АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-3552/2015
г. Казань Дело № А55-5925/2015
27 марта 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.
при участии представителей:
Самарской городской общественной организации инвалидов «СИЛК» ‑ Логиновой Л.А., доверенность 16.02.2017, Спекторовой И.А., доверенность от 12.07.2016
инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары – Гиззатуллиной Д.Р., доверенность от 12.01.2017 №02-08/1, после перерыва – Исаева И.М., доверенность от 16.08.2016 № 62, Свинолобовой О.Н., доверенность от 20.03.2017 №02-08/24,
Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области ‑ Гиззатуллиной Д.Р., доверенность от 27.05.2016 №12-22/0042, после перерыва – Исаева И.М., доверенность от 01.11.2016 № 12-26/553@,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.08.2016 (судья Харламов А.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2016 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу № А55-5925/2015
по заявлению Самарской городской общественной организации инвалидов «СИЛК», г. Самара (ИНН 6318124584, ОГРН 1036303382873) к инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары и к и Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области о признании недействительными решений, в части,
УСТАНОВИЛ:
Самарская городская общественная организация инвалидов «СИЛК» (далее – СГООИ «СИЛК», организация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары (далее – ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары, налоговый орган, инспекция) от 05.09.2014 № 08-12/08562 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее – Управление) от 11.12.2014 № 03-15/30500 по апелляционной жалобе организации на решение инспекции.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.06.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 вышеуказанное решение суда первой инстанции изменено. Организации отказано в удовлетворении заявления о признании недействительными решения налогового органа от 05.09.2014 № 08-12/08562 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления от 11.12.2014 № 03-15/30500 по апелляционной жалобе СГООИ «СИЛК» на решение инспекции в части привлечения к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 11.06.2015 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28.12.2015 указанные судебные акты арбитражного суда первой инстанции и арбитражного суда апелляционной инстанции были отменены, в части признания недействительными решения инспекции от 05.09.2014 № 08-12/08562 и решения Управления от 11.12.2014 № 03-15/30500 по доначислению налога на прибыль, пени и штрафа по нему, в части привлечения к налоговой ответственности по статье 126 НК РФ, в части начисления пени по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ отменены. Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области. В остальной части судебные акты оставлены без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.
По результатам нового рассмотрения решением арбитражного суда Самарской области от 26.08.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 2407.11.2016, заявленные требования, уточненные в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 49 АПК РФ, частично удовлетворены. Признано недействительным решение налогового органа от 05.09.2014 № 08-12/08562 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и решение Управления от 11.12.2014 № 03-15/30500 по апелляционной жалобе налогоплательщика, в части: доначисления СГООИ «СИЛК» к уплате налога на прибыль организаций в сумме 782 968, 00руб..; начисления к уплате пени по налогу на прибыль организаций в сумме 158 386 руб.; привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за несвоевременную уплату налога на прибыль организаций, в результате занижения налоговой базы в Федеральный бюджет и в территориальный бюджет, в виде штрафа в общем размере 156 594 руб.; доначисления к уплате пени по НДФЛ в сумме 1 093 174 руб.; привлечения СГООИ «СИЛК» к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 126 НК РФ, за несвоевременное предоставление документов, в части превышающим штраф в размере 26 660 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Производство по делу № А55-5925/2015, в части требования СГООИ «СИЛК» о признании недействительным решения налогового органа от 05.09.2014 № 08-12/08562 и решения Управления от 11.12.2014 № 03-15/30500 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, за неправомерное не удержание и (или) не перечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 720 670 руб. прекращено.
Налоговый орган, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
СГООИ «СИЛК», в представленном в соответствии со статьей 279 АПК РФ отзыве на кассационную жалобу просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв с 14 час.45 мин. 14.03.2017 до 11 час. 15 мин. 21.03.2017, после окончания которого, судебное заседание продолжено в том же составе суда. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей общества, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, СГООИ «СИЛК» зарегистрировано Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области 07.03.2002 (регистрационный номер 3568) в качестве юридического лица как общественная организация инвалидов.
По результатам выездной налоговой проверки СГООИ «Силк» по вопросам соблюдения налогового законодательства по налогам и сборам за период с 01.10.2010 по 31.12.2012 налоговый орган составил акт от 12.05.2014 № 08-19/009дсп, по результатам рассмотрения которого и иных материалов было вынесено решение от 05.09.2014 № 08-12/08562 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налогоплательщик не согласился с решением налогового органа и обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган – Управление.
Решением Управления от 25.08.2015 № 2.14-0-19/01758ЗГ@ решение инспекции по апелляционной жалобе налогоплательщика изменено, а именно: подпункт 1 пункта 1 резолютивной части решения - налог на прибыль организаций за 2011 год уменьшен на 543 910 руб.; подпункт 1 пункта 2 резолютивной части решения по налогу на прибыль организаций уменьшен размер штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ на 108 782 руб. ; подпункт 4 пункта 2 резолютивной части решения уменьшен размер штрафа по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации на 47 400 руб.; подпункт 1 пункта 3 резолютивной части решения уменьшена сумма пеней по налогу на прибыль организаций на 96 322,56 руб.; пункт 4 резолютивной части решения изложен в следующей редакции - «Уменьшить убытки, исчисленные налогоплательщиком по налогу на прибыль организаций: за 2010 год - в сумме 4 732 926 руб.; за 2012 год - в сумме 784 484 руб.».
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения налогоплательщика в Арбитражный суд Самарской области с соответствующим заявлением.
Как следует из материалов дела, налоговый орган в ходе выездной налоговой проверки, пришел к выводу о неправомерном применение заявителем в проверяемый налоговый период 2010 - 2012 года пониженной ставки налога на прибыль организаций, перечисляемый в территориальный бюджет, в размере 13,5 %, в нарушение статьи 2 Закона Самарской области от 07.11.2005 № 187-ГД «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет» со ссылкой на статью 284 НК РФ, поскольку нарушены условия ее предоставления. При этом налоговым органом в ходе проверки установлено, что численность инвалидов по данным СГООИ «СИЛК» составляет менее 50 % от общего числа работников; доля заработной платы работников-инвалидов в расходах на оплату труда по данным СГООИ «СИЛК» составляет менее 25%; расходы, производимые на непосредственное обеспечение нужд инвалидов, включая взносы на содержание общественных организаций инвалидов, составляют менее 50% балансовой прибыли.
Суды первой и апелляционной инстанции при новом рассмотрении дела, исходя из анализа исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, с учетом принятого судом в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 49 АПК РФ, уточнения предмета заявленных требований, пришли к выводу о частичном удовлетворении заявленных организацией требований, при этом суды исходили из следующего.
Согласно пункту3 статьи50, пункту1 статьи117 Гражданского кодекса Российской Федерации общественные организации являются некоммерческими организациями и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Исходя из статьи 2 Закона Самарской области от 07.11.2005 № 187-ГД «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет» пониженные ставки налога устанавливаются для определенных в настоящей статье категорий налогоплательщиков в следующих размерах:
- 13,5 % для общественных организаций инвалидов, учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, хозяйственных обществ, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, в которых инвалиды составляют не менее 50 % от общего числа работников, доля заработной платы работников-инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 % и расходы, производимые на непосредственное обеспечение нужд инвалидов, включая взносы на содержание общественных организаций инвалидов, составляют не менее 50 % балансовой прибыли.
В соответствии с абзацем 2 статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в редакции от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций (часть 2 введена Федеральным законом от 04.01.1999 № 5-ФЗ).
Судами первой и апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что заявитель является общественной организацией инвалидов и не имеет в собственности организаций, учреждений, среди членов которых инвалиды составляют не менее 80 %.
В оспариваемом решении налогового органа также отражено, что членами СГООИ «Силк» являются инвалиды - не менее 80 %.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции, с учетом оценки указанных выше обстоятельств и норм закона, обоснованно пришли к выводу о том, что заявителем, как общественной организацией инвалидов в проверяемом налоговом периоде правомерно применена пониженная ставка налога на прибыль организации.
При указанных обстоятельствах, судами правомерно удовлетворены заявленные организацией требования в указанной части.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные налогоплательщиком требования в части доначисления к уплате пени по НДФЛ в сумме 1 093 174 руб. пришли к выводу, что налоговый орган, рассчитывая пени по НДФЛ при выплате дохода сотрудникам, не учёл тот факт, что в состав заработной платы сотрудников заявителя входят компенсационные выплаты за условия труда, которые не облагаются НДФЛ и при расчете пени по НДФЛ не учел периоды, за которые выплачивалась налогоплательщиком заработная плата своим работникам (сотрудникам), а также специфику состава выплаченного дохода. Таким образом, судами признано неправомерным начисления пени по НДФЛ в полном объеме.
Однако судами не было принято во внимание следующее.
При первоначальном рассмотрении данного дела, суд апелляционной инстанции в постановление от 03.09.2015, оставленном без изменения в указанной части постановлением суда кассационной инстанции от 28.12.2015, признал правомерным привлечение заявителя к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
При этом судами не принято во внимание, что база для начисления пени по статье 75 НК РФ и штрафа по статье 123 НК РФ одна, а соответственно факт наличия недоимки исчисленного, но не перечисленного налога установлен судом при первоначальном рассмотрении дела.
Как следует из материалов дела, среднесписочная численность работников за проверяемый период составила за 2010 год ‑ 698 чел., за 2011 год ‑ 432 чел., за 2012 год 342 чел.
Налоговым органом в ходе проверки установлено, что СГООИ «Силк», в нарушение пункта 6 статьи 226 НК РФ за проверяемый период перечисляло исчисленные и удержанные с работников суммы налога несвоевременно и не в полном объеме.
По состоянию на 05.05.2014 задолженность общества по перечислению исчисленного и удержанного с работников организации НДФЛ в бюджет за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 составила 3 603 348,07 руб.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
В силу пунктов 6, 7 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе.
Согласно пункту 2 статьи 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний" день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).
Согласно материалам дела, расчет пеней производился на последнее число каждого месяца по суммам выплаченной заработной платы (налогооблагаемой), указанным в справках о доходах физических лиц формы 2-НДФЛ, представленных СГООИ «СИЛК».
Таким образом, довод организации о том, что невозможно определить даты уплаты НДФЛ в бюджет является не состоятельным.
Кроме того, как следует из пункта 2.10.6. и 2.11.1. акта выездной налоговой проверки организации от 12.05.2014 № 08-19/009ДСП налоговый орган при расчете пени по НДФЛ исследовал, в том числе и карточками бухгалтерского счета 68.1 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц», карточками по бухгалтерского счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», карточками по бухгалтерского счета 50 «Касса», карточками по бухгалтерского счета 51 «Расчетный счет», выписками из лицевого счета налогоплательщика за 2010-2012 года, а также справки 2-НДФЛ.
Из материалов дела следует, что расчет пени произведен налоговым органом в приложении к обжалуемому решению – «Расчет пени по состоянию на 12.05.2014 за несвоевременное перечисление НДФЛ, установленные выездной налоговой проверкой СГООИ «Силк» за 2010-2012 года».
Из указанного приложения к оспариваемому решению (табличный расчет пени) следует, что налоговым органом произведен расчет пени с суммы налога удержанного с сотрудников, но своевременно не перечисленного в бюджет.
Следовательно, доводы налогоплательщика о том, что инспекцией при вынесении обжалуемого решения не учтены при расчете компенсационные выплаты, с которых исчислены пени за просрочку выплаты НДФЛ, являются несостоятельными.
При указанных обстоятельствах, у судов отсутствовали основания для признания незаконными оспариваемые решения налогового органа от 05.09.2014 № 08-12/08562 и решения Управления от 11.12.2014 № 03-15/30500 в указанной части.
Вместе с тем из материалов дела следует, что в резолютивной части обжалуемого решения налогового органа от 05.09.2014 № 08-12/08562 сумма пени по НДФЛ составляет 1 093 174,00 руб. что не соответствует сумме пени по НДФЛ указанной в приложении к обжалуемому решению – «Расчет пени по состоянию на 12.05.2014 за несвоевременное перечисление НДФЛ, установленные выездной налоговой проверкой СГООИ «Силк» за 2010-2012 года», которая составляет 1 038 958.16 руб. Таким образом, разница составляет 54 215,84 руб. (1 093 174,00 руб. - 1 038 958.16 руб.).
В соответствии частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае выявления несоответствия выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой инстанции, и имеющимся в деле доказательствам, нарушения либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, арбитражным судом кассационной инстанции выносится постановление об отмене обжалуемого решения, постановления.
Поскольку все обстоятельства дела установлены, не требуется установления новых обстоятельств и исследования дополнительных доказательств, суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты не находит оснований для направления дела на новое рассмотрение и считает возможным принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований о признании недействительными решения налогового органа от 05.09.2014 № 08-12/08562 и Управления от 11.12.2014 № 03-15/30500 в части доначисления пени по НДФЛ в сумме превышающей 54 215,84 рублей. В остальной части судебный акт оставить без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.08.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2016 по делу № А55-5925/2015 в части признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары от 05.09.2014 № 08-12/08562 «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» и решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 11.12.2014 № 03-15/30500 «По апелляционной жалобе Самарской городской общественной организации инвалидов «Силк» на решение инспекции, в части доначисления Самарской городской общественной организации инвалидов «Силк» к уплате пени по НДФЛ в сумме превышающей 54 215,84 рублей отменить, в удовлетворении заявленных требований в указанной части отказать.
В остальной части судебный акт оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Р.Р. Мухаметшин
Судьи М.В. Егорова
А.Н. Ольховиков