АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-8181/2016
г. Казань Дело № А55-15516/2015
13 мая 2016 года
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Карповой В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
истца – общества с ограниченной ответственностью «Волга-Ритейл» – Мязиной И.Н., доверенность от 05.11.2015 № 140,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.12.2015 (судья Филатов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2016 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Семушкин В.С.)
по делу № А55-15516/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Волга-Ритейл», г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконными решений об отказе и обязании, с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью «Хоумленд Архитектура», г. Москва, общества с ограниченной ответственностью «Негосударственная экспертиза проектов», г. Иркутск, Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Волга-Ритейл» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее – управление) о признании незаконным решения от 22.05.2015 № 63/001/006/2015-1196 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества распределительная трансформаторная подстанция (РТП), обязании произвести государственную регистрацию права собственности общества на объект недвижимого имущества на основании документов, представленных обществом от 09.04.2015 № 63/001/0062015-1196, признании незаконным решения управления от 22.05.2015 № 63/001/006/2015-1198 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, обязании произвести государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества котельная на основании документов, представленных обществом 09.04.2015 № 63/001/006/2015-1198, признании незаконным решения управления от 22.05.2015 № 63/001/006/2015-1200 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества трансформаторная подстанция (ТП-1,2), обязании управления произвести государственную регистрацию права собственности общества на объект недвижимого имущества трансформаторная подстанция (ТП-1,2) на основании документов, представленных обществом 09.04.2015 № 63/001/006/2015-1200, признании незаконным решения управления от 22.05.2015 № 63/001/006/2015-1202 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества распределительный пункт (РП-1), обязании управления произвести государственную регистрацию права собственности общества на объект недвижимого имущества распределительный пункт (РП-1) на основании документов, представленных обществом 09.04.2015 № 63/001/006/2015-1202, признании незаконным решения управления от 22.05.2015 № 63/001/006/2015-1204 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества трансформаторная подстанция (ТП-3,4), обязании произвести государственную регистрацию права собственности общества на объект недвижимого имущества трансформаторная подстанция (ТП-3,4) на основании документов, представленных обществом 09.04.2015 № 63/001/006/2015-1204.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.12.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2016, требования удовлетворены.
Управление, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального права.
В отзыве общество просит в удовлетворении жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Общество обратилось в управление с заявлением от 09.04.2015 о государственной регистрации прав собственности на вышеуказанные объекты недвижимости.
Управление сообщениями от 22.05.2015 № 63/001/006/2015-1196, № 63/001/006/2015-1198, №63/001/006/2015-1200, № 63/001/006/2015-1202, № 63/001/006/2015-1204 отказало обществу в государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества.
Общество, полагая решения управления об отказе в государственной регистрации права, незаконными, необоснованными и нарушающими права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования исходили из следующего.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Обществом в качестве правоустанавливающих документов представлены декларации об объектах недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 25.3 Закона № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Заявленные к регистрации объекты недвижимости расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 63:0160407002:598, 63:0160407002:611.
Судами установлено, что общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 63:0160407002:611, 63:0160407002:598 в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от 10.02.2014 серия 63-АМ № 029796, от 04.09.2013 серии 63-АЛ № 202636.
В границах земельных участков с кадастровыми номерами 63:0160407002:599, 63:0160407002:598 расположено здание Торгового комплекса «Амбар», принадлежащее обществу на праве собственности, и представляет собой нежилое здание общей площадью 115 335,7 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Южное шоссе, д. 5, кадастровый номер: 63:01:0407002:613, этажность 2. Заявленные вспомогательные объекты построены обществом в рамках строительства основного объекта капитального строительства. Возведение данных вспомогательных объектов предусмотрено проектной документацией на здание ТК «Амбар» в разделе 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений». Вспомогательные объекты выполнены в виде отдельно стоящих зданий в границах застройки. Возведение вспомогательных объектов на земельных участках обусловлено исключительно расположением основного здания ТК «Амбар» и необходимостью инженерно-технического обеспечения основного здания коммунальными ресурсами (электроснабжение, отопление), необходимыми для его надлежащей эксплуатации (без данных объектов эксплуатация основного здания не возможна).
По своему функциональному назначению распределительный пункт (РП-1), трансформаторная подстанция (ТП-1,2), распределительная трансформаторная подстанция (РТП) и трансформаторная подстанция (ТП-3,4) обеспечивают функционирование системы электроснабжения здания ТК «Амбар». Для каких-либо иных целей указанные вспомогательные объекты не предназначены и не используются. Обратного суду не представлено.
В порядке пункта 1 статьи 19 Закона № 122-ФЗ управлением направлялся запрос в Департамент градостроительства городского округа Самара (далее – департамент) с целью выяснения, являются ли заявленные к регистрации объекты недвижимости объектами вспомогательного использования, выдача разрешения на строительство которых не требуется. Согласно полученному на запрос управления ответу департамента от 28.04.2015 № Д05-01-01/4223-0-1 спорные объекты недвижимости не относятся к объектам вспомогательного использования, не требующим выдачи разрешения на строительство.
Доказательств того, что департамент осуществлял осмотр заявленных объектов недвижимости, проводил какие-либо исследования и экспертизы в их отношении суду не представлено. Кроме того, законодательством не определен орган, уполномоченный выдавать документы, свидетельствующие о том, что объект недвижимого имущества, заявленный к регистрации, является объектом вспомогательного использования, на строительство которого не требуется выдача разрешения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с чем судами правомерно не принят довод регистрирующего органа о том, что департаментом спорные объекты признаны не вспомогательными.
Судами установлено, что спорные объекты являются объектами вспомогательного использования.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» разработанной проектной документацией в рамках строительства основного здания ТК «Амбар» предусматривалось возведение в виде отдельно стоящих зданий указанных вспомогательных объектов инженерно-технического обеспечения, поскольку функционирование объекта капитального строительства – ТК «Амбар», невозможно было обеспечить без данных объектов вспомогательного использования. Для иных целей указанные объекты вспомогательного использования не предназначены.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации разработанная проектная документация (шифр 079-2012) получила положительные заключения экспертиз от 27.12.2012 № 2-1-1-0269-12 в отношении 1 очереди строительства и от 25.03.2013 № 21-1-0023-13 в отношении 2 очереди строительства, что свидетельствует о соответствии проектной документации техническим регламентам, заданию на проектирование и инженерным изысканиям.
Выводы судебной экспертизы в отношении спорных объектов, указывают, что рассматриваемые объекты являются одним из источником питания ТК «Амбар» и без их функционирования и надежной эксплуатации невозможна какая-либо эксплуатационная деятельность отдельных потребителей последнего.
С учетом этого судами правильно указано на то, что обществом правомерно были представлены для государственной регистрации права собственности декларации об объектах недвижимого имущества в соответствии со статьей 25.3 Закона № 122-ФЗ.
Управление указывает на несоответствии по содержанию представленной декларации об объекте недвижимого имущества требованиям действующего законодательства. Суды правильно указали на то, что Закон № 122-ФЗ, а также Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 № 765, не содержит требования о совпадении адреса земельного участка и адрес объекта недвижимого имущества, расположенного на данном земельном участке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона № 122-ФЗ форма представляемой в соответствии со статьей 25.3 настоящего Федерального закона декларации об объекте недвижимого имущества устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. В декларацию об объекте недвижимого имущества включаются сведения о его адресе (местоположении), виде (названии), назначении, площади, количестве этажей (этажности), в том числе подземных этажей, годе его создания, о материалах наружных стен такого объекта недвижимого имущества, его подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения, кадастровом номере земельного участка, на котором такой объект недвижимого имущества расположен. Форма Декларации об объекте недвижимого имущества утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 03.11.2009 № 447 «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимого имущества». Правила заполнения деклараций об объекте недвижимого имущества, не содержат требований об указании в декларациях в графе «Адрес (местоположение) объекта» адреса земельного участка, на котором расположен заявляемый к регистрации объект.
Согласно пункту 34 Правил ведения государственного реестра прав ведения государственного реестра прав в записи подраздела I для объекта недвижимости, не учтенного в государственном кадастре недвижимости, также указываются (наряду с прочим): адрес (местоположение) объекта - адрес, как правило, почтовый в структурированном виде в соответствии с ФИАС, или, при отсутствии такого адреса, описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и так далее). В поданных обществом декларациях об объектах недвижимого имущества адреса (местоположение) заявленных объектов указаны как: «Самарская область, город Самара, Куйбышевский район, Южное шоссе», что полностью соответствует утвержденной форме декларации и правилам по ее заполнению и не противоречит требованиям каких-либо иных нормативных правовых актов.
Суды двух инстанций, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, пришли к правильному выводу о том, что спорные объекты, заявленные к регистрации, являются объектами вспомогательного использования по отношению к ТК «Амбар» и осуществляют исключительно обслуживающую функцию по отношению к торговому комплексу как к основному объекту и не имеют самостоятельного значения.
Установив, что на государственную регистрацию права собственности на спорные сооружения обществом представлены предусмотренные нормами Закона № 122-ФЗ документы, в том числе декларация об объектах недвижимого имущества, суды сделали правильный вывод о необходимости удовлетворения заявленных требований.
К установленным обстоятельствам нормы права применены правильно.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию регистрирующего органа в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 01.12.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2016 по делу № А55-15516/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья С.Ю. Муравьев
Судьи В.А. Карпова
А.Ф. Фатхутдинова