НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Самарской области от 14.09.2023 № 11АП-11946/2023

131/2023-146891(1)



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2023 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2023 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего Деминой Е.Г., судей Буртасовой О.И., Морозова В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,  с участием: 

от акционерного общества "Федеральная грузовая компания" – Ваулин А.В., 

доверенность от 22.12.2021, диплом (до перерыва),

от акционерного общества "Вагонная Ремонтная Компания - 1" представитель не 

явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, 

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале № 3 

апелляционную жалобу акционерного общества "Вагонная Ремонтная Компания - 1" на 

решение Арбитражного суда Самарской области от 04 июля 2023 года по делу № А556705/2023 (судья Шабанов А.Н.) 

по иску акционерного общества "Федеральная грузовая компания" (ОГРН 

Компания - 1" (ОГРН 1117746294104, ИНН 7708737490) о взыскании. 

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество "Федеральная грузовая компания" (далее - истец) обратилось  в арбитражный суд Самарской области с иском к акционерному обществу "Вагонная  ремонтная компания-1" (далее - ответчик) о взыскании 742 681,88 руб. убытков, 140 250  руб. штрафа, 30 478, 89 руб. провозной платы. 

Решением от 04.07.2023 исковые требования удовлетворены в заявленном размере. 

Ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе  ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм действующего  законодательства, неполное выяснение обстоятельств дела, несоответствие выводов суда  обстоятельств дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт,  которым исковые требования оставить без удовлетворения. 

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что в части ремонта  колесной пары представленные истцом документы свидетельствуют лишь о наличии  неисправности вагона, но не подтверждают факт неисправности по причине  некачественного выполнения работ ответчиком, не могут, бесспорно, свидетельствовать о  наличии вины АО "ВРК-1". 


Колесная пара № 29-557257-07 была установлена на вагон в ВЧДр Саратов, однако  данная колесная пара является собственностью АО "ФГК". При производстве планового  ремонта указанная колесная пара была осмотрена, продефектоскопирована и на момент  осмотра признана годной, вагон с данной деталью выпущен из ремонта. 

В соответствии с пунктом 6.1 договора, гарантия распространяется на выполненные  работы. Гарантия не распространяется на узлы и детали, не являющиеся собственностью  подрядчика. 

Согласно статье 713 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)  АО "ВРК-1" не несет ответственность за качество материала, предоставленного  заказчиком. 

Кроме того, независимо от обоснованности исковых требований истец неправомерно  требует возмещения убытков размер которых основан на стоимости колесных пар при  совершенной им сделки купли-продажи. 

Требование истца о возмещении штрафа в размере 61 250 руб. является незаконным  и необоснованным. 

В соответствии со справкой о выполненных ремонтах, вагон № 59280107, после  ремонта 31.07.2021 в Вологодском ВРЗ, обособленном структурном подразделении АО  "ВРК-1", проходил ремонт еще 6 раз. 

В соответствии с пунктом 6.1 договора гарантийный срок на фактически  выполненные работы, отраженные в дефектной ведомости по деповскому, капитальному и  текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, а так же на установленные при  ремонте запасные части подрядчика, устанавливается до проведения следующего  планового вида ремонта. 

Таким образом, гарантийная ответственность ответчика прекращается в случае, если  на вагоне были произведены текущий ремонт. 

Грузовые вагоны № 75004887, № 62418967, № 54749775, № 73965915, № 73009367,   № 62068473, № 75067264, № 74937657, № 42289090, № 63665608, № 61420048, №  54683347, № 73010233, № 63137103, № 64138134, № 74916420, № 61491312 были  отцеплены по двум кодам неисправности, один из которых является эксплуатационным. 

При выявлении у вагонов эксплуатационных неисправностей в текущем ремонте  стоимость контрольно-регламентных работ и сбора за подачу-уборку вагонов  взыскивается пропорционально. Наличие эксплуатационных неисправностей  подтверждается расчетно-дефектными ведомостями ТР-2, ВУ-23 и справками ГВЦ. 

Если бы оба недостатка были обнаружены в разное время, то истец бы понес  аналогичные сопутствующие расходы дважды. Каждая из причин отцепа является  самостоятельным основанием для направления вагона в текущий отцепочный ремонт,  поэтому в соответствии с частью 1 статьи 404 ГК РФ если неисполнение или  ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд  соответственно уменьшает размер ответственности должника. Доводы заявителя  подробно изложены в апелляционной жалобе. 

Представитель истца отклонил жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.

 Вместе с тем, истец отказался от исковых требований в части по вагонам №  73965915, № 73009367, № 61491312 на сумму 8960,76 руб. В связи с чем сумма исковых  требований составила 904 450,01 руб., из которых: 733 721,12 руб. - убытки, 140 250 руб. -  штраф за нахождения вагонов в нерабочем парке, 30 478,89 руб.- провозная плата. 

В остальной части истец просил обжалуемое решение оставить без изменения,  апелляционную жалобу без удовлетворения.. 

Представитель ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте   судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. С учетом мнения  представителя истца и в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного 


процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в  отсутствие представителя ответчика. 

Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, выслушав его  представителя, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с  представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил. 

Между истцом (заказчик) и ответчиком (подрядчик) заключены договоры на  выполнение работ по деповскому ремонту грузовых вагонов от 24.05.2019 № ВРК- 1/132/2019/ФГК-339-15, от 01.07.2021 № ФГК-ВРК-1/119/2021/ФГК-885-9, а также на  выполнение работ по капитальному ремонту грузовых вагонов от 01.08.2021 № ВРК- 1/135/2021/ФГК-1033-9 по условиям которых заказчик поручает и обязуется оплатить, а  подрядчик принимает на себя обязательства выполнять работы по  деповскому/капитальному ремонту грузовых вагонов (далее - работы), принадлежащих  заказчику (далее - грузовые вагоны) по согласованному сторонами месячному плановому  заданию на проведение ремонта грузовых вагонов, по форме приложения № 1 к договору. 

 Условия договора являются однотипными.

В соответствии с заключенным договором в вагонных ремонтных депо АО "ВРК-1"  проведен плановый (деповской/капитальный) ремонт вагонов №№ 60341724, 75004887,  60197175, 62418967, 54749775, 53271755, 61074860, 73965915, 73009367, 62068473,  75067264, 74937657, 51971489, 75028944, 42289090, 63665608, 61420048, 61272019,  54683347, 60186145, 73010233, 54008537, 63137103, 64138134, 74916420, 61491312,  64557028, 59280107 собственности АО "ФГК". 

В соответствии с пунктом 2.1.1 договора подрядчик обязан производить ремонт  грузовых вагонов в соответствии с требованиями руководящего документа "Грузовые  вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по деповскому ремонту",  "Руководство по капитальному ремонту грузовых вагонов", утвержденного на 54-ом  заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества  (протокол от 18-19 мая 2011 года) (далее - Руководство по деповскому ремонту грузовых  вагонов), а также других действующих нормативно-технических документов в части  проведения деповского ремонта грузовых вагонов и подготовки грузовых вагонов в  ремонт, с использованием собственных запасных частей и материалов, запасных частей  заказчика, образующихся в процессе ремонта грузовых вагонов, а также запасных частей,  приобретённых у третьих лиц из числа субъектов малого и среднего  предпринимательства. 

Согласно пункту 6.1.1 договора гарантийный срок на грузовые вагоны,  отремонтированные деповским/капитальным ремонтом, устанавливается до проведения  следующего планового вида ремонта, но не позднее сроков, установленных Положением о  системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в  обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении  (утверждено Советом по железнодорожному транспорту государств-участников 

Содружества протокол от 16-17.10.2012г. № 57), начиная от даты оформления  уведомления о приемке грузовых вагонов из ремонта формы ВУ- 36М, вне зависимости от  текущих ремонтов, проведенных вагонам в гарантийный срок по эксплуатационным  неисправностям или по кодам технологических неисправностей, отличных от кода  отцепки вагона, в соответствии с классификатором "Основные неисправности грузовых  вагонов" К ЖА 2005-05. 

Гарантийная ответственность при выявлении указанных неисправностей возникает у  подрядчика с даты оформления уведомления формы ВУ-36М. 

В соответствии с пунктом 6.1.7 договора подрядчик несет гарантийную  ответственность в случаях выявления эксплуатационных неисправностей грузовых  вагонов или их составных частей, предусмотренных классификатором основных  неисправностей грузовых вагонов К ЖА 2005- 05 и обнаруженных при не достижении  грузовыми вагонами 10 000 км. общего пробега (для грузовых вагонов периодичность  планового ремонта которых установлена по календарной продолжительности 


эксплуатации грузового вагона - до истечения 30-ти суток), а также в случаях выявления  эксплуатационной неисправности тонкого гребня у колесных пар грузового вагона  предусмотренной классификатором основных неисправностей грузовых вагонов К ЖА  2005-05 (код "102"), обнаруженной при не достижении грузовыми вагонами 50 000  кмюобщего пробега (для грузовых вагонов, периодичность планового ремонта которых  установлена по календарной продолжительности эксплуатации вагона - до истечения 6-ти  месяцев). 

В соответствии с пунктом 6.3 договора при обнаружении технологических дефектов  в течение гарантийного срока, возникших в процессе эксплуатации грузовых вагонов  вследствие некачественно выполненного ремонта (далее - дефекты), грузовые вагоны  направляются в вагонные депо сети железных дорог или в (на) депо (предприятие)  подрядчика для устранения выявленных дефектов. Заказчик имеет право устранять  дефекты в любых организациях, выполняющих техническое обслуживание и ремонт  подвижного состава. 

В период гарантийного срока вагоны №№ 60341724, 75004887, 60197175, 62418967,  54749775, 53271755, 61074860, 73965915, 73009367, 62068473, 75067264, 74937657,  51971489, 75028944, 42289090, 63665608, 61420048, 61272019, 54683347, 60186145,  73010233, 54008537, 63137103, 64138134, 74916420, 61491312, 64557028, 59280107 были  отцеплены ОАО "РЖД" в пути следовании по причине технических неисправностей, что  подтверждено уведомлениями на ремонт вагона ВУ-23м и направлены в текущий  отцепочный ремонт. 

По вагону № 60341724: в соответствии с заключенным договором от 01.07.2021 №  ВРК-1/119/2021/ФГК-885-9 АО "ВРК-1" проведен ремонт грузового вагона № 60341724  собственности АО "Федеральная грузовая компания". 

В период гарантийного срока вагон № 60341724 был отцеплен в пути следовании по  неисправности - тонкий гребень, код "102" в соответствии с Классификатором КЖА 2005- 05. Согласно справки уведомлению ВУ-23 пробег вагона на момент отцепки вагона  составил 28266 км. 

Данная неисправность была устранена ОАО "РЖД" в рамках договора № ТОР- ЦДИЦВ/165/ФГК-842-9 от 29.06.2021 на выполнение текущего отцепочного ремонта  грузовых вагонов. Расходы АО "ФГК" на проведение ремонта вагона № 60341724  составили 14 916,15 руб. (без НДС), из которых 12 416,15 руб. сумма убытков, 2500,00  руб. штраф за нахождение вагона в нерабочем парке согласно пункту 7.14 договора. 

По вагону № 75004887: в соответствии с заключенным договором от 24.05.2019 №  ВРК-1/132/2019/ФГК-339-15 АО "ВРК-1" проведен ремонт грузового вагона № 75004887  собственности АО "Федеральная грузовая компания". 

В период гарантийного срока вагон № 75004887 был отцеплен в пути следовании по  причине технологической неисправности - суммарный зазор эластомерного  поглощающего аппарата более 5 мм, код "352" в соответствии с классификатором КЖА  2005-05. 

Комиссией по расследованию причины возникновения неисправности установлено и  отражено в акте-рекламации формы ВУ-41М от 27.11.2022 № 378, что при проведении  деповского ремонта вагона № 75004887 допущено нарушение требований пункта 2.2.27  (г) инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава  железных дорог. 

Данная неисправность была устранена ОАО "РЖД" в рамках договора № ТОР- ЦДИЦВ/165/ФГК-842-9 от 29.06.2021 на выполнение текущего отцепочного ремонта  грузовых вагонов. 

Расходы АО "ФГК" на проведение ремонта вагона № 75004887 составили 44 180,98  руб. (без НДС), из которых 41 480,98 руб. сумма убытков, 2700 руб. штраф за нахождение  вагона в нерабочем парке. 


По вагону № 60197175: в соответствии с заключенным договором от 01.07.2021 №  ВРК-1/119/2021/ФГК-885-9 АО "ВРК-1" проведен ремонт грузового вагона № 60197175  собственности АО "ФГК". 

В период гарантийного срока вагон № 60197175 был отцеплен в пути следовании по  причине технологической неисправности - обрыв / излом воздухопровода и подводящих  труб тормозной магистрали, код "441" в соответствии с классификатором КЖА 2005-05. 

Комиссией по расследованию причины возникновения неисправности установлено и  отражено в акте-рекламации формы ВУ-41М от 28.11.2022 № 548, что при проведении  деповского ремонта вагон № 60197175 нарушены требования пункта 5.2 Общего  руководства по ремонту тормозного оборудования вагонов 732-ЦВ -ЦЛ. 

Данная неисправность была устранена ОАО "РЖД" в рамках договора № ТОР- ЦДИЦВ/165/ФГК-842-9 от 29.06.2021 на выполнение текущего отцепочного ремонта  грузовых вагонов. 

Расходы АО "ФГК" на проведение ремонта вагона № 60197175 составили 8250,46  рублей (без НДС), из которых 7000,46 руб. сумма убытков, 1250 руб. штраф за  нахождение вагона в нерабочем парке. 

По вагону № 62418967: в соответствии с заключенным договором от 01.08.2021 №  ВРК-1/135/2021/ФГК-1033-9 АО "ВРК-1" проведен ремонт грузового вагона № 62418967  собственности АО "ФГК". 

В период гарантийного срока вагон № 62418967 был отцеплен в пути следовании по  неисправности - грение буксы по внешним признакам, код "150" в соответствии с  Классификатором КЖА 2005-05. 

Комиссией по расследованию причины возникновения неисправности установлено и  отражено в акте-рекламации формы ВУ-41М от 26.11.2022 № 1135, что при проведении  деповского ремонта допущено нарушение требований пункта 24.4.3 Руководящего  документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами  грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524мм) РД ВНИИЖТ  27.05.01-2017. 

Данная неисправность была устранена ОАО "РЖД" в рамках договора от 29.06.2021   № ТОР-ЦДИЦВ/165/ФГК-842-9 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых  вагонов. 

Расходы АО "ФГК" на проведение ремонта вагона № 62418967 составили 28 724,96  рублей (без НДС), из которых 24 974,96 руб. сумма убытков и 3750 руб. штраф за  нахождение вагона в нерабочем парке согласно пункт 7.15 договора. 

По вагону № 54749775: в соответствии с заключенным договором от 01.07.2021 №  ВРК-1/119/2021/ФГК-885-9 АО "ВРК-1" проведен ремонт грузового вагона № 54749775  собственности АО "ФГК". 

В период гарантийного срока вагон № 54749775 был отцеплен в пути следовании по  причине технологической неисправности - неисправность поглощающего аппарата, код  "348" в соответствии с Классификатором К ЖА 2005-05. 

Комиссией по расследованию причины возникновения неисправности установлено и  отражено в акте-рекламации формы ВУ-41М от 11.11.2022 № 534, что при проведении  деповского ремонта вагона № 54749775 допущено нарушение требований пункта 2.4.3  Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава  железных дорог. 

Данная неисправность была устранена ОАО "РЖД" в рамках договора от 29.06.2021   № ТОР-ЦДИЦВ/165/ФГК-842-9 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых  вагонов. 

Расходы АО "ФГК"» на проведение ремонта вагона № 54749775 составили 18752,5  рублей (без НДС), из которых 15 002,50 руб. сумма убытков, 3750 руб. штраф за  нахождение вагона в нерабочем парке. 


По вагону № 53271755: в соответствии с заключенным договором от 01.07.2021 №  ВРК-1/119/2021/ФГК-885-9 АО "ВРК-1" проведен ремонт грузового вагона № 53271755  собственности АО "ФГК". 

В период гарантийного срока вагон № 53271755 был отцеплен в пути следовании по  неисправности - тонкий гребень, код "102" в соответствии с Классификатором КЖА 2005- 05. Согласно справке уведомлению ВУ-23 пробег вагона на момент отцепки вагона  составил 42819 км. 

Данная неисправность была устранена АО "ВРК-2" в рамках договора № ФГК-224-9  от 09.03.2021 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов. 

Расходы АО "ФГК" на проведение ремонта вагона № 53271755 составили 23 831,98  руб. (без НДС), из которых 20 081,98 руб. сумма убытков, 3750 руб. штраф за нахождение  вагона в нерабочем парке согласно. 

По вагону № 61074860: в соответствии с заключенным договором от 24.05.2019 №  ВРК-1/132/2019/ФГК-339-15 АО "ВРК-1" проведен ремонт грузового вагона № 61074860  собственности АО "Федеральная грузовая компания". 

В период гарантийного срока вагон № 61074860 был отцеплен в пути следовании по  причине технологической неисправности - трещина/излом надрессорной балки, код "217"  в соответствии с Классификатором КЖА 2005-05. 

Комиссией по расследованию причины возникновения неисправности установлено и  отражено в акте-рекламации формы ВУ-41М от 25.10.2022 № 362, что при проведении  деповского ремонта вагон № 61074860 нарушены требования Руководства по деповскому  ремонту грузовых вагонов и п. 10.5 РД 32 ЦВ 082-2018. 

Данная неисправность была устранена АО "ОМК Стальной путь" в рамках договора   № ФГК-247-9 от 10.03.2021 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых  вагонов. 

Расходы АО "ФГК" на проведение ремонта вагона № 61074860 составили 16 962,85  руб. (без НДС), из которых 11 862,85 руб. сумма убытков, 5100 руб. штраф за нахождение  вагона в нерабочем парке. 

По вагону № 73965915: в соответствии с заключенным договором от 24.05.2019 №  ВРК-1/132/2019/ФГК-339-15 АО "ВРК-1" проведен ремонт грузового вагона № 73965915  собственности АО "ФГК". 

В период гарантийного срока вагон № 73965915 был отцеплен в пути следовании по  причине технологической неисправности - суммарный зазор эластомерного  поглощающего аппарата более 5 мм, код "352" в соответствии с Классификатором КЖА  2005-05. 

Комиссией по расследованию причины возникновения неисправности установлено и  отражено в акте-рекламации формы ВУ-41М от 24.10.2022 № 1473, что при проведении  деповского ремонта вагона № 73965915 допущено нарушение требований п. 2.2.27 (г)  Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава  железных дорог. 

Данная неисправность была устранена АО "ВРК-2" в рамках договора № ФГК-224-9  от 09.03.2021 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов. 

Расходы АО "ФГК" на проведение ремонта вагона № 73965915 составили 30 303,68  руб. (без НДС), из которых 15503,79 руб. сумма убытков, 2700 руб. штраф за нахождение  вагона в нерабочем парке и 12 099,89 руб. ж/д тариф. 

По вагону № 73009367: в соответствии с заключенным договором от 24.05.2019 №  ВРК-1/132/2019/ФГК-339-15 АО "ВРК-1" проведен ремонт грузового вагона № 73009367  собственности АО "ФГК". 

В период гарантийного срока вагон № 73009367 был отцеплен в пути следовании по  причине технологической неисправности - суммарный зазор эластомерного  поглощающего аппарата более 5 мм, код "352" в соответствии с Классификатором КЖА  2005-05. 


Комиссией по расследованию причины возникновения неисправности установлено и  отражено в акте-рекламации формы ВУ-41М от 21.10.2022 № 529, что при проведении  деповского ремонта вагона № 73009367 допущено нарушение требований п. 2.2.27 (г)  Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава  железных дорог. 

Данная неисправность была устранена АО "ВРК-2" в рамках договора № ФГК-224-9  от 09.03.2021 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов. 

Расходы АО "ФГК" на проведение ремонта вагона № 73009367 составили 17 886,62  руб. (без НДС), из которых 15 050,62 руб. сумма убытков, 2700 руб. штраф за нахождение  вагона в нерабочем парке и 136 руб. ж/д тариф. 

По вагону № 62068473: в соответствии с заключенным договором от 01.07.2021 №  ВРК-1/119/2021/ФГК-885-9 АО "ВРК-1" проведен ремонт грузового вагона № 62068473  собственности АО "ФГК". 

В период гарантийного срока вагон № 62068473 отцеплен в ТР-2 по технической  неисправности - неисправность запора люка, код "540", в соответствии с  Классификатором КЖА 2005-05. 

Комиссией по расследованию причины возникновения неисправности установлено и  отражено в акте-рекламации формы ВУ-41М от 12.10.2022 № 245, что при проведении  деповского ремонта вагона № 62068473 допущено нарушение требований п. 10.2. РД 32  ЦВ 169-20107, п. 8.6.8.2 (б) Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых  вагонов. 

Данная неисправность была устранена АО "ОМК Стальной путь" в рамках договора   № ФГК-247-9 от 10.03.2021 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых  вагонов. 

Расходы АО "ФГК" на проведение ремонта вагона № 62068473 составили 17 346,84  руб. (без НДС), из которых 12 931,84 руб. сумма убытков, 3750 руб. штраф за нахождение  вагона в нерабочем парке и 665 руб. ж/д тариф. 

По вагону № 75067264: в соответствии с заключенным договором от 01.07.2021 №  ВРК-1/119/2021/ФГК-885-9 в вагонном ремонтном депо Саратов АО "ВРК-1" проведен  ремонт грузового вагона № 75067264 собственности АО "ФГК", что подтверждается  актом о выполненных работах от 08.11.2021 № 7258, согласно которому колесной паре   № 29-557257-2007 проведен средний ремонт. 

При техническом обслуживании вагона № 75067264 АО "ВРК-1" выявлены  несоответствия колесной пары № 29-557257-2007 нормативным требованиям, в результате  чего колесная пара забракована по причине перебития знаков маркировки на торце шейки  оси. 

В соответствии с актом - рекламации от 19.09.2022 № 673 виновным предприятием в  обнаруженных дефектах признано вагонное ремонтное депо Саратов АО "ВРК-1",  нарушившее п. 28.2 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию  колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог  колеи 1520 (1524) мм N РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 (утв. на 67-м заседании Совета по  железнодорожному транспорту государств - участников Содружества от 19-20.10.2017). 

Согласно пункту 28.2 Руководящего документа по ремонту и техническому  обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных  железных дорог колеи 1520 (1524) мм N РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 (утв. на 67-м  заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества  от 19-20.10.2017) колесные пары подлежат исключению при наличии дефектов и износов  оси, не допускающих ее дальнейшую эксплуатацию и ремонт, по указаниям  железнодорожных администраций или владельцев инфраструктуры, а также колесные  пары с осями РУ-1 и не подлежащими ремонту колесами и в случаях наличия в колесных  парах осей с отсутствующими или неясными знаками и клеймами завода-производителя. 


Расходы АО "ФПС" на проведение ремонта вагона № 75067264 составили 72608,91  руб. (без НДС), из которых 68 858,91 руб. сумма убытков, 3750,00 руб. штраф за  нахождение вагона в нерабочем парке. 

По вагону № 74937657: в соответствии с заключенным договором от 24.05.2019 №  ВРК-1/132/2019/ФГК-339-15 АО "ВРК-1" проведен ремонт грузового вагона № 74937657  собственности АО "ФГК". 

В период гарантийного срока вагон № 74937657 был отцеплен в пути следовании по  причине технологической неисправности - суммарный зазор эластомерного  поглощающего аппарата более 5 мм, код "352" в соответствии с Классификатором КЖА  2005-05. 

Комиссией по расследованию причины возникновения неисправности установлено и  отражено в акте-рекламации формы ВУ-41М от 10.10.2022 № 1445, что при проведении  деповского ремонта вагона № 74938473 допущено нарушение требований п. 2.2.27 (г) п.  2.2.29 (а), п. 5.1 Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства  подвижного состава железных дорог. 

Данная неисправность была устранена ОАО "РЖД" в рамках договора № ТОР- ЦДИЦВ/165/ФГК-842-9 от 29.06.2021 на выполнение текущего отцепочного ремонта  грузовых вагонов. 

Расходы АО "ФГК" на оплату ж/д тарифа в ремонт составили 1001,00 руб., а также  сумма агентского вознаграждения в размере 10,01 руб. (всего 1011,01 руб.). 

По вагону № 51971489: в соответствии с заключенным договором от 01.07.2021 №  ВРК-1/119/2021/ФГК-885-9 АО "ВРК-1" проведен ремонт грузового вагона № 51971489  собственности АО "Федеральная грузовая компания". 

В течение гарантийного срока вагон № 51971489 был отцеплен ОАО "РЖД" по  причине технологической неисправности - суммарный зазор эластомерного  поглощающего аппарата более 5 мм, код "352" в соответствии с Классификатором КЖА  2005-05. 

Комиссией по расследованию причины возникновения неисправности установлено и  отражено в акте-рекламации формы ВУ-41М от 11.07.2022 № 421, что при проведении  деповского ремонта вагона № 51971489 допущено нарушение требований п. 2.2.27 (г) п.  2.2.29 (а) Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного  состава железных дорог. 

Данная неисправность была устранена АО "ВРК-2" в рамках договора от 09.03.2021   № ФГК-224-9 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов. 

Расходы АО "ФГК" на оплату ж/д тарифа в ремонт составили 5985 руб., а также  сумма агентского вознаграждения в размере 62,57 руб. (всего 6047,57 руб.). 

По вагону № 75028944: в соответствии с заключенным договором от 24.05.2019 №  ВРК-1/132/2019/ФГК-339-15 АО "ВРК-1" проведен ремонт грузового вагона № 75028944  собственности АО "ФГК". 

В течение гарантийного срока вагон № 75028944 был отцеплен ОАО "РЖД" по  причине технологической неисправности - суммарный зазор эластомерного  поглощающего аппарата более 5 мм, код "352" в соответствии с Классификатором КЖА  2005-05. 

Комиссией по расследованию причины возникновения неисправности установлено и  отражено в акте-рекламации формы ВУ-41М от 05.09.2022 № 1280, что при проведении  деповского ремонта вагона № 75028944 допущено нарушение требований п. 2.2.27 (г), п.  2.2.29 (а), п. 5.1 Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства  подвижного состава железных дорог. 

Данная неисправность была устранена ОАО "РЖД" в рамках договора № ТОР- ЦДИЦВ/165/ФГК-842-9 от 29.06.2021 на выполнение текущего отцепочного ремонта  грузовых вагонов. 


Расходы АО "ФГК" на оплату ж/д тарифа в ремонт и из ремонта составили 2002  руб., а также сумма агентского вознаграждения в размере 20,02 руб. (всего 2022,02 руб.).  По вагону № 42289090: 

В соответствии с заключенным договором от 24.05.2019 № ВРК-1/132/2019/ФГК- 339-15 АО "ВРК-1" проведен ремонт грузового вагона № 42289090 собственности АО  "ФГК". 

В период гарантийного срока вагон № 42289090 был отцеплен в пути следовании по  причине технологической неисправности - суммарный зазор эластомерного  поглощающего аппарата более 5 мм, код "352" в соответствии с Классификатором КЖА  2005-05. 

Комиссией по расследованию причины возникновения неисправности установлено и  отражено в акте-рекламации формы ВУ-41М от 04.11.2022 № 1622, что при проведении  деповского ремонта вагона № 42289090 допущено нарушение требований п. 2.2.34 (а) п.  3.3 (и), п. 5.1 Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства  подвижного состава железных дорог. 

Данная неисправность была устранена ОАО "РЖД" в рамках договора № ТОР- ЦДИЦВ/165/ФГК-842-9 от 29.06.2021 на выполнение текущего отцепочного ремонта  грузовых вагонов. 

Расходы АО "ФГК" на проведение ремонта вагона № 42289090 составили 44 026,24  руб. (без НДС), из которых 40 933,24 руб. сумма убытков, 3000 руб. штраф за нахождение  вагона в нерабочем парке и ж/д тариф в размере 93 руб. 

По вагону № 63665608: в соответствии с заключенным договором от 24.05.2019 №  ВРК-1/132/2019/ФГК-339-15 АО "ВРК-1" проведен ремонт грузового вагона № 63665608  собственности АО "ФГК". 

В период гарантийного срока вагон № 63665608 был отцеплен в пути следовании по  причине технологической неисправности - неисправность поглощающего аппарата, код  "348" в соответствии с Классификатором КЖА 2005-05. 

Комиссией по расследованию причины возникновения неисправности установлено и  отражено в акте-рекламации формы ВУ-41М от 26.12.2022 № 1845, что при проведении  деповского ремонта вагона № 63665608 допущено нарушение требований п. 2.2.24 (а, д)  Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава  железных дорог. 

Данная неисправность была устранена ОАО "РЖД" в рамках договора от 29.06.2021   № ТОР-ЦДИЦВ/165/ФГК-842-9 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых  вагонов. 

Расходы АО "ФГК" на проведение ремонта вагона № 63665608 составили 71 868,97  руб. (без НДС), из которых 66768,97 руб. сумма убытков, 5100 руб. штраф за нахождение  вагона в нерабочем парке. 

По вагону № 61420048: в соответствии с заключенным договором от 01.07.2021 №  ВРК-1/119/2021/ФГК-885-9 АО "ВРК-1" проведен ремонт грузового вагона № 61420048  собственности АО "ФГК". 

В период гарантийного срока вагон № 61420048 отцеплен в ТР-2 по технической  неисправности - неисправность запора люка, код "540", в соответствии с классификатором  КЖА 2005-05. 

Комиссией по расследованию причины возникновения неисправности установлено и  отражено в акте-рекламации формы ВУ-41М от 25.12.2022 № 458, что при проведении  деповского ремонта вагона № 61420048 допущено нарушение требований пункта 8.6.8.1  инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов. 

Данная неисправность была устранена АО "ОМК Стальной путь" в рамках договора   № ФГК-247-9 от 10.03.2021 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых  вагонов. 


Расходы АО "ФГК" на проведение ремонта вагона № 61420048 составили 8940,26  руб. (без НДС), из которых 5190,26 руб. сумма убытков, 3750,00 руб. штраф за  нахождение вагона в нерабочем парке. 

По вагону № 61272019: в соответствии с заключенным договором от 01.07.2021 №  ВРК-1/119/2021/ФГК-885-9 АО "ВРК-1" проведен ремонт грузового вагона № 61272019  собственности АО "ФГК". 

В период гарантийного срока вагон № 61272019 был отцеплен в пути следовании по  неисправности - тонкий гребень, код "102" в соответствии с Классификатором КЖА 2005- 05. Согласно справке уведомлению ВУ-23 пробег вагона на момент отцепки вагона  составил 28151 км. 

Данная неисправность была устранена ОАО "РЖД" в рамках договора от 29.06.2021   № ТОР-ЦДИЦВ/165/ФГК-842-9 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых  вагонов. 

Расходы АО "ФГК" на проведение ремонта вагона № 61272019 составили 20058,18  руб. (без НДС), из которых 13183,18 руб. сумма убытков, 1250 руб. штраф за нахождение  вагона в нерабочем парке и ж/д тариф в размере 5625 руб. 

По вагону № 54683347: в соответствии с заключенным договором от 01.07.2021 №  ВРК-1/119/2021/ФГК-885-9 АО "ВРК-1" проведен ремонт грузового вагона № 54683347  собственности АО "ФГК". 

В период гарантийного срока вагон № 54683347 был отцеплен в пути следовании по  причине технологической неисправности - обрыв / излом воздухопровода и подводящих  труб тормозной магистрали, код "441" в соответствии с Классификатором КЖА 2005-05. 

Комиссией по расследованию причины возникновения неисправности установлено и  отражено в акте-рекламации формы ВУ-41М от 26.12.2022 № 1803, что при проведении  деповского ремонта вагон № 54683347 нарушены требования п. 3.8 и п. 3.9 Общего  руководства по ремонту тормозного оборудования вагонов 732-ЦВ -ЦЛ. 

Данная неисправность была устранена ОАО "РЖД" в рамках договора № ТОР- ЦДИЦВ/165/ФГК-842-9 от 29.06.2021 на выполнение текущего отцепочного ремонта  грузовых вагонов. 

Расходы АО "ФГК" на проведение ремонта вагона № 54683347 составили 9676,34  руб. (без НДС), из которых 6676,34 руб. сумма убытков, 3000 руб. штраф за нахождение  вагона в нерабочем парке согласно п. 7.14 Договора. 

По вагону № 60186145: в соответствии с заключенным договором от 01.07.2021 №  ВРК-1/119/2021/ФГК-885-9 АО "ВРК-1" проведен ремонт грузового вагона № 60186145  собственности АО "ФГК". 

В период гарантийного срока вагон № 60186145 был отцеплен в пути следовании по  неисправности - тонкий гребень, код "102" в соответствии с Классификатором КЖА 2005- 05. Согласно справки уведомлению ВУ-23 пробег вагона на момент отцепки вагона  составил 48374 км. 

Данная неисправность была устранена ОАО «РЖД» в рамках договора от 29.06.2021   № ТОР-ЦДИЦВ/165/ФГК-842-9 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых  вагонов. 

Расходы АО "ФГК" на проведение ремонта вагона № 60186145 составили 34 783,31  руб. (без НДС), из которых 31033,71 руб. сумма убытков, 3750 руб. штраф за нахождение  вагона в нерабочем парке. 

По вагону № 73010233: в соответствии с заключенным договором от 24.05.2019 №  ВРК-1/132/2019/ФГК-339-15 АО "ВРК-1" проведен ремонт грузового вагона № 73010233  собственности АО " ФГК". 

В период гарантийного срока вагон № 73010233 был отцеплен в пути следовании по  причине технологической неисправности - суммарный зазор эластомерного  поглощающего аппарата более 5 мм, код "352" в соответствии с Классификатором КЖА  2005-05. 


Комиссией по расследованию причины возникновения неисправности установлено и  отражено в акте-рекламации формы ВУ-41М от 20.12.2022 № 1804, что при проведении  деповского ремонта вагона № 73010233 допущено нарушение требований п. 2.2.27 (г) п.  2.2.29 (а), п. 5.1 Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства  подвижного состава железных дорог. 

Данная неисправность была устранена ОАО "РЖД" в рамках договора № ТОР- ПДИЦВ/165/ФГК-842-9 от 29.06.2021 на выполнение текущего отцепочного ремонта  грузовых вагонов. 

Расходы АО "ФГК" на проведение ремонта вагона № 73010233 составили 78 099,44  руб. (без НДС), из которых 75 399,44 руб. сумма убытков, 2700 руб. штраф за нахождение  вагона в нерабочем парке. 

По вагону № 54008537: в соответствии с заключенным договором от 01.07.2021 №  ВРК-1/119/2021/ФГК-885-9 АО "ВРК-1" проведен ремонт грузового вагона № 54008537  собственности АО "ФГК". 

В период гарантийного срока вагон № 54008537 был отцеплен в пути следовании по  причине технологической неисправности - обрыв / излом воздухопровода и подводящих  труб тормозной магистрали, код "441" в соответствии с Классификатором КЖА 2005-05. 

Комиссией по расследованию причины возникновения неисправности установлено и  отражено в акте-рекламации формы ВУ-41М от 21.12.2022 № 615, что при проведении  деповского ремонта вагон № 54008537 нарушены требования п. 5.2.2 Общего руководства  по ремонту тормозного оборудования вагонов 732-ЦВ -ЦЛ. 

Данная неисправность была устранена ОАО "РЖД" в рамках договора № ТОР- ЦДИЦВ/165/ФГК-842-9 от 29.06.2021 на выполнение текущего отцепочного ремонта  грузовых вагонов. 

Расходы АО "ФГК" на проведение ремонта вагона № 54008537 составили 9060,39  рублей (без НДС), из которых 4440,39 руб. сумма убытков, 3750 руб. штраф за  нахождение вагона в нерабочем парке и ж/д тариф в размере 870 руб. 

По вагону № 63137103: в соответствии с заключенным договором от 24.05.2019 №  ВРК-1/132/2019/ФГК-339-15 АО "ВРК-1" проведен ремонт грузового вагона № 63137103  собственности АО "ФГК". 

В период гарантийного срока вагон № 63137103 был отцеплен в пути следовании по  причине технологической неисправности - обрыв / излом воздухопровода и подводящих  труб тормозной магистрали, код "441" в соответствии с Классификатором КЖА 2005-05. 

Комиссией по расследованию причины возникновения неисправности установлено и  отражено в акте-рекламации формы ВУ-41М от 18.12.2022 № 403, что при проведении  деповского ремонта вагон № 63137103 нарушены требования п. 1.4, 5.4 Общего  руководства по ремонту тормозного оборудования вагонов 732-ЦВ -ЦЛ. 

Данная неисправность была устранена ОАО "РЖД" в рамках договора № ТОР- ЦДИЦВ/165/ФГК-842-9 от 29.06.2021 на выполнение текущего отцепочного ремонта  грузовых вагонов. 

Расходы АО "ФГК" на проведение ремонта вагона № 63137103 составили 10 821,39  рублей (без НДС), из которых 7421,39 руб. сумма убытков, 3400 руб. штраф за  нахождение вагона в нерабочем парке. 

По вагону № 64138134: в соответствии с заключенным договором от 01.07.2021 №  ВРК-1/119/2021/ФГК-885-9 АО "ВРК-1" проведен ремонт грузового вагона № 64138134  собственности АО "ФГК". 

В период гарантийного срока вагон № 64138134 был отцеплен в пути следовании по  причине технологической неисправности - излом пружин, код "214" в соответствии с  Классификатором КЖА 2005-05. 

Комиссией по расследованию причины возникновения неисправности установлено и  отражено в акте-рекламации формы ВУ-41М от 13.12.2022 № 609, что при проведении  деповского ремонта вагон № 64138134 нарушены требования п. 12.1 Руководящего  документа РД 32 ЦВ 082-2018. 


Данная неисправность была устранена ОАО "РЖД" в рамках договора № ТОР- ЦДИЦВ/165/ФГК-842-9 от 29.06.2021 на выполнение текущего отцепочного ремонта  грузовых вагонов. 

Расходы АО "ФГК" на проведение ремонта вагона № 64138134 составили 11692,22  рублей (без НДС), из которых 7942,22 руб. сумма убытков, 3750,00 руб. штраф за  нахождение вагона в нерабочем парке. 

По вагону № 74916420: в соответствии с заключенным договором от 24.05.2019 №  ВРК-1/132/2019/ФГК-339-15 АО "ВРК-1" проведен ремонт грузового вагона № 74916420  собственности АО "ФГК". 

В период гарантийного срока вагон № 74916420 был отцеплен в пути следовании по  причине технологической неисправности - суммарный зазор эластомерного  поглощающего аппарата более 5 мм, код "352" в соответствии с Классификатором КЖА  2005-05. 

Комиссией по расследованию причины возникновения неисправности установлено и  отражено в акте-рекламации формы ВУ-41М от 12.12.2022 № 1713, что при проведении  деповского ремонта вагона № 74916420 допущено нарушение требований п. 2.2.27 (г) п.  2.2.29 (а), п. 5.1 инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства  подвижного состава железных дорог. 

Данная неисправность была устранена ОАО "РЖД" в рамках договора № ТОР- ЦДИЦВ/165/ФГК-842-9 от 29.06.2021 на выполнение текущего отцепочного ремонта  грузовых вагонов. 

Расходы АО "ФГК" на проведение ремонта вагона № 74916420 составили 80 101,44  руб. (без НДС), из которых 75 399,44 руб. сумма убытков, 2700 руб. штраф за нахождение  вагона в нерабочем парке и ж/д тариф в размере 2002 руб. 

По вагону № 61491312: в соответствии с заключенным договором от 24.05.2019 №  ВРК-1/132/2019/ФГК-339-15 АО "ВРК-1" проведен ремонт грузового вагона № 61491312  собственности АО "ФГК". 

В период гарантийного срока вагон № 61491312 был отцеплен в пути следовании по  причине технологической неисправности - излом опорной прокладки в буксовом проеме,  код "225" в соответствии с Классификатором КЖА 2005-05. 

Комиссией по расследованию причины возникновения неисправности установлено и  отражено в акте-рекламации формы ВУ-41М от 07.12.2022 № 1728, что при проведении  деповского ремонта вагона № 61491312 допущено нарушение требований п. 9.10, 9.11,  21.1. РД 32 ЦВ 082-2018. 

Данная неисправность была устранена ОАО "РЖД" в рамках договора № ТОР- ЦДИЦВ/165/ФГК-842-9 от 29.06.2021 на выполнение текущего отцепочного ремонта  грузовых вагонов. 

Расходы АО "ФГК" на проведение ремонта вагона № 61491312 составили 11 596,74  руб. (без НДС), из которых 8196,74 руб. сумма убытков, 3400 руб. штраф за нахождение  вагона в нерабочем парке согласно п. 7.14 Договора. 

По вагону № 64557028: в соответствии с заключенным договором от 24.05.2019 №  ВРК-1/132/2019/ФГК-339-15 АО "ВРК-1" проведен ремонт грузового вагона № 64557028  собственности АО "ФГК". 

В период гарантийного срока вагон № 64557028 был отцеплен в пути следовании по  неисправности - тонкий гребень, код "102" в соответствии с Классификатором КЖА 2005- 05. Согласно справке уведомлению ВУ-23 пробег вагона на момент отцепки вагона  составил 39152 км. 

Данная неисправность была устранена ОАО "РЖД" в рамках договора от 29.06.2021   № ТОР-ЦДИЦВ/165/ФГК-842-9 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых  вагонов. 

Расходы АО "ФГК" на проведение ремонта вагона № 64557028 составили 16 728,92  руб. (без НДС), из которых 12 978,92 руб. сумма убытков, 3750 руб. штраф за нахождение  вагона в нерабочем парке. 


По вагону № 59280107: в соответствии с заключенным договором от 01.07.2021 №  ВРК-1/119/2021/ФГК-885-9 АО "ВРК-1" проведен ремонт грузового вагона № 59280107  собственности АО "Федеральная грузовая компания". 

Причиной схода с рельс железнодорожного вагона № 59280107 явилось  перекатывание левого колеса первой колесной пары первой по ходу движения тележки  через головку рельса вследствие нарушения нормальной работы узлов гашения колебаний  и поворота тележки - разрушение правого фрикционного клина в сочетании с  сверхнормативной разностью высот пружин в правом и левом рессорных комплектах  сошедшей тележки до 10 мм, наличием суммарного износа наклонных и вертикальных  поверхностей фрикционных клиньев величиной 6 мм и отсутствием нормативного  уширения к низу между фрикционными планками в боковых рамах первой тележки, в  совокупности с изломом износостойкой прокладки в узле пятник подпятник - с  последующей потерей контакта гребня колеса с рабочей гранью рельса и провалом  правого колеса внутрь рельсовой колеи. 

По результатам расследования комиссией Приволжского управления  государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере  транспорта случая по случаю схода железнодорожного подвижного состава, в  соответствии с техническим заключением от 08.11.2022 установлено нарушение АО  "ВРК-1" требований п. 18.1 Руководства по деповскому ремонту, а также п. 8.5, 10.3, 10.6,  11.1, 11.3, 18.8 и 20.1 Руководства по ремонту тележек. 

Расходы АО ФГК" на проведение ремонта вагона № 59280107 составили 203 110  руб. (без НДС), из которых 141 860 руб. сумма убытков, 61 250 руб. штраф за нахождение  вагона в нерабочем парке. 

Пунктом 7.14 договоров на выполнение работ по деповскому ремонту грузовых  вагонов от 24.05.2019 № ВРК-1/132/2019/ФГК-339-15, от 01.07.2021 № ФГК-ВРК- 1/119/2021/ФГК-885-9, а также на выполнение работ по капитальному ремонту грузовых  вагонов от 24.05.2019 № ВРК-1/132/2019/ФГК-340-15, от 01.04.2019 № ФГК-224-15  предусмотрено, что при обнаружении неисправностей в течение гарантийного срока,  возникших в процессе эксплуатации грузовых вагонов вследствие некачественно  выполненного ремонта, а также оставление грузовых вагонов от эксплуатации вследствие  некачественного выполненного ремонта запасных частей в соответствии с пунктом 2.1.9  договора (далее - дефекты), заказчик вправе взыскать с подрядчика кроме понесенных  расходов, предусмотренных в пункте 6.6 договора, в том числе и штраф в размере: 1700  руб. для полувагонов, 1500 руб. для крытых вагонов, 1000 руб. для платформ, 900 руб.  для цистерн и 1500 руб. для прочего рода подвижного состава за каждые сутки  нахождения грузового вагона в нерабочем парке с даты составления формы ВУ-23 и до  оформления формы ВУ-36 (в неполных сутках интервалы до 6 часов отбрасываются, а от  6 часов - считаются полными сутками), но не более 3 суток, при условии, что устранение  дефектов производит предприятие иное от предприятия, выполнившего некачественный  ремонт. Если устранение дефектов производит предприятие, выполнившее  некачественный ремонт, то указанное выше ограничение по количеству суток нахождения  вагона в нерабочем парке не применяется. 

В соответствии с пунктами 18.1 и 18.2 Руководства по деповскому ремонту  грузовых вагонов, Вагонные депо, производящие деповской ремонт вагонов несут  ответственность за качественный ремонт узлов и деталей, исправную работу вагона и его  узлов до следующего планового ремонта, считая от даты выписки уведомления об  окончании ремонта вагонов формы ВУ-36 при соблюдении правил эксплуатации вагонов. 

В соответствии с пунктом 17.1 Руководящего документа "Руководство по  капитальному ремонту грузовых вагонов РД 32 ЦВ 168-2017" вагоноремонтные  предприятия, выполняющие капитальный ремонт вагонов, при соблюдении правил их 


эксплуатации, несут ответственность за качество и работоспособность  отремонтированных вагонов и их деталей до следующего планового ремонта, считая от  даты выписки уведомления о приемки вагона из ремонта формы ВУ-36. 

На детали и узлы вагона, не выдерживающие срок гарантии, оформляется акт-рекламация формы ВУ-41. 

Также, согласно пункту 6.2 договора расследование случаев причин отцепки  грузового вагона и ведение рекламационной работы проводится в соответствии с  Регламентом расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной  работы, утвержденным 26.07.2016 Президентом НП "ОПЖТ" Гапановичем В.А., либо  документом, введенным в действие взамен него. Акт-рекламация формы ВУ-41М,  составленный в соответствии с Регламентом, является безусловным доказательством  нарушения предприятием требований нормативных документов по ремонту грузовых  вагонов. 

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации,  изложенной в Определении от 27.04.2015 № 309-ЭС14-4398, документы о выявленном  дефекте вагона (акты-рекламации) являются надлежащим доказательством нарушения  гарантийных обязательств, так как они составлены с участием специализированной  организации - эксплуатационного вагонного депо, которым выявлен дефект вагона. 

Согласно требованиям Регламента эксплуатационное вагонное депо в суточный срок  с момента отцепки вагона информирует владельца вагона, а также причастные  вагоноремонтные организации, вагоностроительные заводы о случае отцепки. 

Владелец вагона, а также вагоноремонтные организации, вагоностроительные  заводы в двухсуточный срок с момента отцепки вагона информируют телеграммой  (факсом и т.п.) руководителей эксплуатационного вагонного депо о своем участии, либо  участии других заинтересованных лиц в расследовании неисправности вагона, его узла  или детали и сообщают о целесообразности ожидания вагона до прибытия своего  представителя (пункт 2.3 Регламента). 

В случае неполучения в двухсуточный срок от даты отцепки вагона сообщения от  владельца вагона (вагоноремонтной организации, вагоностроительного завода) о его  выезде для участия в расследовании либо выезде заинтересованных лиц,  эксплуатационное вагонное депо начинает расследование характера и причин  возникновения дефектов, несоответствий качеству и составляет рекламационные  документы в одностороннем порядке. 

В адрес ответчика были направлены телеграммы о вызове представителя для  участия в расследовании отцепки вагона в текущий отцепочный ремонт. Ответчик для  участия в расследовании своего представителя не направил, акты - рекламации в  установленном порядке не оспорил. 

Согласно пункту 6.4 договора отсутствие представителя подрядчика при  расследовании рекламационного случая не является основанием для отклонения  претензии, если подрядчик своевременно не уведомил о своем участии в расследовании. 

Согласно пункту 6.6 договора подрядчик обязан возместить заказчику все  документально подтвержденные расходы, возникшие у заказчика по вине подрядчика, в  том числе, связанные с оплатой провозных платежей в ремонт и из ремонта, в сумме, не  более тарифа в ремонт, оплатой за выполненные работы по устранению дефектов,  возникших вследствие некачественно выполненных работ в течение гарантийного срока и  за детали, установленные на вагон взамен забракованных и не подлежащих ремонту, в том  числе стоимость детали заказчика, в случае если деталь пришла в негодность по причине  нарушения технологии ремонта подрядчиком, а также расходы связанные, с подачей и  уборкой грузовых вагонов на ремонтные пути, контрольно-регламентными работами и  оформлением рекламационных документов. При этом, в случае отцепки вагона в текущий  ремонт по двум кодам неисправности (технологической и эксплуатационной), вне  зависимости от того, какой код неисправности первый, стоимость контрольно-


регламентных работ и сбор за подачу-уборку вагона, предъявляются подрядчику в  размере 50% от их стоимости. 

Все расходы заказчик предъявляет и направляет в (на) депо (предприятие)  подрядчика, производившего деповской ремонт грузового вагона/отказавшего узла, при  соблюдении условий, предусмотренных пунктом 6.1 договора путем направления  претензии, с приложением копий документов. 

Депо (предприятие) подрядчика в течение 30 календарных дней от даты получения  претензии информирует заказчика о результатах рассмотрения. В случае принятия  заявленных требований, оплачивает расходы заказчика не позднее 30 календарных дней  от даты получения претензии. В случае отклонения заявленных требований, направляет  мотивированный отказ, вместе с которым возвращает заказчику предоставленные ему с  претензией документы (пункт 6.7 договора). 

В соответствии с разделом 6 договоров АО "ВРК-1" были представлены все  необходимые документы для возмещения расходов АО "ФГК", связанных с ремонтом  вагонов и направлены соответствующие претензии от 14.12.2022 № 480/АТОСмр/ю, от  12.01.2023 № 5/АТОСмр/ю, которые оставлены без ответа и удовлетворения. 

Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что  спорные вагоны были приняты после ремонта истцом по актам приемки выполненных  работ, оформлены акты допуска железнодорожного подвижного состава, в связи с чем,  ответчик не несет ответственность за их недостатки, поскольку дефекты на момент  выпуска отсутствовали, также отсутствуют акты рекламации. 

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции  правомерно руководствовался нормами о подряде, положениями статей 702, 721, 722,  724 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации. 

Условиями договора между истцом и ответчиком предусмотрена обязанность  подрядчика по возмещению понесенных расходов, возникших в результате некачественно  выполненных работ. 

Возражая против доводов ответчика, истец указал, что акт формы ВУ-41М является  достаточным доказательством выявленных технологических неисправностей и вины  ответчика. 

Согласно положениям пункта 4.1 Регламента на основании рекламационных  документов владелец вагона вправе предъявить затраты за ТР с приложением акта-рекламации формы ВУ-41М и копий рекламационных документов лицу, признанному  ответственным или виновным в возникновении неисправности узла или детали вагона в  соответствии с условиями заключенных договоров и действующим законодательством  Российской Федерации. 

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации,  изложенной в Определении от 27.04.2015 № 309-ЭС14-4398, документы о выявленном  дефекте вагона (акты-рекламации) являются надлежащим доказательством нарушения  гарантийных обязательств, так как они составлены с участием специализированной  организации - эксплуатационного вагонного депо, которым выявлен дефект вагона. 

Кроме того, акт-рекламация является допустимым и достоверным доказательством  противоправности, вины и причинно-следственной связи между проведенным  подрядчиком ремонтом и выявленными технологическими неисправностями вагона,  обусловленными некачественно выполненным ремонтом (Определение Верховного Суда  РФ от 26.06.2015 № 304-ЭС15-9073). Таким образом, выявленные в рассматриваемой  ситуации неисправности вагонов технологического характера оформлены надлежащими  доказательствами - рекламационными актами формы ВУ-41М. 

Суд правильно указал, что акт выполненных работ о проведении деповского  ремонта вагона не освобождает подрядчика (ответчика) от выполнения гарантийных  обязательств на выполненные работы вследствие того, что ни заказчик, ни собственник  вагонов не контролирует выполнение технологии ремонта узлов и деталей вагона при его  ремонте. 


Акт выполненных работ (оказанных услуг) подтверждает только объем  выполненных работ, а не их качество. При приемке выполненных работ представитель  ОАО "РЖД" подписывает акт на выполнение объема работ согласно условиям договора. 

Пунктом 2.1 Регламента предусмотрено, что ВЧДЭ (эксплуатационное вагонное  депо) в суточный срок с момента отцепки вагона информирует владельца вагона, а также  причастные ВРП (вагоноремонтные предприятия), ВСЗ (вагоностроительный завод) о  случае отцепки, при условии подключения владельца вагона, ВРП, ВСЗ к телеграфной  линии ОАО "РЖД" либо иным способом, определенным договором, ВЧДЭ  самостоятельно определяет заинтересованных лиц, извещая об этом владельца вагона.  Регламентом расследования причин отцепки прямо предусмотрена обязанность ответчика  самостоятельно контролировать внеплановые отцепки вагонов в ремонт в период их  эксплуатации до истечения срока гарантии. 

Обязанность ответчика как подрядчика возместить истцу как заказчику все расходы,  связанные с оплатой последним работ по устранению возникших в течение гарантийного  срока дефектов, предусмотрена условиями договоров и обусловлена возникновением  названных дефектов исключительно вследствие некачественно выполненных ремонтных  работ подрядчиком. 

Суд правильно указал, что поскольку выявленные недостатки обнаружены в  пределах гарантийного срока, бремя доказывания причин их возникновения,  исключающих ответственность ответчика за дефекты, возлагается на последнего. 

Имеющиеся в материалах дела акты-рекламации формы ВУ-41 М отражают  дефекты, их причины и виновное предприятие в обнаруженной технологической  неисправности. 

Содержание актов-рекламаций, составленных техническими специалистами ОАО   "РЖД", свидетельствует об ответственности АО "ВРК-1" за выявленные недостатки. 

Размер ответственности ответчика в случае выполнения деповского ремонта  ненадлежащего качества установлен договором и включает возмещение всех  документально подтвержденных расходов, возникших у заказчика по вине подрядчика,  включая расходы за детали, установленные на грузовой вагон взамен забракованных и  неподлежащих ремонту. 

В материалы дела не представлены документы, подтверждающие, что недостатки  возникли вследствие неправильной эксплуатации вагонов либо по вине самого заказчика. 

Ответчик результат проведения расследования не оспорил, доказательств того, что  при расследовании причин возникновения дефектов вагонов были допущены нарушения,  не представил. 

В части размера штрафа, ответчик доказательств его чрезмерности не  представил, в связи с чем, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для его  снижения на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации 

Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства в порядке  статьи 71 АПК РФ, учитывая наличие и причины появления неисправностей вагонов,  которыми являются нарушения при проведении ремонта вагонов, наличие факта несения  расходов на устранение недостатков в заявленной сумме, суд первой инстанции признал  требование истца о возмещении ответчиком расходов, понесенных истцом в связи с  некачественным проведением ремонтных работ (убытки) в размере 742 681,88 руб.,  суммы провозной платы в размере 30 478,89 руб., штрафа в сумме 140 250 руб.  обоснованными и подлежащими удовлетворению. 

Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам  статьи 110 АПК РФ

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются как необоснованные.

 Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены правильно  представленные сторонами доказательства исследованы и оценены по правилам статьи  71 АПК РФ


Согласно отзыву истца на апелляционную жалобу в соответствии с заключенным  договором от 01.07.2021 № ВРК-1/119/2021/ФГК-885-9 в вагонном ремонтном депо  Саратов АО "ВРК-1" проведен ремонт грузового вагона № 75067264 собственности АО  "Федеральная грузовая компания"», при котором колесной паре № 29-5572572007  проведен средний ремонт. 

При проведении планового технического обслуживания вагона № 75067264 были  выявлены несоответствия колесной пары № 29-557257-07 нормативным требованиям, в  результате чего колесная пара забракована по причине перебития знаков маркировки,  клейма на торце шейки оси. 

Следует учитывать, что согласно пункту 22.1.2 "Руководящего документа по  ремонту и техническому обслуживанию колёсных пар с буксовыми узлами грузовых  вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм) РД ВНИИЖТ 27.05.012017" ( РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017, РД) при выпуске вагонов из всех видов ремонта  запрещается подкатывать под них или оставлять под ними колесные пары с неясными или  отсутствующими знаками и клеймами, относящимися к изготовлению оси и  формированию колесной пары. 

Кроме того, согласно пункту 12.6.3.3 РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 колесные пары с  неясными или отсутствующими знаками и клеймами, относящимися к формированию  колесной пары, должны быть расформированы, при этом старогодные оси и колеса могут  быть использованы при ремонте колесных пар. 

Старогодные оси с неясными или отсутствующими знаками и клеймами завода-изготовителя бракуются. 

Старогодные колеса с неясной или срезанной маркировкой завода-изготовителя  бракуются. 

С учетом требований нормативных документов АО "ВРК-1" не должно было  устанавливать под вагон колесную пару № 29-557257-2007. 

У подрядчика существовала обязанность по браковке такой колесной пары. Подкатка  такого рода колесной пары в подвижной состав является прямым нарушением договора,  заключенного между сторонами. 

При этом, доказательств, опровергающих установку ненадлежащей колесной пары,  ответчиком не представлено, в то же время, представленные в материалы дела документы,  напротив, указанный факт подтверждают. 

По условиям договора расследование случаев причин отцепки грузового вагона  (кроме отцепки на территории СНГ и Балтии) и ведение рекламационной работы  проводится в соответствии с Регламентом расследования причин отцепки грузового  вагона и ведения рекламационной работы, утвержденным 26.07.2016 Президентом НП  "ОПЖТ" В.А. Гапановичем, либо документом, введенным в действие взамен него. 

Согласно пункту 2.8 Регламента комиссия, созданная ВЧДЭ, определяет  предприятие, виновное в возникновении неисправности в гарантийный период (ВРП, ВСЗ,  ВЧДЭ). 

Согласно пункту 4.1 Регламента на основании рекламационных документов  владелец вагона вправе предъявить затраты за ТР с приложением акта-рекламации формы  ВУ-41М и копий рекламационных документов (или копий документов, подписанных  путем электронной цифровой подписью) лицу, признанному ответственным или  виновным в возникновении неисправности узла или детали вагона в соответствии с  условиями заключенных договоров и действующим законодательством Российской  Федерации. 

В соответствии с актом - рекламации от 19.09.2022 № 673 виновным предприятием в  обнаруженных дефектах признано вагонное ремонтное депо Саратов АО «ВРК-1»,  нарушившее пункт 28.2 РД, согласно которому колесные пары подлежат исключению  при наличии дефектов и износов оси, не допускающих ее дальнейшую эксплуатацию и  ремонт, по указаниям железнодорожных администраций или владельцев инфраструктуры,  а также колесные пары с осями РУ-1 и не подлежащими ремонту колесами и в случаях 


наличия в колесных парах осей с отсутствующими или неясными знаками и клеймами  завода-производителя. 

Из указанных норм следует, что колесная пара с перебитым номером не отвечает  требованиям действующей документации ОАО "РЖД" о безопасности на  железнодорожном транспорте, а ее использование на грузовом вагоне может повлечь  сходы и крушения подвижного состава. 

Доводы заявителя жалобы о некорректности расчета убытков не состоятельны,  поскольку забракованные колёсные пары истцом не проданы в лом, а находятся на  ответственном хранении в АО "ВРК-1" в силу положений статьи 514 ГК РФ, что  подтверждается представленными в материалы дела актами о приеме-передаче колесных  пар на хранение МХ-1, в связи с чем, ответчик не лишен права реализовывать в  отношении них свои правомочия, при этом при наличии каких - либо препятствий к  реализации таких правомочий, ответчик не лишен права обратиться в суд с  самостоятельным иском. 

При этом, колесная пара не может быть использована истцом по назначению и  данный недостаток является существенным в силу того, что колесная пара забракована и  исключена из оборота. 

В соответствии с заключенным договором от 01.07.2021 № ВРК-1/119/2021/ФГК- 885-9 АО "ВРК-1" проведен ремонт грузового вагона № 59280107 собственности АО  "ФГК". 

По результатам расследования комиссией Приволжского управления  государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере  транспорта случая по случаю схода железнодорожного подвижного состава, в  соответствии с техническим заключением от 08.11.2022 установлено нарушение АО  "ВРК-1" требований пункта 18.1 Руководства по деповскому ремонту, а также пунктов  8.5, 10.3, 10.6, 11.1, 11.3, 18.8 и 20.1 Руководства по ремонту тележек. 

Поскольку ответчиком был некачественно выполнен ремонт вагона, в соответствии с  пунктом 7.14 договора начислен штраф за нахождение вагона в нерабочем парке, в  соответствии с которым при обнаружении неисправностей в течение гарантийного срока,  возникших в процессе эксплуатации грузовых вагонов вследствие некачественно  выполненного ремонта, а также оставление грузовых вагонов от эксплуатации вследствие  некачественного выполненного ремонта запасных частей в соответствии с пунктом 2.1.9  договора, заказчик вправе взыскать с подрядчика кроме понесенных расходов,  предусмотренных в пункте 6.6 договора, в том числе штраф в установленном размере.   Довод ответчика о пропорциональном распределении расходов на контрольно-регламентные операции и сбора за подачу-уборку вагонов истец также отклонил как  необоснованные, поскольку изначально вагоны отцеплены исключительно по коду  технологическим неисправностям, что подтверждено уведомлениями на отцепку вагона в  ремонт ВУ-23. 

Вместе с тем, истец признал обоснованным довод ответчика в данной части по  вагонам № 73965915, № 73009367, № 61491312, следующим образом: расходы АО "ФГК"  на проведение ремонта вагона № 73965915 составили 27 114,37 руб. (без НДС), из  которых 12 314,48 руб. сумма убытков, 2700 руб. штраф за нахождение вагона в  нерабочем парке и 12 099,89 руб. ж/д тариф. 

В указанной части истец отказался от иска в размере 8960,76 руб. и просил в  указанной части производство по делу прекратить. 

 В соответствии с пунктом 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в  арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается  рассмотрение дела по существу в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска  полностью или частично. 


В соответствии с пунктом 5 статьи 49 ПК РФ арбитражный суд не принимает отказ  истца от иска, если он противоречит закону или нарушает права других лиц. 

 Рассмотрев заявление истца, суд не усматривает в отказе истца от иска противоречий  закону или нарушения прав других лиц. 

 Заявление подписано представителем, полномочия на отказ от иска подтверждены  доверенностью. Последствия отказа от иска представителю известны и понятны. 

 В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ производство в части
взыскания с ответчика 89060, 76 руб. подлежит прекращению.

Суд признает отзыв истца обоснованным, соответствующим представленным в  материалы дела доказательствами, опровергающим доводы жалобы. 

Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам  и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права  применены правильно. 

Представленный ответчиком в суд апелляционной инстанции контррасчет  задолженности не принимается и возвращается в силу части 2 статьи 268 АПК,  поскольку является дополнительным доказательством, невозможность предоставления  указанного документа в суд первой инстанции ответчик не обосновал. 

В связи с принятием частичного отказа от иска, государственная пошлина в части  размера требований, составляющих 8906,76 руб. подлежит возврату из федерального  бюджета по правилам статьи 333.40 НК РФ, предусматривающей возврат истцу 50%  государственной пошлины, что составляет 104 32 руб. 

В связи с уменьшением размера исковых требований на сумму 8906, 76 руб. в  остальной части решение подлежит изменению, что не является следствием нарушения  судом первой инстанции норм материального или процессуального права. 

Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся  на ответчика в соответствии со статьей 110 АПК РФ

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Принять частичный отказ акционерного общества "Федеральная грузовая компания"  от иска в размере 8960 руб. 76 коп. Производство по делу в указанной части прекратить. В  остальной части решение изменить. 

Взыскать с акционерного общества "Вагонная Ремонтная Компания - 1" в пользу  акционерного общества "Федеральная грузовая компания" 904 450 руб. 01 коп., в том  числе 733 721 руб. 12 коп. убытков, 140 250 руб. штрафа, 30 478 руб. 89 коп. провозной  платы, расходы по уплате государственной пошлины в размере 21 081 руб. 

Возвратить акционерному обществу "Федеральная грузовая компания" из  федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 104 руб. 32 коп. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа. 

Председательствующий Е.Г. Демина

Судьи О.И. Буртасова 

 В.А. Морозов