НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Самарской области от 11.10.2023 № А55-37893/2022

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения  арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

11 октября 2023 года                                                                           Дело № А55-37893/2022

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2023 года

Постановление в полном объеме изготовлено  11 октября 2023 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сорокиной О.П., судей Бажана П.В., Корнилов А.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Богдановой Д.В.,

при участии:

от заявителя - ФИО1, доверенность от 23.01.23 г.,

от ответчика – ФИО2, доверенность от 09.01.2023 г.,

от третьих лиц - не явились, извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Трансойл», на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 мая 2023 года по делу № А55-37893/2022 (судья Черномырдина Е.В.)

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Трансойл» к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара

при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области ППК «Роскадастр» по Самарской области, Администрация муниципального района Волжский Самарской области, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство лесного хозяйства, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Общество с ограниченной ответственностью «Нова» о признании незаконным бездействия

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Трансойл» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, выразившееся в не исключении из государственного лесного реестра сведений об отнесении к лесному фонду земельного участка с кадастровым номером 63:17:0401008:4 и обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области исключить из государственного лесного реестра сведения об отнесении к лесному фонду земельного участка с кадастровым номером 63:17:0401008:4.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 23 мая 2023 года в удовлетворении требований отказано.

Заявитель, не согласившись с решением суда, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Министерство Лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области представило письменные возражения на апелляционную жалобу, указывая о несогласии с доводами апелляционной жалобы и отсутствием оснований для отмены решения суда первой инстанции.

От третьего лица ООО «Нова» также поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо поддержало позицию заявителя.

Иные участвующие в деле лица, отзыв на апелляционную жалобу не представили, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.

В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, настаивая на ее удовлетворении на основании доводов изложенных в ней.

Представитель Министерства возражала против удовлетворения жалобы, по основаниям изложенным в письменных возражениях.

Представители иных участвующих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Суд апелляционной инстанции также не усмотрел оснований для удовлетворения ходатайства заявителя о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств на стадии апелляционного производства в силу следующего.

Возможность предоставления в суд апелляционной инстанции дополнительных доказательств ограничена нормами статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело по тем доказательствам и исходя из тех обстоятельств, которые имели место на момент рассмотрения судом первой инстанции спора по существу (статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.

Согласно пункту 29 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам. К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; наличие в материалах дела протокола, аудиозаписи судебного заседания, оспариваемых лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в них сведений о ходатайствах или об иных заявлениях, касающихся оценки доказательств. Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия арбитражным судом апелляционной инстанции. Таким образом, причины несовершения процессуального действия в виде непредставления доказательств в суд первой инстанции должны быть обусловлены обстоятельствами объективного характера.

Как следует из материалов, наличие уважительных причин непредставления указанных документов в суд первой инстанции или доказательств подтверждающих невозможность представления таковых, не имеется. В связи с чем у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для приобщения новых доказательств в ходе апелляционного производства, а поступившие от заявителя жалобы документы подлежат возвращению.

От представителя Министерства представлена выписка из государственного лесного реестра от 03.10.2023 с картой схемой, таксационное описание, которые были предоставлены заявителю, но заявлены к приобщению в материалы дела. Руководствуясь положениями ст. 268 ч. 2 абз. 2 АПК РФ, судебная коллегия приобщила к материалам дела заявленные документы.

Кроме того, представителем ООО «Трансойл» заявлено устное ходатайство о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы спорного земельного участка, а также о предоставлении времени для подготовки ходатайства в письменном виде.

Судебная коллегия отказала в удовлетворении указанного ходатайства, поскольку в соответствии с абзацем 2 пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" ходатайство о проведении экспертизы в суде апелляционной инстанции рассматривается судом с учетом положений частей 2 и 3 статьи 268 АПК РФ, согласно которым дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него (в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство о назначении экспертизы), и суд признает эти причины уважительными.

В суде первой инстанции Обществом не было заявлено о назначении экспертизы, а также заявитель не обосновал невозможность представления такого ходатайства в суде первой инстанции по причинам, не зависящим от него. Оснований для объявления по делу перерыва или отложения судебного заседания, судебная коллегия не усмотрела.

Проверив законность и обоснованность  обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.

Как следует из материалов дела, Решением Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов №329 от 28.07.1986 принято решение об изъятии и предоставлении земель для государственных надобностей согласно Приложению №№1 и 2.

Согласно Приложению №1 к Решению №329 от 28.07.1986 в Волжском районе Самарской области из гослесфонда в квартале №6 Новокуйбышевского лесничества изъят земельный участок площадью 1,5 га, лес I категории, в целях отвода Строительному управлению №1 треста «Куйбышевтрубопроводстрой» для строительства турбазы (без права вырубки леса).

Решением Исполнительного комитета Новокуйбышевского городского Совета народных депутатов №261/10 от 21.08.1991 государственный строительно-монтажный трест «Куйбышевтрубопроводстрой» преобразован в Самарское народное предприятие «Нова», ставшее согласно п.5 указанного решения правопреемником Треста «Куйбышевтрубопроводстрой». Самарское народное предприятие «Нова» впоследствии было преобразовано в АООТ «Самарское народное предприятие «Нова», а затем в ОАО «Самарское народное предприятие «Нова» (далее - ОАО СНП «Нова»).

04.02.1993 АО СНП «Нова» выдано свидетельство о праве собственности на землю №89, согласно которому на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании Решения №329 Исполнительный комитет Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 28.07.1986 находится земельный участок площадью 1,5га несельскохозяйственного назначения (База отдыха «Волна»).

В 2003 году АО СНП «Нова» возвело на вышеуказанном земельном участке объекты недвижимого имущества:

дом срубовой 2-этажный, площадью 54,00 кв.м, назначение нежилое здание, литера Д, инвентарный номер 36:214:002:000054020:0001, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский р-н, квартал №6 Новокуйбышевского лесничества Самарского лесхоза, кадастровый номер 63:04:0000000:2330, условный номер 63-63-01/084/2006-383,

дом срубовой 1 -этажный, площадью 62,70 кв.м, назначение нежилое здание, литера В, инвентарный номер 36:214:002:000054020:0001, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский р-н, квартал №6 Новокуйбышевского лесничества Самарского лесхоза, кадастровый номер 63:04:0000000:2333, условный номер 63-63-01/084/2006-373,

дом срубовой 2-этажный, площадью 54,00 кв.м, назначение нежилое здание, литера Е, инвентарный номер 36:214:002:000054020:0006, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский р-н, квартал №6 Новокуйбышевского лесничества Самарского лесхоза, кадастровый номер 63:04:0000000:2335, условный номер 63-63-01/084/2006-400,

дом срубовой 2-этажный, площадью 54,00 кв.м, назначение нежилое здание, литера И, инвентарный номер 36:214:002:000054020:0005, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский р-н, квартал №6 Новокуйбышевского лесничества Самарского лесхоза, кадастровый номер 63:04:0000000:2332, условный номер 63-63-01/084/2006-419,

дом срубовой 2-этажный, площадью 54,00 кв.м, назначение нежилое здание, литера М, инвентарный номер 36:214:002:000054020:0009, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский р-н, квартал №6 Новокуйбышевского лесничества Самарского лесхоза, кадастровый номер 63:04:0000000:2338, условный номер 63-63-01/084/2006-435,

дом срубовой 2-этажный, площадью 54,00 кв.м, назначение нежилое здание, литера Ж, инвентарный номер 36:214:002:000054020:0004, расположенный по адресу Самарская область, Волжский р-н, квартал №6 Новокуйбышевского лесничества Самарского лесхоза, кадастровый номер 63:04:0000000:2339, условный номер 63-63-01/084/2006-415,

дом срубовой 2-этажный, площадью 54,00 кв.м, назначение нежилое здание, литера К, инвентарный номер 36:214:002:000054020:0008, расположенный по адресу Самарская область, Волжский р-н, квартал №6 Новокуйбышевского лесничества Самарского лесхоза, кадастровый номер 63:04:0000000:2331, условный номер 63-63-01/084/2006-424,

дом срубовой 2-этажный, площадью 54,00 кв.м, назначение нежилое здание, литера Л, инвентарный номер 36:214:002:000054020:0000, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский р-н, квартал №6 Новокуйбышевского лесничества Самарского лесхоза, кадастровый номер 63:04:0000000:2334, условный номер 63-63-01/084/2006-434,

дом срубовой 2-этажный, площадью 54,00 кв.м, назначение нежилое здание, литера Н, инвентарный номер 36:214:002:000054020:0007, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский р-н, квартал №6 Новокуйбышевского лесничества Самарского лесхоза, кадастровый номер 63:04:0000000:2329, условный номер 63-63-01/084/2006-440,

дом срубовой 1 -этажный, площадью 62,70 кв.м, назначение нежилое здание, литера А, инвентарный номер 36:214:002:000054020:0013, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский р-н, квартал №6 Новокуйбышевского лесничества Самарского лесхоза, кадастровый номер 63:04:0000000:2328, условный номер 63-63-01/084/2006-354,

дом срубовой 1 -этажный, площадью 62,70 кв.м, назначение нежилое здание, литера Б, инвентарный номер 36:214:002:000054020:0012, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский р-н, квартал №6 Новокуйбышевского лесничества Самарского лесничества, кадастровый номер 63:04:0000000:2327, условный номер 63-63-01/084/2006-365,

столовая площадью 232,60 кв.м, назначение нежилое здание, литера С, С1, инвентарный номер 36:214:002:000054020:0010, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский р-н, квартал №6 Новокуйбышевского лесничества Самарского лесхоза, кадастровый номер 63:04:0000000:2337, условный номер 63-63-01/084/2006-444, что подтверждается материалами инвентаризации, а также объекты инфраструктуры -необходимой для использования Базы отдыха «Волна» (мощеные дорожки, спортивные площадки, беседки, зоны под рекреацию, санитарно-гигиенические объекты и т.п.).

25.03.2005   ОАО «СНП «Нова» создано дочернее общество с ограниченной
ответственностью «Оздоровительно-спортивный комплекс» (ООО «ОСК») ИНН
<***> дата внесения в реестр 31.03.2005, о чем свидетельствует протокол №1.

В соответствии с протоколом №5 внеочередного собрания участников общества с ограниченной ответственностью «Оздоровительно-спортивный комплекс» ИНН <***> - (ОАО СНП «Нова» и ОАО «НОВАТЭК-ПОЛИМЕР») от 26.07.2006, недвижимое имущество - объекты капитального строительства, принадлежащие ОАО СНП «Нова», расположенные на земельном участке с кадастровым номером 63:17:0401008:4 площадью 1500 +/- 70 кв м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка Самарская область, Волжский р-н, квартал 6, квартал Новокуйбышевского лесничества Самарского лесхоза, внесены в качестве вклада в уставный капитал Общества с ограниченной ответственностью «Оздоровительно-спортивный комплекс» ИНН <***>.

11.10.2006 вышеуказанные объекты капитального строительства зарегистрированы
на праве собственности за обществом с ограниченной ответственностью
«Оздоровительно-спортивный комплекс» (ИНН <***>).

Протоколом №50 внеочередного собрания акционеров ОАО СНП «Нова» от 11.09.2008 принято решение о реорганизации ОАО СНП «Нова» в форме преобразования в ООО «Нова», что подтверждается свидетельством о внесении записи в ЕГРН о прекращении деятельности ОАО СНП «Нова» путем реорганизации в форме преобразования от 01.12.2008.

Таким образом, ООО «Нова» является правопреемником ликвидированного и государственного Треста «Куйбышевтрубопроводстрой», а в отношении ОКС расположенных на земельном участке с кадастровым номером 63:17:0401008:4, площадью 1500 +/- 70 кв.м, правопреемником является общество с ограниченной ответственностью «Оздоровительно-спортивный комплекс» (ИНН <***>) (дочернее хозяйственное общество ОАО СНП «Нова»).

Согласно КПЗУ №63-00-102/09-470713 от 27.10.2009 земельный участок с кадастровым номером 63:17:0401008:4, площадью 1500 +/- 70 кв.м местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка Самарская область, Волжский р-н, квартал 6, квартал Новокуйбышевского лесничества Самарского лесхоза, имеет категорию - Земли особо охраняемых категорий, разрешенное использование «Для базы отдыха «Волна», и занят вышеуказанными объектами недвижимости, и объектами необходимыми для их использования.

Постановлением Главы муниципального района Волжский Самарской области №962 от 25.05.2010 право постоянного (бессрочного) пользования ООО «Нова» на земельный участок с кадастровым номером 63:17:0401008:4 площадью 1500 кв.м, разрешенное использование «Для базы отдыха «Волна», прекращено, а земельный участок с кадастровым номером 63:17:0401008:4 предоставлен обществу с ограниченной ответственностью «Оздоровительно-спортивный комплекс» на праве аренды сроком на 49 лет.

27.01.2011 между обществом с ограниченной ответственностью «Оздоровительно-спортивный комплекс» (арендатор) и Администрацией муниципального района Волжский Самарской области (арендодатель) подписан договор аренды №3/11 земельного участка площадью 15000 кв.м, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, квартал 6 Квартал Новокуйбышевского лесничества с кадастровым номером 63:17:0401008:4, категория земель земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование для базы отдыха «Волна» (далее - земельный участок) сроком на 49 лет. Согласно п.1.2 договора аренды на земельном участке расположены вышеуказанные объекты недвижимости.

11.07.2017 подписано соглашение о расторжении договора аренды №3/11 земельного участка.

28.07.2021 общество с ограниченной ответственностью «Трансойл» приобрело у общества с ограниченной ответственностью «Оздоровительно-спортивный комплекс» (ООО «ОСК») на основании договора купли-продажи №85/21 -1 вышеуказанное недвижимое имущество, именуемое в дальнейшем «Объекты недвижимости», расположенные на земельном участке с кадастровым номером 63:17:0401008:4 площадью 15000 +/- 70 кв.м, а также иное имущество базы отдыха «Волна».

Таким образом, по мнению заявителя, ООО «Трансойл» имеет исключительное право выкупа данного земельного участка в порядке подпункта б пункта 2 статьи 39 3, п.1 ст.39.20 ЗК РФ без проведения торгов в связи с нахождением на них объектов недвижимости.

Решением Самарского областного Суда от 26.01.2022 по административному иску ООО «Трансойл» по делу №3а-417/2022 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:17:0401008:4 равная рыночной стоимости 7 054 500 руб. по состоянию на 01.01.2019.

21.12.2021 вх.№5948 ООО «Трансойл» обратилось в Администрацию муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность на основании пп.6 п. 2 ст. 39.3, п.1 ст. 39.20 ЗК РФ.

Администрация муниципального района Волжский Самарской области Постановлением №289 от 01.03.2022 отказала в предоставлении земельного участка, так как земельный участок частично относится к землям лесного фонда и находится в квартале №6 Новокуйбышевского участкового лесничества Волжского лесничества.

03.10.2022 министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области письмом (Исх.№МЛХ-03-03/20739) сообщило, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 63:17:0401008:4, площадью 15 000 +/- 70 кв.м к особо охраняемым природным территориям регионального значения «Заливы острова Тушинский» не относятся.

Таким образом, заявитель полагает, что правовой статус земельного участка с кадастровым номером 63:17:0401008:4, площадью 15000 +/- 70 кв.м, в полной мере соответствует условиям применения пункта 6 статьи 7 Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ.

10.10.2022 ООО «Трансойл» обратилось в адрес Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с заявлением об исключении из государственного лесного реестра сведений об отнесении земельных участков с кадастровым номером 63:17:0401008:4 и кадастровым номером 63:17:0401008:10 к землям лесного фонда.

07.11.2022 Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - министерство) за Исх. №МЛХ-05-02/23 092, принято решение:

в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:17:0401008:10, площадью 22 000 +/- 70 кв.м - об изменении документированной информации государственного лесного реестра, в части устранения пересечения земельного участка с кадастровым номером 63:17:0401008:10 с участком земель лесного фонда;

в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:17:0401008:4, площадью 15 000 +/- 70 кв.м - о снятии данного участка с кадастрового учета, в связи с отсутствием зарегистрированных прав на данный участок.

Кроме того, министерство указало, что документы подтверждающие наличие зарегистрированного права на земельный участок с кадастровым номером 63:17:0401008:4 до 01.01.2016 не были представлены.

Посчитав, что министерство своим бездействием, выразившимся в не исключении из государственного лесного реестра сведений об отнесении к лесному фонду земельного участка с кадастровым номером 63:17:0401008:4 площадью 15000 +/- 70 кв.м местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка Самарская область, Волжский р-н, квартал 6, квартал Новокуйбышевского лесничества Самарского лесхоза, нарушило права и законные интересы заявителя, ООО «Трансойл» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции обосновано в удовлетворении заявленных требований отказал, по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, ненормативный акт, решение и действие (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствует закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.

Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Органы государственной власти от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.

На основании Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года №432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.

Федеральным законом от 29.07.2017 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее - Федеральный закон №280-ФЗ) внесены изменения в статью 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» согласно которым предусмотрено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре (далее - ГЛР), лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее-ЕГРН), правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

Правила части 3 статьи 14 Федерального закона №172-ФЗ применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Частью 7 статьи 10 Федерального закона №280-ФЗ (в ред. Федерального закона от 19.12.2022 №519-ФЗ) предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2026 года приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН.

На территории Самарской области соответствие со сведениями ЕГРН в рамках Федерального закона №280-ФЗ обязано осуществлять Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее -Министерство).

Согласно п.п.6,7 ст.4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ), сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

2)границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесною участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

3)договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Вопреки доводам апелляционной жалобы, заявителем не представлено доказательств о соблюдении указанных условий одновременно.

Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает три основных способа устранения противоречий сведений ЕГРН и ГЛР: в порядке уточнения границ участка, не являющегося согласно сведениям ЕГРН лесным участком; в ходе устранения реестровой ошибки; посредством снятия с государственного кадастрового учета лесных участков, сведения о которых совпадают со сведениями ЕГРН об иных лесных участках.

Каждый из этих способов зависит от наличия определенных обстоятельств и не может быть выбран произвольно кем-либо, в том числе заявителем (Письмо Минэкономразвития России от 15.09.2017 №26268-ВА/Д23и «О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017г. №280-ФЗ»).

Согласно ч.11 ст.60.2 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ), подлежит снятию с государственного кадастрового учета лесной участок, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, с одновременной государственной регистрацией прекращения права, ограничения права на него, обременения лесного участка, если в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на иные земельные участки, указанные в частях 1 и 2 статьи 60.2 Закона №218-ФЗ, или устранения реестровой ошибки в отношении земельных участков, указанных в частях 4, 5 и 9 статьи 60.2 Закона №218-ФЗ, будет установлено, что лесной участок находится в пределах границ иных земельных участков или сведения о его площади совпадают со сведениями о площади иного земельного участка на девяносто пять и более процентов. Снятие с учета указанного лесного участка и (или) государственная регистрация прекращения права, ограничения права на него, обременения лесного участка органом регистрации прав осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией прав на иные земельные участки, указанные в частях 1 и 2 статьи 60.2 Закона №218-ФЗ, на основании заявления и документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, или при устранении реестровой ошибки в отношении земельных участков, указанных в частях 4. 5 и 9 статьи 60.2 Закона №218-ФЗ.

Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании Приказа Минприроды России от 11.11.2013 №496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» (в ред. Приказов Минприроды России от 14.12.2017 №671, от 15.01.2019 №10 ).

Согласно указанному приказу, документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются следующие Акты:

2.1.1.Акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (Форма 1).

2.1.2.Акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра (Форма 2).

2.1.3.Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма 3).

Формы актов являются приложением к приказу.

Акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении составляются не позднее месяца с момента поступления первичной документации, перечень которой утвержден приказом Минприроды России от 11 ноября 2013г. №496 (зарегистрирован в Минюсте России 31 декабря 2013г., регистрационный №30979), и форм ведения государственного лесного реестра, утвержденных приказом Минприроды России от 6 октября 2016 г. №514 (зарегистрирован в Минюсте России 26 октября 201 6 г., регистрационный №44145).

Согласно письму Рослесхоза от 27.02.2015 №ПК-06-54/1869 «О применении приказа №496», Акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (далее - ГЛР) (форма 1, п.3.1 приказа) составляется при поступлении первичных документов, подтверждающих проведение лесоустройства на территории лесничества (участкового лесничества) или лесного участка.

Остальная информация является производной от материалов лесоустройства и направлена на изменение первоначально внесенной информации, поэтому при поступлении иных первичных документов составляется Акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра (форма 2, п.3.2 приказа).

К акту прикладываются подлинники первичных документов, и впоследствии акты группируются по участковым лесничествам и видам первичной документации.

На основании п.п. 12, 13 Приказа Минприроды России от 15.01.2019 №10 «Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра и внесении изменений в Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденные приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 г. № 496», изменение документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, осуществляется на основании решения уполномоченного органа, осуществляющего ведение государственного лесного реестра, в случаях:

-выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию;

-обнаружения ошибки уполномоченным органом, осуществляющим ведение государственного лесного реестра, поступления в указанный уполномоченный орган заявления об ошибке от лиц и органов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, или решения суда об устранении ошибки, вступившего в законную силу.

Несоблюдение указанной процедуры является основанием для отказа в удовлетворении.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что согласно данным государственного лесного реестра, спорный земельный участок частично относится к землям лесного фонда и находится в квартале 6 выделе 4 Новокуйбышевского участкового лесничества Волжского лесничества.

Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.

Как следует из представленного в материалы дела свидетельства о государственной регистрации права от 22.07.2004 участок площадью 50 880 000 кв.м. Новокуйбышевского лесничества Самарского лесхоза, является участком лесного фонда, леса первой группы и собственностью Российской Федерацией.

В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса).

Согласно части 1 статьи 67 Лесного кодекса на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса).

Лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов (части 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса).

Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из ГЛР в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда.

Из представленной выписка из государственного лесного реестра информация о лесном участке следует, что земельный участок с кадастровым номером 63:17:0401008:4, местоположение: Российская Федерация, Самарская область, Волжский район, расположен в 6 квартале выделе 4 Новокуйбышевского лесничества, что подтверждает отнесение участка частично к землям лесного фонда.

Доказательств, опровергающих указанное обстоятельство, материалы дела не содержит.

Согласно выписке из ЕГРН от 02.10.2021 право на испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 63:17:0401008:4 не зарегистрировано и имеет категорию: земли особо охраняемых территорий и объектов.

Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, достоверных доказательств, свидетельствующих о наличии зарегистрированного до 01.01.2016 права на земельный участок с кадастровым номером 63:17:0401008:4 материалы дела не содержат, а свидетельство о праве собственности на землю от 04.02.1993 №89, выданное АО Самарское народное предприятие «Нова» (постоянное пользование) не позволяет идентифицировать территориально (кв.6 выд.4 Новокуйбышевского участкового лесничества Волжского лесничества).

Кроме того, данное свидетельство является временным и действует до выдачи соответствующего государственного акта установленной формы. Из пояснений представителя заявителя, данных в судебном заседании 16.05.2023, следует, что государственный акт, установленной формы, не выдавался.

Доказательства, подтверждающие регистрацию за АО СНП «Нова» права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 1,5 га, несельскохозяйственного назначения (База отдыха «Волна») на основании свидетельства о праве собственности на землю №89 от 04.02.1993 также отсутствуют.

Не смотря на то, что Постановлением Главы муниципального района Волжский Самарской области №962 от 25.05.2010 право постоянного (бессрочного) пользования ООО «Нова» на земельный участок с кадастровым номером 63:17:0401008:4, площадью 1500 кв.м., разрешенное использование «Для базы отдыха «Волна», прекращено, допустимых доказательств, подтверждающих право собственности, в отсутствие его регистрации, материалы дела не содержат. 

Как правомерно указано судом первой инстанции, нормы Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», о так называемой «лесной амнистии» предусматривают приоритет прав сведений Единого государственного реестра недвижимости и правоудостоверяющих и правоустанавливающих документов.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что, предусмотренных законом оснований для исключения из государственного лесного реестра земельного участка с кадастровым номером 63:17:0401008:4, местоположение: Российская Федерация, Самарская область, Волжский район, квартал 6 Новокуйбышевского лесничества, в рассматриваемом случае не имеется.

Также судом установлено, и материалами дела подтверждается, что Постановлением Главы муниципального района Волжский Самарской области №962 от 25.05.2010 земельный участок с кадастровым номером 63:17:0401008:4 предоставлен ООО «ОСК» на праве аренды сроком на 49 лет (л.д.58, оборот л.д. 59).

27.01.2011 между обществом с ограниченной ответственностью «Оздоровительно-спортивный комплекс» (арендатор) и Администрацией муниципального района Волжский Самарской области (арендодатель) подписан договор аренды №3/11 земельного участка площадью 15000 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, квартал 6 Квартал Новокуйбышевского лесничества с кадастровым номером 63:17:0401008:4 (л.д.55-57). Срок действия договора с 25.05.2010 по 24.05.2059.

В соответствии с пунктом 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Согласно пункту 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Исходя из пункта 2 статьи 26 ЗК РФ договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок более чем один год, подлежат государственной регистрации.

При этом, доказательств, подтверждающих регистрацию договора аренды №3/11 земельного участка от 27.01.2011 в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) заявителем не представлено.

Как указано выше, 11.07.2017 подписано соглашение о расторжении договора аренды №3/11 земельного участка (л.д.81).

28.07.2021 общество с ограниченной ответственностью «Трансойл» приобрело у общества с ограниченной ответственностью «Оздоровительно-спортивный комплекс» (ООО «ОСК») на основании договора купли-продажи №85/21-1 вышеуказанное недвижимое имущество, именуемое в дальнейшем «Объекты недвижимости», расположенные на земельном участке с кадастровым номером 63:17:0401008:4, площадью 1 5000 +/- 70 кв.м., а также иное имущество базы отдыха «Волна».

При таких обстоятельствах, на момент покупки (28.07.2021) ООО «Трансойл» объектов недвижимости, права на земельный участок у ООО «ОСК» отсутствовали.

Указанные обстоятельства не свидетельствую о нарушении прав и законных интересов заявителя.

То обстоятельство, что границы земельного участка лесного фонда установлены в ЕГРН, не свидетельствует о соблюдении процедуры порядка ведения государственного лесного реестра и внесении изменений в него по изложенным выше основаниям.

Кроме того, доказательств, подтверждающих несоответствие бездействия Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, выразившегося в не исключении из государственного лесного реестра сведений об отнесении к лесному фонду земельного участка с кадастровым номером 63:17:0401008:4, требованиям законодательства, материалы дела не содержат и судом первой инстанции обоснованно не установлено.

Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя. Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.

Принимая во внимание что совокупность обстоятельств, указанных в ст. 201 АПК РФ не установлена, оснований для удовлетворения заявленных требований ООО «Трансойл» у суда первой инстанции не имелось.

Вопреки позиции подателя жалобы, всем доводам и позиции сторон судом первой инстанции дана тщательная и надлежащая оценка. При этом неотражение в судебном акте всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 №305-КГ17-13690, от 13.01.2022 №308-ЭС21-26247).

Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, выводы суда не опровергают, а по существу сводятся к несогласию заявителя с оценкой судом обстоятельств дела. Между тем, иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных судом обстоятельств, а также иное толкование норм права не свидетельствуют о нарушении судом норм права и не может служить основанием для отмены судебного акта.

У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признавшего отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.

Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 мая 2023 года по делу № А55-37893/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                    О.П. Сорокина

Судьи                                                                                                                       П.В. Бажан

                                                                                                                                  А.Б. Корнилов