АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-68359/2020
г. Казань Дело № А55-37347/2019
11 декабря 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Мосунова С.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя – Белоусовой Н.А. доверенность от 03.02.2020,
ответчика – Комковой И.Т., доверенность от 28.10.2020, Суркина С.А., доверенность от 28.10.2020,
третьего лица – Комковой И.Т., доверенность от 17.09.2020, Суркина С.А., доверенность от 26.05.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.07.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2020
по делу № А55-37347/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Русская Катанка» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области о признании недействительными решения и требования, третье лицо – Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Русская Катанка» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области (далее – инспекция) от 13.09.2019 № 197 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления 1 465 575 рублей страховых взносов, 88 298 рублей 16 копеек пени и 293 115 рублей штрафа по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс). Общество также просило признать недействительным требование инспекции от 18.11.2019 № 77830 об уплате налога, сбора, страховых пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) о существовании задолженности в сумме 1 732 331 рублей 27 копеек, в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 1 372 060 рублей 45 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее – управление).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.07.2020 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговые органы просят отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по страховым взносам за I квартал 2019года, инспекцией вынесено решение от 13.09.2019 № 197, согласно которому обществу доначислены страховые взносы в размере 1 465 575 рублей, начислены пени в размере 88 298 рублей 16 копеек и заявитель привлечен к налоговой ответственности по статье 122 Кодекса в виде 293 115 рублей штрафа.
На основании вышеназванного решения инспекцией обществу выставлено требование от 18.11.2019 № 77830 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов.
Решением управления от 19.12.2019 № 03-15/45363@, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, решение инспекции оставлено без изменения.
По мнению инспекции, обществом в нарушение статьи 427 Кодекса исчислены страховые взносы по пониженным тарифам за январь-март 2019 года в отношении физических лиц (сотрудников), с которыми трудовые договоры заключены до внесения сведений в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР).
Отклоняя выводы налогового органа , суды предыдущих инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 419 Кодекса плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силуположений подпункта 12 пункта 1, пункта 2 и 10 статьи 427 Кодекса пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса, применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее - Закон № 473-ФЗ). Для плательщиков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования применяются пониженные тарифы страховых взносов. Плательщики, указанные в подпункте 11 пункта 1 настоящей статьи, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, в течение десяти лет со дня получения ими статуса участника свободной экономической зоны начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации, содержащегося в перечне поручений по итогам рабочей поездки в Дальневосточный федеральный округ 5-8.09.2017, утвержденном Президентом Российской Федерации 27.09.2017 № Пр-1968 (подпункт «а» пункта 1), и поручения Правительства Российской Федерации (пункт 4 протокола от 05.05.2017 № ДМ-П16-24пр) в целях обеспечения стабильности условий осуществления резидентами ТОСЭР предпринимательской деятельности и обеспечения конкурентоспособности ТОСЭР, расположенных в Дальневосточном федеральном округе (далее – ДФО), был принят Федеральный закон № 300-ФЗ, вступивший в силу 03.08.2018.
Федеральным законом от 03.08.2018 № 300-ФЗ (редакции от 27.11.2018) «О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» положения Кодекса дополнены пунктом 10.1, согласно которому плательщики, указанные в подпунктах 12 и 13 пункта 1 настоящей статьи, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, в течение десяти лет со дня получения ими статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития или статуса резидента свободного порта Владивосток начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен соответствующий статус.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 427 Кодекса пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах. В целях настоящего пункта под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом территории опережающего социально-экономического развития или резидентом свободного порта Владивосток при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Законом № 473-ФЗ или Федеральным законом от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» (далее – соглашение об осуществлении деятельности). При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОСЭР или резидентом свободного порта Владивосток и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.
Согласно письму Федеральной налоговой службы от 28.05.2019 № БС-4-11/10247@ резидент ТОСЭР, в том числе получивший соответствующий статус до 03.08.2018, обязан после вступления в силу Федерального закона № 300-ФЗ, то есть с 03.08.2018 применять пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении выплат, начисляемых работающим только по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента территории опережающего социально-экономического развития.
В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.2019 № 03-15-06/66798 перечень новых рабочих мест, создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, является неотъемлемой частью заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР и соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР, формы которых утверждены постановлением Правительства Самарской области от 21.11.2016 № 658 «Об обеспечении функционирования территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории монопрофильного муниципального образования (моногорода) Самарской области».
Вместе с тем решение о том, какие рабочие места необходимо отнести к новым рабочим местам с соответствующей квалификацией, созданным для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, и будут ли к ним относиться рабочие места, обслуживающие основное производство, должно приниматься заявителем.
Как усматривается из материалов дела, обществом 29.06.2018 письмом № 137 в адрес главы городского округа Тольятти Самарской области направлена заявка на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР «Тольятти», планирующего реализацию инвестиционного проекта «Строительство завода по производству медной катанки».
К заявке на заключение соглашения был приложен бизнес-план инвестиционного проекта «Строительство завода по производству медной катанки».
Срок реализации проекта согласно бизнес-плана разделен на два этапа:
- первый этап – с декабря 2016 года по I квартал 2018 года предусматривает приобретение основного технологического оборудования, помещений, монтаж, проектирование, строительно-монтажные работы, прием сотрудников с целью своевременного обучения основным производственным процессам и участия с производственном цикле холодного запуска проекта;
- второй этап – со II квартала 2018года предусматривает получение статуса ТОСЭР «Тольятти», строительство и ввод в эксплуатацию производственно-складских площадей, выход на проектную мощность линии, прием дополнительного персонала для обслуживания предприятия.
В соответствии с пунктом 4.6 бизнес-плана в рамках реализации всего проекта планируется создание не менее 188 рабочих мест, из них уже создано в 2017 году 59 рабочих места, в 2018 году до регистрации проекта в ТОСЭР создано 69 рабочих места, после получения статуса ТОСЭР планируется создать 69 рабочих места.
Судами установлено, что спорные рабочие места созданы заявителем в порядке и сроки, предусмотренные вышеуказанным бизнес-планом, и создание новых рабочих мест направлено на достижение целей, предусмотренных соглашением об осуществлении деятельности на ТОСЭР «Тольятти».
Между заявителем и министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области заключено соглашение от 03.09.2018 № 61 об осуществлении деятельности на ТОСЭР «Тольятти».
Предметом соглашения является реализация инвестиционного проекта – «Строительство завода по производству медной катанки» по виду экономической деятельности «Литье металлов» на ТОСЭР «Тольятти» в соответствии с представленной им заявкой на заключение соглашения.
Целью введения пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса – организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Законом № 473-ФЗ, является государственная поддержка и создание благоприятного социально-экономического климата для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития
Участники различных инвестиционных проектов, являющиеся будущими потенциальными резидентами ТОСЭР, принимая решение о получения статуса ТОСЭР и направляя соответствующие заявки в порядке, предусмотренном Законом № 473-ФЗ и постановлением Правительства от 22.06.2015 № 614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)», должны рассчитать экономические риски, связанные с реализацией того или иного инвестиционного проекта, в том числе и учесть предусмотренные действующим законодательством налоговые льготы, предусмотренные для резидентов ТОСЭР.
Таким образом, отражение заявителем в представленном в составе заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР «Тольятти» бизнес-плане факта необходимости создания дополнительных рабочих мест является важной социально-экономической составляющей всего инвестиционного проекта, реализация которого обусловлена, в томчисле и возможностью применения льготного налогообложения, предусмотренного для резидента ТОСЭР.
Судами обоснованно отклонен довод налоговых органов о том, что обществу следовало исчислять страховые взносы по тарифам в соответствии со статьей 426 Кодекса за январь 2019 года, февраль 2019 года, март 2019 года в отношении физических лиц (сотрудников), с которыми трудовые договоры заключены в 2017-2018 гг., до внесения сведений в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития (до 21.09.2018).
Как указали суды, согласно письму Федеральной налоговой службы от 28.05.2019 № БС-4-11/10247@ решение о том, какие рабочие места необходимо отнести к новым рабочим местам с соответствующей квалификацией, созданным для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, и будут ли к ним относиться рабочие места, обслуживающие основное производство, должно приниматься заявителем. При этом на этапе заключения соглашения об осуществлении деятельности уполномоченным органом должна производиться оценка целесообразности создания требуемого заявителем количества рабочих мест и его согласование.
В письме Министерства финансов от 06.03.2019 № 03-15-06/14613 указано, что решение о том, какие рабочие места необходимо отнести к новым рабочим местам с соответствующей квалификацией, созданным для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, должно приниматься заявителем.
В рассматриваемом случае заявитель правомерно применил пониженные тарифы страховых взносов исходя из того, что решение об отнесении рабочих мест к новым рабочим местам принимается самим налогоплательщиком.
При этом спорные рабочие места были созданы заявителем именно в целях задействования в производственных процессах нового завода, строительство и запуск мощностей которого предусматривает бизнес-план заявочной документации. Указанные трудовые ресурсы были привлечены заявителем именно для реализации целей соглашения в рамках ТОСЭР и в соответствии с утвержденным и согласованным штатным расписанием. При этом инспекцией не доказано, что указанные рабочие места были созданы в иных, не связанных с реализацией вышеозначенного инвестиционного проекта, целях.
Отклоняя доводы налоговых органов о том, чтопредпринимательская деятельность общества носила доходный характер и в период до начала реализации соглашения от 03.09.2018, в том числе первого этапа, в ходе которого было только приобретено технологическое оборудование и начато строительство административно-бытового корпуса, суды обоснованно исходили из того, что Кодекс не связывает предоставление указанной льготы с ведением резидентом доходной деятельности (либо отсутствием таковой) до заключения соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 23.06.2020 по делу Арбитражного суда Самарской области № А55-27980/2019.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении дела суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку. Доводы подателя жалобы были рассмотрены судами и им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие заявителей жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права к конкретным установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства.
Кассационная инстанция, поддерживая выводы судов, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных судами.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 03.07.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2020 по делу № А55-37347/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Л.Ф. Хабибуллин
Судьи С.В. Мосунов
Р.Р. Мухаметшин