НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Самарской области от 22.06.2017 № А55-23894/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-21798/2017

г. Казань                                                 Дело № А55-23894/2016

23 июня 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2017 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,

судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,

при участии представителей:

ответчика – Лаптевой О.Ю., доверенность от 14.11.2016,

в отсутствие:       

заявителя – извещен надлежащим образом,

третьего лица – извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2016 (судья Мешкова О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2017 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Бажан П.В., Корнилов А.Б.)

по делу № А55-23894/2016

по заявлению администрации городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области (ОГРН 1056367044800, ИНН 6367049530) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Самарской области о признании недействительным решения, третье лицо: Федеральное казенное предприятие «Самарский завод «Коммунар» (ОГРН 1036302692365, ИНН 6367080065),

УСТАНОВИЛ:

администрация городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Самарской области (далее – инспекция) от 19.01.2016 № 8 о возврате Федеральному казенному предприятию «Самарский завод «Коммунар» излишне уплаченного земельного налога за 2014 год из местного бюджета городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области в размере 5 193 071 рублей.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное предприятие «Самарский завод «Коммунар» (далее – предприятие).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрация просит отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, поскольку судом апелляционной инстанции дело № А55-17945/2014 рассмотрено по правилам, установленным для арбитражного суда первой инстанции в 2015 года (постановление от 24.07.2015), для целей налогообложения измененная кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2015.

Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.

Как усматривается из материалов дела, предприятие, полагая, что результаты кадастровой оценки нарушают его права и законные интересы обратилось в арбитражный суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ему на праве постоянного бессрочного пользования с кадастровым номером 63:17:0000000:247, равной его рыночной стоимости по состоянию на 23.01.2013 в размере 729 932 732 рублей и понуждении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части сведений о кадастровой стоимости земельного участка. В дальнейшем предприятие уточнило исковые требования и просило рыночную стоимость земельного участка установить равной 855 437 044 рублей.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.12.2014 исковые требования удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 30.12.2014 отменено, установлена кадастровая стоимость земельного участка площадью 4 054 204 кв.м, кадастровый номер 63:17:0000000:247, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, п. Петра-Дубрава, равной его рыночной стоимости в размере 855 437 044 рублей.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21.10.2015 постановление суда апелляционной инстанции от 24.07.2015 по данному делу оставлено без изменения.

В инспекцию от предприятия поступили заявления о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2014 и 2015 годы.

Налоговый орган вынес решение от 19.01.2016 № 8 о возврате предприятию излишне уплаченного земельного налога за 2014 год в сумме 5 193 071 рублей. Территориальным органом Федерального казначейства на лицевой счет организации произведен возврат суммы излишне уплаченного налога в сумме 6 099 938 рублей за счет средств местного бюджета. С лицевого счета городского поселения Петра Дубрава за период с 25.01.2016 по 11.03.2016 списаны денежные средства в вышеуказанном размере.

Решение инспекции от 19.01.2016 № 8 было обжаловано администрацией в управление, которое оставила поданную жалобу без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенным решением, администрация обратилась в арбитражный суд.

Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 № 165-О-О от 01.03.2011 № 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.

Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 Кодекса должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное ни предусмотрено названным Кодексом.

Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В положениях статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка − либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.

Согласно абзацу 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты ее внесения в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 225-ФЗ) положениями статьи 24.20 Закона № 135-ФЗ установлена возможность пересмотра кадастровой стоимости с 01.01.2014 в тех случаях, когда соответствующие заявления были поданы заинтересованными лицами после 22.07.2014, либо ранее этой даты в 2014 году, но до ее наступления не были рассмотрены по существу.

Установив, что общество с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости по делу Арбитражного суда Самарской области № А55-17945/2014 обратилось в арбитражный суд 30.07.2014, то есть после вступления в силу Закона № 225-ФЗ, суды признали, что установленная в размере рыночной кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению для целей налогообложения с 01.01.2014.

Судебная коллегия считает обоснованными выводы судов о применении установленной кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости с 01.01.2014.

Довод администрации о рассмотрении судом апелляционной инстанции арбитражного дела № А55-17945/2014 повторно по правилам суда первой инстанции в 2015 году и, соответственно, необходимости применения измененной кадастровой стоимости с 01.01.2015, отклоняется судебной коллегией как основанный на неправильном толковании норм права.

Дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем оснований для отмены принятых судебных актов и удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2017 по делу № А55-23894/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                   Л.Ф.Хабибуллин

Судьи                                                                          М.В.Егорова

                                                                                    Р.Р. Мухаметшин