НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Самарской области от 17.12.2020 № А55-35402/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru   e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-68633/2020

г. Казань                                                 Дело № А55-35402/2019

24 декабря 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Мосунова С.В., Мухаметшина Р.Р.,

при участии представителей в Арбитражном суде Самарской области:

Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области – Морозовой В.В. (доверенность от 09.01.2020),

государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная станция скорой медицинской помощи» - Орлова В.В. (доверенность от 21.04.2020), Оразова Г. (паспорт),

в отсутствие:

третьего лица – извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц‑связи кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная станция скорой медицинской помощи»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.07.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2020

по делу № А55-35402/2019

по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная станция скорой медицинской помощи» об оспаривании акта Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области, по встречному заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области о взыскании с государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная станция скорой медицинской помощи», с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства здравоохранения Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Самарская областная станция скорой медицинской помощи» (далее - ГБУЗ «СОССМП», Учреждение) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным акта плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) и средств нормированного страхового запаса в ГБУЗ «СОССМП» Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области (далее - ТФОМС, Фонд, ответчик) от 01.10.2019 (полностью или в части).

Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Самарской области заявлен встречный иск от 13.01.2020 № 2224 о взыскании (с учетом уточнения) с ГБУЗ «Государственного бюджетного учреждение здравоохранения «Самарская областная станция скорой медицинской помощи» 6 847 730 руб. 64 коп., из них 5 903 499 руб. 89 коп. средств ОМС, использованных не по целевому назначению, штраф за использование средств ОМС не по целевому назначению в сумме 590 349 руб. 99 коп., 4000 руб. средства нормированного страхового запаса (далее - НСЗ), использованные не по назначению, и пени в сумме 349 880 руб. 76 коп.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.07.2020 по делу № А55-35402/2019 , оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2020, в удовлетворении заявленных Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Самарская областная станция скорой медицинской помощи» требований отказано.

Встречное исковое заявление удовлетворено, с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная станция скорой медицинской помощи» взыскано в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области 5 903 499 руб. 89 коп. средств ОМС, использованных не по целевому назначению, штраф за использование средств ОМС не по целевому назначению в сумме 590 349 руб. 99 коп., 4000 руб. средства НСЗ, использованные не по назначению, и пени в сумме 349 880 руб. 76 коп., а всего 6 847 730 руб. 64 коп.

В кассационной жалобе государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Самарская областная станция скорой медицинской помощи» просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Самарской области.

Третье лицо в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещено.

В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, на основании приказа ТФОМС Самарской области от 23.08.2019 № 402 была проведена плановая комплексная проверка целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования и средств нормированного страхового запаса в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Самарская областная станция скорой медицинской помощи» (далее - ГБУЗ СОССМП) за период с 01.10.2017 по 30.06.2019.

Результаты проверки оформлены актом плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств ОМС и средств нормированного страхового запаса в ГБУЗ СОССМП от 01.10.2019 (далее - акт проверки от 01.10.2019).

В результате проверки было выявлено использование средств ОМС не по целевому назначению в сумме 5 903 499 руб. 89 коп., а также использование средств нормированного страхового запаса (НСЗ) не по целевому назначению в сумме 4000 руб.

По результатам проверки ГБУЗ СОССМП было выставлено требование о возврате в бюджет ТФОМС Самарской области: использованные ОМС средства не по целевому назначению в сумме 5 903 499 руб. 89 коп.; уплатить штраф в сумме 590 349 руб. 99 коп. за использование средств ОМС не по целевому назначению; средства НСЗ, использованные не по целевому назначению в сумме 4000 руб.

Не согласившись с выводами проверки и требованием, ГБУЗ СОССМП письмом от 04.10.2019 № 1136 направило в ТФОМС Самарской области возражения на акт проверки.

ТФОМС Самарской области не принял во внимание доводы медицинской организации и письмом от 10.10.2019 № 3895 направил в ГБУЗ СОССМП «Сообщение о результатах рассмотрения возражений».

Не согласившись с результатами проверки, изложенными в акте, с требованием фонда, Учреждение обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

ТФОМС обратился в арбитражный суд со встречным иском о взыскании 5 903 499 руб. 89 коп. - средств ОМС, использованных не по целевому назначению, 590 349 руб. 99 коп. штрафа за использование средств ОМС не по целевому назначению; 4000 руб. - средства НСЗ, использованные не по целевому назначению, а также пени.

При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций руководствовались следующим.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе правовым положением субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения регулируются положениями Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ).

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Федерального закона № 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу части 5 статьи 26 Закона и части 1 статьи 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно статье 19 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Федеральный закон № 165-ФЗ) денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается. Федеральным законом № 326-ФЗ регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в котором определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

Исходя из части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Федерального закона № 326-ФЗ, средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.

В соответствии с частью 8 статьи 26 Федерального закона № 326-ФЗ средства бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат

Контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проведение проверки и ревизии, осуществляет территориальный фонд (пункт 12 части 7 статьи 34 Федерального закона № 326-ФЗ).

Часть 9 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ предусматривает, что основанием для возврата в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования является соответствующее требование территориального фонда.

Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Федеральным законом № 326-ФЗ.

В силу части 9 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.

Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Пунктом 8 части 1 статьи 11 Федерального закона № 165-ФЗ установлено, что страховщики имеют право обращаться с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда.

Статьей 35 Федерального закона № 326-ФЗ предусмотрено, что базовая программа обязательного медицинского страхования - это составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации (часть 1).

Базовая программа ОМС определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств ОМС, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ).

Согласно части 6 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ в рамках базовой программы ОМС оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, в перечисленных в данной норме случаях.

В соответствии с частью 2 статьи 36 Федерального закона № 326-ФЗ территориальная программа ОМС включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо.

Согласно части 6 статьи 36 Федерального закона № 326-ФЗ территориальная программа ОМС в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.

Частью 11 данной статьи определено, что стоимость утвержденной территориальной программы ОМС не может превышать размер бюджетных ассигнований на реализацию территориальной программы ОМС, установленный законом о бюджете территориального фонда.

Согласно части 1 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 32 Федерального закона № 323-ФЗ к одному из видов медицинской помощи отнесена скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь.

В соответствии с частью 1 статьи 83 Федерального закона № 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы ОМС, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах ОМС); 3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти, и включенным в перечень, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовую программу ОМС).

С учетом приведенных норм и законоположений в их системном единстве суды признали, что финансовое обеспечение скорой специализированной медицинской помощи, не включенной в базовую и территориальную программы ОМС, не должно осуществляться за счет средств фонда. Финансовое обеспечение скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи, не включенной в территориальную программу ОМС, должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований, в частности областного бюджета.

Судами установлено, что оспариваемая сумма средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и использованных медицинской организацией не по целевому назначению в размере 5 903 499 руб. 89 коп., сложилась из следующих эпизодов: 4 016 648 руб. за счет средств ОМС были оказаны медицинские услуги гражданам с психиатрическими заболеваниями; 618 775 руб. 30 коп. – с лицевого счета ОМС медицинской организацией было перечислено в счет погашении задолженности за нецелевое использование средств ОМС в период с 01.06.2015 по 30.09.2017, (мировое соглашение по делу № А55-3590/2018), что не связано с расходами на предоставление бесплатной медицинской помощи в системе ОМС; 1 103 229 руб. - в 2017-2018 годах за счет средств ОМС производилась оплата труда трем сотрудникам ГБУЗ «СОССМП», не имеющим сертификата специалиста по занимаемой должности; 60 000 руб. - произведена оплата за счет средств ОМС прохождения обучения работником СОССМП с целью повышения квалификации по теме «Актуальные вопросы ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций химического характера»; 29 247 руб. 27 коп. - в 2018 году работникам учреждения за счет средств ОМС производились доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда без проведения специальной оценки условий их труда; 75 600 руб. - в 2019 году СОССМП произведено списание препарата «Метализе», использованного при лечении пациента, не застрахованному по обязательному медицинскому страхованию. Также Фондом установлено, что 4000 руб. - в 2018 году средства НСЗ были использованы Учреждением на хозяйственные нужды.

По сумме 4 016 648 руб.

Как установлено судами, в 2017- 2019 годах (за 4-й квартал 2017 года – 499 185 рублей; за 2018 год – 2 549 785 рублей; за 1-е полугодие 2019 года – 967 678 рублей) ГБУЗ СОССМП за счет средств ОМС были оказаны медицинские услуги гражданам с психиатрическими заболеваниями и расстройствами поведения.

         Суды исследовали представленные в материалы дела доказательства (справки о количестве выполненных ГБУЗ СОССМП вызовов, отчеты по нозологиям, справки о стоимости вызова скорой помощи не застрахованным по ОМС, копии медицинских карт) и признали верными выводы об использовании не по нецелевому назначению средств обязательного медицинского страхования.

В целях реализации на территории Самарской области государственной политики в области бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Правительство Самарской области ежегодно утверждает «Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Самарской области».

В разделах 5 «Финансовое обеспечение программы» Территориальных программ на 2017-2019 годы, утвержденных постановлениями Правительства Самарской области от 27.12.2016 № 827, от 27.12.2017 № 900 и от 27.12.2018 № 837 «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Самарской области» закреплено, что источниками финансового обеспечения Программы являются: средства ОМС в рамках базовой программы ОМС, субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС, бюджетные ассигнования Федерального фонда ОМС, бюджетные ассигнования федерального бюджета, бюджетные ассигнования областного бюджета. Кроме того, установлены виды медицинской помощи оказываемой за счет конкретного источника финансирования.

Данный раздел разграничивает источники финансирования и определяет, что за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в том числе при заболеваниях, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдроме приобретенного иммунодефицита, туберкулезе, психических расстройствах и расстройствах поведения, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную базовой программой ОМС).

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона № 326-ФЗ - тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона № 323-ФЗ, и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

Согласно пунктов 3.2 и 3.5 Тарифных соглашений на 2017-2019 годы (копии выписок имеются в материалах дела) медицинские организации направляют средства, полученные от страховых медицинских компаний за оказание медицинской помощи на оплату расходов, связанных с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС и не используют для иных целей, финансируемых за счет бюджетов всех уровней или других источников, а также за счет предпринимательской деятельности.

Судами отмечено, что в картах вызовов во всех случаях указан код диагноза (МКБ 10) F, что соответствует классу V МКБ-10 (психические расстройства и расстройства поведения). В картах вызовов отражено, что помощь пациентам оказывалась в месте вызова. Причиной вызова скорой помощи являлись не жалобы на плохое самочувствие и болезни, не связанные с психическими заболеваниями, а напротив, жалобы на психические расстройства, неадекватное, агрессивное, странное поведение пациентов и т.п.

         Исчерпывающий перечень заболеваний и состояний, при которых медицинская помощь оплачивается из средств ОМС, приведен в части б статьи 35 Федерального закона № 326-Ф3. Психиатрические заболевания и расстройства поведения в названный перечень не входят.

В силу части 2 статьи 17 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиям прав граждан при ее оказании» финансовое обеспечение оказания населению психиатрической помощи (за исключением психиатрической помощи, оказываемой в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти), а также социальной поддержки и социального обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

С учетом изложенного суды признали, что средства ОМС в сумме 4 016 648 руб. в нарушение Федерального закона № 326-ФЗ, Территориальных программ ОМС на 2017-2019 годы, Тарифных соглашений на 2017- 2019 годы были использованы медицинской организацией не по целевому назначению.

По сумме 618 775 руб. 30 коп.

Как установлено судами, в 2018-2019 годах с лицевого счета ОМС медицинской организацией было перечислено 618 775 руб. 30 коп. в счет погашения задолженности за нецелевое использование средств ОМС в период с 01.06.2015 по 30.09.2017 в счет погашения задолженности по мировому соглашению, утвержденному Арбитражным судом по делу № А55-3590/2018, что не связано с расходами на предоставление бесплатной медицинской помощи в системе ОМС.

Как указали суды, пунктами 158 и 158.1, 158.2 действовавших в спорном периоде (до 28.05.2019) Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.02.2011 № 158н, установлено, что: в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для, обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые ею непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

При формировании тарифа на оказание медицинской помощи (медицинской услуги) расходы на погашение нецелевого использования средств ОМС, в том числе расходы по погашению задолженности в рамках судебных споров, не предусмотрены.

Частью 6 статьи 14 Федерального закона № 326-ФЗ установлено, что средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.

Таким образом, возврат медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, и использованных не по целевому назначению, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за счет средств любых источников, не имеющих целевого назначения.

Таким образом расходы на исполнение судебных актов, касающихся нецелевого или необоснованного использования средств ОМС, не входят в состав затрат, установленных Правилами, и не могут быть оплачены за счет средств ОМС.

По сумме 1 103 229 руб.

Как установлено судами, ГБУЗ СОССМП допущено нецелевое использование средств ОМС в размере 1 103 229 руб., поскольку в 2017-2018 годах за счет средств ОМС производилась оплата труда трем сотрудникам ГБУЗ СОССМП, не имеющим сертификата специалиста по занимаемой должности.

Согласно пункту 1 статьи 100 Федерального закона № 323-ФЗ право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющими сертификат специалиста.

Приложением № 8 к Порядку организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (утв. приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 № 230, который действовал в проверяемый период), установлен Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи). Согласно пункту 5.6 данного перечня «включение в реестр счетов случаев оказания медицинской помощи специалистом, не имеющим сертификата или свидетельства об аккредитации по профилю оказания медицинской помощи», является основанием для отказа в оплате медицинской помощи.

Следовательно, является верным вывод о том, что выплата заработной платы (с начислениями) медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь без сертификата специалиста, относится к расходам, которые не связаны с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС. Оплата труда в размере 1 103 229 руб. сотрудникам ГБУЗ «СОССМП», не имеющим сертификата специалиста по занимаемой должности, является использованием средств ОМС не по целевому назначению.

По сумме 60 000 рублей.

ГБУЗ СОССМП была произведена оплата за счет средств ОМС в размере 60 000 руб. стоимости прохождения обучения работником ГБУЗ «СОССМП» с целью повышения квалификации по теме «Актуальные вопросы ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций химического характера».

Разделом 5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Самарской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утв. Постановление Правительства Самарской области от 27.12.2017 № 900 установлено, что источниками финансового обеспечения Программы являются: средства ОМС в рамках базовой программы ОМС, субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС, бюджетные ассигнования Федерального фонда ОМС, бюджетные ассигнования федерального бюджета, бюджетные ассигнования областного бюджета, а также определены виды медицинской помощи оказываемой за счет конкретного источника финансирования.

Данный раздел разграничивает источники финансирования и определяет, что «за счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется финансовое обеспечение скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи (включая медицинскую эвакуацию), не включенной в Территориальную программу ОМС, в том числе при чрезвычайных ситуациях».

Таким образом, суды обоснованно заключили, что оплата повышения квалификации по теме «Актуальные вопросы ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций химического характера» в размере 60 000 руб. являются использованием средств ОМС не по целевому назначению.

По сумме 29 247 руб. 27 коп.

В 2018 году работникам ГБУЗ СОССМП за счет средств ОМС производились доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда без проведения специальной оценки условий их труда.

Статьями 147, 219, 212 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) регламентированы нормы оплаты труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, определены порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также обязанности работодателя по обеспечению проведения специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» установлено: подпункт 1 пункта 2 статьи 4 и пункт 6 статьи 7 - работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для установления работникам, предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций.

Постановлением правительства Самарской области от 27.08.2015 № 536 «Об утверждении Положения об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Самарской области» (пункт 3.2. раздела 3 «Выплаты компенсационного характера») закреплено, что доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливается в соответствии с ТК РФ, Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Основанием для установления доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда является наличие карты специальной оценки условий труда или карты аттестации рабочего места по условиям труда.

Таким образом, является верным вывод о том, что доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда без проведения специальной оценки условий труда в размере 29 247 руб. 27 коп. является использованием средств ОМС не по целевому назначению.

По сумме 75 600 рублей.

В 2019 году ГБУЗ «СОССМП» произведено списание препарата «Метализе», использованного при лечении пациента, не застрахованного по обязательному медицинскому страхованию.

Суды учитывали положения Федерального закона № 323-ФЗ, Федерального закона № 326-ФЗ, Порядка оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного  приказом Министерства здравоохранения РФ от 28.02.2019 № 108н, Территориальных программ на 2017-2019 годы, утвержденных постановлениями Правительства Самарской области от 27.12.2016 № 827, 27.12.2017 № 900 и от 27.12.2018 № 837 «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Самарской области» и указали, что в рассматриваемом случае финансовое обеспечение скорой, в том числе специализированной медицинской помощи не застрахованным по ОМС лицам производится  за счет бюджетных ассигнований областного бюджета

По сумме 4000 рублей.

ГБУЗ «СОССМП» в 2018 году средства НСЗ в размере 4000 рублей были использованы на хозяйственные нужды.

Судами отмечено, что согласно части 6.4 статьи 26 Федерального закона № 326-ФЗ средства нормированного страхового запаса (НСЗ) являются средствами целевого финансирования.

Цель использования средств НСЗ определяется соглашением (от 16.05.2018 б/н) ТФОМС СО и ГБУЗ «СОССМП». Согласно подпункту г) пункта 9 Соглашения ГБУЗ «СОССМП» обязуется использовать средства с соблюдением условий, установленных настоящим Соглашением.

Договор № 266 на обучение по дополнительной образовательной программе повышения квалификации был заключен с ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России 22.01.2018.

Выплата из средств НСЗ поступила от ТФОМС Самарской области платежным поручением от 30.05.2018 № 759422.

Таким образом, на момент поступления средств от ТФОМС Самарской области, договор от 22.01.2018 № 266 уже был оплачен и целевые средства в размере 4000 рублей из НСЗ использованы на хозяйственные нужды, что является нецелевым использованием средств НСЗ.

Таким образом, использование средств ОМС для оплаты обучения работника СОССМП (до поступления целевых средств НСЗ) является использованием средств ОМС не по целевому назначению.

С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о законности и обоснованности оспариваемого акта проверки от 01.10.2019 и требования ТФОМС Самарской области о взыскании средств, использованных ГБУЗ СОССМП не по целевому назначению, пени.

Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.

Все без исключения доводы ГБУЗ СОССМП были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, рассмотрены судами и отклонены при должной правовой оценке.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств.

С учетом изложенного, принимая во внимание то, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 03.07.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2020 по делу № А55-35402/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                      А.Н. Ольховиков

Судьи                                                                                          С.В. Мосунов

                                                                                               Р.Р. Мухаметшин