АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8а, http://rostov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности
решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу
г. Ростов-на-Дону Дело № А53-1885/2007-С5-23
«06» августа 2007 г.
Резолютивная часть постановления объявлена «02» августа 2007 г.
Арбитражный суд в составе:
председательствующего ____Захаровой Л.А.,________________________________
судей _________Никоновой О.В., Золотухиной С.И.,__________________________
при ведении протокола секретарем судебного заседания ___Донерян В.В.________
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен (уведомление от 11.07.2007 г.)__
от заинтересованного лица: специалист юридического отдела ФИО1 по доверенности № 03-01/388 от 12.01.2007 г., служебное удостоверение УР 198967 от 22.12.2006 г. _________________________________________________________
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу __ИФНС России по Советскому району г. Ростова-на-Дону _____________________________________
на решение от 28.05.2007 г. по делу № А53-1885/2007-С5-23 __________________
___________Арбитражного суда Ростовской области, ________________________
принятое в составе судьи _____ ФИО2 ______________________________
по заявлению _ Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» _______________________
к __________ ИФНС России по Советскому району г. Ростова-на-Дону__________
об оспаривании решения налогового органа, _________________________________
установил: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее по тексту – институт) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Ростова-на-Дону (далее по тексту – налоговая инспекция) о признании недействительным решения ИФНС «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» от 29.01.2007 г. № 6654 в части признания института налогоплательщиком и взыскания земельного налога и пени.
Решением суда от 28.05.2007 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Мотивируя решение, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок, выделенный институту в постоянное (бессрочное) пользование, относится к ограниченным в обороте, предоставленным для обеспечения обороны и безопасности, в связи с чем, не признается объектом налогообложения по земельному налогу.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговая инспекция обратилась с апелляционной жалобой, указав, что образовательные учреждения МВД Российской Федерации не являются органами внутренних дел (исполнительными органами власти), не относятся к силам, обеспечивающим безопасность в соответствии с Законом Российской Федерации «О безопасности». Кроме того, в Положении о МВД России, как и в уставе института не указано, что образовательные учреждения входят в систему МВД Российской Федерации, где законодательством предусмотрена служба, приравненная к военной, следовательно, институт должен уплачивать земельный налог.
Правильность принятого решения проверяется апелляционной инстанцией Арбитражного суда Ростовской области.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель налоговой инспекции поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить.
Институт, надлежаще извещенный о времени и месте проведения судебного разбирательства, представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не направил. В отзыве заявитель по делу возражает против доводов апелляционной жалобе, указывая, что институт относится к органам внутренних дел, которые законом отнесены к силам обеспечения безопасности Российской Федерации. Следовательно, на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельные участки, закрепленные за названным учреждением, не признаются объектами налогообложения земельным налогом.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя налоговой инспекции, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Как видно из материалов дела, в соответствии с постановлением Главы администрации г. Ростова-на-Дону от 16.12.1992 г. № 1574 «О правовой перерегистрации существующих земельных участков и выдаче правовых документов» Ростовской высшей школе МВД Российской Федерации предоставлен земельный участок площадью 7,6 га по ул. Еременко, 83 в бессрочное (постоянное) пользование. Ростовской высшей школе МВД Российской Федерации выдан государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей № РО-44-01575.
По приказу МВД Российской Федерации от 05.08.1998 № 89 «О переименовании образовательных учреждений МВД России» Ростовская высшая школа МВД Российской Федерации переименована в «Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Учреждение представило в ИФНС РФ по Советскому району г. Ростова-на-Дону 18.10.2006 г. налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 9 месяцев 2006 г. с нулевой суммой налога.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку представленного нулевого расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 9 месяцев 2006 г. По результатам проверки заместитель руководителя инспекции вынес решение от 29.01.2007 г. № 6654 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым предложил институту уплатить земельный налог в сумме 747 737 рублей и пеню за несвоевременную уплату налога в сумме 49 677 рублей 88 копеек.
Не согласившись с постановлением налогового органа от 29.01.2007 г. № 6654, институт обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Земельный налог отнесен законодателем к местным налогам. Он устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, данные органы могут также устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения (части 1, 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
Основные же вопросы, в частности, касающиеся определения налогоплательщиков, объекта налогообложения, налоговой базы, порядка ее определения и иные вопросы регламентированы главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. При этом часть 2 названной статьи содержит перечень земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения. В данный перечень включены земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляемые для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (пункт 3 части 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
Согласно норме статьи 1 Закона Российской Федерации "О безопасности" от 05.03.1992 г. № 2446-1 безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Исходя из нормы статьи 4 названного Закона, безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области, в том числе и через органы внутренних дел, которые являются основным элементом системы безопасности и входят в силы обеспечения безопасности (статья 2, 8, 12 Закона Российской Федерации "О безопасности").
Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 N 927 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, согласно которому МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно пункту 5 названного Положения, МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.
В подпункте 25 пункта 8 Положения предусмотрено, что МВД России организует кадровое обеспечение системы МВД России, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; принимает участие в разработке и реализации программ кадрового обеспечения.
Приказом МВД Российской Федерации от 30.11.2005 г. № 979 утвержден Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1 Устава, государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» образовано на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.01.98 № 80Р. Согласно приказу МВД Российской Федерации от 05.02.1998 г. № 89 Институт является правопреемником Ростовской высшей школы Министерства внутренних дел Российской Федерации, образованной на основании постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.1992 г. № 404 и в соответствии с приказом МВД РФ от 26.06.1992 г. № 208.
Из пунктов 9 и 10 Устава следует, что институт входит в систему МВД России и реализует образовательные программы среднего, высшего, послевузовского профессионального и дополнительного образования, осуществляет за счет средств федерального бюджета подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, подготовку научно-педагогических и научных кадров для органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России.
Личный состав института состоит из постоянного и переменного составов. К постоянному составу относятся: руководящий, научно-педагогический (профессорско-преподавательский, научный), инженерно-технический, административный состав; командиры подразделений курсантов и слушателей; учебно-вспомогательный персонал, а также рабочие и служащие. Должности постоянного состава института замещаются сотрудниками (лицами рядового и начальствующего состава, которым в установленном порядке присвоены специальные звания) и работниками (рабочими и служащими) органов внутренних дел. К переменному составу института относятся докторанты, адъюнкты, аспиранты, курсанты, слушатели, студенты. Докторанты, адъюнкты, аспиранты, курсанты – лица высшего, среднего, старшего, младшего или рядового состава органов внутренних дел.
Таким образом, из Устава института следует, что руководящий, научно-педагогический (профессорско-преподавательский, научный), инженерно-технический, административный состав; командиры подразделений курсантов и слушателей; докторанты, адъюнкты, аспиранты, курсанты, слушатели, учебно-вспомогательный персонал, а также рабочие и служащие проходят государственную службу в органах МВД Российской Федерации. С сотрудниками и курсантами заключаются контракты о службе в органах внутренних дел (т.2 л.д. 42-44).
Статья 6 Федерального закона от 27.05.2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" определяет правоохранительную службу как вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются воинские звания.
Согласно статье 2 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемый гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках МВД Российской Федерации. Таким образом, служба в органах внутренних дел приравнена к военной службе, поскольку представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан.
Кроме того, в материалы дела представлены приказы по институту, согласно которым, личный состав учреждения систематически выделяется для охраны общественного порядка в г. Ростове-на-Дону (т.1 л.д.113-124, т.2 л.д. 33-38).
Таким образом, Государственное учреждение высшего профессионального образования - «Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» входит в систему МВД России и, реализуя образовательные программы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России, способствует обеспечению правопорядка и безопасности общества и государства.
В соответствии с Уставом учреждение осуществляет прием лиц для обучения на договорной основе. Однако, как следует из справки об использовании полученных доходов от 21.05.2007 г. № 1/9/693 в 2006 г. 90 % полученного от платной образовательной деятельности дохода направлено на строительство учебного корпуса на 800 мест с общежитием на 300 мест. Иных доказательств осуществления институтом коммерческой деятельности налоговым органом в материалы дела не представлено.
Таким образом, земельный участок по ул. Еременко, 83 в г. Ростове-на-Дону предоставленный в бессрочное пользование под размещение Государственного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», являющегося субъектом обеспечения безопасности государства, ограничен в обороте и, следовательно, в силу положений пункта 3 части 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не является объектом налогообложения земельным налогом.
В соответствии со статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным лишь в случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в частности объект налогообложения.
Учитывая изложенное, земельный налог в отношении спорного земельного участка не может считаться установленным.
При таких обстоятельствах основания для начисления и уплаты земельного налога у ИНФС России по Советскому району г. Ростова-на-Дону отсутствовали.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» госпошлина по апелляционной жалобе подлежит взысканию с налогового органа.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение суда от 28 мая 2007 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России по Советскому району г. Ростова-на-Дону в доход федерального бюджета 1000 рублей госпошлины по апелляционной жалобе.
Председательствующий: Л.А. Захарова
Судьи: С.И. Золотухина
ФИО3