ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
26 августа 2019 года Дело № А55-10638/2019
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Лихоманенко О.А., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Самарская городская станция скорой медицинской помощи» - Алексеева А.А. (доверенность от 09.08.2019),
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области - Морозова В.В. (доверенность от 05.08.2019), Ерилина Л.А. (доверенность от 18.01.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Самарская городская станция скорой медицинской помощи» на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2019 по делу № А55-10638/2019 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Самарская городская станция скорой медицинской помощи», г. Самара,
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным акта в части,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Самарская городская станция скорой медицинской помощи» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Самарской области (далее – Фонд, заинтересованное лицо), в котором просит:
- признать недействительным пункт 1 Акта плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств ОМС в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Самарской области «Самарская городская станция скорой медицинской помощи» за период с 01.04.2017 по 31.12.2018, принятого Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Самарской области в части возврата сумм, уплаченных за счет средств ОМС в размере 4 525 360 руб. 90 коп., в том числе:
- перечисленные с лицевого счета ОМС 428 709 руб. 20 коп. в счет погашения задолженности за нецелевое использование средств ОМС за период с 01.01.2015 по 31.12.2017;
- штраф Росздравнадзора по Самарской области за административное правонарушение в размере 10 735 руб. 70 коп.;
- средства ОМС, за счет которых приобретены основные средства стоимостью свыше 100 000 руб., в размере 4 085 916 руб.;
- признать недействительным пункт 2 Акта плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств ОМС в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Самарской области «Самарская городская станция скорой медицинской помощи» за период с 01.04.2017 по 31.12.2018, принятого Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Самарской области в части уплаты штрафа в размере 10 % - 592 075 руб. 17 коп.;
- изменить размер требований, указанных в п. 2 раздела «Требования» Акта проверки от 06.03.2019 об уплате штрафа в размере 10 % от суммы, подлежащей возврату;
- признать недействительным пункт 7.1 Акта плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств ОМС в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Самарской области «Самарская городская станция скорой медицинской помощи» за период с 01.04.2017 по 31.12.2018, принятого Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2019 заявленные требования удовлетворены частично.
Суд первой инстанции признал недействительным п. 7.1 Акта плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств ОМС в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Самарской области «Самарская городская станция скорой медицинской помощи» за период с 01.04.2017 по 31.12.2018, принятого Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Самарской области.
При этом суд обязал Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда изменить в части отказа в удовлетворении требований и принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, при вынесении решения не была дана надлежащая оценка доводов заявителя.
Действия ГБУЗ Самарская городская станция скорой медицинской помощи по приобретению за счет средств фонда медицинского оборудования по цене свыше 100 000 руб. за единицу, не могут быть квалифицированы в качестве нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования, а являются лишь превышением лимитов расходования, за которое ответственность в виде возврата (восстановления) всех израсходованных средств, с начислением пеней и штрафа, статьей 39 Закона № 326-ФЗ не установлена.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Фонда считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Фондом в отношении заявителя проведена плановая комплексная проверка целевого и рационального использования средств ОМС за период с 01.04.2017 по 31.12.2018.
По результатам проведения данной проверки 06.03.2019 Фонд вынес акт плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств ОМС в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Самарской области «Самарская городская станция скорой медицинской помощи» за период с 01.04.2017 по 31.12.2018.
Не согласившись с актом проверки, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 326-ФЗ) медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 326-ФЗ).
Согласно ч. 9 ст. 39 Закона № 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
На основании п. 11 ч. 7 ст. 34 Закона № 326-ФЗ и подп. 8.12 п. 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 21.01.2011 № 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Осуществление контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями производится фондом в порядке, предусмотренном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 № 73 «Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования» (далее - Положение № 73).
Средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, и подлежат использованию строго в соответствии с их целевым назначением.
В силу п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Относительно вопроса обоснованности перечисления денежных средств в сумме 428 709, 20 руб. с лицевого счета обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в счет погашения задолженности за нецелевое использование средств ОМС в период с 01.01.2015 по 31.12.2017 и уплаты штрафа в размере 10 735 руб. 70 коп. в Росздравнадзор по Самарской области судом первой инстанции указано следующее.
Из материалов дела следует, что заявителем в проверяемом периоде в счет погашения задолженности по мировому соглашению, заключенному ранее с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Самарской области в рамках дела № А55-23600/2017, с лицевого счета для учета операций ОМС в счет погашения задолженности перед заинтересованным лицом перечислено 428 709 руб. 20 коп., а также 10 735 руб. 70 коп. в счет погашения штрафа в связи с совершением заявителем административного правонарушения.
Согласно Правилам обязательного медицинского страхования (далее - Правила ОМС), утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 № 158н, в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 158 Правил ОМС).
В соответствии с пунктом 158.1 Правил ОМС в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат: затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Исходя из положений пункта 158.2 Правил ОМС, к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
С учетом изложенного, как верно указал суд первой инстанции, при формировании тарифа на оказание медицинской помощи (медицинской услуги) расходы на погашение нецелевого использования средств ОМС, в том числе расходы по погашению задолженности в рамках судебных споров и по оплате административных штрафов, не предусмотрены.
Частью 6 ст. 14 Закона № 326-ФЗ установлено, что средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
Таким образом, возврат медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, и использованных не по целевому назначению, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за счет средств любых источников, не имеющих целевого назначения.
Исходя из приведенных положений законодательства, расходы на исполнение судебных актов, касающихся нецелевого или необоснованного использования средств ОМС, не входят в состав затрат, установленных Правилами, и не могут быть оплачены за счет средств ОМС. Возместив средства федерального фонда обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению за счет средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, заявитель нарушил нормы действующего законодательства в сфере ОМС.
Относительно вопроса обоснованности использования средств ОМС в сумме 4 085 916 руб. для приобретения основных средств стоимостью свыше 100 000 руб. за единицу, судом первой инстанции принято во внимание следующее.
Как установлено судом, заявителем в проверяемом периоде приобретено медицинское оборудование на общую сумму 4 085 916 руб. (стоимость одной единицы оборудования свыше 100 000 руб.).
В соответствии с ч. 7 ст. 35 Закона № 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В силу пункта 11 Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.04.2016 № 332, медицинская организация ведет раздельный аналитический учет средств для финансового обеспечения мероприятий.
Из материалов дела следует, что медицинское оборудование, стоимостью свыше 100 000 руб., было закуплено Самарской городской ССМП из средств ОМС до получения финансового обеспечения из средств нормированного страхового запаса (НСЗ) ТФОМС.
При таких обстоятельствах Фондом сделан вывод о том, что в силу ч. 7 ст. 35 Закона № 326-ФЗ и п. 3.3 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Самарской области на 2018 год приобретение за счет средств ОМС оборудования стоимостью свыше 100 000 руб. за единицу является использованием средств ОМС не по целевому назначению.
При таких обстоятельствах довод заявителя о том, что его действия по приобретению за счет средств фонда медицинского оборудования по цене свыше 100 000 руб. за единицу не могут быть квалифицированы в качестве нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования, а являются лишь превышением лимитов расходования, за которое ответственность в виде возврата (восстановления) всех израсходованных средств, с начислением пеней и штрафа, статьей 39 Закона № 326-ФЗ не установлена, подлежит отклонению. Ссылка в апелляционной жалобе на судебную практику по данному эпизоду несостоятельна, поскольку принята при иных фактических обстоятельствах.
По вопросу введения в штатное расписание сверхнормативных должностей суд первой инстанции исходил из следующего.
В ходе проведения проверки заинтересованным лицом произведено сопоставление штатной численности заявителя со штатными нормативами, утвержденными приказом Минздрава РФ от 09.06.2013 № 388н «Об утверждении порядка оказания, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» и приказом Минздрава России от 09.06.2003 № 230 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения» (далее – приказ № 230).
Суд первой инстанции признал несостоятельным довод Фонда о том, что заявителем в нарушение приказа № 230 введена одна штатная единица курьера, одна штатная единица кастелянши, одна штатная единица главного специалиста по программному обеспечению и одна штатная единица главного инженера, поскольку данный приказ № 230 нормативно-правовым актом, обязательным для исполнения, не является.
Также судом учтено, что утвержденные приказом № 230 нормативы носят рекомендательный характер и не ограничивают право руководителя учреждения на определение структуры, численности и штата, но в пределах утвержденного фонда оплаты труда.
Доказательств отсутствия необходимости введения дополнительных штатных единиц Фондом суду не представлено.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности требований в части признания недействительным п. 7.1 Акта плановой проверки, в остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2019 по делу № А55-10638/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий Т.С. Засыпкина
Судьи О.А. Лихоманенко
Е.Г. Филиппова