НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Самарской области от 09.11.2021 № А55-10194/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-10976/2021

г. Казань                                                  Дело № А55-10194/2021

12 ноября 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

судьи Махмутовой Г.Н.,

рассмотрев без вызова сторон кассационную жалобу Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Самарский государственный колледж»

на принятое в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда Самарской области от 30.06.2021

по делу № А55-10194/2021

по иску Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Самарский государственный колледж» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Самара, о взыскании неосновательного обогащения по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,

УСТАНОВИЛ:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Самарский государственный колледж» (далее – ГАПОУ «СГК», истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» (далее – ООО «ЭкоСтройРесурс»,  ответчик) о взыскании 156 169 руб. 98 коп. неосновательного обогащения, 5685 руб. 10 коп. расходов по уплате государственной пошлины.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Резолютивной частью решения суда от 15.06.2021 (мотивированное решение от 30.06.2021) в иске отказано.

Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2021 ходатайство ГАПОУ «СГК» о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы на указанное судебное решение оставлено без удовлетворения, апелляционная жалоба возвращена заявителю.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Самарской области от 30.06.2021, ГАПОУ «СГК» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, настаивая на правомерности заявленных требований.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между истцом (потребитель) и ответчиком (региональный оператор) был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) от 10.03.2020 № ТКО-16978 со сроком действия с 01.01.2020 по 31.12.2020.

Согласно договору региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте (площадке) накопления ТКО, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствие с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном законом порядке единого тарифа на услуги регионального оператора (пункт 2); объем ТКО, принимаемый от потребителя ежемесячно, места (площадка) накопления ТКО, в т.ч. КТО, периодичность вывоза ТКО, информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО, а также иные условия оказания услуг по договору определяются согласно Приложению № 1 к договору (пункт 3).

В соответствии с пунктом 6 договора под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц, общая стоимость услуг по договору составляет 775 423 руб. 56 коп., стоимость услуг по договору является твердой и определяется на весь срок его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных договором, стоимость услуг по договору подлежит изменению в обязательном порядке в следующих случаях: получения региональным оператором уведомления от потребителя, предусмотренного пунктом 14.11 настоящего договора, наступление указанного случая признается основанием для изменения ежемесячной стоимости услуг по настоящему договору, что подлежит последующему отражению в счете, счете-фактуре, акте оказанных услуг.

Согласно пункту 14.11 договора потребитель обязан в срок не позднее 3-х рабочих дней до даты изменения потребителем количества и (или) вида расчетных единиц направить соответствующее уведомление в письменном виде региональному оператору с предоставлением в его адрес информации, подтверждающей указанные изменения, и иных данных, необходимых для учета объема ТКО и расчета оплаты за услуги по договору; указанное уведомление должно быть направлено региональному оператору заказным письмом с уведомлением.

Согласно пункту 14.13 договора потребитель обязан в случае выявления фактов уменьшения либо увеличения объема оказанных региональным оператором услуг по обращению с ТКО, в письменном виде направить региональному оператору соответствующее уведомление с предоставлением подтверждающей информации; указанное уведомление направляется в адрес регионального оператора в 2-х экземплярах заказным письмом с уведомлением.

Обращаясь с исковым заявлением, истец указал, что в соответствии с информацией Роспотребнадзора от 16.03.2020 о подъеме уровня заболеваемости ОРВИ и гриппом на территории Самарской области и рекомендациями о введении дополнительных ограничительных мер, распоряжением Министерства образования и науки Самарской области от 16.03.2020 № 283 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы общего и дополнительного образования в условиях подъема уровня заболеваемости ОРВИ и гриппом на территории Самарской области, приказом Самарского управления Министерства образования и науки Самарской области от 16.03.2020 № 99-од, приказом директора ГАПОУ «СГК» от 17.03.2020 № 76-од, в ГАПОУ «СГК» образовательный процесс с 17.03.2020 был организован в дистанционном режиме обучения.

По мнению истца, с 17.03.2020, в связи с уменьшением количества расчетных единиц, объем принимаемых региональным оператором ТКО по договору по адресам расположения учебных корпусов: <...>; <...>; <...>; <...>; <...>, и нежилого помещения колледжа по адресу: <...>, составил 0 куб.м. в месяц, в связи с чем на основании пункта 14.13 договора истец направил в адрес ответчика уведомление от 01.06.2020 № 519 о факте уменьшения объема оказанных региональным оператором услуг по обращению с ТКО, и просил произвести соответствующий перерасчет оплаты по договору с 17.03.2020.

В ответ на данное уведомление ответчик в письме от 16.06.2020 № ЭСР-28243/20 сообщил о том, что условия оплаты услуг по обращению с ТКО не могут быть согласованы региональным оператором.

На основании информации Роспотребнадзора от 16.03.2020 о подъеме уровня заболеваемости ОРВИ и гриппом на территории Самарской области и рекомендациями о введении дополнительных ограничительных мер, распоряжения Министерства образования и науки Самарской области от 16.03.2020 № 283-р, приказа Самарского управления Министерства образования и науки Самарской области от 16.03.2020 № 99-од, приказа директора ГАПОУ «СГК» от 17.03.2020 № 76-од, распоряжения Министерства образования и науки Самарской области от 27.07.2020 № 560-р, приказа директора ГАПОУ «СГК» от 17.08.2020 № 125-од, в связи с организацией в ГАПОУ «СГК» образовательного процесса с 17.03.2020 по 27.07.2020 включительно в дистанционном режиме обучения, а также в связи с предоставлением студентам ГАПОУ «СГК» академических отпусков, летних каникул, отчислением из ГАПОУ «СГК» студентов очной и заочной формы обучения, во исполнение пункта 14.11 договора истец направил в адрес ответчика уведомление от 17.09.2020 № 899 об изменении количества расчетных единиц в отношении объектов недвижимости колледжа, по которым расчетной единицей является 1 учащийся, а именно, о том, что с 17.03.2020 по 31.08.2020 количество расчетных единиц составляет – 0, на основании чего, в соответствии с пунктом 6 договора стоимость услуг по договору подлежит изменению в обязательном порядке, что подлежит последующему отражению в счете, счете-фактуре, акте оказанных услуг, а также просил произвести соответствующий перерасчет оплаты по договору.

В ответ на данное уведомление ответчик в письме от 08.10.2020 № ЭСР-53240/20 сообщил о том, что предложенные условия оплаты услуг по обращению с ТКО по договору не могут быть согласованы региональным оператором.

Как установлено судом, истец оплатил ответчику денежные средства в общей сумме 775 423 руб. 56 коп.

Согласно договору на объектах недвижимости, в отношении которых расчетной единицей является 1 учащийся (учебные корпуса и нежилое помещение колледжа) ответчик должен был принимать ТКО в объема 42,602 куб.м./мес, соответственно в год — 42.602 куб.м х 12 = 511,22 куб.м.

По мнению истца, исходя из фактического объема принятых ТКО на данных объектах, истец должен был уплатить 149 623 руб. 74 коп., оплата по договору за неоказанные услуги по обращению с ТКО составляет 156 169 руб. 98 коп. и подлежит взысканию с ответчика, как неосновательное обогащение.

 Истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 02.11.2020 № 1085 с требованием произвести перерасчет оплаты по договору.

Приведенные обстоятельства, послужили основанием для обращения в суд с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд правомерно исходил из следующего.

С 01.01.2019 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО на территории Самарской области осуществляется региональным оператором.

Статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»  собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

При заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО применяются Правила обращения с ТКО, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее – Правила № 1156).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 8 (1) Правил № 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся в том числе в зданиях, строениях, нежилых помещениях – с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, нежилыми помещениями на законных основаниях.

В соответствии с подпунктом «г» пункт а 8 (7) Правил № 1156 региональному оператору предоставляются документы, содержащие сведения, в том числе, об общей площади нежилого помещения, о количестве расчетных единиц, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления поселения или городского округа при определении нормативов накопления ТКО для соответствующей категории объекта.

В отношении объектов недвижимости, относящихся к категории «учреждения начального и среднего профессионального образования, высшего и послевузовского образования или иное учреждение, осуществляющее образовательный процесс», приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2016 № 804 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области», расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив, установлена как «1 учащийся».

Норматив накопления ТКО определяется в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов твердых коммунальных отходов». Нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов.

Норматив является усредненной величиной ТКО, образующихся в единицу времени, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

Между истцом и региональным оператором заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 10.03.2021 № ТКО-16978, в соответствии с которым региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, определенным договором, и обеспечивать их обращение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В соответствии с пунктом 16 договора учет объема (массы) ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» (далее – Правила № 505), осуществляется следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.

При заключении договора региональный оператор руководствовался сведениями о количестве расчетных единиц, предоставленных истцом.

На основании вышеуказанных сведений региональным оператором был правомерно применен расчет объема принимаемых ТКО в месяц, исходя из заявленного истцом количества расчетных единиц.

Довод истца о том, что факт перевода учащихся на удаленное обучение, является основанием для перерасчета платы за услуги по обращению с ТКО, в связи с изменением (уменьшением) количества расчетных единиц и соответственно объема обоснованно отклонен судом.

Студенты, находясь на дистанционном обучении остаются образователями ТКО. Вне зависимости от формы обучения (очная, заочная, дистанционная) количество расчетных единиц для потребителя коммунальной услуги (ГАПОУ «СГК») остается неизменной.

Факт нахождения учащихся в здании образовательного учреждения ГАПОУ «СГК» не влияет на фактическое оказание услуг региональным оператором. В случае осуществления коммерческого учета объема и массы ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО, потребитель не ограничен количеством мест накопления ТКО и имеет право складировать ТКО в любых местах накопления ТКО.

Соответственно, у истца имелась возможность получения коммунальной услуги по обращению с ТКО посредством использования ближайших контейнерных площадок, расположенных на территории общего пользования.

Кроме того, в силу социально значимого характера деятельности регионального оператора, связанного с необходимостью повседневного удовлетворения нужд потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО, а также в силу публичности такой деятельности, оказание услуги по обращению с ТКО являлось обязательным к исполнению действием для регионального оператора с невозможностью отказа от его исполнения даже ввиду ограничений, установленных для образовательных учреждений Распоряжением министерства образования и науки Самарской области от 16.03.2020 № 283 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы общего и дополнительного образования в условиях подъема заболеваемости ОРВИ и гриппом на территории Самарский области», приказом Самарского управления Министерства образования и науки Самарской области от 16.03.2022 № 99-од, приказом директора ГАПОУ «СГК» от 17.03.2020 .

В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (региональный оператор) за счет другого лица (ГАГТОУ «СПС»), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Пунктом 2 статьи 1102 ГК РФ установлено, что правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В соответствии со статьей 1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям: 1) о возврате исполненного по недействительной сделке; 2) об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения; 3) одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством; 4) о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.

Таким образом, для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимо приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого приобретения или сбережения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

Требование о неосновательном обогащении может быть заявлено лицу, которое получило неосновательное обогащение в форме неосновательного сбережения, неосновательного приобретения или неосновательного пользования за счет другого лица, то есть тому лицу, которое неосновательно получило какое-либо имущество.

Заявленную истцом к взысканию сумму в размере 156 169 руб. 98 коп. нельзя рассматривать как неосновательное обогащение регионального оператора, поскольку: у регионального оператора не возникло возрастание или сбережение имущества на взыскиваемую сумму.

Указанные денежные средства перечислены региональному оператору за услуги по обращению с ТКО, оказанные надлежащим образом; истцом не предоставлено в материалы настоящего дела доказательств несения убытков на стороне потерпевшего; убытки истца, связанные с перечислением платы за услуги по обращению с ТКО в размере 156 169 руб. 98 коп. не могут являться источником обогащения регионального оператора, поскольку указанные денежные средства перечислены по действующему договору за фактически оказанные услуги по обращению с ТКО; предъявленная истцом ко взысканию сумма в размере 151 958 руб. 59 коп. перечислена региональному оператору в счет исполнения своих обязательств по договору № ТКО16978, из чего следует однозначный вывод о наличии надлежащих правовых оснований для перечисления указанной суммы в адрес регионального оператора.

Истец, осуществляя оплату услуг по договору, в платежных поручениях: № 311 от 12.03.2020, № 312 от 12.03.2020, № 406 от 01.04.2020, № 543 от 07.05.2020, № 605 от 02.06.2020, № 742 от 02.07.2020, № 969 от 05.08.2020, № 1109 от 04.09.2020, № 1270 от 05.10.2020, № 1523 от 06.11.2020, № 1675 от 01.12.2020, № 1871 от 22.12.2020 указывал в назначении платежа «Оплата за услуги по обращению с ТКО по договору № ТКО-16978 от 10.03.2020 г.» и размер перечисляемой суммы, что свидетельствует об отсутствии факта неосновательного обогащения.

Также истец в течение всего спорного периода принимал стоимость оказанных услуг, без возражений подписывал универсально-передаточные документы.

Довод истца о том, что в связи с организацией в ГАПОУ «СГК» образовательного процесса с 17.03.2020 по 27.07.2020 включительно в дистанционном режиме обучения, а также в связи с предоставлением студентам ГАПОУ «СГК» академических отпусков, летних каникул, отчислением из ГАПОУ «СГК» студентов очной и заочной формы обучения по адресам расположения учебных корпусов: <...>; <...>; <...>; <...>; <...>, и нежилого помещения колледжа по адресу: <...>, осуществляют трудовую деятельность только 1 учащийся, а остальные обучающиеся студенты находятся дистанционном обучении (вне здания истца), обоснованно отклонены, поскольку студенты, находясь на дистанционном обучении, остаются образователями ТКО. Вне зависимости от формы обучения (очная, заочная, дистанционная) количество расчетных единиц для потребителя коммунальной услуги (ГАПОУ «СГК») остается неизменной. Факт нахождения учащихся в здании образовательного учреждения ГАПОУ «СГК» не влияет на фактическое оказание услуг Региональным оператором.

Согласно пункту 5 Правил № 505 коммерческий учет для собственников ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Указанный метод применяется при организации потребителем раздельного накоплении ТКО, а также при наличии собственной контейнерной площадки, включенной в территориальную схему и имеющей заключение Роспотребсоюза о соответствии контейнерной площадки требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.

В связи с отсутствием у истца собственной контейнерной площадки, отвечающей вышеуказанным требованиям, региональным оператором производится коммерческий учет ТКО в соответствии с утвержденным нормативом.

При указанных обстоятельствах суд правомерно в удовлетворении исковых требований отказал.

Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу, не усмотрел существенных нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта по основаниям, предусмотренным положениями части 3 статьи 288.2 АПК РФ.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 30.06.2021 по делу № А55-10194/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалованию не подлежит.

Судья                                                                                    Г.Н. Махмутова