443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
07 сентября2020 года Дело № А55-37347/2019
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2020 года
Постановление в полном объеме изготовлено 07 сентября 2020 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Корастелева В.А., Лихоманенко О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
приучастии:
от УФНС России по Самарской области - представителя Комковой И.Т. (доверенность от 20.09.2019 № 12-09/048),
от Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области - представителя Комковой И.Т. (доверенность от 20.09.2019 № 04-57/05835),
от Общества с ограниченной ответственностью «Русская Катанка» - представителя Белоусовой Н.А. (доверенность от 03.02.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФНС России по Самарской области, Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июля 2020 года по делу № А55-37347/2019 (судья Агеенко С.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Русская Катанка», Самарская область, г. Тольятти
к Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области, Самарская область, г. Тольятти,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – УФНС России по Самарской области, г. Самара
о признании недействительным решения и требования,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Русская Катанка» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области (далее – налоговый орган) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области от 13.09.2019 № 197 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления страховых взносов в размере 1 465 575 рублей, пени в размере 88 298 рублей 16 коп. и штрафа по ст.122 НК РФ в размере 293 115 рублей и признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области от 18.11.2019 № 77830 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, ИП) о существовании задолженности в сумме 1 732 331 рубль 27 коп., в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 1 372 060 рублей 45 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03 июля 2020 года признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области от 13.09.2019 № 197 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления страховых взносов в размере 1 465 575 рублей, пени в размере 88 298 рублей 16 коп. и штрафа по ст.122 НК РФ в размере 293 115 рублей, а также признано недействительным требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области от 18.11.2019 № 77830 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, ИП) о существовании задолженности в сумме 1 732 331 рубля 27 коп., в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 1 372 060 рублей 45 коп. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В совместной апелляционной жалобе УФНС России по Самарской области, Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области налоговые органы просят суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июля 2020 года по делу № А55-37347/2019 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В материалы дела поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июля 2020 года по делу № А55-37347/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
Представитель налоговых органов в судебном заседании апелляционного суда апелляционную жалобу поддержала, просила ее удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании апелляционного суда возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просила суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июля 2020 года по делу № А55-37347/2019 оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по страховым взносам за 1 квартал 2019 года налоговым органом 13.09.2019 года вынесено решение № 197, согласно которому заявителю доначислены страховые взносы в размере 1 465 575 рублей, начислены пени в размере 88 298 рублей 16 коп. и заявителю привлечен к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 293 115 рублей (т. 1 л.д. 33-45).
На основании данного решения 18.11.2019 года налоговым органом выставлено требование № 77830 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (т. 1 л.д. 46-47).
Решением УФНС России по Самарской области от 19.12.2019 года № 03-15/45363@ апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, а оспариваемое решение без изменения (т. 1 л.д. 2-6).
По мнению налогового органа, заявителем в нарушение ст. 427 Налогового кодекса РФ исчислены страховые взносы по пониженным тарифам за январь-март 2019 года в отношении физических лиц (сотрудников), с которыми трудовые договоры заключены до внесения сведений в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития.
Данный вывод налогового органа судом первой инстанции признан необоснованным.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем продпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса):
1) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
2) по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
3) по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в подпункта 1-12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), издательским лицензионным договором, лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в подпунктах 1-12 пункта 1 статьи 1225 ГК РФ, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.
В силу положений подп. 12 п. 1, п. 2 и 10 ст. 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса, применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (далее - резидент ТОСЭР) в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее - Закон N 473-ФЗ). Для плательщиков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования применяются пониженные тарифы страховых взносов. Плательщики, указанные в подпункте 11 пункта 1 настоящей статьи, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, в течение десяти лет со дня получения ими статуса участника свободной экономической зоны начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус.
Федеральным законом от 03.08.2018 № 300-ФЗ (ред. от 27.11.2018) «О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» положения НК РФ дополнены статьей 10.1, согласно которой плательщики, указанные в подпунктах 12 и 13 пункта 1 настоящей статьи, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, в течение десяти лет со дня получения ими статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития или статуса резидента свободного порта Владивосток начиная с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен соответствующий статус.
Пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах. В целях настоящего пункта под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом территории опережающего социально-экономического развития или резидентом свободного порта Владивосток при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Законом № 473-ФЗ или Федеральным законом от 13 июля 2015 года №212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» (далее в настоящем пункте - соглашение об осуществлении деятельности). При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом территории опережающего социально-экономического развития или резидентом свободного порта Владивосток и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 28.09.2016 года №974 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Тольятти» создана территория опережающего социально-экономического развития «Тольятти» на территории городского округа Тольятти ( Самарская область).
В соответствии с письмом Федеральной налоговой службы от 28.05.2019 № БС-4-11/10247@ резидент территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР), в том числе получивший соответствующий статус до 03.08.2018, обязан после вступления в силу Федерального закона № 300-ФЗ, то есть с 03.08.2018 применять пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении выплат, начисляемых работающим только по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента территории опережающего социально-экономического развития .
Согласно письму Министерства финансов РФ от 30.08.2019 № 03-15-06/66798 перечень новых рабочих мест, создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, является неотъемлемой частью заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР и соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР, формы которых утверждены постановлением Правительства Самарской области от 21.11.2016 № 658 «Об обеспечении функционирования территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории монопрофильного муниципального образования (моногорода) Самарской области».
Таким образом, на этапе заключения соглашения об осуществлении деятельности перечень создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности новых рабочих мест с соответствующей квалификацией определяется заявителем. Вместе с тем уполномоченным Законом № 473-ФЗ органом должна производиться оценка целесообразности создания требуемого заявителем количества рабочих мест и его согласование.
В связи с изложенным резидент ТОСЭР с 03.08.2018 вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только к выплатам, начисляемым работающим по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР, а также в самом соглашении и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР (т. 2 л.д. 34).
В письме Министерства финансов от 06.03.2019 № 03-15-06/14613 указано, что перечень новых рабочих, создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, является неотъемлемой частью: заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР; соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР; бизнес-плана, представленного для заключения соглашения об осуществлении деятельности в качестве резидента.
Заявителем 29.06.2018 письмом N 137 в адрес главы городского округа Тольятти Самарской области направлена заявка на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития «Тольятти», планирующего реализацию инвестиционного проекта "Строительство завода по производству медной катанки" (т. 1 л.д. 99).
В составе указанной заявки содержится бизнес-план инвестиционного проекта «Строительство завода по производству медной катанки» ( т.1 л.д.104-110), согласно которому срок реализации проекта разделен на два этапа:
- первый этап - с декабря 2016 года по 1 квартал 2018 года предусматривает приобретение основного технологического оборудования, помещений, монтаж, проектирование, строительно-монтажные работы, прием сотрудников с целью своевременного обучения основным производственным процессам и участия с производственном цикле холодного запуска проекта;
- второй этап - со 2 квартала 2018 года предусматривает получение статуса ТОСЭР Тольятти, строительство и ввод в эксплуатацию производственно-складских площадей, выход на проектную мощность линии, прием дополнительного персонала для обслуживания предприятия (т. 1 л.д. 104-115).
В соответствии с п. 4.6 указанного бизнес-плана в рамках реализации всего проекта планируется создание не менее 188 рабочих мест, из них уже создано в 2017 году 59 рабочих места, в 2018 году до регистрации проекта в ТОСЭР создано 69 рабочих места, после получения статуса ТОСЭР планируется создать 69 рабочих места.
Судом установлено, что спорные рабочие места созданы заявителем в порядке и сроки, предусмотренные вышеуказанным бизнес-планом, и создание новых рабочих мест направлено на достижение целей, предусмотренных соглашением об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития города «Тольятти».
Доказательств обратного налоговым органом суду не представлено.
Между заявителем и министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области 03.09.2018 заключено соглашение № 61 об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития города «Тольятти» (т. 1 л.д. 100-103). Предметом соглашения является реализация инвестиционного проекта – «Строительство завода по производству медной катанки» по виду экономической деятельности «Литье металлов» на территории опережающего социально-экономического развития "Тольятти" в соответствии с представленной им заявкой на заключение соглашения.
Целью введения пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 419 Кодекса - организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Законом № 473-ФЗ, является государственная поддержка и создание благоприятного социально-экономического климата для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития.
Целью создания территорий опережающего социально-экономического развития и реализации положений Закона № 473-ФЗ является развитие экономического потенциала Российской Федерации, укрепление экономической безопасности государства, улучшение социально-экономического благосостояния граждан Российской Федерации, в том числе и путем создания новых квалифицированных рабочих мест.
Участники различных инвестиционных проектов, являющиеся будущими потенциальными резидентами ТОСЭР, принимая решение о получения статуса ТОСЭР и направляя соответствующие заявки в порядке, предусмотренном № 473-ФЗ и постановлением Правительства от 22.06.2015 № 614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)», должны рассчитать экономические риски, связанные с реализацией того или иного инвестиционного проекта, в том числе и учесть предусмотренные действующим законодательством налоговые льготы, предусмотренные для резидентов ТОСЭР.
В связи с этим отражение заявителем в представленном в составе заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития города «Тольятти» бизнес-плане факта необходимости создания дополнительных рабочих мест является важной социально-экономической составляющей всего инвестиционного проекта, реализация которого обусловлена, в том числе и возможностью применения льготного налогообложения, предусмотренного для резидента ТОСЭР.
Доводы налогового органа о том, что ООО «РусКат» следовало исчислять страховые взносы по тарифам в соответствии со ст. 426 НК РФ за январь 2019 года, февраль 2019 года, март 2019 года в отношении физических лиц (сотрудников), с которыми трудовые договоры заключены в 2017 - 2018 гг, до внесения сведений в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития (до 21.09.2018), отклоняются судом.
Согласно письму Федеральной налоговой службы от 28.05.2019 № БС-4-11/10247@ решение о том, какие рабочие места необходимо отнести к новым рабочим местам с соответствующей квалификацией, созданным для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, и будут ли к ним относиться рабочие места, обслуживающие основное производство, должно приниматься заявителем. При этом на этапе заключения соглашения об осуществлении деятельности уполномоченным органом должна производиться оценка целесообразности создания требуемого заявителем количества рабочих мест и его согласование.
В письме Министерства финансов от 06.03.2019 N 03-15-06/14613 указано, что решение о том, какие рабочие места необходимо отнести к новым рабочим местам с соответствующей квалификацией, созданным для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, должно приниматься заявителем.
В данном случае заявитель правомерно применил пониженные тарифы страховых взносов, исходя из того, что решение об отнесении рабочих мест к новым рабочим местам принимается самим налогоплательщиком.
При этом спорные рабочие места были созданы заявителем именно в целях задействования в производственных процессах нового завода, строительство и запуск мощностей которого предусматривает бизнес-план заявочной документации. Указанные трудовые ресурсы были привлечены заявителем именно для реализации целей соглашения в рамках ТОСЭР и в соответствии с утвержденным и согласованным штатным расписанием.
При этом налоговым органом не доказано, что указанные рабочие места были созданы в иных, не связанных с реализацией вышеозначенного инвестиционного проекта, целях.
Ссылка налоговых органов на то, что общество зарегистрировано 29.05.2012, то есть задолго до заключения соглашения об осуществлении деятельности на территории ТОСЭР от 03.09.2018, с ведением деятельности по широкому спектру заявленных ОКВЭД, не исключает права заявителя на получение налоговой льготы по уплате пониженных страховых взносов.
Довод налоговых органов о том, что предпринимательская деятельность ООО «РусКат» носила доходный характер и в период до начала реализации соглашения от 03.09.2018, в том числе первого этапа, в ходе которого было только приобретено технологическое оборудование и начато строительство административно-бытового корпуса, судом отклоняется, так как НК РФ не связывает предоставление указанной льготы с ведением резидентом доходной деятельности (либо отсутствием таковой) до заключения соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.
Доводы налоговых органов о том, что спорные физические лица уже выполняли трудовые функции, которые никак не могли быть связаны с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности, предусмотренной бизнес-планом ООО «ТЛМЗ» лишь на втором этапе реализации проекта и после получения статуса резидента ТОСЭР, суд не принимает, поскольку завод был построен заявителем под выполнение бизнес-плана, обществом были приобретены производственные здания, произведена их реконструкция, закуплены производственные и технологические линии, создана лаборатория, произведены большие финансовые инвестиции. Реализация инвестиционного проекта без выполнения всего комплекса работ, на которых были задействованы спорные сотрудники, принятые заявителем на новые рабочие места, была бы невозможна. При этом на первом этапе реализации бизнес-плана также предусмотрен прием сотрудников. Соответственно сотрудники, принятые на первом этапе бизнес-плана, являются новыми.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель правомерно применил пониженные тарифы страховых взносов, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 23.06.2020 года по делу № А55-27980/2019, рассмотренному с участием тех же лиц, что и в настоящем деле (обществом оспаривалось решение Инспекции от 06.06.2019 года №6240, вынесенное по результатам рассмотрения материалов проверки налоговой декларации заявителя по страховым взносам за 4 квартал 2018 года).
Представленная налоговым органом отчетная информация о выполнении обязательств по соглашению об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития «Тольятти» ООО «Русская Катанка» за 1 квартал 2019 года, полученная от Главы городского округа Тольятти Самарской области, не влияет на изложенную выше оценку судом обстоятельств настоящего дела и не свидетельствует об отсутствии оснований для применения налогоплательщиком пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат спорным лицам, в силу вышеприведенных разъяснений и позиции Министерства финансов и ФНС России о том, что решение об отнесении рабочих мест к новым рабочим местам принимается самим налогоплательщиком, созданные в период 2017-2018 года рабочие места создавались исключительно в рамках инвестиционного проекта для целей его реализации, спорные трудовые ресурсы были привлечены заявителем именно для реализации целей соглашения в рамках ТОСЭР, с момента начала реализации Бизнес-проекта по строительству завода действующий и вновь принятый персонал осуществляет функции в соответствии с утвержденным бизнес-проектом, именно на заявленный в Бизнес-плане персонал заявитель применяет пониженные тарифы страховых взносов с 01.10.2018 года, т.е. после получения статуса резидента ТОСЭР».
Довод налогового органа об отсутствии у заявителя оснований для применения льготного налогообложения в связи с осуществлением налогоплательщиком деятельности как связанной с выполнением соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития «Тольятти», так и не связанной с данной деятельностью, суд считает необоснованным, поскольку налоговым органом не представлено суду доказательств, подтверждающих факт того, что спорные физические лица осуществляли в спорный период деятельность, не связанную с выполнением соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития «Тольятти».
Ссылки налоговых органов в жалобе на решение Верховного суда Российской Федерации от 19.02.2020 года №АКПИ19-935 также не влияют на вышеизложенную оценку обстоятельств дела и не опровергают выводы суда первой инстанции. Верховный Суд РФ признал обоснованной позицию ФНС России (письмо от 28.05.2019 г. №БС-4-11/10247@) и Минфина России указав о возможности применения пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых при осуществлении деятельности резидентом ТОРЭС, связанной с реализацией соглашения, тогда как в настоящем деле и было установлено и не опровергнуто налоговым органом, что спорные физические лица заняты в рамках деятельности заявителя, связанной с реализацией соглашения №61.
С позиции изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм права и согласуются с позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 23.06.2020 года по делу № А55-27980/2019.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июля 2020 года по делу № А55-37347/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.Г.Попова
Судьи В.А. Корастелев
О.А. Лихоманенко