НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Самарской области от 12.02.2020 № А55-28996/19

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

12 февраля 2020 года                                                                         Дело № А55-28996/2019

г. Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сергеевой Н.В., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Янтарное" на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 ноября 2019 г. по делу № А55-28996/2019 (судья Агеенко С.В.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Янтарное" к Межрегиональному управлению Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Янтарное» обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить полностью постановление о назначении административного наказания № 2/339ю по делу об административном правонарушении от 20.08.2019 № 08-1 1/339Ю/2019, вынесенное по статье 15.13 КоАП РФ в отношении ООО «Янтарное», в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 АПК РФ.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 ноября 2019 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе ООО «Янтарное» просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отменить полностью постановление о назначении административного наказания в виде штрафа по делу об административном правонарушении от 20.08.2019 г. № 08-11/339Ю/2019, вынесенное по ст. 15.13 КоАП РФ Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу, в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.

На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в ходе осуществления контроля за представлением деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда в МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу проверен порядок представления ООО «Янтарное» декларации об использовании производственных мощностей согласно Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815 (далее - Правила), за 1 квартал 2019 года.

За проверяемый отчетный период ООО «Янтарное» осуществляло деятельность по производству алкогольной продукции (производство пива с содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5% и до 8,6% включительно).

Согласно сведениям отчета, сформированного в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) учета объема производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.01.2019 по 31.03.2019, объем производства алкогольной продукции (код вида продукции 500) в 1 квартале 2019 года ООО «Янтарное» (ИНН 6376027371) составил 17723,9 дал.

В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» предусмотрено, что организации, осуществляющие производство этилового спирта и алкогольной продукции с его использованием, производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны осуществлять учет и декларирование использования производственных мощностей.

Согласно правовым положениям Правил декларации об использовании производственных мощностей представляются:

- организациями, осуществляющими производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (п. 3);

- организациями, осуществляющими производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме согласно приложению № 6 (п. 9) (далее - декларация № 6);

- ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 15);

- по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного лица), сертификат ключа проверки которой выдан в установленном Федеральным законом «Об электронной подписи» порядке (п. 16);

- организациями, сельскохозяйственными товаропроизводителями, включая их обособленные подразделения, в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование) (п. 17).

Подача деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда (далее - декларации) в Росалкогольрегулирование осуществляется путем использования сервиса «Электронные услуги для организаций» на официальном сайте Росалкогольрегулирования www.fsrar.ru.

В соответствии с п. 21 Правил Росалкогольрегулирование и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при получении деклараций в тот же день передают квитанции о приеме деклараций в форме электронного документа организациям (индивидуальным предпринимателям, сельскохозяйственным товаропроизводителям) по телекоммуникационным каналам связи. При представлении декларации по телекоммуникационным каналам связи, днем ее представления считается дата ее отправки.

Приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231 утвержден Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.

Приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 № 198 утвержден Формат представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, который описывает требования к XML файлам (далее - файлам обмена) передачи декларации в форме электронного документа, поэтому только в случае направления декларанту квитанции о приеме декларации в форме электронного документа подтверждается прохождение файлом обмена форматно-логического контроля ввиду его соответствия требованиям нормативных правовых актов, определяющих порядок заполнения и формат представления деклараций, и устанавливается дата представления декларации в форме электронного документа.

До утверждения формата и порядка заполнения деклараций в соответствии с изменениями, внесенными в Правила постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1719 «О внесении изменений в правила учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции, и правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда» представление деклараций должно осуществляться в соответствии с форматом, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 № 198, и порядком заполнения деклараций, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231.

В соответствии с порядком заполнения деклараций, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231, при декларировании объемов производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, организации заполняют декларацию об объеме использовании производственных мощностей (п. 1) (далее - декларация № 10).

Принятые декларации в форме электронных документов отображаются в подсистеме декларирования, находящейся в автоматизированной информационной системе формирования и ведения электронных паспортов организаций (далее - АИС «Паспорт»), зарегистрированной в реестре федеральных государственных информационных систем в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 723 «О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем».

Подсистема декларирования АИС «Паспорт» содержит информацию о представленных в Росалкогольрегулирование декларациях в форме электронных документов, журнал приема, где содержатся протоколы прохождения форматно-логического контроля, механизмы формирования оперативной отчетности.

В соответствии со ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

По результатам контроля установлено, что декларация № 10 ООО «Янтарное» за 1 квартал 2019 года в форме электронного документа в Росалкогольрегулирование представлена 14.08.2019, т.е. с нарушением срока ее подачи - после 22.04.2019 года.

Согласно доводам заявителя в связи с внесением в постановление Правительства РФ № 815 изменений, вступивших в законную силу 01.01.2019 года, изменением форм деклараций, в том числе декларации об использовании производственных мощностей, и отсутствием нового порядка представления деклараций - так как в приказы Росалкогольрегулирования № 231 от 23.08.2012 и № 198 от 23.08.2012 соответствующие изменения не внесены по настоящее время, ООО «ЯНТАРНОЕ» было введено в заблуждение об отсутствии необходимости представления декларации в отсутствие установленного порядка представления и электронного формата новой декларации. ООО «Янтарное» является микропредприятием, правонарушение по непредставлению декларации совершено впервые. В настоящее время декларация об использовании производственных мощностей представлена по ранее утвержденной форме.

Факт несвоевременного представления декларации № 10 за 1 квартал 2019 года в форме электронного документа доказан материалами дела и ООО «Янтарное» не оспорен.

Согласно разъяснениям по п. 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

В обоснование ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ контролирующим органом доказано, что ООО «Янтарное» располагает необходимой информацией и реальной возможностью (наличие первичных учетных документов на алкогольную продукцию, доступного программного обеспечения для формирования и представления деклараций в форме электронных документов), но им заблаговременно не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов в части представления деклараций в установленный срок.

При достаточной степени заботливости и осмотрительности ООО «Янтарное» ввиду заведомой осведомленности о требованиях закона, обязательности применимости закона и ответственности за невыполнение закона могло установить соответствующий контроль за выполнением действующего законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и надлежащим образом выполнить обязательные требования, возложенные на профессиональных участников данного рынка, однако не исполнило таковых ввиду пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

В данном случае ООО «Янтарное» не представлены доказательства, свидетельствующие, что совершение правонарушения обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, также не приведены действия, направленные на недопущение (предотвращение) нарушений установленного порядка декларирования.

С учетом изложенного ООО «Янтарное» нарушен п. 15 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815, и п, 1 ст. 14, п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Таким образом, действия ООО «ЯНТАРНОЕ» квалифицируются по ст. 15.13 «Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30,12.2001 № 195-ФЗ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ) и возможность рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом (ст. 29.2 КоАП РФ), не имеется.

Признаки малозначительности совершенного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ) отсутствуют.

КоАП РФ не дает понятие малозначительности, отсутствуют четкие критерии, по которым административные правонарушения следует относить к малозначительным; оценка правонарушения производится судьей, должностным лицом, органом, рассматривающим дело, в каждом конкретном случае применительно ко всем обстоятельствам дела по своему внутреннему убеждению и усмотрению. Положения ст. 2.9 КоАП РФ не предписывают обязательность освобождения от административной ответственности за все малозначительные правонарушения, а предоставляют только право принять такое решение. В связи с этим административный орган, должностное лицо, судья обязаны при производстве по делу рассмотреть все обстоятельства нарушения, оценить его последствия.

По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Правонарушение по ст. 15.13 КоАП РФ образует формальный состав, т.е. не предусматривает материально-правовых последствий содеянного как обязательного составляющего объективной стороны правонарушения, считается оконченным с момента нарушения требований, установленных законодательством, и для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения при совершении действия или бездействия вне зависимости от наступления в результате совершения такого правонарушения последствий.

В соответствии с п. 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (ред. от 10.11.2011) квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение, как малозначительное, не имеется.

Совершенное административное правонарушение посягает на реализацию единой государственной политики, на установленный и охраняемый государством порядок общественных отношений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере.

Указанные обстоятельства не позволяют квалифицировать данное административное правонарушение в качестве малозначительного.

Обстоятельством, отягчающим в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ административную ответственность, является повторность совершения однородного административного правонарушения на основании вступившего 06.11.2018 в законную силу постановления МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу от 25.10.2018 № 06-12/204/2018 о назначении административного наказания по ст. 14.19 КоАП РФ в отношении ООО «Янтарное» применена мера ответственности в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения.

В соответствии со ст. 26.10 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находиться дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а так же показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что факт допущенного административного правонарушения подтвержден материалами дела, нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не установлено, административное наказание назначено в размере минимальной санкции, соответствующее характеру правонарушения, форме вины общества последствиям совершения правонарушения, то оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному вывод, что постановление Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу №2/339Ю от 20.08.2019 г. о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000  руб. по ст. 15.13 КоАП РФ вынесено правомерно в соответствии с действующим законодательством и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах полномочий должностного лица, его подписавшего.

Процедура привлечения лица к административной ответственности, а также процессуальные гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, соблюдены. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах установленного ст.4.5 КоАП РФ срока давности.

В соответствии с ч. 3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Довод заявителя, также изложенный в апелляционной жалобе, о том что административным органом при вынесении оспариваемого решения о привлечении к административной ответственности и назначении наказания в размере 50 000 рублей не изучены смягчающие обстоятельства в виде тяжелого материального положения, был предметом рассмотрения судом первой инстанции и получил надлежащую оценку в решении суда. Доказательств, подтверждающих факт того, что размер штрафа в сумме 50 000 рублей является для заявителя значительным, не представлено.

В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.

Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 ноября 2019 г. по делу № А55-28996/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.

         Судья                                                                                                              Н.В.Сергеева