НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Самарской области от 17.10.2022 № А55-6898/2022

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

20 октября 2022 года                                                                            Дело А55-6898/2022

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена                           17 октября 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено                            20 октября 2022 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Корнилова А.Б.,

судей Некрасовой Е.Н., Сорокиной О.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивенской А.А.,

с участием посредством использования системы веб-конференции:

от  Приволжской электронной таможни – Юрчак А.В., доверенность от 29.12.2021,

иные участники не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим  образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Приволжской электронной таможни

на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 июля 2022 года по делу                    № А55-6898/2022 (судья Матюхина Т.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Самарские таможенные услуги»

к Приволжской электронной таможне

об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

ООО "СТУ обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением в котором просило признать незаконным и отменить постановление Приволжской электронной таможни о назначении административного наказания №10418000-1086/2021 от 24.02.2022 г.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 июля 2022 года заявленные требования были удовлетворены.

В апелляционной жалобе Приволжская электронная таможня просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.

В судебном заседании, проводившемся с использованием системы веб-конференции, представитель подателя жалобы, доводы в ней изложенные поддержал.

Представители заявителя участия в заседании не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 11.06.2019 между компанией FX «Zavroq Majnuntoli» (Республика Узбекистан) и ООО «Ориент Трэйд» (Российская Федерация) заключен внешнеторговый контракт № UZ-RF-04, на поставку свежей и переработанной сельхозпродукции (далее - Контракт) в соответствии с приложениями.

Между ООО «Ориент Трэйд» и таможенным представителем ООО «Самарские таможенные услуги» (свидетельство таможенного представителя № 0228) заключен договор № 0228/04-19-052Т о предоставлении услуг по таможенному декларированию товаров и транспортных средств.

Таможенным представителем - ООО «СТУ» от имени декларанта ООО «Ориент Трэйд» в Приволжский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Приволжской электронной таможни, в соответствии со статьями 104,  105,  106,  134 Таможенного кодекса Евразийского Экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), с применением электронной формы таможенного декларирования, подана таможенная декларация на ряд товаров, в том числе на товар № 3 - «томаты свежие сорт Юсуповский, урожай 2020 года предназначен для пищевых целей - 13287 кг», производитель: FX «Zavroq Majnuntoli», страна происхождения - Республика Узбекистан, код по ТН ВЭД ЕАЭС - 0702 00 ООО 3, таможенная стоимость - 966 314,35 рублей, вес нетто/брутто 13 287 / 16 609 кг (далее - томаты свежие, урожай 2020 года).

Товары ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) из Республики Узбекистан автомобильным транспортом (код 30) в зоне деятельности т/п Атамекен (Республика Казахстан), на условиях поставки DAP Т/П Атамекен, по контракту от 11.06.2019 № UZ-RF-04, в соответствии с инвойсом от 27.04.2020 № 13, транспортной накладной от 27.04.2020 № 000042.

Таможенным представителем заявлена таможенная процедура - выпуск для внутреннего потребления «ИМ40».

В силу статьи 111 ТК ЕАЭС указанная декларация на товары (далее - ДТ) зарегистрирована под номером № 10418010/010520/0117191.

Исходя из подпункта 3 пункта 1 статьи 135 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления являются, среди прочих, соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.

Согласно пунктам 5 и 6 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 9 к Договору о ЕАЭС) (далее -Протокол) оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов осуществляется до выпуска ее в обращение.

В соответствии с Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 (далее -Положение о порядке ввоза), к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая:

а)            включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 526, и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза (далее - государства-члены) установлены обязательные требования;

б)           включена в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза оть07.04.2011 №620;

в)           включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.

Пищевая продукция (пункт 53) включена в Перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 №526.

Пищевая продукция является объектом технического регулирования технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (далее - TP ТС 021/2011), а также выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки техническому регламенту Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки», утвержденного Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881 (далее - TP ТС 022/2011).

При таможенном декларировании в качестве разрешительного документа заявлена декларация о соответствии № ЕАЭС N RU Д-Ш.ПТ87.В.03816/19 от 24.06.2019, принятая (зарегистрированная) на серийный выпуск товара «овощи свежие: томаты», схема декларирования 1д. Основание выдачи декларации -протокол испытаний от 24.06.2019 № ИЛНИЭС-2406-2019/3788, выданный испытательной лабораторией ООО «Независимый институт экспертизы и сертификации». Иные сведения о продукции, обеспечивающие ее идентификацию (в том числе об урожае), в документе об оценке отсутствуют.

В соответствии с требованиями ГОСТ 56532-2015 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Рекомендации по принятию декларации о соответствии продукции установленным требованиям» декларация о соответствии принимается на срок, установленный исходя из ожидаемой продолжительности выпуска данного вида продукции (на серийный выпуск) или из предполагаемого срока реализации декларируемой продукции (для партии).

Указанные в декларации о соответствии протоколы проведенных испытаний, оформленные компетентными аккредитованными лабораториями по результатам тестирования продукции или в производственных в лабораториях, могут служить основанием для принятия декларации о соответствии. Испытания лежат в основе подтверждения соответствия.

Из положений пункта 4 статьи 23 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (далее - TP ТС 021/2021), следует, что проведение испытаний образцов продукции является обязательным условием оценки соответствия, для реализации которого в отношении продукции иностранного производства необходим ввоз таким образцов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 108 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в случае если в документах, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, не содержатся сведения, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, такие сведения подтверждаются иными документами (например, протоколом испытаний, а также документами, подтверждающими совершение таможенных операций, связанных с декларированием проб (образов).

Протокол испытаний продукции является документом, содержащим необходимую информацию об объекте испытаний, результатах испытаний, оформленным в установленном порядке (ГОСТ Р 58973-2020).

Протокол лабораторных испытаний от 24.06.2019 № ИЛНИЭС-2406-2019/3788 подтверждает проведение испытаний в полном объеме и соответствие образцов «томаты свежие» требованиям TP ТС 021/2011. Товар для испытаний «томаты свежие» относится к конкретному исследованному образцу, ввезенному по ДТ № 10609050/210619/0029195 (товар № 2) и предъявленному эксперту для испытаний. В ДТ № 10609050/210619/0029195 в отношении товара № 2 «томаты свежие» заявлены сведения о дате изготовления (год урожая) - 2019 год.

Безопасность пищевой продукции растительного происхождения не может быть подтверждена испытаниями ее образцов, произведенными в период до ее фактического выращивания.

По мнению таможенного органа, при таможенном декларировании по ДТ № 10418010/010520/0117191 в таможенный орган представлен недействительный разрешительный документ на товар № 3 «томаты свежие сорт Юсуповский, урожай 2020 года предназначен для пищевых целей - 13287 кг», производитель: FX «Zavroq Majnuntoli», а именно декларация о соответствии № ЕАЭС N RU Д-Ш.ПТ87.В.03816/19 от 24.06.2019, не относящаяся к декларируемому товару, что свидетельствует о несоблюдении установленных запретов и ограничений в части мер технического регулирования.

Административный орган пришел к выводу, что ООО «СТУ» при таможенном декларировании по ДТ № 10418010/010520/0117191 товар - «№ 3 «томаты свежие сорт Юсуповский, урожай 2020 года представлена декларация о соответствии № ЕАЭС N RU Д-UZ.ITr87.B.03816/19 от 24.06.2019, которая выдана на основании испытания проб и образцов товаров, ввезенных в 2019 году и не распространяется на плодоовощную продукцию урожая 2020 года. Соответственно, декларация о соответствии № ЕАЭС N RU Д-^.ПТ87.В.03816/19 от 24.06.2019 не относится к ввезенным и предъявленным при таможенном декларировании товарам, и, следовательно, является недействительной. Таможенным органом возбуждено дело об административном правонарушении в отношении общества по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ. 23.11.2021 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ. По результатам рассмотрения материалов проверки, 24.12.2021, таможенным органом вынесено постановление №10418000-1086/2021 о привлечении ООО «СТУ» к административной ответственности, установленной ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей. Общество, не согласившись с постановлениями полагая, что в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, обратилось в суд с заявлением, в котором просило постановления административного органа признать незаконными и отменить.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону (статьи 2.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ). Данные обстоятельства подлежат установлению на основании представленных административным органом соответствующих доказательств, отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ. В отсутствие, а равно при недоказанности хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности (часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

При этом, исходя из положений части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 4 статьи 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Таким образом, объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, составляют, в том числе противоправные действия, выразившиеся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита путем представления недействительных документов.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс) декларант обязан представить таможенному органу в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации.

Согласно пункту 3 той же статьи Кодекса декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) продукция, выпускаемая в обращение на территории Союза, должна быть безопасной.

Согласно пункту 2 статьи 53 данного Договора продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза).

Согласно части 1 статьи 22 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, заявителем при оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции, за исключением государственного контроля (надзора), может быть зарегистрированные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и в части ответственности за ее несоответствие требованиям таких технических регламентов.

Согласно части 2 статьи 22 ТР ТС 021/2011 заявитель обязан обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и иными техническими регламентами Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

Согласно пункту 3 статьи 23 ТР ТС 021/2011 декларирование соответствия пищевой продукции осуществляется по одной из схем декларирования, установленных настоящим техническим регламентом, по выбору заявителя, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. В соответствии с частью 3 статьи 23 ТР ТС 021/2011 схема 3д включает следующие процедуры: формирование и анализ технической документации; осуществление производственного контроля; проведение испытаний образцов пищевой продукции; принятие и регистрация декларации о соответствии; нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 10 Типовых схем оценки соответствия, утвержденных решением Совета Евразийской Экономической комиссии от 18.04.2018 N 44, к продукции серийного производства относится продукция, изготавливаемая по одной и той же технической документации с использованием единого технологического процесса и выпускаемая в обращение на таможенной территории Союза в виде последовательного ряда единиц продукции или периодически повторяющихся партий продукции.

Согласно Положению о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 621, схема декларирования соответствия 3д применяется для пищевой продукции, выпускаемой серийно, и применяется с привлечением третьей стороны - аккредитованной испытательной лаборатории. При этом производственный контроль осуществляет изготовитель, заявителем может выступать изготовитель государства - члена Таможенного союза или уполномоченное иностранным изготовителем лицо на территории Таможенного союза.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" действие декларации о соответствии прекращается с момента внесения сведений о признании декларации о соответствии недействительной в реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, включающий в себя, в том числе национальную часть Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии Евразийского экономического союза.

Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств -членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.

Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Признавая незаконным оспариваемое постановление таможни суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях общества отсутствует событие вмененного административного правонарушения, поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что декларация о соответствии № ЕАЭС N RU Д-^.ПТ87.В.03816/19 от 24.06.2019г. является надлежащим документом при таможенном оформлении рассматриваемого товара по ДТ. Выпуска отдельной декларации на каждую поставку товара в данном случае не требуется.

Кроме того, суд первой инстанции сослался на позицию самого же таможенного органа, изложенную в письме ФТС «О рассмотрении обращения» от 15.04.2022 года. Согласно которой, плодоовощная продукция, выпускаемая в обращение на таможенной территории ЕАЭС, является объектом TP ТС'021/2011.

Оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза (ЕАЭС) осуществляется до выпуска ее в обращение.

С учетом того, что в соответствии с правом ЕАЭС под выпуском иностранной продукции в обращение понимается ее ввоз на таможенную территорию ЕАЭС в ходе коммерческой деятельности, оценка соответствия продукции должна быть осуществлена до ввоза.

Согласно статье 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Соблюдение запретов и ограничений, включающих в том числе меры технического регулирования, подтверждается в случаях и порядке, определенных Евразийской экономической комиссией или законодательством государств - членов ЕАЭС в соответствии с Договором о ЕАЭС, путем представления соответствующих документов и (или) сведений (пункт 2 статьи 7 ТК ЕАЭС).

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2021 № 130 утвержден Порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории ЕАЭС.

В настоящее время в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и не предназначенных для распространения на территориях иных государств - членов ЕАЭС, Порядок ввоза применяется с учетом особенностей, установленных приложением № 18 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году».

В соответствии с указанными актами, подтверждение таможенным органам соблюдения мер технического регулирования осуществляется только в отношении следующих категорий товаров:

товары, включенные в перечни продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия требованиям технических регламентов ЕАЭС (Таможенного союза), в отношении которой при помещении под таможенные процедуры подтверждается соблюдение мер технического регулирования, утверждаемые Коллегией Евразийской экономической комиссии (далее - Перечни);

товары, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены обязательные требования в части проведения оценки соответствия.

Таким образом, учитывая, что Перечень к TP ТС 021/2011 на сегодняшний день не утвержден, обязанность подтверждения таможенным органам соблюдения мер технического регулирования в отношении ввозимой плодоовощной продукции у участников внешнеэкономической деятельности отсутствует.

Таким образом, представления документа, признанного таможенным органом подложным, по мнению суда первой инстанции вообще не требовалось.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава правонарушения, то им был принят судебный акт об удовлетворении заявленных ООО «Самарские таможенные услуги» требований полностью.

Оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности следует признано незаконным и отменено.

Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения, судом первой инстанции допущено нарушение норм материального права, что в силу п.4) ч.1 ст.270 АПК РФ является основанием для отмены решения и принятия нового судебного акта.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В примечании 2 к статье 16.1 КоАП РФ указано, что для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за представление недействительных документов при таможенном декларировании, если такие документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений, в том числе мер технического регулирования.

В соответствии с абзацем 5 пункта 31 постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если действие лица, привлекаемого к административной ответственности, выражается в заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а равно в представлении при декларировании товаров недействительных документов, послуживших основанием для неприменения таких запретов и ограничений (например, поддельного сертификата соответствия), то с учетом исключений, названных в части 1 и части 2 статьи 16.3 КоАП РФ, такое действие (бездействие) подлежит квалификации по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

В подпункте 1 пункта 1 статьи 118 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза определено, что выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров.

Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона.

В Перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 526, который действовал в проверяемый период, входила, в том числе и пищевая продукция (позиция 53).

Следовательно, на нее распространялись требования по представлению одновременно с таможенной декларацией документов, удостоверяющих соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведений о таких документах.

Согласно декларации о соответствии ЕАЭС № RU Д-UZ.I1T87.B.03816/19 от 24.06.2019 схема декларирования - 1Д.

Положениями Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 18.04.2018 № 44 «О типовых схемах оценки соответствия» установлено, что декларация о соответствии серийно выпускаемой продукции, в том числе по схеме 1Д, распространяется на данную продукцию, изготовленную с даты изготовления отобранных образцов (проб) продукции, прошедших исследования (испытания) и измерения.

В соответствии с требованиями пункта 5.1.6.3 «ГОСТ Р 56532-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Рекомендации по принятию декларации о соответствии продукции установленным требованиям», декларация о соответствии принимается на срок, установленный исходя из ожидаемой продолжительности выпуска данного вида продукции (на серийный выпуск) или из предполагаемого срока реализации декларируемой продукции (для партии).

Согласно пункту 6.1 «ГОСТ 34298-2017 Межгосударственный стандарт. Томаты свежие. Технические условия» свежие томаты принимают партиями. Под партией понимают любое количество плодов одного ботанического и товарного сорта, одинаково упакованных, поступившее в одном транспортном средстве из одной страны и сопровождаемое товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость продукции. Контроль показателей качества, массы продукта в упаковочной единице, качества упаковки и маркировки проводят для каждой партии продукции (пункт 6.2.1 ГОСТ 34298-2017).

Соответственно, ввозимый товар соотносим с пищевой продукцией, включенной в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 526) и на который распространяются требования национального стандарта ГОСТ 34298-2017. Сведениями, обеспечивающими идентификацию растительной продукции, является дата сбора урожая.

Доказательств того, что ввозимый товар является единой партией с партией урожая предыдущего года, в материалах дела не имеется, таможенным представителем не представлено.

Учитывая ограниченный срок хранения товара (свежие томаты) декларация о соответствии, принятая на основании протокола испытаний образца товара - томаты свежие урожая предыдущего года, неприменима к товару урожая нового года.

При изложенных обстоятельствах, вывод таможенного органа о представлении обществом недействительного документа при декларировании товара (томаты свежие сорт «Юсуповский») является правомерным.

При этом не утверждение Перечня к ТР ТС 021/2011 на сегодняшний день не может являться основанием для освобождения общества от административной ответственности за представление недействительного документа при декларировании товара в 2020 году.

Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено.

Представление недействительных документов о соответствии не гарантирует безопасность продукции и связанные с ней процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, то есть состояния, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни животных и растений.

Кроме того, правовые нормы нового Порядка ввоза также закрепляют необходимость подтверждения соблюдения мер технического регулирования в отношении ввозимой (ввезенной) продукции, включенной в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 526, и в отношении этой продукции в соответствии с законодательством государств - членов Союза установлены обязательные требования в части проведения оценки соответствия (подпункт «б» пункта 2 нового Порядка ввоза).

При изложенных обстоятельствах выводы суда первой инстанции следует признать ошибочными. Оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.

Аналогичные выводы находят отражение в судебной практике, например в постановлении АС Поволжского округа от 12 октября 2022 года по делу А55-897/2022.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 июля 2022 года по делу                    № А55-6898/2022 отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене принятого Приволжской электронной таможней постановления о привлечении ООО «Самарские таможенные услуги» к административной ответственности №10418000-1086/2021 от 24.02.2022г. отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                 А.Б. Корнилов

Судьи                                                                                                               Е.Н. Некрасова

                                                                                                                          О.П. Сорокина