НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Рязанской области от 14.12.2016 № А54-2346/16

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А54-2346/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 14.12.2016

Постановление изготовлено в полном объеме 21.12.2016

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Рыжовой Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Акимовой Ю.И., при участии в судебном заседании представителя заявителя Юдина Е.В. (доверенность от 26.10.2016 № 708, паспорт), в отсутствие представителя заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом, рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Рязанской области от 28.09.2016 по делу № А54-2346/2016, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Москва» (г. Москва, ОГРН 1025000653920, ИНН 5003028028) в лице филиала «Путятинское линейное производственное управление магистральных газопроводов» к Государственному учреждению - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Рязань, ОГРН 1026201254980, ИНН 6228005751) о признании недействительными решений от 08.02.2016 № 31 и № 39, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ МОСКВА"              в лице филиала "Путятинское линейное производственное управление магистральных газопроводов" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Государственному учреждению - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение Фонда социального страхование, Фонд, заинтересованное лицо) о признании недействительными решений о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 08.02.2016 №31; об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 08.02.2016 № 39.

Решением от 28.09.2016 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, Фонд обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Рязанской области от 28.09.2016 отменить, принять по делу новый судебный акт.

Апеллянт полагает, что оспариваемое решение противоречит нормам материального права. Настаивает, что законно и обоснованно вынес решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, поскольку спорные листки нетрудоспособности не отвечают обязательным требованиям, установленным Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 №81, зарегистрированы в Минюсте РФ 13.05.2008 № 11667 (далее - Методические указаний).

В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель общества поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.

Государственное учреждение - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, извещенное надлежащим образом                   о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечило, в связи с чем и на основании  статей 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании решения № 962 от 24.11.2015 отделением Фонда социального страхования в период с 24.11.2015 по 21.12.2015 проведена выездная проверка обособленного подразделения общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" филиала "Путятинское линейное производственное управление магистральных газопроводов" на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию.

По результатам проверки составлен акт № 962 от 25.12.2015, который направлен заявителю, что подтверждается копией реестра почтовых отправлений 25.12.2015.

 Уведомлением от 25.12.2015 № 1 заявитель извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

 По результатам рассмотрения материалов проверки отделением Фонда социального страхования вынесены решения:

- № 31 от 08.02.2016 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 41174 руб.;

- № 39 от 08.02.2016 об отказе в привлечении плательщика страховых  взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым обществу начислены пени в сумме 10 118  руб. 90 коп.

Поскольку Фонд социального страхования Российской Федерации жалобу общества от 24 февраля 2016 года на указанные решения оставил без удовлетворения, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.

При принятии решения суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

 В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ).

Из приведенных норм следует, что для признания решения учреждения недействительным общество должно доказать не только несоответствие акта определенному закону либо иному нормативному правовому акту, но и нарушение таким решением прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также указать, в чем заключается это нарушение.

В силу статьи 39 Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе в случае болезни.

Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.

Положениями статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон № 165-ФЗ) предусмотрено, что обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 165-ФЗ общество является страхователем по обязательному социальному страхованию.

 Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона № 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем. Страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии                                    с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования,                 в том числе за счет собственных средств (подпункт 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона № 165-ФЗ).

К видам страхового обеспечения отнесены пособие по временной нетрудоспособности (подпункт 6 пункта 2 статьи 8 Закона № 165-ФЗ), пособие по беременности и родам (подпункт 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 165-ФЗ).

Согласно статье 22 Федерального закона № 165-ФЗ, определяющей порядок назначения и выплаты страхового обеспечения, основанием для выплаты застрахованному лицу пособия является наступление документально подтвержденного страхового случая. Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон № 255-ФЗ).

Указанный Закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному  социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком, граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

 С учетом правовой позиции, закрепленной в статье 4.1 Федерального закона                         № 255-ФЗ, страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Положений об освобождении работодателя от указанной обязанности в случае нарушений медицинским учреждением порядка оформления листка действующее законодательство не содержит.

Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан                          и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Федерального закона № 255-ФЗ, пункт 1 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 № 624н).

Порядок оформления листков нетрудоспособности предусмотрен положениями статьи 59 Закона N 323-ФЗ, Порядком N 624н.

 В силу пункта 1 статьи 22 от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон № 165- ФЗ), основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Как следует из материалов дела, в том числе из отзыва и апелляционной жалобы отделения Фонда социального страхования, факт наступления страховых случаев в виде временной нетрудоспособности, удостоверенных листками нетрудоспособности листками нетрудоспособности № 048759246301, № 082771432210, № 109184958750. Обязанность по выплате пособия по временной нетрудоспособности обществом исполнена. Данные факты отделением Фонда социального страхования не оспаривались.

 В данном случае основанием для отказа в принятии к зачету расходов общества на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в сумме 41174 руб. послужили выводы отделения Фонда социального страхования о необоснованном принятии обществом к оплате больничных листков, выписанных с нарушением требований пунктов 11, 56 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.06.2011                   № 624н.

В части 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101, установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

 Статьей 4.7 Федерального закона № 255-ФЗ установлено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.

В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона № 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.

Частью 2 статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) установлено, что экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до пятнадцати календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, фельдшером либо зубным врачом, которые единолично выдают листок нетрудоспособности на срок до десяти календарных дней включительно.

Согласно части 3 статьи 59 Федерального закона № 323-ФЗ продление листка нетрудоспособности на больший срок, чем указано в части 2 настоящей статьи (но не более чем на пятнадцать календарных дней единовременно), осуществляется по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности.

С учетом изложенного основанием выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.

Из системного толкования пунктов 60 и 61 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением ФСС России от 07.04.2008 8 № 81 следует, что отделение Фонда социального страхования принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки в отношении тех нарушений, которые могут поставить под сомнение наступление (продолжительность) страхового случая, по остальным - принимает меры к лечебному учреждению, выдавшему листки нетрудоспособности.

Материалами дела установлено и апеллянтом не оспорено и не опровергнуты  факты наступления страховых случаев, и обязанность страхователя назначить и произвести выплаты пособий застрахованным лицам. Не оспаривался и тот факт, что перечисленные в акте проверки недочеты допущены лечебными учреждениями при оформлении листков нетрудоспособности.

При таких условиях нарушение медицинским учреждением положений указанного выше Порядка выдачи медицинскими организациями листков не трудоспособности само по себе не является основанием для непринятия к зачету расходов страхователя на пособия по временной нетрудоспособности.

Как следует из положений части 1 статьи 59 Закона N 323-ФЗ, пункта 1 Порядка N 624н,  сам по себе факт выдачи листка нетрудоспособности медицинским учреждением с нарушением порядка их оформления, при отсутствии доказательств не наступления страхового случая, и, соответственно, нецелевого использования средств социального страхования не может являться основанием для отказа застрахованным лицам в социальном обеспечении, гарантированным законом на случай временной нетрудоспособности.

Учитывая нормы статьи 4.2 Федерального закона № 255- ФЗ,  пункта 68 Порядка № 624н суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие у страхователя права осуществлять контроль  правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями. В тоже время данная обязанность возложена на страховщика.

Более того, законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями требований законодательства о порядке выдачи листков нетрудоспособности возлагаются непосредственно на медицинские учреждения, и наделил страховщика правом предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.

В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованным лицом не представлено в материалы дела доказательств, опровергающих факты наступления страховых случаев в виде временной нетрудоспособности, удостоверенных спорным листком нетрудоспособности, не представлено доказательств того, что данные недостатки в оформлении спорных больничных листков влияют на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию.

Следовательно, сам по себе факт выдачи листка нетрудоспособности медицинским учреждением с нарушением порядка их оформления, при отсутствии доказательств ненаступления страхового случая, и, соответственно, нецелевого использования средств социального страхования не может являться основанием для отказа застрахованным лицам в социальном обеспечении, гарантированным законом на случай временной нетрудоспособности.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о  том, что у отделения Фонда социального страхования отсутствовали правовые основания для отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 41174 руб., и как следствие начисление пеней.

При таких обстоятельствах  судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению, а решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 08.02.2016 №31 и об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 08.02.2016 № 39 подлежат признанию недействительными.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 Кодекса безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не  установлено.

 При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 28.09.2016 по делу № А54-2346/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи                                                                                                                                                                          

                 Е.В. Мордасов

                 Е.В. Рыжова

                 В.Н. Стаханова