804/2023-164412(1)
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2023 года Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2023 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корнилова А.Б.,
судей Некрасовой Е.Н. и Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плехановой А.А., с участием: от ООО «Строй-Инвест» - Князева Н.Н., доверенность от 10.08.2023,
иные участники не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строй-Инвест»
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 августа 2023 года по делу № А55-12291/2023 (судья Бойко С.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строй-Инвест»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Самарской области,
об обязании возвратить переплату,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Строй-Инвест» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об обязании Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области возвратить переплату по земельному налогу за период с 2014 по 2016 годы в размере 601.358 руб.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек к участию в деле Межрайонную ИФНС России № 15 по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04 августа 2023 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе ООО «Строй-Инвест» просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении своих требований.
В материалы дела поступил отзыв Межрайонной ИФНС № 15 по Самарской области на апелляционную жалобу, в котором она просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы доводы, в ней изложенные поддержала, просила требования удовлетворить.
Представители налоговых органов участия в заседании не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО «Строй-Инвест» на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:0301136:134 и 63:09:0301136:2664.
Решением Самарского областного суда от 05.03.2020 по административному делу № 3а-754/2020, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301136:134 установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 в размере 2 870 087 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301136:2664, установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 в размере 10.185.880 руб.
В соответствии со ст. 81 НК РФ 08.09.2022 ООО «Строй-Инвест» в Межрайонную ИФНС России № 15 по Самарской области (далее - Инспекция № 15) представлены уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2014-2016 гг.
По завершению камеральной налоговой проверки Инспекцией № 15 произведена корректировка начислений суммы налога исходя из установленной в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:0301136:134 кадастровой стоимости в размере 2 870 087 руб., 63:09:0301136:2664 с кадастровой стоимость в размере 10 185 880 руб., в связи с чем, у налогоплательщика образовалась переплата в размере 763 482 руб.
Приказом УФНС России по Самарской области от 18.02.2021 № 01-04/027 «О проведении мероприятий по модернизации организационной структуры УФНС России по Самарской области» и в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 16.02.2021 № ЕД-7-4/145 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области» 31.05.2021 создана Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области (далее - Инспекция № 23), на которую возложены функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, иных обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами, по управлению долгом в части урегулирования (взыскания) задолженности в отношении всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Самарской области. Инспекция осуществляет полномочия на всей территории Самарской области во взаимодействии с налоговыми органами.
Налогоплательщик обратился в Инспекцию № 23 с заявлением на возврат излишне уплаченного земельного налога с организаций № 3 от 27.10.2022 на сумму 763 482 руб.
Решением Инспекции № 23 от 02.11.2022 № 30826 налогоплательщику отказано в возврате земельного налога с организаций, в связи с исчислением срока подачи заявления
о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы (заявление представлено по истечении 3-х лет со дня ее уплаты) в размере - 601 358 руб.
Налогоплательщик повторно обратился в Инспекцию № 23 с заявлением № 32077 от 22.11.2022 о возврате налога в размере 601 358 руб. Инспекцией № 23 вновь принято решение № 33570 от 24.11.2022 об отказе в возврате земельного налога с организаций с связи с исчислением срока подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы (заявление представлено по истечению 3-х лет со дня ее уплаты) в размере 601 358 руб.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на следующие доводы и обстоятельства, которые он посчитал установленными.
В соответствии со ст. 388 НК РФ ООО «Строй-Инвест» является плательщиком земельного налога.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ, налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченного либо излишне взысканного налога, пеней и штрафов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Пунктом 6 статьи 78 НК РФ установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика в течении одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Зачет или возврат производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7 статьи 78 НК РФ).
В соответствии со ст. 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно п. 1.1 ст. 391 НК РФ (в редакции, действующей на дату вступления в законную силу решения Самарского областного суда от 05.03.2020 по административному делу № 3а-754/2020) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течении налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков 63:09:0301136:134, 63:09:0301136:2664 утверждена Постановлением Правительство Самарской области от 13.11.2013 № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов».
Данное постановление вступило в силу 01.01.2014 и действовало до принятия Постановления Правительства Самарской области от 27.11.2020 № 935 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области».
Таким образом, руководствуясь пп. 1 ст. 391 НК РФ, в целях налогообложения установленная в размере рыночной стоимости по решению суда кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номерами 63:09:0301136:134, 63:09:0301136:2664 учитывается при определении налоговой базы за период 2014-2020 гг.
Отношения, связанные с определением кадастровой стоимости, регулируются Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности).
Федеральным законом от 21.07.2014 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», вступившим в законную силу 22.07.2014, в статью 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее -Закон № 135-ФЗ) внесены изменения, согласно которым в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ, указанные сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, после завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав для их внесения в Единый государственный реестр недвижимости (абзацы первый, второй статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Таким образом, установленный законодательством порядок пересмотра результатов определения кадастровой стоимости не предполагает возможность произвольного изменения сведений о кадастровой стоимости, внесенных в государственный реестр.
Закон об оценочной деятельности допускает отражение в государственном реестре лишь тех сведений о кадастровой стоимости, которые указаны в решении комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решении суда, принятых по результатам рассмотрения спора в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности.
Соответственно, именно указанные в государственном реестре сведения о кадастровой стоимости, при условии, что они внесены без допущения технической ошибки, должны использоваться для налогообложения (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.05.2020 № Ф05-2621/2020 по делу № А40-136020/2019).
На основании положений статьи 24.20 Закона № 135-ФЗ сведения об изменении кадастровой стоимости, включая дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости.
В связи с этим, в целях реализации указанной нормы Закона № 135-ФЗ в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 (пункт 25) даны разъяснения о необходимости отражения в резолютивной части решения суда даты подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Таким образом, в решении суда дата начала применения кадастровой стоимости указывается в целях применения Закона № 135-ФЗ.
В тоже время для целей исчисления земельного налога кадастровая стоимость земельного участка, измененная на основании решения суда об установлении его рыночной стоимости, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты применения для целей налогообложения об изменяемой кадастровой стоимости.
По мнению суда первой инстанции, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, сведения об измененной кадастровой стоимости учитываются при исчислении организациями земельного налога начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, с учетом срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ.
В соответствии с пунктом 33 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление № 57) в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления о возврате излишне уплаченной суммы налога либо неполучения ответа в установленный законом срок налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанной суммы.
При проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога судам необходимо учитывать, что пунктом 7 статьи 78 НК РФ определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган. В то же время применительно к пункту 3 статьи 79 НК РФ с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм (пункт 79 Постановления № 57).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.06.2001 № 173-О, содержащаяся в пункте 8 статьи 78 НК РФ норма не препятствует в случае пропуска указанного в ней срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 200 ГК РФ).
Общий срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, составляет три года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 25.02.2009 № 12882/08, моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться моментом совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации.
Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
Из материалов дела следует, что ООО «Строй-Инвест» обратилось с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номерами: 63:09:0301136:134, 63:09:0301136:2664 в размере их рыночной стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области - 11.12.2019, в суд - 23.01.2020. При этом, момент обращения с соответствующим требованием зависел исключительно от волеизъявления самого Общества, которое, имея сомнения в достоверности сведений об объекте недвижимости, действуя разумно и добросовестно, с учетом закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, по мнению суда первой инстанции, могло и должно было обратиться в суд с соответствующим заявлением в более ранний период, и таким образом могло и должно было узнать о нарушении своего права.
Суд первой инстанции также отметил, что при обращении в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, ООО «Строй-Инвест» был пропущен пятилетний срок на обращение в суд, исчисляемый с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обраще6нияч в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Самарский областной суд, удовлетворяя ходатайство о восстановлении указанного срока исходил из того, что очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости Самарской области в порядке, установленном ст. 24.12. Закона № 135-ФЗ не произведена, и налог на объекты недвижимости истца продолжает исчисляться исходя из прежних результатов определения кадастровой стоимости.
Таким образом, Самарский областной суд усмотрел нарушение прав истца тем, что текущие налоги исчисляются исходя из недостоверной кадастровой оценки. При этом каких-либо обстоятельств, указывающих на то, что пропуск срока на обращение в суд со стороны истца был обусловлен обстоятельствами, объективно препятствующими ему своевременно обратиться в суд в пределах установленного законом пятилетнего срока, Самарским областным судом установлено не было.
Сославшись на то, что момент обращения в суд с соответствующим требованием зависел исключительно от волеизъявления самого заявителя, который, действуя разумно и добросовестно, с учетом закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, по мнению суда первой инстанции, мог и должен был обратиться в суд с соответствующим заявлением не позднее 2018 года, и таким образом мог и должен был узнать о нарушении своего права.
С учетом указанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске заявителем трехлетнего срока исковой давности при обращении в суд, что и послужило основании ем для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения, судом первой инстанции допущено нарушение норм материального права, что в силу п.4) ч.1 ст.270 АПК РФ является основанием для отмены решения и принятия нового судебного акта.
В соответствии с пп.5 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат или зачет сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени и штрафов. Этому праву корреспондирует обязанность налогового органа, установленная пп.7 п.1 ст.32 НК РФ, по осуществлению возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
Согласно п.1 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения
недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
Возврат излишне уплаченного налога, как это следует из положений п.6 ст.78 НК РФ, осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
В соответствии с п.7 ст.78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Как уже было указано выше, 08.09.2022г. в соответствии со ст. 81 НК РФ ООО «Строй-Инвест» в Межрайонную ИФНС России № 15 по Самарской области представлены уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2014-2016 гг.
Основанием для подачи уточненных налоговых деклараций послужило решение Самарского областного суда от 05.03.2020 по административному делу № 3а-754/2020, которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301136:134 установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 в размере 2 870 087 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301136:2664, установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 в размере 10.185.880 руб.
По завершению камеральной налоговой проверки Инспекцией № 15 произведена корректировка начислений суммы налога исходя из установленной в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:0301136:134 кадастровой стоимости в размере 2.870.087 руб., 63:09:0301136:2664 с кадастровой стоимость в размере 10.185.880 руб., в связи с чем, у налогоплательщика образовалась переплата в размере 763 482 руб.
Налогоплательщик обратился в Инспекцию с заявлением на возврат излишне уплаченного земельного налога с организаций № 3 от 27.10.2022 на сумму 763 482 руб.
Решением Инспекции № 23 от 02.11.2022 № 30826 налогоплательщику отказано в возврате земельного налога с организаций, в связи с исчислением срока подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы (заявление представлено по истечении 3-х лет со дня ее уплаты) в размере - 601 358 руб.
Налогоплательщик повторно обратился в Инспекцию № 23 с заявлением № 32077 от 22.11.2022 о возврате налога в размере 601 358 руб. Инспекцией № 23 вновь принято решение № 33570 от 24.11.2022 об отказе в возврате земельного налога с организаций с связи с исчислением срока подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы (заявление представлено по истечению 3-х лет со дня ее уплаты) в размере 601 358 руб.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции сослался на то, что обществом пропущен трехлетний срок на возврат излишне уплаченного налога (п.7 ст.78 НК РФ).
Довод заявителя о том, что трехлетний срок на возврат налога следует исчислять с момента вступления в законную силу решения суда об уменьшении кадастровой стоимости, судом первой инстанции отклонен, со ссылкой на то, что никаких препятствий
для более раннего обжалования (до 2018г.) завышенной кадастровой стоимости не имелось.
Суд апелляционной инстанции признает указанные доводы ошибочными, сделанными без учета положений налогового и гражданского законодательства (касающегося применения сроков исковой давности), а также без учета сложившейся по данному вопросу судебной практики.
Исходя из положений п.1.1 ст.391 НК РФ (в редакции Закона № 334-ФЗ), измененная кадастровая стоимость должна применяться для всех налоговых периодов, в которых в отношении налогооблагаемого земельного участка в качестве налоговой базы применялась изменяемая кадастровая стоимость, являющаяся предметом оспаривания.
Перерасчет земельного налога в отношении объекта налогообложения, включенного в налоговое уведомление, должен проводиться с соблюдением п.2.1 ст.52 НК РФ (в редакции Закона № 334-ФЗ), согласно которому перерасчет налога осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, за исключением случая, когда перерасчет не осуществляется, поскольку влечет увеличение ранее уплаченной суммы налога.
Таким образом, условие о перерасчете налога не более чем за три налоговых периода применяется в отношении перерасчета, влекущего направление налогового уведомления, в котором в силу п.3 ст.52 НК РФ должна указываться сумма налога, подлежащая уплате после перерасчета.
В рассматриваемом случае, применение в качестве налоговой базы по земельному налогу кадастровой стоимости, установленной в размере рыночной стоимости земельного участка, не повлекло направление налогового уведомления в связи с перерасчетом налога, поскольку в результате перерасчета сумма налога за предшествующие налоговые периоды уменьшилась.
Кроме того, ст.52 НК РФ не ограничивает право налогоплательщика на перерасчет налога в связи с реализацией права на применение иной налоговой базы.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.02.2019 № 10-П, налогоплательщик в подобном случае вправе требовать исчисления налога исходя из кадастровой (рыночной) стоимости земельного участка, при этом налоговое законодательство не содержит ограничений периода, за который может быть произведен перерасчет налога с целью реализации указанного права.
В связи с изложенным, отказ в перерасчете налога (при изменении кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости) за налоговый период, превышающий трехлетний срок и в котором применялась изменяемая кадастровая стоимость, является неправомерным.
Аналогичная позиция изложена в Письме ФНС России от 27.07.2021 № СД-4- 21/10567@ «Об определении периода перерасчета земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости».
Исходя из п.7 ст.78 НК РФ, зачет или возврат производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В то же время, данная норма применительно к п.3 ст.79 НК РФ не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.
Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 № 173-О следует, что положения ст.78 НК РФ в их взаимосвязи предусматривают, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога
не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (п.3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (п.7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п.8), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено НК РФ (п.9).
Из изложенного следует, что указанная норма направлена не на ущемление прав налогоплательщика, а, напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время, данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п.1 ст.200 ГК РФ).
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 № 6219/06 указано, что вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к п.2 ст.79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.
Кроме того, ВАС РФ в Постановлении от 25.02.2009 № 12882/08 разъяснил, что из положений пп.5 п.1 ст.21, п.7 ст.78 и п.3 ст.79 НК РФ следует, что моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться сам по себе момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации.
При этом вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности, надлежит установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличие у него возможности для правильного исчисления налога, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
Бремя доказывания этих обстоятельств в силу ст.65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика.
Из пояснений налогоплательщика следует и налоговым органом не опровергнуто, что о наличии переплаты по земельному налогу и, как следствие, о наличии права на возврат излишне уплаченного налога обществу стало известно с момента вступления в законную силу (14.04.2020г.) решения Самарского областного суда по административному делу № 3а-754/2020 (л.д.18).
Таким образом, вопреки доводам налогового органа, в момент представления первоначальной налоговой отчетности по земельному налогу и уплаты соответствующих сумм налога ООО «Строй-Инвест» не знало и не могло знать об излишней уплате налога.
Следовательно, о переплате земельного налога по спорным периодам, налогоплательщик узнал только после принятия Самарским областным судом соответствующего решения и вступления его 14.04.2020 года в законную силу.
Из материалов дела видно, что ООО «Строй-Инвест» с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога в налоговый орган обратилось 27.10.2022, с настоящим заявлением в суд - 12.04.2023, то есть в пределах трехлетнего срока.
Вывод об исчислении срока на обращение в суд с заявлением о возврате излишне уплаченного налога с момента вступления в законную силу решения суда по уменьшению кадастровой стоимости находит отражение в судебной практике, например в
постановлениях АС Поволжского округа от 06.04.2021 по делу N А12-10794/2020, от 23.09.2021г. по делу N А65-29709/2020.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое решение налогового органа не соответствует закону, нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового судебного акта.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение как искового заявления, так и апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на ответчика по делу.
Требования сформулированы истцом, как просьба обязать ответчика возвратить ему переплату по земельному налогу. Несмотря на отсутствие в требовании просьбы признать незаконным бездействие или решение налогового органа, суд апелляционной инстанции считает, что фактически обществом заявлено требование, которое рассматривается по правилам главы 24 АПК РФ. В частности, по тексту искового заявления, общество выражает несогласие с принятым налоговым органом решением (отказом). В качестве соблюдения досудебного порядка разрешения спора, ООО «Строй-Инвест» обращалось в вышестоящий налоговый орган с жалобой на решение инспекции. Решением УФНС по Самарской области в удовлетворении жалобы было отказано.
Таким образом, государственная пошлина, оплаченная заявителем при обращении в суд в размере 21.054 руб. 32 коп. подлежит возврату. Также следует возвратить заявителю излишне оплаченную при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину в сумме 13.527 руб. 16 коп.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 августа 2023 года по делу № А55-12291/2023 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Строй- Инвест» (ИНН 6317073062, ОГРН 1086317001000) излишне уплаченный за период с 2014 по 2016г.г. земельный налог в сумме 601.358 руб.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области в пользу ООО «Строй-Инвест» 4.500 руб. – возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Строй-Инвест» (ИНН 6317073062, ОГРН 1086317001000) из федерального бюджета государственную
пошлину, излишне уплаченную платежным поручением № 127 от 12.04.2023, в размере 18.054 руб. 32 коп.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Строй-Инвест» (ИНН 6317073062, ОГРН 1086317001000) из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную платежным поручением № 261 от 25.08.2023, в размере 13.527 руб. 16 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Б. Корнилов
Судьи Е.Н. Некрасова
О.П. Сорокина