном заседании от истца – Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования (ИНН 2626042723, ОГРН 1102650002212) – Мехрибановой А.В. (доверенность от 29.12.2021), в отсутствие ответчика – Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска (ИНН 2631029245, ОГРН 1062648012987), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.11.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 по делу № А63-12083/2021, установил следующее.
Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – росприроднадзор) обратилось в арбитражный суд
с иском к Управлению ЖКХ администрации города Невинномысска (далее – управление) о взыскании 4 791 628 рублей 81 копейки задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду с 2018 по 2019 годы и 581 144 рублей 72 копеек пеней.
Решением от 15.11.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.03.2022, с ответчика в пользу истца взыскано 4 791 628 рублей 81 копейка задолженности и 581 144 рубля 72 копейки пеней.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и принять новое решение. По мнению заявителя, суды не проверили правильность расчета суммы платы за негативное воздействие с учетом исправленного статистического отчета управления по форме 2ТП (водхоз) за 2018 и 2019 годы, предоставленного
на согласование в росприроднадзор, не учли доводы ответчика об оспаривании суммы неуплаченных платежей по акту проверки. Управление своевременно представило
в контролирующий орган документы, подтверждающие исполнение обязанности
по представлению документов отчетности. При составлении декларации управление допустило ошибку, в результате которой не учтены расчеты за негативное воздействие загрязняющих веществ при сбросе ливневых вод по 6 ливневым выпускам.
В последующем ответчик исправил ошибку, о чем уведомил истца. Согласно контррасчету задолженность за 2018 года составила 239 346 рублей 10 копеек,
за 2019 год – 148 262 рубля 20 копеек. Заявитель также указывает, что акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие по 2018 год не составлялся, требование об уплате недоимки направлено за пределами отчетного периода.
В отзыве росприроднадзор просит изменить судебные акты и взыскать
с управления 6 285 906 рублей 05 копеек задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду с 2018 по 2019 годы и 630 804 рубля 55 копеек пеней.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в соответствии с актом проведения контроля
за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 10.09.2020 № 2/3887 декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду
за 2019 год представлена управлением 05.03.2020.
При проверке декларации о плате за 2019 год, а также своевременности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлено, что сведения, представленные в составе декларации о плате, не соответствуют сведениям, имеющимся
в распоряжении росприроднадзора.
При этом согласно информации, имеющейся в распоряжении истца, управление
в 2019 году сбросило в водный объект (р. Кубань) 695 325 тонн загрязняющих веществ.
Согласно представленной декларации сумма платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты не исчислена, раздел 2 «Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты» отсутствует.
На основании изложенного истец направил требование о внесении изменений
в декларацию от 16.07.2020 № 3887/1.
В установленный срок требование росприроднадзора не исполнено. Плата
за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты не исчислена. Управление письмом от 03.08.2020 № 1681-14 представило пояснения о причинах невнесения платы.
В связи с неисчислением платы истец произвел расчет суммы задолженности
за негативное воздействие в части сбросов загрязняющих веществ в водные объекты. Сумма задолженности по плате за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты
за 2019 год составила 1 494 277 рублей 24 копейки.
При проверке своевременности внесения платы за негативное воздействие
на окружающую среду за 2018 год также выявлено несоответствие предоставляемой
истцу информации.
Ответчику направлено требование от 23.09.2020 № 1/4256 о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду и пеней за 2018 год. В соответствии с названным требованием задолженность по плате за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты за 2018 год составила 4 791 628 рублей 81 копейку, пени – 581 144 рубля 72 копейки.
Неисполнение требований истца о внесении платы послужило основанием для обращения росприроднадзора в арбитражный суд с иском.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) под негативным воздействием
на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В статье 16 Закона № 7-ФЗ определено, что плата за негативное воздействие
на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ
в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии
с бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 4 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее – Правила № 255), контроль
за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
В силу пункта 5 Правил № 255 плату обязаны вносить юридические лица
и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.
Согласно пункту 8 Правил № 255 плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р, по классу опасности отходов производства и потребления
на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (далее – постановление
№ 913), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением № 913 и постановлением № 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
В пунктах 9, 10 Правил № 255 определено, что платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля: а) для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ; б) в отношении каждого класса опасности отходов.
При определении платежной базы учитываются: а) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов; б) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы
и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов; в) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте «а» данного пункта, лимиты (включая аварийные выбросы
и сбросы), указанные в подпункте «б» указанного пункта; г) лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
Согласно пункту 12 Правил № 255 при отсутствии действующих разрешений
на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений
на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ)
и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных
и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 Правил № 255, а в отношении расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов – формулу, указанную в пункте 18 (2) Правил № 255.
В соответствии с пунктами 32 – 34 Правил № 255 отчетным периодом в отношении платы признается календарный год.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды установили, что заявленная истцом к взысканию с ответчика сумма платы за негативное воздействие
на окружающую среду и пеней за ее несвоевременную уплату соответствует имеющимся
в деле документам и нормам законодательства. Суды установили, что в 2018, 2019 годах управление осуществляло сброс загрязняющих веществ в водный объект в отсутствие специального разрешения. Управление эксплуатирует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, II категории. При этом декларацию о воздействии
на окружающую среду ответчик в 2019 году истцу не представлял.
Согласно имеющейся информации масса сброса загрязняющих веществ составила
в 2018 году: азот аммонийный – 0,609 тонн, ВПК полный – 6,98 тонн, взвешенные вещества – 193,142 тонн, железо – 0,085 тонн; в 2019 году: аммоний ион – 0,274, железо – 0,046 тонн, нефтепродукты – 0,07 тонн, сухой остаток – 636,041 тонн, взвешенные вещества – 55,232 тонн, БПК полный – 3,431 тонн, АСПАВ – 0,143 тонн.
Истец произвел расчет задолженности исходя из фактической массы сброса
в соответствии с требованиями подпунктов 12, 12.1 и 21.1 Правил № 255. В нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление доказательства уплаты задолженности за негативное воздействие
на окружающую среду за 2018, 2019 годы не представило.
Поскольку факт сброса ответчиком загрязняющих веществ в водные объекты
(окружающую среду) и их объем доказаны, суды признали требования росприроднадзора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В то же время, проверив расчет пеней за несвоевременную оплату задолженности, суд первой инстанции признал его неверным. По расчету суда сумма неустойки составила 615 724 рубля 30 копеек. Однако, поскольку суд не может выйти за пределы заявленных требований, суды удовлетворили требование истца о взыскании пеней с 02.03.2019
по 23.09.2020 в размере 581 144 рублей 72 копеек.
Довод управления о том, что расчет произведен на основании недействующего статистического отчета 2-ТП (водхоз) за 2018 и 2019 годы, в котором допущена техническая ошибка, отклонен судом апелляционной инстанции.
По данному факту росприроднадзор направил запрос от 30.03.2021 № 01-1581231
о предоставлении информации в Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (далее – Росводресурсы).
Согласно разъяснению Росводресурсов от 05.04.2021 № 07-12/234 предоставление скорректированной отчетности после отчетного периода приказом Росстата от 27.12.2019 № 815 не предусмотрено.
Следовательно, истец правомерно произвел расчет на основании представленного управлением отчета 2-ТП (водхоз).
Ссылка росприроднадзора на необходимость взыскания 6 285 906 рублей 05 копеек задолженности и 630 804 рублей 55 копеек пеней, изложенная в отзыве на кассационную жалобу, не принимается судом округа, так как в исковом заявлении истец просил взыскать 4 791 628 рублей 81 копейку задолженности по оплате за негативное воздействие
на окружающую среду с 2018 по 2019 годы и 581 144 рубля 72 копейки пеней. Суды
не вправе выходить за пределы заявленных требований.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам права.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по доводам жалобы не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.11.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 по делу
№ А63-12083/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий А.Х. Ташу
Судьи Р.А. Алексеев
М.Н. Малыхина