НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Кавказского округа от 01.08.2018 № А32-45570/17

744/2018-30738(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар Дело № А32-45570/2017 03 августа 2018 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2018 года.  Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2018 года. 

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего  Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Ташу А.Х., при участии от истца – общества  с ограниченной ответственностью «Нефтепродуктсервис» (ИНН <***>,  ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 06.11.2015), от ответчика –  общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт»  (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО2 (доверенность от 08.02.2016),  рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» на решение Арбитражного суда Краснодарского края  от 19.01.2018 (судья Грачев С.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 05.04.2018 (судьи Глазунова И.Н., Илюшин Р.Р., Мисник Н.Н.)  по делу № А32-45570/2017, установил следующее. 

ООО «Нефтепродуктсервис» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд  с иском к ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» (далее – компания) о взыскании  850 300 рублей 95 копеек задолженности по возмещению налога на добавленную  стоимость (далее – НДС) по договору оказания транспортных услуг и 159 497 рублей  35 копеек процентов за пользование чужими денежными средствам. 

Решением от 19.01.2018, оставленным без изменения постановлением  апелляционного суда от 05.04.2018, иск удовлетворен. Суды пришли к выводу о том,  что компенсируемые расходы исполнителя являются частью цены договора от 04.09.2012   № к007078. Общество представило доказательства уплаты НДС, в связи с чем суммы  возмещения дополнительных расходов исполнителя образуют цену договора, подлежат  включению в налоговую базу по НДС на основании статей 146 и 154 Налогового кодекса  Российской Федерации и возмещаются заказчиком с включением НДС. Расчет процентов  признан судами верным. 


В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и отказать  в иске. Заявитель ссылается на ошибочность вывода судов о том, что компенсируемые  расходы истца являются ценой договора. По мнению заявителя, дополнительные расходы  не являются ценой сделки, выручкой и НДС не облагаются. Дополнительные расходы  носят компенсационный характер, не связанный с оплатой стоимости услуг по договору.  Вывод о включении дополнительных расходов в цену договора, облагаемую НДС  по ставке 18 %, также не верен. 

В отзыве на жалобу истец указал на законность и обоснованность решения  и постановления. 

Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд  Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать. 

Как следует из материалов дела, общество (перевозчик) и компания (заказчик),  заключили договор от 04.09.2012 № К007078 на оказание транспортных услуг, связанных  с перевозкой нефтепродуктов и продуктов газопереработки на АЗС (МАЗС), согласно  которому в соответствии с письмом от 31.08.2012 № 01-6473 заказчик обязуется  передавать, а перевозчик круглосуточно 365 дней в году принимать нефтепродукты  к перевозке, перевозить их с нефтебаз компании, расположенных по указанным  в договоре адресам, и иных мест хранения нефтепродуктов и СУГ на автозаправочные  станции заказчика и (или) в иные пункты назначения, указываемые заказчиком,  и передавать их представителям заказчика в пунктах назначения в целостности  и сохранности, а заказчик – оплачивать услуги перевозчика в порядке, предусмотренном  договором. В соответствии с пунктом 9.7.3 договора заказчик обязан возмещать  перевозчику дополнительные расходы, связанные с условиями перевозок (оплата  за проезд платных мостов, участков дорог, весовой контроль, пропуски и т. п.)  по фактическим затратам на основании документов, подтверждающих произведенные  расходы. Согласно пункту 9.5 договора (в редакции дополнительного соглашения  от 10.06.2013 № 3) заказчик производит перевозчику окончательную оплату оказанных  транспортных услуг в течение 5 рабочих дней с даты подписания сторонами акта  выполненных работ с приложением полного комплекта подтверждающих документов,  указанных в пункте 9.2 договора (счета-фактуры, оригиналы товарно-транспортных  накладных, реестр перевозок). На основании постановления Правительства Российской  Федерации от 14.06.2013 № 504 с 15.11.2015 общество производит плату в счет  возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования  федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную 


максимальную массу свыше 12 тонн («Платон») оператору государственной системы  взимания платы ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», что подтверждено  платежными поручениями. 

Плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего  пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими  разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, является дополнительными расходами  перевозчика, связанными с выполнением им услуг по договору. 

Данные расходы учитываются перевозчиком в составе собственных расходов,  а доходы в виде сумм возмещения дополнительных расходов учитываются в составе  выручки. Сумма возмещения заказчиком дополнительных расходов перевозчика  включается в налогооблагаемую базу. 

В связи с тем, что цена (тариф) услуг по перевозке грузов сторонами по договору  определена без учета платы исполнителя за возмещение ущерба, наносимого  транспортными средствами федеральным автодорогам, а заказчиком по условиям  договора компенсируются исполнителю эти расходы, денежные средства, полученные  от заказчика в качестве возмещения расходов, понесенных исполнителем в связи  с исполнением им договора, связаны с оплатой реализованных заказчику услуг  и в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской  Федерации подлежат включению в налоговую базу по НДС у исполнителя. 

На основании пункта 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации  исполнитель обязан исчислить НДС по расчетной ставке 18/118 при получении  компенсации платы исполнителя за возмещение вреда автодорогам (письмо Минфина  России от 19.08.2015 № 03-07-11/47815, письмо Минфина России от 15.08.2012   № 03-07-11/300, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 25.02.2009 № 12664/08). 

Как указывает истец, с 01.08.2016 по 31.07.2017 ответчик не возместил истцу  850 300 рублей 95 копеек суммы НДС. 

Общество своевременно направило ответчику полный комплект подтверждающих  документов на оплату дополнительных расходов исполнителя по внесению платы  за проезд автотранспорта массой свыше 12 тонн по федеральным дорогам,  что не оспаривается компанией. 

Компания от подписания актов выполненных работ с августа 2016 года по июль  2017 года и возмещения перевозчику платы за проезд транспортных средств по дорогам  федерального значения отказалась. 


Поскольку претензия общества с требованием об оплате суммы задолженности  осталась без удовлетворения, общество обратилось в суд с иском. 

По сути истец взыскивает часть цены услуг по перевозке.
Суды, удовлетворяя иск, правомерно исходили из следующего.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее –  Кодекс) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора  перевозки. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами  транспорта, а также ответственность сторон определяются соглашением сторон,  если Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми  в соответствии с ними правилами не установлено иное. 

В силу статьи 785 Кодекса по договору перевозки груза перевозчик обязуется  доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать  его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется  уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза  подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной  (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим  транспортным уставом или кодексом). 

По смыслу пункта 1 статьи Кодекса за перевозку грузов, пассажиров и багажа  взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное  не предусмотрено законом или иными правовыми актами. 

Как указано выше, в пункте 9.7.3 договора заказчик обязался возместить  перевозчику дополнительные расходы, связанные с условиями перевозок (оплата  за проезд платных мостов, участков дорог, весовой контроль, пропуски и т. п.)  по фактическим затратам на основании документов, подтверждающих произведенные  расходы. 

В соответствии со статьей 431 Кодекса при толковании условий договора судом  принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.  Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем  сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. 

Из буквального содержания пункта 9.7.3 спорного договора следует, что заказчик  обязался возместить фактические затраты, связанные с перевозкой грузов заказчика. 

В данном случае на фактически уплаченные суммы в счет возмещения вреда,  причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения  транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 


12 тонн, перевозчиком начислена сумма НДС 18 %. Сумма затрат перевозчика выставлена  заказчику к возмещению с начислением НДС в размере 18 %. 

Названные выше акты на возмещение расходов перевозчика составлялись  на основании выписок системы взимания платы «Платон». 

В силу статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров,  работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается  соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами  или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним  лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу,  а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности  на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание  услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации  объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются следующие  операции: 1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации,  в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных  работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также  передача имущественных прав. В целях данной главы Налогового кодекса Российской  Федерации передача права собственности на товары, результатов выполненных работ,  оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);  2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание  услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе  через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организации;  3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; 4) ввоз  товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее  юрисдикцией. 

Согласно статье 154 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база  при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено  этой статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя  из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 данного Кодекса, с учетом акцизов  (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. 

В подпункте 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации  установлено, что не подлежат обложению налогом услуги, оказываемые  уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все 


виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов  за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами  местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами  при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе  платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами). 

Обязанность владельцев и пользователей автомобильных дорог по внесению платы  за перевозку тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам установлена  с 01.01.1996 постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 № 962. 

В настоящее время порядок возмещения владельцами транспортных средств,  осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам  в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными  средствами, а также порядок определения размера такого вреда установлены в Правилах,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009   № 934. Согласно пункту 2 названных Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам  транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.  Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального  разрешения на движение транспортных средств. В пункте 3 указанных Правил  определено, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения  вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной  власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,  владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков  автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог  регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог  местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит  маршрут движения транспортного средства. В соответствии с пунктом 8 данных Правил  средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, подлежат  зачислению в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации,  местных бюджетов, собственника частных автомобильных дорог, если иное не  установлено законодательством Российской Федерации. 

Данные платежи не являются услугами для целей налогообложения по НДС,  так как установлены органами государственной власти, и взыскание таких платежей  нельзя отнести к услугам, облагаемым НДС, поскольку отсутствует признак реализации,  установленный статьей 39 Налогового кодекса Российской Федерации. 


В рассматриваемом случае перевозчиком оплачена плата за вред автомобильным  дорогам без НДС, о чем свидетельствуют названные ООО «РТИТС». При этом  обязанность по внесению платы за перевозку тяжеловесных грузов по федеральным  автомобильным дорогам возложена на владельцев и пользователей автомобильных дорог,  то есть на перевозчика. 

В обоснование своих требований истец сослался на письма Министерства  финансов Российской Федерации от 15.08.2012 № 03-07-11/300, от 19.08.2015   № 03-07- 11/47815, от 06.10.2015 № 03-11/57133, а также письмо от 19.01.2017, в котором  имеется отсылка к письму Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2016   № 03-07-11/32518. В письме от 15.08.2012 № 03-07-11/300 указано, что возмещение  заказчиком расходов, понесенных организацией в связи с исполнением ею договора  по поставке оборудования, выполнению монтажных и пусконаладочных работ, связано  с оплатой товаров (работ), реализованных организацией заказчику. 

Учитывая изложенное, указанные денежные средства подлежат включению  в налоговую базу по НДС и на основании пункта 4 статьи 164 Налогового кодекса  Российской Федерации при их получении налог следует исчислять по расчетной ставке  18/118. 

При этом суммы НДС по расходам организации на командировки и транспортные  расходы подлежат вычетам в общеустановленном порядке. 

Согласно письму от 19.08.2015 № 03-07-11/47815 налоговая база по НДС  при оказании услуг по перевозке грузов, цена которых формируется с учетом стоимости  специального разрешения на право проезда по платным автомобильным дорогам,  определяется как договорная цена этих услуг. 

По отдельным составляющим договорной цены налог не исчисляется.

Разъяснения, изложенные в письме от 06.10.2015 № 03-11/57133, относятся  к вопросам применения упрощенной системы налогообложения и не могут приниматься  во внимание судом при рассмотрении данного дела. 

В письме от 19.01.2017 на обращение общества от 26.05.2016 разъяснено,  что по данным вопросам необходимо руководствоваться ответом Департамента  от 06.06.2016 № 03-07-11/32518. В названном письме от 06.06.2016 указано,  что по отдельным составляющим договорной цены НДС не начисляется. 

Плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего  пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими 


разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, является дополнительными расходами  перевозчика, связанными с выполнением им услуг по договору. 

Данные расходы учитываются перевозчиком в составе собственных расходов,  а доходы в виде сумм возмещения дополнительных расходов учитываются в составе  выручки. 

Сумма возмещения заказчиком дополнительных расходов перевозчика включается  в облагаемую базу. 

В связи с тем, что цена (тариф) услуг по перевозке грузов сторонами по договору  определена без учета платы исполнителя за возмещение ущерба, наносимого  транспортными средствами федеральным автодорогам, а заказчиком по условиям  договора компенсируются исполнителю эти расходы, денежные средства, полученные  от заказчика в качестве возмещения расходов, понесенных исполнителем в связи  с исполнением им договора, связаны с оплатой реализованных заказчику услуг  и в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской  Федерации подлежат включению в налоговую базу по НДС у исполнителя. 

На основании пункта 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации  исполнитель обязан исчислить НДС по расчетной ставке 18/118 при получении  компенсации платы исполнителя за возмещение вреда автодорогам (письма Минфина  России от 19.08.2015 № 03-07-11/47815, от 15.08.2012 № 03-07-11/300, постановление  Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009   № 12664/08). 

Письмо Минфина России от 19.08.2015 № 03-07-11/47815 разъясняет вопросы  налогообложения в ситуации, когда цена услуг по перевозке грузов формируется с учетом  стоимости специального разрешения на право проезда по платным автомобильным  дорогам, определяется как договорная цена этих услуг. При этом по отдельным  составляющим договорной цены налог не исчисляется. 

Между тем плата за перевозку тяжеловесных грузов по федеральным  автомобильным дорогам произведена перевозчиком в связи с исполнением заявок  заказчика на перевозку груза, данные расходы подлежат включению в себестоимость  услуг по перевозке (расходы перевозчика на оказание услуг). 

Цена (тариф) услуг по перевозке грузов сторонами по договору определена  без учета платы исполнителя за возмещение ущерба, наносимого транспортными  средствами федеральным автодорогам, денежные средства, полученные от заказчика  в качестве возмещения расходов, понесенных исполнителем в связи с исполнением 


им договора, связаны с оплатой реализованных заказчику услуг и в соответствии  с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат  включению в налоговую базу по НДС у перевозчика. 

В соответствии с условиями спорного договора расчеты за оказание транспортных  услуг производятся в соответствии с протоколом согласования тарифов (приложение № 6  к договору), кроме того, НДС по ставке, установленной законодательством Российской  Федерации (листы 1 – 5 приложения № 6 к договору). 

Компенсируемые расходы исполнителя являются частью цены договора,  определяются не в момент заключения договора на перевозку, а по факту их несения,  в связи с чем данные расходы перевозчика облагаются не как дополнительные доходы,  связанные с реализацией, а именно как выручка, на основании статей 146 и 154  Налогового кодекса Российской Федерации. 

В данном случае суммы возмещения дополнительных расходов исполнителя  образуют цену договора, подлежат включению в налоговую базу по НДС на основании  указанных норм Налогового кодекса Российской Федерации и подлежат возмещению  заказчиком с включением налога. 

В материалы дела представлены документы, подтверждающие расходы  перевозчика на оплату возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего  пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими  разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. 

Доказательства несения истцом дополнительных расходов представлены  как ответчику, так и в материалы дела. 

Суды также учли, что ответчик в налоговые органы за возмещением НДС  не обращался, отказа в возмещении НДС не получал. В связи с изложенным суды  правильно взыскали спорную задолженность. 

На сумму задолженности общество начислило проценты за пользование чужими  денежными средствами согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской  Федерации, правильность расчета которых проверена судами и не опровергнута  ответчиком. 

С учетом изложенного суды правильно применили нормы материального  и процессуального права и удовлетворили иск. 

Доводы компании основаны на ошибочном понимании норм права и толковании  условий договора. 

Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.


Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2018 и постановление  Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2018 по делу   № А32-45570/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Р.А. Алексеев  Судьи О.В. ФИО3 Ташу