НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Самарской области от 02.02.2022 № А55-3708/2021

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

08 февраля 2022 года                                                                              Дело А55-3708/2021

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена                           02 февраля 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено                            08 февраля 2022 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Корнилова А.Б.,

судей Бажана П.В. и Некрасовой Е.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивенской А.А., с участием

от МП г.о. Самара «Благоустройство» - до и после перерыва ФИО1, доверенность от 05.07.2021,

от Контрольно-счетной палаты г.о. Самара – до и после перерыва ФИО2, доверенность от 25.01.2022; ФИО3, доверенность от 14.01.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании, 26 января - 02 февраля 2022 года объявлялся перерыв, апелляционную жалобу МП г.о. Самара «Благоустройство»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 октября 2021 года  по делу №А55-3708/2021 (судья Коршикова О.В.), принятое

по заявлению МП г.о. Самара «Благоустройство»

к Контрольно-счетной палате городского округа Самара

о признании недействительным ненормативного акта,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просил признать недействительным представление Контрольно-счетной палаты г.о. Самара № Пр-03/04-15 от 24.12.2020г.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 октября 2021 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.

В апелляционной жалобе муниципальное предприятие просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении своих требований.

В материалы дела поступил отзыв контрольно-счетной палаты на апелляционную жалобу, в котором она просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель подателя жалобы доводы, в ней изложенные поддержала, просила решение отменить, считая оспариваемое представление незаконным.

Представители контрольно-счетной палаты против удовлетворения жалобы возражали, считая свое представление законным.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, в отношении МП «Благоустройство» Контрольно-счетной палатой городского округа Самара проведена проверка на основании положения «О Контрольно-счетной палате городского округа Самара», утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 30.08.2011 №127, плана работ  Контрольно-счетной палаты городского округа Самара на 2020 год, утвержденного председателем Контрольно-счетной палаты городского округа Самара, обращения прокуратуры г. Самары от 09.07.2020 №07-12-20/89, обращения прокуратуры Октябрьского района г. Самары от 16.07.2020 №07-05-2020. Проверка проводилась с целью оценки эффективности осуществления финансово-хозяйственной деятельности муниципальным предприятием городского округа Самара «Благоустройство» за 2017-20149 гг., текущий период 2020 года.

Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 30.11.2020 г. (т. 1 л.д. 70-112). Впоследствии вынесено оспариваемое представление об устранении выявленных нарушений от 24.12.2020 г. № Пр-03/04-15, а именно: обеспечить надлежащее санитарное, техническое и противопожарное состояние объекта имущества муниципальной казны база отдыха «Дорожник»; обеспечить уплату в бюджет платы за землю: обеспечить составление первичных учётных документов при совершении факта хозяйственной жизни, оформить первичные учетные документы по хранению имущества и товара; утвердить в учётной политике формы первичных учётных документов по хранению товарно-материальных ценностей; обеспечить соблюдение положения по оплате труда, не допускать необоснованные расходы на выплату премий работникам, производить материальное стимулирование работников при наличии основания для начисления премии по данным бухгалтерской отчетности, показателей планов и отчётов о финансово-хозяйственной деятельности; обеспечить соблюдение требований Устава предприятия в части получения и использования прибыли, создания резервного фонда, социального фонда, фонда материального поощрения работников, перечисления в бюджет г.о. Самара части прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей; обеспечить внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни оформить документально результаты проверок внутреннего контроля: обеспечить внесение в бухгалтерский учёт и бухгалтерскую отчётность исправлений в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете порядком исправления ошибок, не допускать искажений бухгалтерской (финансовой ) отчётности; признать в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчетности суммы административных штрафов на дату вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении, пени за несвоевременную уплату налогов и страховых взносов в бюджет; обеспечить предоставление достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности; обеспечить выполнение утвержденных планов финансово-хозяйственной деятельности, безубыточный результат деятельности; рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в допущении недостатков, выявленных в ходе проверки (т. 1 л.д. 113-117).

Посчитав вынесенное представление нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу статей 198, 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания законности принятия оспариваемых ненормативных правовых актов, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на их принятие, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемый ненормативный правовой акт (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ). В свою очередь, заявитель должен доказать, что оспариваемым ненормативным правовым актом нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возложены обязанности, созданы иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявитель считает, что проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности муниципального предприятия городского округа Самара «Благоустройство» за 2017-2019 годы и текущий период 2020 года проведена с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах местного самоуправления) предусмотрено, что структура органов местного самоуправления включает, в том числе и контрольно-счетный орган муниципального образования.

Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется указанным Законом, Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон об общих принципах организации контрольно-счетных органов), а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 38 Закона об общих принципах местного самоуправления).

Контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно (части 2, 4, 8 статьи 3 данного Закона).

В части 1 статьи 268.1 БК РФ определено, что полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета; контроль достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета; контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Закон о Счетной палате РФ) и Законом об общих принципах организации контрольно-счетных органов.

В силу части 1 статьи 16 Закона об общих принципах организации контрольно-счетных органов контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

В соответствии со статьями 1.1., 1,2 Положения «О Контрольно-счетной палате городского округа Самара», утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 30.08.2011 № 127 Контрольно-счетная палата городского округа Самара является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуется Думой городского округа Самара и является подотчетной Думе городского округа Самара. Контрольно-счетная палата г.о. Самара обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

В соответствии с частью 2 статьи 265 БК РФ внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью контрольно-счетных органов муниципальных образований.

Вместе с тем, на основании пункта 3 части 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ положения указанного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении вида муниципального контроля: контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере.

Таким образом, довод о недействительности результатов проверки в силу статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» правомерно судом первой инстанции признан  несостоятельным, поскольку пунктом 3 части 3.1 статьи 1 названного закона определено, что положения настоящего Федерального закона, не применяются при осуществлении государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Пунктом 1 оспариваемого представления заявителю вменяется нарушение п. 3.2.5, 3.2.6 договора аренды имущества муниципальной казны от 03.04.2006 г. №000065М, заключенным с Департаментом управления имуществом г.о. Самара. Предприятием допущено ненадлежащее санитарное, техническое и противопожарное состояние объекта имущества муниципальной казны в аренде – базы отдыха «Дорожник», которое длительное время не используется в деятельности предприятия, территория находится  в состоянии непригодном к использованию по назначению, запущена, заросла порослью деревьев и кустарников, домики полуразрушены.

Заявитель ссылается на то обстоятельство, что приведение объектов с помощью текущего и капитального ремонта в надлежащее техническое состояние не представляется возможным.

Данные доводы судом первой инстанции отклонены в силу следующего.

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, и применяется для целей ведения налогового учета, в соответствии со статьей 258 Налогового кодекса Российской Федерации.

Правила определения срока полезного использования для целей бухгалтерского и налогового учета отличаются. В бухгалтерском учете срок полезного использования основных средств, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации, устанавливается при принятии объекта к учету на основании пунктов 4, 20 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01», утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н.

Согласно пункту 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91 н, для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные, лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.         

Имущество базы отдыха «Дорожник» согласно приложению 1 «Перечень имущества на 01.04.06» к договору аренды имущества муниципальной казны от 03.04.2006 № 000065 является арендованным имуществом, и, следовательно, не было принято к учету МП г.о. Самара «Благоустройство», а находится на учете у собственника имущества муниципальной казны - Департамента управления имуществом г.о. Самара.

Предприятием не представлена инвентаризация арендованных основных средств, проведение которой предусмотрено пунктами 1.3, 2.11, 3.7 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов в аренду.

Предприятием не представлены какие-либо документы по обращению к собственнику имущества ДУИ г. о. Самара о невозможности приведения объектов аренды муниципальной казны с помощью текущего и капитального ремонта в надлежащее техническое состояние.

В ходе проверки контрольно-счетная плата пришла к выводу, что в результате бездействия Предприятия допущена частичная утрата муниципального имущества.

Таким образом, соблюдение пунктов 3.2.5, 3.2.6 договора аренды имущества муниципальной казны от 03.04.2006 № 000065 М, заключенного с Департаментом управления имуществом городского округа Самара, является обязанностью МП г. о. Самара «Благоустройство».

Заявитель, считает незаконной обязанность по содержанию арендованного имущества, ссылаясь на стопроцентный износ базы отдыха.

Однако, заявителем не представлены доказательства по принятию мер к принятию решения об изменении условий договора о содержании имущества, либо принятия решения о списании имущества в соответствии с Постановлением Администрации городского округа Самара от 25.11.2009 № 1274 (ред. От 23.01.2020) «Об утверждении Положения о порядке списания муниципального имущества городского округа Самара».

Согласно пункту 1.3. Постановления от 25.11.2009 № 1274 начисление 100% амортизации не является основанием для списания объекта с учета. Объекты списываются только в случае их ликвидации, реализации, безвозмездной передачи иным организациям (за исключением государственных и муниципальных организаций), физическим лицам, национальным организациям и правительствам иностранных государств, международным финансовым организациям.

Мерами могут быть действия направленные на списание имущества в случае их ликвидации, реализации, безвозмездной передачи иным организациям.

Согласно письму Департамента управления имуществом городского округа Самара от 21.01.2021 № 39-1501/432, направленного в адрес Предприятия 18.01.2021 было направленно письмо о необходимости устранения нарушений и надлежащем соблюдении санитарного, технического и противопожарное состояние объекта.

Заявитель не принимал меры к устранению вменяемого нарушения. В ходе судебного разбирательства заявителем было направлено письмо в адрес Департамента, где он просит исключить имущество из договора аренды имущества муниципальной казны от 03.04.2006 № 000065 в связи с необходимостью несения расходов на содержание указанного имущества.

Тем не менее, Предприятие не указывает, какие его права нарушены и какому закону не соответствует пункт 1 представления от 24.12.2020 № ПР-03/04-15.

Таким образом, вывод о наличии нарушения судом первой инстанции правомерно признан законным и обоснованным.

Пунктом 2 оспариваемого представления заявителю вменяется нарушение пп. 7 п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 65 Земельного Кодекса Российской Федерации, а именно отсутствие плата за пользование земельными участками под объектами недвижимого имущества, закрепленными на праве хозяйственного ведения по адресам: г. Самара, Красноглинский район, пос. Козелки; г. Самара, Ленинский район, ул. Аксакова. д.11.

В целях устранения нарушений МП г. о. Самара «Благоустройство» в соответствии со статьей 14 Положения о КСП г. о. Самара представлением предлагается соблюдать требования земельного законодательства о платности использования земельных участков под объектами имущества, закрепленными на праве хозяйственного ведения, обеспечить уплату в бюджет платы за землю.

В соответствии с внесенным представлением, МП г. о. Самара «Благоустройство», обязано уведомить в письменной форме КСП г. о. Самара о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах, направленных на устранение нарушений подпункта 7 пункта 1 статьи 1 и пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, что не является требованием об устранении нарушения в месячный срок. При этом планируемый срок устранения нарушения указывается объектом контроля в плане - графике мероприятий, прилагаемом к представлению.

В соответствии с пунктом 1.1. Устава от 10.08. 2015 № 3045 МП г. о. Самара «Благоустройство» действует в соответствии с Гражданским кодексом РФ, иными нормативными актами.

Таким образом, МП г. о. Самара «Благоустройство» руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации. В соответствии Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ Предприятием в своей деятельности не приняты решения о заключении договора аренды на земельные участки и (или) уплате в бюджет неосновательного обогащения за пользование земельными участками.

МП г. о. Самара «Благоустройство в ответ на представление КСП г. о. Самара в месячный срок обязано уведомить в письменной форме КСП г. о. Самара о том, какие решения были приняты Предприятием в соответствии с законодательством РФ: о заключении договора аренды на земельные участки и (или) уплате в бюджет неосновательного обогащения за пользование земельными участками, и какие меры были приняты в целях исполнения этих решений.

При этом, уплата за пользование земельными участками обеспечивается на условиях договора аренды и (или) обстоятельств неосновательного обогащения в зависимости от принятых решений Предприятием.

О том, какие приняты решения и меры в целях устранения нарушения, указывается объектом контроля в плане - графике мероприятий, прилагаемом к представлению.

Заявитель не указывает, какие права, и законные интересы в экономической деятельности нарушены.

В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 45 Устава городского округа Самара органы местного самоуправления от имени городского округа Самара самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа Самара. Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом городского округа Самара, в том числе землей, водными и другими природными ресурсами регулируется федеральными законами и решениями Думы городского округа Самара.

Подпункт 7 пункта 1 статьи 1 и пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает плату за Пользование земельными участками.

В соответствии с подпунктом е пункта 3 статьи 45 Устава городского округа Самара Управление и распоряжение собственностью городского округа Самара осуществляется на основе принципа увеличение доходов бюджета городского округа Самара от использования муниципального имущества.

Таким образом, обязанность обеспечить уплату в бюджет оплату за землю, также лежит на собственнике земельных участков.

Согласно письму от 29.07.2021г. №06/1-01/2638 Главы Красноглинского внутригородского района городского округа Самара администрацией Красноглинского внутригородского района городского округа Самара составлен акт осмотра (обследования) земельного участка от 29.06.2021 №114, в отношении земельного участка по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, севернее п. Козелки, с кадастровым номером 63:01:033300361, площадью 101 146 кв. м.

Данный земельный участок общей площадью 101 146.0 кв. м. имеет ограждение из бетонных плит, на въезде охрана. На территории имеются нежилые здания, ангары, весовая, площадки для складирования.

Также согласно письму Департамента управления имуществом городского округа Самара от 02.07.2021 №15-07-05/39-19-18/60013 указанно, что в границах данных земельных участков расположены объекты недвижимого имущества, закрепленные на праве хозяйственного ведения за Предприятием. Предприятию необходимо обратиться на имя Главы городского округа Самара с заявлением о предоставлении вышеуказанных земельных участков в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Проверяющими сделан вывод, что уклонение Предприятия от заключения договора аренды при использовании земельных участков образует состав административного правонарушения (ст.7.1. КоАП РФ).

Согласно письму Департамента управления имуществом городского округа Самара от 01.07.2021 № 15-07-20/27308 по адресам Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Козелки, Ленинский район, ул. Аксакова, д. 11, целесообразность неосновательного обогащения отсутствует, в целях приведения в соответствие с действующим законодательством правоотношений по использованию МП «Благоустройство» земельных участков, будет рассмотрен вопрос их предоставления предприятию на основании договоров аренды. Директору предприятия дано указание о проведении соответствующей работы.

Таким образом, согласно указанным письмам, Предприятие пользуется земельными участками, принадлежащим на праве собственности городскому округу Самара, без правоустанавливающих документов, а соответственно Предприятию в целях устранения нарушений законодательства необходимо оформить договоры аренды.

Вместе с тем, представлением предлагается соблюдать требования земельного законодательства о платности использования земельных участков под объектами имущества, закрепленными на праве хозяйственного ведения, обеспечить уплату в бюджет платы за землю.

Мерой по указанному решению может быть проведение инвентаризации имущества по выявлению излишек имущества. Инвентаризация активов и обязательств, проводится на основании статьи 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ), пунктов 26 - 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее -Положение № 34н). Порядок проведения инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.19,95 № 49 (далее - Порядок № 49).

Инвентаризация по решению руководителя может быть Плановой или внеплановой. По результатам инвентаризации устанавливается наличие излишков и недостач в виде земельных участков, которые находятся в пользовании у Предприятия.

В соответствии с пунктом 1.3. Порядка № 49 инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Согласно пункту 2.5. Порядка № 49 сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации.

Таким образом, наличие пользования земельными участками отражаются в соответствии с пунктом 2.5., 4.1 Порядка № 49 в инвентаризационных описях или актах инвентаризации, сличительной ведомости и в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией, протоколе инвентаризационной комиссии.

На основании указанных документов, пункт 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ, земельные участки подлежат отражению в бухгалтерском учете Предприятия в составе неучтенных объектов основных средств на забалансовый счет.

При этом, в соответствии с пунктом 4,9 Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010)» утвержденного приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения (далее - оценочное обязательство) может возникнуть из норм законодательных и иных нормативных правовых актов, судебных решений, договоров.

Условное обязательство возникает у организации вследствие прошлых событий ее хозяйственной жизни, когда существование у организации обязательства на отчетную дату зависит от наступления (не наступления) одного или нескольких будущих неопределенных событий, не контролируемых организацией.

Таким образом, у Предприятия возникает оценочное финансовое обязательство перед собственником имущества в виде неосновательного обогащения в соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем согласно подпункту в) пункта 5 ПБУ 8/2010 величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена. Согласно пункту 8 ПБУ 8/2010 оценочные обязательства отражаются на счете учета резервов предстоящих расходов. При признании оценочного обязательства в зависимости от его характера величина оценочного обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности или на прочие расходы.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденного приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, оценочные обязательства отражаются на счете 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».

На основании результатов инвентаризации и отражения оценочного обязательства в бухгалтерском учете Предприятие направляет обращение в Департамент управления имуществом городского округа Самара о намерении произвести выплату в связи с возникшим обязательством. Дальнейшие действия по оплате производятся по соглашению сторон.

При этом в случае принятия решения и мер о заключении договора аренды земельных участков, предусматривающих условия об оплате за аренду земельных участков, неосновательное обогащение не выплачивается, в связи с оплатой по договору аренды.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии вышеописанного нарушения.

По пункту 3 представления о нарушение пунктов 1, 3, 4 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) в бухгалтерском учете Предприятия отсутствуют: первичные учетные документы на хранение имущества ООО «Кедр-1» по договору от 01.12.2019 № 617 на оказание услуг по хранению имущества; акт приема-передачи товара в подтверждение получения заёмщиком МП «Благоустройство» 2 840 т товара ПМГ «Бионорд» на сумму 53 843,56 тыс. руб., подписание которого предусмотрено п. 1.4 договора займа от 30.12.2019 б/н с заимодавцем ООО ТД «УЗПМ»; акт возврата товара поклажедателю МП «Благоустройство» с хранения в количестве 2 380 т ПГМ «Бионорд» на сумму 39 179,4 тыс. руб. по договору ответственного хранения от 28.12.2018 № 593 с хранителем ООО ТД «УЗПМ».

В учетной политике Предприятия не утверждены формы первичных учетных документов по хранению товарно-материальных ценностей сообщаем следующее.

В ходе проведения контрольного мероприятия и анализа показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности МП г.о. Самара «Благоустройство» за 2017 - 2019 годы, 1 полугодие 2020 года КСП г.о. Самара установлено наличие существенной кредиторской задолженности в составе обязательств бухгалтерского баланса МП г.о. Самара «Благоустройство» по состоянию на 31.12.2017, 31.12.2018, 3.12.2019, 30.06.2019 (страница 12 акта проверки от 30.11.2020).

В составе кредиторской задолженности предприятия основную сумму составляет кредиторская задолженность поставщику реагентов противогололедных материалов (ПГМ) «Бионорд» ООО Торговый дом «Уральский завод противогололедных материалов» (далее - ООО ТД «УЗПМ») (страницы 12 - 13 акта проверки от 30.11.2020).

В составе активов бухгалтерского баланса на конец каждого из проверяемых периодов основную сумму составляют дебиторская задолженность и запасы. Исходя из этого, у Предприятия были запрошены регистры бухгалтерского учета по учету материально-производственных запасов на 30.06.2020 (отчетную дату последнего отчетного периода). Остатки ПГМ «Бионорд» на 30.06.2020 составляли 3 610,38 тонн на сумму 56 806,6 тыс. руб. из общей суммы запасов в размере 90 113 тыс. руб., или 63 % запасов Предприятия, что привело к увеличению кредиторской задолженности поставщику ООО ТД «УЗПМ» и отвлечению оборотных средств Предприятия на приобретение материалов, необходимых в зимние месяцы года (страница 13 акта проверки от 30.11.2020).

В связи с наличием на 30.06.2020 большого остатка реагента «Бионорд» в ходе проверки 19.08.2020 в присутствии начальника отдела закупок и материально-технического обеспечения (ОЗ и МТО) Предприятия ФИО4 и начальников специализированных участков, комиссионно был произведен пересчет остатков ПГМ «Бионорд» противогололедного материала многокомпонентного хлорида (ПГМ МКХ) «Бионорд» на складах МП «Благоустройство». Фактическое наличие соответствует данным бухгалтерского учета и составило 1 392,27 тонн на дату контроля (учтены в составе запасов бухгалтерского баланса на 30.06.2020).

Исходя из того, что реагент «Бионорд» используется исключительно в зимний период времени, у специалиста КСП г.о. Самара возник вопрос, куда был использован реагент в летний период времени с 01.07.2020 по 19.08.2020, расход составил 2 218,11 тонн (3 610,38 - 1 392,27).

В качестве пояснений на устное требование КСП г.о. Самара Предприятием представлены договор займа от 30.12.2019 (заимодавец ООО ТД «УЗПМ», заемщик МП «Благоустройство») (далее - договор от 30.12.2019) и соглашение от 27.01.2020 о перемене лиц в обязательстве (заемщик МП «Благоустройство», заимодавец ООО ТД «УЗПМ», новый заемщик ООО «Башкирская торговая компания») (далее — соглашение от 27.01.2020).

Акт приема-передачи товара, предусмотренный пунктом 1.4 договора от 30.12.2019 и возврата товара, предусмотренный пунктом 1.5 договора от 30.12.2019, также запрошены специалистом КСП устно при получении договора от 30.12.2019 и соглашения от 27.01.2020, но Предприятием не представлены.

Указанные акты приема-передачи товара и возврата товара, Предприятием не представлены также в приложении к возражениям на акт проверки от 30.11.2020.

В результате, замечание об отсутствии акта приема-передачи, товара, предусмотренного пунктом 1.4 договора от 30.12.2019, и возврата Товара, предусмотренного пунктом 1.5 договора от 30.12.2019, внесено в представление КСП г. о. Самара от 24.12.2020 № Пр-03/04-15.

Указанные выше акты приема-передачи товара и возврата товара, Предприятием не представлены также в приложении к возражениям на представление КСП г. о. Самара от 24.12.2020 № Пр-03/04-15.

Первичные учетные документы и акты приема-передачи товара и возврата товара были истребованы должностным лицом КСП г. о. Самара на объекте контроля устно для ознакомления на основании подпункта 1, 6 пункта 6.1 статьи 6 Положения О Контрольно-счетной палате городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 30.08.2011 № 127 «О Контрольно-счетной палате городского округа Самара».

Так как документы и информация не были предоставлены на основании анализа указанных фактических данных проверяющим органом, законно сделан вывод об отсутствии у Предприятия первичных учетных документов и актов приема-передачи товара и возврата товара.

Согласно пункту 4 представления, в нарушение пункта 1 статьи 19 Закона № 402-ФЗ Предприятием не обеспечен внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает эффективность и результативность своей деятельности. Не оформлены документально результаты проверок внутреннего контроля, предусмотренные Положением об отделе по внутреннему контролю МП г. о. Самара «Благоустройство».

Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности отражена в Информации Минфина России № ПЗ-11/2013, согласно которой внутренний контроль - процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

а) эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

в) соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Внутренний контроль способствует достижению экономическим субъектом целей своей деятельности. Он должен обеспечивать предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности.

Требования к организации системы внутреннего контроля утверждены также приказом ФНС России от 16.06.2017 № ММВ-7-15/509@ (Зарегистрировано в Минюсте России 04.10.2017 N 48424) и разработаны в соответствии с пунктом 7 статьи 105.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и применяются с 16.10.2017.

Организация системы внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, применяемой организацией, должна быть направлена на выявление, анализа и оценки рисков наличия или вероятности возникновения обстоятельств, которые могут привести к искажению информации в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности, неправильному исчислению (удержанию), неуплате (неперечислению) налогов, сборов, страховых взносов и несвоевременному представлению (непредставлению) отчетности в налоговый орган, путем проведения контрольных процедур.

Система внутреннего контроля организации должна обеспечивать: упорядоченное и эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов; правильность исчисления (удержания), полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов; достоверность, полноту и своевременность отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности, а также учета таких результатов при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления); соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации; мониторинг результатов выполняемых контрольных процедур, направленных на своевременное выявление, исправление и предотвращение ошибок (искажений) в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности.

В годовых отчетах начальника отдела внутреннего контроля (ОВК) ФИО5 о проделанной работе на основании положения об отделе внутреннего контроля за 2017-2019 отсутствует оформление результатов проверок внутреннего контроля, предусмотренные Положением об отделе по внутреннему контролю МП г.о. Самара «Благоустройство» без даты от 2019 года: результаты выполнения мероприятий систематического внутреннего контроля;   результаты   проведенных   мероприятий   по   устранению и недопущению в дальнейшем выявленных нарушений (ошибок, недостатков, искажений); сведения об эффективности проведенных работ по внутреннему контролю.

В учетной политике МП г.о. Самара «Благоустройство» на 2018 год, утвержденной приказом от 29.12.2017 № 1491-пр, в учетной политике МП г. о. Самара «Благоустройство» на 2019 год, утвержденной приказом от 29.12.2018 № 2249-пр, и применяемой в 2020 году, отражено, что положение о внутреннем контроле устанавливается отдельным распорядительным документом, которое не представлено.

Положение о внутреннем контроле, утвержденное приказом от 31.12.2012 № 1249, на наличие которого указано в Пояснениях к бухгалтерской отчетности за 2017-2019 годы, не представлено ни в ходе проверки, ни в ходе рассмотрения дела.

Указанные положения были истребованы должностным лицом; КСП г. о. Самара на объекте контроля устно для ознакомления на основании подпункта 1, 6 пункта 6.1 статьи 6 Положения о Контрольно-счетной палате городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 30.08.2011 № 127 «О Контрольно-счетной палате городского округа Самара».

Поскольку документы не были представлены, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности выявленного нарушения в виде отсутствия у Предприятия распорядительного документа и положения о внутреннем контроле.

Согласно пункту 5 представления, в нарушение пунктов 3.1.2, 3.2.12 Коллективного договора от 23.10.2018 (с учетом изменений от 20.09.2019), принятого на 3 года с момента подписания (далее - Коллективный договор), пункта 3.1 Приложения 2, Приложения № 4 к Коллективному договору, пункта 1 статьи 252, статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации, Предприятием допущены необоснованные расходы на выплату премии за счет себестоимости выполненных работ на общую сумму 37 216,2 тыс. руб. при отсутствии основания для начисления премии по данным бухгалтерской отчетности, показателей планов и отчетов о финансово-хозяйственной деятельности.

На Предприятии действует коллективный договор от 23.10.2018 (с учетом изменений от 20.09.2019), принятый на 3 года с момента подписания (далее - Коллективный договор). Основными Положениями материального поощрения работников являются Приложения № 2 - 13 к Коллективному договору: Положение о показателях и размерах премирования рабочих предприятия (Приложение № 4), Положение о премировании руководящих ИТР и служащих предприятия (Приложение № 2), Положение о выплате единовременной премии работникам предприятия (Приложение № 6) и другие документы.

В разделе акта проверки «Анализ расходов на оплату труда», согласно пункту 3.1 Приложения № 2 к Коллективному договору, основанием для начисления премий являются данные бухгалтерской и статистической отчетности, а по показателям, которые не предусмотрены бухгалтерской и статистической отчетностью, - данные оперативного учета.

По данным бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, отчетов о выполнении планов ФХД, по результатам финансово-хозяйственной деятельности Предприятия за каждый из проверяемых периодов 2017-2020 годов получен отрицательный результат хозяйственной деятельности, накопленный убыток по состоянию на 30.06.2020 составил 892 395 тыс. руб., следовательно, условия для премирования за счет себестоимости отсутствуют.

В ежемесячных приказах директора Предприятия «О премировании за счет себестоимости выполненных работ», указано, в связи с выполнением плановых объемов работ по текущему содержание автомобильных дорог и элементов их обустройства, руководствуясь п. 3.2.12 и Приложением № 2 к коллективному договору от 23.10.2018 (в 2017; году - руководствуясь п. 3.2.13 и Приложением № 2 к коллективному договору от 03.09.2015).

В соответствии с пунктами 3.1.2, 3.2.12 Коллективного Договора премиальная система разрабатывается администрацией Предприятия и предусматривает поощрения работников за достижение высоких конечных результатов Предприятия и его подразделений, основными положениями материального поощрения являются Приложения № 2, 4, 6 - 13 к Коллективному договору.

В Пояснительной записке о финансово-хозяйственной деятельности МП г.о. Самара «Благоустройство» за 2017-2019 годы (приложение на 17 листах к письму МП «Благоустройство» от 05.08.2020 № 2171 на запрос КСП г.о. Самара от 30.07.2020 № 04-35/з) указано:

(лист 14): «По итогам 2018 года предприятию по причине недостаточности качества выполненных работ по муниципальным контрактам были сняты 23,65 млн. руб. с доходной части, что нашло отражение на финансовом результате предприятия. В 2019 году были сняты 40,2 млн. руб.».

(лист 6): «за 2018 год предприятию выписано 511 постановлений об административном правонарушении. Оплата административных штрафов осуществляется на основании постановления суда».

(лист 7): «за 2019 год предприятию было выписано 444 протокола об административном правонарушении. Оплата административных штрафов осуществляется на основании постановления суда. По итогу 2019 года суд вынес 444 постановления в отношении предприятия».

(лист 15): «Высока финансовая нагрузка на юридическое лицо, как на единственного участника, по штрафам за ненормативное состояние дорожного покрытия в г.о. Самара».

«За 1 полугодие 2020 предприятию было выписано 118 протоколов об административном правонарушении. Оплата административных штрафов осуществляется на основании постановления суда. По итогу 1 полугодия 2020 года суд вынес 93 постановления в отношении предприятия (пункт 5 страницы 6 Пояснительной записке к отчету ФХД МП г. о. Самара «Благоустройство» за 1 полугодие 2020 г.).

Не выполнены и натуральные показатели по текущему содержанию элементов внешнего благоустройства и текущему ремонту за 2017 - 2019 годы, 1 полугодие 2020 года (информация из Сводных отчетов о финансово-хозяйственной деятельности МП г.о. Самара «Благоустройство» за 2017 -2019 годы, пояснительной записки за 1 полугодие 2020 года (приложение к Порядку составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий городского округа Самара и контроля за их исполнением, утвержденного постановлением Администрации г.о. Самара от 07.06.2012 № 659).

Административные штрафы за административные правонарушения по постановлениям мировых судей г. Самары за нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог составили за проверяемый период 101 481 тыс. руб. (за несоблюдение требований п. 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, п. 13 Правил дорожного движения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, ответственность предусмотрена статьями 12.34, 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), статьей 2.1.15 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области»).

Основание для материального стимулирования работников в виде премий отсутствует в связи с невыполнением показателей плана финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) по объему доходов в натуральном и денежном выражении и наличию убытка, отрицательных показателей финансовой деятельности, отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В нарушение пунктов 3.1.2, 3.2.12 Коллективного договора, пункта 3.1 Приложения 2, Приложения № 4 к Коллективному договору, пункта 1 статьи 252, статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации, Предприятием допущены необоснованные расходы на выплату премии за счет себестоимости выполненных работ на общую сумму 37 216,2 тыс. руб. при отсутствии основания для начисления премии по данным бухгалтерской отчетности, показателей планов и отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, ведения убыточной деятельности, отсутствия прибыли и невыполнении плановых показателей по объему работ, в т. ч.:  в 2017 - 10 820 тыс. руб., включая разовые премии на 341 тыс. руб.; в 2018 - 10 860,8 тыс. руб., включая премии за выполнение особо важного задания 440 тыс. руб.; в 2019 - 10 994,1 тыс. руб., включая премии за выполнение особо важного задания 184,5 тыс. руб.; за 6 мес. 2020 года - 4 541,3 тыс. руб.

Премии выплачены руководителям, специалистам и служащим административно-управленческого персонала, производственно-линейного персонала за результаты финансово-хозяйственной деятельности по основным показателям в процентах от должностных окладов.

Кроме того, Предприятие не является исполнителем муниципального заказа. В составе доходов 2017-2018 годов отражается субсидия по договорам о предоставлении субсидии, в составе доходов 2018 -2020 годов - выручка по муниципальным контрактам на оказание услуг.

Таким образом, вывод заинтересованного лица о наличии нарушения является законным и обоснованным.

Согласно пункту 6 представления, в нарушение пунктов 3.7, 3,8, 3,9 Устава Предприятия, пункта 1 Приложения № 6 к Коллективному договору, Предприятием произведены выплаты премии из прибыли в размере 4 237,2 тыс. руб. при отсутствии основания для начисления премии: получения чистой прибыли, создания резервного фонда, социального фонда, фонда материального поощрения работников, перечисления в бюджет г.о. Самара части прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, ведения убыточной деятельности.

В нарушение пунктов 3.7, 3,8, 3,9 Устава Предприятия, пункта 1 Приложения № 6 к Коллективному договору, Предприятием произведены выплаты премии из прибыли в размере 4 237,2 тыс. руб. при отсутствии основания для начисления премии: получения чистой прибыли, создания резервного фонда, социального фонда, фонда материального поощрения работников, перечисления в бюджет г.о. Самара части прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, ведения убыточной деятельности.

Согласно пунктам 3.7, 3.8, 3.9 Устава, за счет остающейся в распоряжении Предприятия чистой прибыли оно создает резервный фонд, а также вправе создавать социальный фонд в размере 10 % от чистой прибыли и фонд материального поощрения работников Предприятия в размере 30 % от чистой прибыли Предприятия. Средства, зачисленные в указанные фонды, могут быть использованы Предприятием только на цели, в соответствии с которыми они созданы.

Резервный фонд, социальный фонд и фонд материального поощрения работников Предприятия не созданы, в связи с отсутствием источника создания фондов - чистой прибыли Предприятия.

КСП г.о. Самара при подсчете выплаты премии из прибыли в размере 4 237,2 тыс. руб. из свода начислений и удержаний по оплате труда за 2017 - 2019 годы, 1 полугодие 2020 года, не учитывались все виды материальной помощи работникам, премии к юбилейным датам, а учтены исключительно премии из прибыли.

Следовательно, при отсутствии чистой прибыли и фондов, создаваемых за счет чистой прибыли, отсутствует источник выплаты премий за счет чистой прибыли.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о наличии нарушения.

Согласно пункту 7 представления, в нарушение пункта 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ, пунктов 2, 4, 11, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 №33н, Предприятием представлена недостоверная бухгалтерская отчетность на 30.06.2020 в виде искажения показателей Отчета о финансовых результатах за январь—июнь 2020 года: занижена строка 2350 «Прочие расходы» на 12 924 тыс. руб., что составляет более 10 % от размера показателя данной строки.

В бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности не признаны в составе прочих расходов: суммы административных штрафов на дату вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении в размере 9 100 тыс. руб.; пени за несвоевременную уплату налогов и страховых взносов в бюджет 3 824 тыс. руб.

На сумму 12 924 тыс. руб. занижена строка 1520 «Кредиторская задолженность» и завышена строка 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» бухгалтерского баланса по состоянию на 30.06.2020.

Согласно частей 1 и 2 статьи 15.11 КоАП РФ, грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в т. ч. к бухгалтерской (финансовой) отчетности, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц.

В соответствии с абзацем 2 раздела 1 Примечаний к статье 15.11 КоАП РФ под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов.

На основании Примечания 2 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», пункта 11 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н, показатели об отдельных доходах и расходах могут приводиться в отчете о финансовых результатах общей суммой с раскрытием в пояснениях к отчету о финансовых результатах, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

На сумму 12 924 тыс. руб. искажен конкретный показатель отчета о финансовых результатах за период январь - июнь 2020, а именно, строка 2350 «Прочие расходы», что составило 30 % от данной строки или более 10 %. (12 924/42 930 тыс. руб.) (расчет 42 930 тыс. руб. = 30 006 тыс. руб. сумма по Отчету о финансовых результатах январь-июнь 2020 + 12 924 сумма неотраженных прочих расходов).

Неоплаченные административные штрафы, предусмотренные ст. 12.34 КоАП РФ, за несоблюдение Предприятием требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, составляют на дату проверки 11 350 тыс. руб., в т.ч. за 1 полугодие 2020 -9 100 тыс. руб. на основании постановлений суда, вступивших в силу.

Согласно данным справки ИФНС по Октябрьскому району г. Самара от 04.08.2020 № 70277 о состоянии расчетов с МП «Благоустройство» по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам на 01.07.2020, задолженность (неотраженная в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности) Предприятия в бюджет по пеням составила 3 824 тыс. руб.

Следовательно, по состоянию на 30.06.2020 Предприятием представлена недостоверная бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Аудиторское заключение независимого аудитора ООО «Интерком-Аудит» о годовой бухгалтерской отчетности МП г.о. Самара «Благоустройство» за 2017 год содержит раздел о существенной неопределенности в отношении непрерывности деятельности Предприятия в связи с тем, что чистые активы МП г.о. Самара «Благоустройство» ниже величины его уставного капитала, которая может вызвать значительные сомнения в способности МП г.о. Самара «Благоустройство» продолжать непрерывно свою деятельность.

Аудиторское заключение аудитора ООО АК «Бизнес-Актив» о годовой бухгалтерской отчетности МП г.о. Самара «Благоустройство» за 2018 год содержит аналогичное мнение.

Аудиторское заключение аудитора ООО «Аудиторская фирма ГНК» о годовой бухгалтерской отчетности МП г.о, Самара «Благоустройство» за 2019 год обращает внимание, что аудитор не имел возможности наблюдать за проведением инвентаризации основных средств, материально-производственных запасов, расчетов с дебиторами и кредиторами по состоянию на 31.12.2019.

Аудиторское заключение за 2020 год аудитора ООО «Аудиторская фирма «Профи» содержит важные обстоятельства, указывая, что прилагаемая бухгалтерская (финансовая) отчетность МП г.о. Самара «Благоустройство» является уточненной. Данное заключение аудитора не относится к проверяемому периоду и не может быть основанием для возражения.

Таким образом, вывод о наличии в деятельности МП «Благоустройство» выявленных контрольно-счетной палатой нарушений является законным и обоснованным, что и послужило основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе содержится довод о том, что проверка началась до издания распоряжения о её проведении. При рассмотрении дела судом первой инстанции такой довод не заявлялся.

Возражая против указанного довода жалобы, ответчик указывает на то, что до издания распоряжения, проверка проводилась прокуратурой Октябрьского района по поручению прокуратуры города Самары. К указанной проверке действительно привлекался сотрудник КСП г.о. Самара в качестве специалиста.

Сама же проверка КСП г. о. Самара началась с издания распоряжения о проведении проверки и направлении в МП г.о. Самара «Благоустройство» уведомления КСП г. о. Самара от 22.07.2020 о проведении проверки в соответствии с планом работы КСП г. о. Самара.

Таким образом, проверка проведена в соответствии с положением о КСП г.о. Самара и стандартом.

В качестве еще одного довода апелляционной жалобы муниципальных предприятием заявлено о том, что представление КСП г.о. Самара не соответствует требованиям статьи 26 Федерального закона от 05.04.2013 № 41 -ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Однако, КСП г. о. Самара в своей деятельности не руководствуется Федеральным законом от 05.04.2013 № 41 -ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Согласно статье 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее -Федеральный закон №6-ФЗ), контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправленияи муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных вдопущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

В соответствии со статьей 14 положения о КСП г. о. Самара контрольно-счетная палата по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в проверяемые органы и организации, их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба городскому округу Самара, внутригородским районам городского округа Самара или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

Из указанных положений следует, что КСП г. о. Самара направляет представление для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба городскому округу Самара, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

В соответствии со статьей 11 Положения «О Контрольно-счетной палате городского округа Самара», утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 30.08.2011 № 127, Контрольно-счетная палата городского округа Самара при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля руководствуется также стандартами внешнего муниципального финансового контроля.

КСП г. о. Самара утвержден «Стандарт финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия» от 28.02.2019 №5 (далее - стандарт).

Пунктом 6.11 стандарта предусмотрено, что в зависимости от результатов контрольных мероприятий КСП г. о. Самара может подготавливать представление. Образец оформления представления приведен в приложении № 13.

Представление соответствует материалам проверки, которые содержат доказательства нарушений и недостатков, а также обосновывают выводы и предложения (рекомендации) по результатам контрольного мероприятия в соответствии с пунктами 1.4., 5.2. стандарта.

Согласно пункту 1.4. стандарта, под нарушениями понимаются действия (бездействие), не соответствующие законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Самарской области и органов местного самоуправления Самарской области.

Под недостатками понимаются действия (бездействие), не являющиеся нарушениями, но которые влекут или могут повлечь негативные последствия для объекта(ов) контроля, городского округа Самара.

Под ущербом в настоящем стандарте понимаются расходы бюджета г.о. Самара, которые произведены или должны быть произведены для восстановления утраченного (поврежденного) муниципального имущества или прав на него, полная или частичная утрата имущества вследствие неправомерных действий (бездействия) объекта контрольного мероприятия, упущенная выгода, возникшая вследствие неполучения в полном объеме дохода от реализации или использования муниципального имущества либо отсутствия предусмотренных законодательством Российской Федерации сделок, своевременное заключение которых могло принести доход.

Таким образом, внесенное представление КСП г. о. Самара содержит конкретные ссылки на законы, которые были нарушены.

В соответствии с пунктом 6.4. стандарта под предложениями понимаются рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Внесенное представление содержит предложения (рекомендации) по принятию мер, направленные на устранение нарушений и недостатков.

Согласно статье 14.2. положения о КСП г. о. Самара, проверяемые органы и организации, их должностные лица в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме Контрольно-счетную палату о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.

Таким образом, в силу статьи 14.2. положения о КСП г. о. ФИО6 г. о. «Благоустройство самостоятельно определяет, какие конкретные решения и меры будут приняты в целях устранения нарушений, недостатков и предотвращения ущерба указанных в представлении.

При этом, планируемый срок устранения нарушения указывается объектом контроля в плане - графике мероприятий, прилагаемом к представлению.

Представление не содержит требований (предписания) об устранении нарушений в установленный срок.

Таким образом, нарушения и недостатки, предложения (рекомендации) в представлении соответствуют Федеральному закону от 07.02.2011 № 6-ФЗ, положению о КСП г. о. Самара, стандарту.

Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы, касающиеся конкретных выявленных нарушений, являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.

Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы – заявителя по делу.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 октября 2021 года  по делу №А55-3708/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                 А.Б. Корнилов

Судьи                                                                                                               П.В. Бажан

                                                                                                                          Е.Н. Некрасова