ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
сентября 2023 года Дело №А55-31156/2022
г.Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2023 года
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2023 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Корнилова А.Б., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сычевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18.09.2023 в помещении суда апелляционную жалобуобщества с ограниченной ответственностью «Новокуйбышевский завод масел и присадок» на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2023 по делу №А55-31156/2022 (судья Кулешова Л.В.), возбужденному по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новокуйбышевский завод масел и присадок» (ИНН 6330017363, ОГРН 1026303118181), г.Новокуйбышевск Самарской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Самарской области, г.Новокуйбышевск Самарской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №23 по Самарской области, г.Самара, третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, г.Самара, общество с ограниченной ответственностью «РН-Учет» (ИНН 7705853829, ОГРН 5087746000381), г.Москва, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по крупнейшим налогоплательщикам №4, г.Казань, об оспаривании действий,
в судебном заседании приняли участие:
от МИФНС России №16 по Самарской области, МИФНС России №23 по Самарской области, УФНС России по Самарской области - Орлова И.В. (доверенности от 02.12.2022, 08.12.2022, 21.11.2022),
от иных лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Новокуйбышевский завод масел и присадок» (далее - ООО «НЗМП», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке ст.49 АПК РФ уточнения заявленных требований) о признании незаконными действий должностных лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой №16 по Самарской области (далее - налоговый орган) по начислению пени по налогу на имущество за 2017-2019 годы в сумме 1 843 883 руб. 76 коп. и об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченные пени в указанной сумме.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №23 по Самарской области (далее - МИФНС России №23 по Самарской области); в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - Управление), общество с ограниченной ответственностью «РН-Учет», Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по крупнейшим налогоплательщикам №4.
Решением от 16.06.2023 по делу №А55-31156/2022 Арбитражный суд Самарской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
ООО «НЗМП» в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Управление апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В судебном заседании представитель налоговых органов апелляционную жалобу отклонил, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, заслушав представителя налоговых органов в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, ООО «НЗМП» представило уточненные налоговые декларации (расчеты) по налогу на имущество организаций на увеличение налоговых обязательств за 2017-2019 годы, в связи с чем налоговый орган произвел начисление пени.
Полагая действия налогового органа по начислению пени незаконными, ООО «НЗМП» обратилось в Управление с соответствующей жалобой.
Решением от 10.03.2022 №20-16/07496@ Управление жалобу общества оставило без удовлетворения.
Изложенное послужило основанием для обращения ООО «НЗМП» с заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1 ст.65 АПК РФ).
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Как установлено ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно п.1 ст.373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.374 НК РФ.
П.1 ст.374 НК РФ установлено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
В соответствии с п.1 ст.386 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога), по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено п.1 ст.386 НК РФ, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.
Исходя из ст.75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
П.4 ст.75 НК РФ предусмотрено, что процентная ставка пени для организаций принимается равной:
за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) – 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней - одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период, начиная с 31-го календарного дня такой просрочки (в редакции Федерального закона от 30.11.2016 №401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №401-ФЗ)).
В соответствии с п.9 ст.13 Закона №401-ФЗ положения п.4 ст.75 НК ПФ (в редакции Закона №401-ФЗ) применяются в отношении недоимки, образовавшейся с 01.10.2017.
До 01.10.2017 процентная ставка пеней принималась равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ вне зависимости от периода просрочки исполнения обязанности по уплате налога.
Судом первой инстанции установлено, что ООО «НЗМП» представило уточненные налоговые декларации (расчеты) по налогу на имущество организаций на увеличение налоговых обязательств за 2017-2019 годы; начисленные суммы налога по представленной отчетности отражены в КРСБ в полном объеме:
Дата записи | Наименование операции | Срок уплаты /дата списания со счета | Сумма | Отчётный период | Дата представ-ления декларации | Уплата (да/нет) дата | |
Первичный | 24.05.17 | начислено налога по расчету | 24.05.17 | 17 291 3560 | 1 квартал 2017 | 27.04.2017 | да 24.05.17 |
уточненный | 29.11.18 | уменьшено налога по расчету | 24.05.17 | -6 621 | 1 квартал 2017 | 29.11.2018 | нет |
уточненный | 10.10.19 | начислено налога по расчету | 24.05.17 | 6 591 117 | 1 квартал 2017 | 10.10.2019 | нет |
уточненный | 27.12.19 | начислено налога по расчету | 24.05.17 | 15 601 | 1 квартал 2017 | 27.12.2019 | нет |
уточненный | 29.12.19 | начислено налога по расчету | 24.05.17 | 314 487 | 1 квартал 2017 | 29.12.2019 | нет |
уточненный | 22.12.20 | уменьшено налога по расчету | 24.05.17 | -6 011 | 1 квартал 2017 | 22.12.2020 | возмещ |
Первичный | 18.08.17 | начислено налога по расчету | 18.08.17 | 17 325 467 | полугодие (2 квартал) 2017 | 24.07.2017 | да 18.08.17 |
уточненный | 29.11.18 | уменьшено налога по расчету | 18.08.17 | -6 621 | полугодие (2 квартал) 2017 | 29.11.2018 | нет |
уточненный | 10.10.19 | начислено налога по расчету | 18.08.17 | 6 567 061 | полугодие (2 квартал) 2017 | 10.10.2019 | нет |
уточненный | 27.12.19 | начислено налога по расчету | 18.08.17 | 15 980 | полугодие (2 квартал) 2017 | 27.12.2019 | нет |
уточненный | 29.12.19 | начислено налога по расчету | 18.08.17 | 302 093 | полугодие (2 квартал) 2017 | 29.12.2019 | нет |
уточненный | 22.12.20 | уменьшено налога по расчету | 18.08.17 | -6 179 | полугодие (2 квартал) 2017 | 22.12.2020 | возмещ |
Первичный | 20.11.17 | начислено налога по расчету | 20.11.17 | 17 226 408 | девять месяцев (3 квартал) 2017 | 30.10.2017 | да 20.11.17 |
уточненный | 29.11.18 | уменьшено налога по расчету | 20.11.17 | -6 621 | девять месяцев (3 квартал) 2017 | 29.11.2018 | нет |
уточненный | 10.10.19 | начислено налога по расчету | 20.11.17 | 6 504 569 | девять месяцев (3 квартал) 2017 | 10.10.2019 | нет |
уточненный | 27.12.19 | начислено налога по расчету | 21.11.17 | 16 359 | девять месяцев (3 квартал) 2017 | 27.12.2019 | нет |
уточненный | 29.12.19 | начислено налога по расчету | 21.11.17 | 291 389 | девять месяцев (3 квартал) 2017 | 29.12.2019 | нет |
уточненный | 01.10.20 | уменьшено налога по расчету | 21.11.17 | -6 347 | девять месяцев (3 квартал) 2017 | 01.10.2020 | возмещ |
Первичный | 10.04.18 | начислено налога по расчету | 10.04.18 | 16 371 899 | год 2017 | 23.03.2018 | да 10.04.18 |
уточненный | 29.11.18 | уменьшено налога по расчету | 10.04.18 | -6 622 | год 2017 | 29.11.2018 | нет |
уточненный | 10.10.19 | начислено налога по расчету | 10.04.18 | 6 037 718 | год 2017 | 10.10.2019 | нет |
уточненный | 27.12.19 | начислено налога по расчету | 10.04.18 | 19 007 | год 2017 | 27.12.2019 | нет |
уточненный | 29.12.19 | начислено налога по расчету | 10.04.18 | 216 855 | год 2017 | 29.12.2019 | нет |
уточненный | 01.10.20 | уменьшено налога по расчету | 10.04.18 | -6 792 | год 2017 | 01.10.2020 | возмещ |
Первичный | 23.05.18 | начислено налога по расчету | 07.05.18 | 20 360 904 | 1 квартал 2018 | 25.04.2018 | да 28.04.18 |
уточненный | 10.10.19 | начислено налога по расчету | 07.05.18 | 3 010 833 | 1 квартал 2018 | 10.10.2019 | нет |
уточненный | 27.12.19 | начислено налога по расчету | 07.05.18 | 18 629 | 1 квартал 2018 | 27.12.2019 | нет |
уточненный | 29.12.19 | начислено налога по расчету | 07.05.18 | 115 651 | 1 квартал 2018 | 29.12.2019 | нет |
уточненный | 01.10.20 | уменьшено налога по расчету | 07.05.18 | -5 514 | 1 квартал 2018 | 01.10.2020 | возмещ |
Первичный | 06.08.18 | начислено налога по расчету | 06.08.18 | 20 283 590 | полугодие (2 квартал) 2018 | 25.07.2018 | да 27.07.18 |
уточненный | 22.03.19 | начислено налога по расчету | 06.08.18 | 691 | полугодие (2 квартал) 2018 | 22.03.2019 | нет |
уточненный | 10.10.19 | начислено налога по расчету | 06.08.18 | 2 942 785 | полугодие (2 квартал) 2018 | 10.10.2019 | нет |
уточненный | 27.12.19 | начислено налога по расчету | 06.08.18 | 19 008 | полугодие (2 квартал) 2018 | 27.12.2019 | нет |
уточненный | 29.12.19 | начислено налога по расчету | 06.08.18 | 110 918 | полугодие (2 квартал) 2018 | 29.12.2019 | нет |
уточненный | 01.10.20 | уменьшено налога по расчету | 06.08.18 | -5 087 | полугодие (2 квартал) 2018 | 01.10.2020 | возмещ |
Первичный | 06.11.18 | начислено налога по расчету | 06.11.18 | 20 192 067 | девять месяцев (3 квартал) 2018 | 25.10.2018 | да 29.10.18 |
уточненный | 10.10.19 | начислено налога по расчету | 06.11.18 | 2 929 871 | девять месяцев (3 квартал) 2018 | 10.10.2019 | нет |
уточненный | 27.12.19 | начислено налога по расчету | 06.11.18 | 19 387 | девять месяцев (3 квартал) 2018 | 27.12.2019 | нет |
уточненный | 29.12.19 | начислено налога по расчету | 06.11.18 | 106 474 | девять месяцев (3 квартал) 2018 | 29.12.2019 | нет |
уточненный | 01.10.20 | уменьшено налога по расчету | 06.11.18 | -4 661 | девять месяцев (3 квартал) 2018 | 01.10.2020 | возмещ |
Первичный | 10.04.19 | начислено налога по расчету | 10.04.19 | 20 301 053 | год 2018 | 28.03.2019 | нет |
уточненный | 10.10.19 | начислено налога по расчету | 10.04.19 | 2 772 570 | год 2018 | 10.10.2019 | нет |
уточненный | 27.12.19 | начислено налога по расчету | 10.04.19 | 21 976 | год 2018 | 27.12.2019 | нет |
уточненный | 29.12.19 | начислено налога по расчету | 10.04.19 | 75 971 | год 2018 | 29.12.2019 | нет |
уточненный | 01.10.20 | уменьшено налога по расчету | 10.04.19 | -1 678 | год 2018 | 01.10.2020 | возмещ |
Первичный | 06.05.19 | начислено налога по расчету | 06.05.19 | 12 757 667 | 1 квартал 2019 | 25.04.2019 | да 27.12.19 |
уточненный | 20.03.20 | начислено налога по расчету | 06.05.19 | 21 535 | 1 квартал 2019 | 20.03.2020 | нет |
уточненный | 25.03.20 | начислено налога по расчету | 06.05.19 | 7 287 440 | 1 квартал 2019 | 24.03.2020 | нет |
уточненный | 22.05.20 | уменьшено налога по расчету | 06.05.19 | 899 | 1 квартал 2019 | 22.05.2020 | погаш решение о зачете 06.09.20 |
Первичный | 05.08.19 | начислено налога по расчету | 05.08.19 | 12 693 847 | полугодие (2 квартал) 2019 | 25.07.2019 | да 30.07.19 |
уточненный | 20.03.20 | начислено налога по расчету | 05.08.19 | 21 628 | полугодие (2 квартал) 2019 | 20.03.2020 | Решение об уточнен. платежа 27.12.19 |
уточненный | 24.03.20 | начислено налога по расчету | 05.08.19 | 7 142 272 | полугодие (2 квартал) 2019 | 24.03.2020 | нет |
уточненный | 22.05.20 | уменьшено налога по расчету | 05.08.19 | 4 966 | полугодие (2 квартал) 2019 | 22.05.2020 | погаш решение о зачете 06.09.20 |
Первичный | 05.11.19 | начислено налога по расчету | 05.11.19 | 12 648 423 | девять месяцев (3 квартал) 2019 | 23.10.2019 | да 28.10.19 |
уточненный | 05.11.19 | начислено налога по расчету | 05.11.19 | 116 071 | девять месяцев (3 квартал) 2019 | 25.10.2019 | да 28.10.19 |
уточненный | 20.03.20 | начислено налога по расчету | 05.11.19 | 21 721 | девять месяцев (3 квартал) 2019 | 20.03.2020 | Решение об уточнен. платежа 27.12.19 |
уточненный | 24.03.20 | начислено налога по расчету | 05.11.19 | 6 998 867 | девять месяцев (3 квартал) 2019 | 24.03.2020 | нет |
уточненный | 22.05.20 | уменьшено налога по расчету | 05.11.19 | 7 102 | девять месяцев (3 квартал) 2019 | 22.05.2020 | погаш решение о зачете 06.09.20 |
Первичный | 13.05.20 | начислено налога по расчету | 12.05.20 | 20 491 183 | год 2019 | 25.03.2020 | Решение об уточнен. платежа 27.12.19 |
Первичный | 13.05.20 | начислено налога по расчету | 12.05.20 | 3 | год 2019 | 29.01.2020 | Решение об уточнен. платежа 27.12.19 |
По данным УФК по Самарской области от ООО «НЗМП» по получателю налоговый орган поступила уплата пеней по налогу на имущество организаций по ОКТМО 36713000 на общую сумму 11 044 679 руб. 29 коп. (от 30.09.2019 в сумме 6 528 175 руб., от 30.09.2019 в сумме 2 303 358 руб., от 25.12.2019 в сумме 609 609 руб., от 25.12.2019 в сумме 86 622 руб., от 25.12.2019 в сумме 339 488 руб., от 25.12.2019 в сумме 21 811 руб., от 25.12.2019 в сумме 97 958 руб., от 25.12.2019 в сумме 396 870 руб., от 25.12.2019 в сумме 13 273 руб., от 25.12.2019 в сумме 1 400 руб., от 25.12.2019 в сумме 421 руб., от 26.12.2019 в сумме 373 944 руб. 56 коп., от 23.03.2020 в сумме 173 373 руб. 82 коп., от 23.03.2020 в сумме 68 969 руб. 31 коп., от 23.03.2020 в сумме 29 406 руб. 60 коп.).
Все указанные платежи учтены в расчетах с бюджетом по налогу на имущество организаций.
Кроме того, 09.06.2021 произведен возврат на расчетный счет ООО «НЗМП» переплаты по пеням в сумме 58 677 руб. 53 коп.
Указанные платежи зачтены следующими начислениями:
Уплачено налога по платежному поручению №87925 | 26.07.2017 | 17 325 467 |
-начислено налога по расчету (Фикс.5) | 18.08.2017 | -17 325 467 |
- | - | |
Уплачено налога по платежному поручению №92473 | 27.10.2017 | 17 226 408 |
-начислено налога по расчету (Фикс.5) | 20.11.2017 | -17 226 408 |
Уплачено налога по платежному поручению №92473 | 29.10.2018 | 20 192 067 |
-начислено налога по расчету (Фикс.5) | 06.11.2018 | -20 192 067 |
- | - | |
Уплачено налога по платежному поручению №155428 | 08.04.2019 | 20 275 259 |
-начислено налога по расчету (Фикс.5) | 10.04.2019 | -20 275 259 из -20 301 053 |
- | - | |
Уплачено налога по платежному поручению №178088 | 30.09.2019 | 11 923 867 |
-начислено налога по расчету | 24.05.2017 | -1 701 из -15 601 |
-начислено налога по расчету | 24.05.2017 | -314 487 |
-начислено налога по расчету (Фикс.5) | 18.08.2017 | -5 757 984 из -6 567 061 |
-начислено налога по расчету | 18.08.2017 | -3 008 из -302 093 |
-начислено налога по расчету | 18.08.2017 | -13 720 из -302 093 |
-начислено налога по расчету | 10.04.2018 | -19 007 |
-начислено налога по расчету | 07.05.2018 | -18 629 |
-начислено налога по расчету (Фикс.5) | 06.11.2018 | -2 929 871 |
-начислено налога по расчету (Фикс.5) | 10.04.2019 | -2 772 570 |
-начислено налога по расчету | 10.04.2019 | -21 976 |
-начислено налога по расчету | 05.08.2019 | -70 914 из -116 072 |
Уплачено налога по платежному поручению №47694 | 28.10.2019 | 116 071 |
-начислено налога по расчету | 10.04.2018 | -116 071 из -216 855 |
Уплачено налога ТП по платежному поручению №190948 | 25.12.2019 | 409 014 |
-начислено налога по расчету | 06.05.2019 | -409 014 из -7 287 440 |
Уплачено налога по платежному поручению №182068 | 28.10.2019 | 12 648 423 |
-начислено налога по расчету | 18.08.2017 | -211 658 из -302 093 |
-начислено налога по расчету | 21.11.2017 | -291 389 |
-начислено налога по расчету | 10.04.2018 | -100 784 из -216 855 |
-начислено налога по расчету | 07.05.2018 | -115 651 |
-начислено налога по расчету | 06.08.2018 | -110 918 |
-начислено налога по расчету | 06.11.2018 | -106 474 |
-начислено налога по расчету | 10.04.2019 | -75 971 |
-начислено налога по расчету | 06.05.2019 | -2 694 033 из -7 287 440 |
-начислено налога по расчету | 06.05.2019 | -5 865 из -7 287 440 |
-начислено налога по расчету | 06.05.2019 | -30 079 из -7 287 440 |
-начислено налога по расчету | 06.05.2019 | -12 190 из -7 287 440 |
-начислено налога по расчету | 05.08.2019 | -39 293 из -116 072 |
-начислено налога по расчету | 05.08.2019 | -21 628 |
-начислено налога по расчету | 05.08.2019 | -7 142 272 |
-начислено налога по расчету | 05.11.2019 | -1 690 218 из -12 648 423 |
При анализе КРСБ по КБК 18210602010020000110 «Налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения» с ОКТМО 36713000 установлено, что в связи с несвоевременной уплатой с учетом автоматических зачетов операций «начислено налог», «уплачено по налогу» обществу начислены пени:
- 9 205 477 руб. 54 коп. - по расчетам за 2017-2018 годы за период с 26.05.2017 по 29.09.2019.
- 1 780 524 руб. 19 коп. - по уточненным расчетам за 2017-2018 годы и по расчету за 2019 год за период с 26.05.2017 по 23.03.2020.
По результатам проведенной сторонами сверки суд первой инстанции установил, что в отношении ООО «НЗМП» налоговым органом расчет пеней по ставке 1/150 за период до 01.10.2017 не применялся, о чем свидетельствует представленный налоговым органом расчет пени по налогу на имущество.
Как верно отметил суд первой инстанции, пени начислены налоговым органом с учетом Закона №401-ФЗ, исходя из ставки рефинансирования 1/300 за период просрочки уплаты налога. ООО «НЗМП» доказательств обратного не представило.
Согласно письму ФНС России от 13.07.2021 №8-7-02/0322@ приоритетом к зачету сумм начислений и уплат является идентичность налогового периода, указанного в декларации и платежном поручении. Кроме того, согласно доработкам программного обеспечения при поступлении платежей, налоговый период в которых соответствует периоду, за который плательщиком еще не представлена декларация (расчет), он автоматически зачитывается в непогашенную недоимку с наиболее ранним сроком уплаты. Порядок начисления пеней по авансовым платежам рассмотрен ВАС РФ в п.14 Постановления Пленума от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.
В связи с чем при уплате недоимки в сумме 17 226 408 руб. 27.10.2017 согласно увеличенным суммам налоговых обязательств по налогу на имущество организаций за 1 и 2 кварталы 2017 года налоговый орган произвел зачеты сумм недоимки по налогу по срокам уплаты 24.05.2017 и 18.08.2017.
Материалами дела подтверждается и обществом не опровергнуто, что начисление пени на авансовый платеж по налогу на имущество организаций в сумме 12 648 423 руб. за 9 месяцев 2019 по сроку уплаты 28.10.2019 налоговым органом не производилось. ООО «НЗМП» 05.11.2019, 20.03.2020, 24.03.2020 представило уточненные налоговые декларации к увеличению суммы налоговых обязательств - 12 648 423 руб., 116 071 руб., 21 721 руб., 6 998 867 руб. соответственно, по сроку уплаты 05.11.2019.
В связи с представлением ООО «НЗМП» уточненных налоговых деклараций к увеличению налоговых обязательств по сроку уплаты 05.11.2019 пени налоговым органом начислены обоснованно.
Учитывая то обстоятельство, что подтвержден факт наличия у ООО «НЗМП» задолженности по налогу на имущество организаций, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что начисление пени по данному эпизоду произведено с соблюдением требований налогового законодательства.
Также суд первой инстанции правильно отклонил довод общества о начислении пени в периоды отсутствия недоимки.
Согласно сведениям КРСБ ООО «НЗМП» расчет пени, начисленных с 01.05.2017 по 29.10.2019, обществом 26.04.2017 уплачена сумма налога на имущество в сумме 17 291 356 руб., начисленного по первичным налоговым декларациям за 2017 год по сроку уплаты 24.05.2017 (авансовый платеж за 1 квартал 2017 года).
Таким образом, до момента подачи за 2018-2020 годы уточненных налоговых деклараций к уплате налога на имущество по сроку уплаты 24.05.2017, у общества недоимка отсутствовала, начисление пени не производилось, что подтверждается расчетом пени за период с 01.05.2017 по 29.10.2019.
В 2018-2020 годах общество представило уточненные налоговые декларации (расчеты) по налогу на имущество с увеличением налоговых обязательств за 1 квартал 2017 года на сумму на 6 908 573 руб.:
- 29.11.2018 - с суммой 6 621 руб.;
- 10.10.2019 - с суммой 6 591 117 руб.;
- 27.12.2019 - с суммой 15 601 руб.;
- 29.12.2019 - с суммой 314 487 руб.;
- 22.12.2020 - с суммой 6 011 руб.
В связи с увеличением суммы налоговых обязательств по сроку уплаты до 24.05.2017 налоговый орган начислил пени до момента уплаты обществом авансовых платежей и сумм налога на прибыль в сумме 17 226 408 руб. - 27.10.2017.
Как уже указано, пени начислены налоговым органом с учетом Закона №401-ФЗ, то есть исходя из ставки рефинансирования 1/300 за период просрочки уплаты налога, что также подтверждается представленным расчетом пени.
Довод ООО «НЗМП» о не прерывании налоговым органом недоимки при уплате авансовых платежей при досрочном погашении задолженности, начислении пени в периоды отсутствия недоимки, повторном начислении пени за аналогичный период противоречит материалам настоящего дела.
При уплате недоимки в сумме 17 226 408 руб. 27.10.2017 согласно увеличенным суммам налоговых обязательств по налогу на имущество организаций за 1 и 2 кварталы 2017 года налоговым органом были произведены зачеты сумм недоимки по налогу по срокам уплаты 24.05.2017 и 18.08.2017.
Согласно п.4 раздела VII приказа ФНС России от 18.01.2012 №ЯК-7-1/9@ «Об утверждении Единых требований к порядку ведения карточки «Расчетов с бюджетом» (действовал до 31.12.2022) в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за предыдущие отчетные (налоговые) периоды, одновременно с начисленной или уменьшенной суммой налога (сбора) в карточке «РСБ» в автоматизированном режиме осуществляется расчет сумм пеней, подлежащих доплате или списанию по уточненной декларации.
При пересчете исчисленных ранее сумм пеней за предыдущие периоды в соответствии с представленной обществом уточненной декларацией применяются действовавшие в эти периоды ставки рефинансирования Банка России.
Операции для пересчета сумм пеней к уплате или уменьшению по уточненным декларациям плательщиков за предыдущие отчетные (налоговые) периоды, а также по результатам контрольных мероприятий производятся в автоматизированном режиме с учетом подключения закрытых данных карточек «РСБ» предшественников (карточек «РСБ» имеющих иерархию в информационной системе налоговых органов) соответствующих отчетных (налоговых) периодов.
Суммы налогов, сборов, страховых взносов и пеней по пересчетам, произведенным в результате представления уточненных деклараций и проведения в карточке «РСБ» результатов контрольных мероприятий, включаются в начисления текущего года.
По уточненным обязательствам налоговым органом в автоматизированном режиме осуществлен расчет сумм пеней, подлежащих уплате по уточненным декларациям.
При расчете пени в автоматизированном режиме приоритетом к зачету сумм начислений и уплат выбрана идентичность налогового периода, указанного в декларации и платежном поручении. Данный факт подтверждается подробным расчетом пени по состоянию на 31.12.2022.
Довод о начислении налоговым органом пени в отсутствие недоимки ООО «Офис», реорганизованного в форме присоединения к обществу, суд первой инстанции отклонил как бездоказательный.
В соответствии с п.5 ст.50 НК РФ при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо. Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него данной статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ ООО «Офис» прекратило деятельность 07.10.2019 в связи с реорганизацией в форме присоединения к ООО «НЗМП».
Из заявления ООО «НЗМП» следует, что оно представило уточненный расчет по сроку уплаты 05.11.2019 с суммой к доплате 116 071 руб. Эта сумма уплачена платежным поручением от 28.10.2019 №47694, что отражено в КРСБ.
В тоже время за обществом числилась недоимка по налогу на имущество по сроку уплаты до 01.10.2019 в сумме 15 525 013 руб. (стр.2 приложения №2) и пени в сумме 373 944 руб. 54 коп. (стр.32 приложения №1).
В связи с чем исходя из разъяснений, изложенных в письме ФНС России от 13.07.2021 №8-7-02/0322@ о приоритетности зачета сумм начислений и уплат с ранним сроком уплаты, сумма 116 071 руб. была зачтена налоговым органом в счет недоимки общества по ранним срокам уплаты.
Таким образом, пени на сумму 116 071 руб., уплаченную ООО «НЗМП» в результате присоединения ООО «Офис», налоговым органом не начислялись.
При таких обстоятельствах довод ООО «НЗМП» о начислении пени в отсутствие фактической недоимки по реорганизованному в форме присоединения ООО «Офис» не соответствует обстоятельствам дела.
Учитывая подтверждение факта наличия у ООО «НЗМП» задолженности по налогу на имущество организаций, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности действий налогового органа по начислению спорных пени.
Кроме того, ООО «НЗМП» оспаривает действия налоговых органов по начислению пени в сумме 1 843 883 руб. 76 коп.
Судом первой инстанции установлено, что начисление указанной суммы пени оспаривается ООО «НЗМП» по нескольким основаниям, которые, по мнению общества, подтверждают правомерность заявленных требований, то есть наличие переплаты.
ООО «НЗМП» указывает на незаконное начисление пени в сумме 1 838 708 руб. 12 коп. на недоимку, возникшую до 01.10.2017, исходя из применения ставки рефинансирования 1/150 за весь период просрочки;
- досрочная уплата текущих платежей прерывает срок недоимки и учитывается при начислении пени по ставке 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, по данному обстоятельству сумма расхождений в алгоритме расчета пени составляет 127 078 руб. 70 коп.;
- начисление пени в периоды отсутствия недоимки, по данному обстоятельству сумма расхождений в алгоритме расчета пени составляет 6 464 руб. 97 коп.;
- повторное начисление пени за аналогичный период, по данному обстоятельству сумма расхождений в алгоритме расчета пени составляет 108 130 руб. 46 коп.;
- досрочное погашение задолженности по уточненным налоговым обязательствам прерывает срок недоимки и учитывается при начислении пени, по данному обстоятельству сумма расхождений в алгоритме расчета пени составляет 3 790 руб. 04 коп.;
- начисление пени в отсутствие фактической недоимки по реорганизованному в форме присоединения ООО «Офис», по данному обстоятельству сумма расхождений в алгоритме расчета пени составляет 5 175 руб. 64 коп.;
- начисление пени в отсутствие фактической недоимки у общества, по данному обстоятельству сумма расхождений в алгоритме расчета пени составляет 133 217 руб. 18 коп.
При таких обстоятельствах общая сумма пени, неосновательно начисленная налоговым органом, по мнению ООО «НЗМП», должна составлять 2 222 565 руб. 11 коп. Между тем общая сумма, заявленная к возврату из бюджета в связи с нарушением налоговыми органами норм налогового законодательства, составляет 1 843 883 руб. 76 коп.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, правовая и процессуальная позиция общества по настоящему делу о реальном размере налоговых обязательств налогоплательщика за 2017-2020 годы в связи с подачей уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество содержит внутренние неустранимые в ходе судебного разбирательства противоречия.
Неправомерное начисление налоговым органом пени общество по настоящему делу не доказало.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя. Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Поскольку по настоящему делу совокупность указанных обстоятельств не установлена, суд первой инстанции правомерно отказал ООО «НЗМП» в удовлетворении заявленных требований.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ООО «НЗМП».
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16 июня 2023 года по делу №А55-31156/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.Н. Некрасова |
Судьи | А.Б. Корнилов С.Ю. Николаева |