НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Республики Татарстан от 15.02.2016 № А65-15013/15

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

18 февраля 2016 года Дело № А65-15013/2015

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2016 года

Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2016 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Корнилова А.Б.,

судей Холодной С.Т. и Кувшинова В.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,

с участием:

от заявителя – ФИО1.(доверенность от 13.01.2016), ФИО2.(доверенность от 13.01.2016)

от ответчика – ФИО3.(доверенность от 11.01.2016),

от третьих лиц:

Управления федерального казначейства по Республике Татарстан – не явился, извещен,

УФНС России по РТ – ФИО4.(доверенность от 09.10.2015),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.11.2015 года по делу №А65-15013/2015 (судья Путяткин А.В.)

по заявлению Инспекции государственного строительного надзора РТ, г. Казань,

к Межрайонной ИФНС России № 14 по Республике Татарстан,

с участием третьих лиц: Управления федерального казначейства по Республике Татарстан,

УФНС России по РТ,

о признании недействительными акта № 2.11-13\1\158 от 11.02.2015, решения № 2.11-13/2/254 от 30.03.2015, решения № 2.14-0-18/013915В,

УСТАНОВИЛ  :

Инспекция государственного строительного надзора Республики Татарстан обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Республике Татарстан, в котором, с учетом уточнения, просит признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Республике Татарстан № 2.11-13/2/254 от 30.03.2015.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.11.2015 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 14 по Республике Татарстан просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.11.2015 года по делу № А65-15013/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.

В материалы дела поступил отзыв Инспекции государственного строительного надзора РТ на апелляционную жалобу, в котором она просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.11.2015 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представители подателя жалобы и УФНС России по РТ её доводы поддержали, просили апелляционную жалобу удовлетворить.

Представители Инспекции государственного строительного надзора РТ напротив, считая решение суда верным, просили в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.

Управление федерального казначейства по Республике Татарстан о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка ИГСН РТ на основе налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 мес. 2014 года, о чем составлен акт камеральной налоговой проверки № 2.11-13/1/158 от 11.02.2015г., на который налогоплательщиком подана жалоба.

По итогам рассмотрения материалов налоговой проверки инспекцией вынесено оспариваемое решение № 2.11-13/2/254 от 30.03.2015г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым заявителю начислен налог на прибыль в размере 2 001 179 руб., пени по данному налогу в размере 84 199,6 руб.

Не согласившись с решением ответчика, заявитель обратился с апелляционной жалобой в УФНС России по РТ, решением которого от 08.06.2015 № 2.14-0-18/013915@ решение нижестоящего налогового органа № 2.11-13/2/254 от 30.03.2015 оставлено без изменения.

Считая, что решение ответчика нарушает его права и интересы, возлагает на него дополнительные обязанности по уплате налоговых санкций, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

При вынесении оспариваемого решения и начислении заявителю налога на прибыль и пени налоговый орган руководствовался тем обстоятельством, что доначисленная сумма налога в размере 2 001 179 руб. является доходом ИГСН РТ, полученным от проведения в процессе осуществления государственного строительного надзора экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов. Данный доход не может быть исключен из налогооблагаемой базы в соответствии со ст. 251 ч. 1 п. 33.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), т.к. исходя из данного пункта при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ), в то время как ИГСН РТ казенным учреждением не является.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ИГСН РТ статусом казенного учреждения не обладает.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.11.2007 № 622 «Вопросы Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан» утверждено «Положение об Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан» (далее – Положение). Как следует из п. 1.1 данного Положения, Инспекция государственного строительного надзора Республики Татарстан является исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, уполномоченным на осуществление в установленном законодательством порядке республиканского государственного строительного надзора за объектами капитального строительства на территории Республики Татарстан.

В соответствии с п. 4.1.5 Положения, ИГСН РТ имеет право проводить экспертизы, обследования, лабораторные и иные испытания выполненных работ и применяемых строительных материалов собственными силами, а также в необходимых случаях с привлечением специализированных организаций, научно-исследовательских и проектных институтов, высококвалифицированных специалистов (экспертов), ученых за счет средств, предусмотренных бюджетом Республики Татарстан, и иных источников финансирования. Лицо, осуществляющее строительство, возмещает расходы на проведение экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов. Указанные средства зачисляются на счет Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан для финансирования дополнительных мероприятий по республиканскому государственному строительному надзору. Размер средств на возмещение расходов по проведению экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов устанавливается органом по тарифному регулированию Республики Татарстан.

Как следует из п. 6.1 Положения, источниками формирования имущества и содержания Инспекции, в том числе финансовых ресурсов, являются средства бюджета Республики Татарстан и средства, поступившие за возмещение расходов на проведение экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов.

Постановлением Правления Комитета РТ по тарифам от 18.12.2009 № 9-9/нпс утвержден «Порядок расчета и коэффициентов расчета размера платы за возмещение затрат на проведение экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства на территории Республики Татарстан».

Согласно ст. 246 НК РФ российские организации являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций, исходя из положений ст. 247 НК РФ, признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

В силу ст. 248 ч. 1 п. 1 к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (доходы от реализации).

Доходом от реализации в силу ст. 249 НК РФ признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Исходя из установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ) порядка зачисления доходов в бюджет следует, что доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 41 БК РФ).

Как предусмотрено ст. 41 БК РФ, к неналоговым доходам бюджетов относятся в т.ч. доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 БК РФ, в том числе за счет доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями субъектов Российской Федерации, что предусмотрено ст. 57 БК РФ.

Законом РТ от 25.11.2013 № 94-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» ИГСН РТ отнесена к числу главных администраторов доходов бюджета Республики Татарстан (Приложение № 6 к указанному закону, код бюджетной классификации главного администратора доходов – 788).

В соответствии со ст. 251 ч. 1 п. 33.1 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный налоговый период) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.

Пунктом 13 Постановления Кабинета Министров РТ от 13.08.2011 № 675 «Об утверждении Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг» установлено, что экспертизы, обследования, лабораторные и иные испытания выполненных работ и применяемых строительных материалов при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства отнесены к услугам, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и оказываются за счет средств заявителя.

Возможность оказания органом государственной власти субъекта РФ государственной услуги прямо следует из толкования понятия «государственная услуга», которое установлено ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ), согласно которой государственная услуга, предоставляемая исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

В силу требований ст. 6 ч. 1 п. 1 Федерального закона № 210-ФЗ государственные услуги предоставляются в соответствии с административными регламентами. Возможность взимания платы за оказание государственной услуги установлена ст. 4 п. 3 Федерального закона № 210-ФЗ.

Приказом Инспекции государственного строительного надзора РТ от 23.01.2012 № 3 «Об утверждении административного регламента предоставления государственных услуг» утвержден прилагаемый к настоящему приказу «Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче заключения о соответствии при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов» (далее – Административный регламент). Пунктом 3 данного Административного регламента заместителям начальника, руководителям структурных подразделений, лицам, непосредственно обеспечивающим предоставление государственной услуги в Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан предписано проводить в процессе проверки экспертизы, обследования, лабораторные и иные испытания выполненных работ и применяемых строительных материалов собственными силами, а также в необходимых случаях с привлечением специализированных организаций, научно-исследовательских и проектных институтов, высококвалифицированных специалистов (экспертов), ученых за счет средств, предусмотренных бюджетом Республики Татарстан, и иных, источников финансирования. Дополнительные экспертизы, обследования, лабораторные и иные испытания назначать в зависимости от выявленных в процессе проверок и обмерных работ нарушений технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации с определением их объема, состава и характера работ.

Кроме того, исходя из п. 1.6.3 Приказа Инспекции Государственного строительного надзора РТ от 04.12.2013 № 94 «Об утверждении Административного регламента исполнения Инспекцией государственного строительного надзора Республики Татарстан государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора в Республике Татарстан» уполномоченные должностные лица при осуществлении государственного строительного надзора имеют право требовать от технического заказчика, застройщика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если это требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено.

С учетом вышеприведенных норм суд первой инстанции обоснованно посчитал, что ИГСН РТ оказывала государственные услуги, как проведение экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов, в т.ч. за счет средств лица, осуществляющего строительство (т.е. заявителя по смыслу ст. 2 п. 3 Федерального закона № 210-ФЗ).

Плата, внесенная заявителем за оказание данной государственной услуги, исходя из положений БК РФ, Закона РТ от 25.11.2013 № 94-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.11.2007 № 622 «Вопросы Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан» суд первой инстанции правомерно расценил в качестве неналогового дохода бюджета Республики Татарстан.

Факт поступления указанных денежных средств в бюджет РТ в полном объеме подтвержден третьим лицом 1 (УФК по РТ) и ответчиком не оспаривается.

Изложенные обстоятельства также подтверждаются соглашением между Министерством финансов РТ и ИГСН РТ № 2 от 11.12.2013, согласно п. 2.3.1 которого плановые показатели по платным государственным услугам включаются в доход бюджета РТ на 2014 год.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что денежные средства за услуги, оказанные, налогоплательщиком, зачисляемые в полном объеме в доход республиканского бюджета, не могут быть признаны доходами от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (доходами от реализации) самой ИГСН РТ согласно ст. 248 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 03.10.2007 № Ф09-8070/07-С3 по делу № А76-31274/06, оставленном без изменения Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.03.2008 № 404/08 по тому же делу.

Кроме того, ИГСН РТ действовала в рамках полномочий, возложенных на нее Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.11.2007 № 622 «Вопросы Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан», в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что деятельность налогоплательщика не может рассматриваться в качестве коммерческой и приносящий доход, следовательно, не подлежит обложению налогом на прибыль по правилам главы 25 НК РФ.

Указанный вывод также следует из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 03.06.2008 № 1868/08 по делу № А67-9099/06.

Разрешая вопрос об отсутствии у заявителя организационно – правового статуса казенного учреждения, что, по мнению ответчика, исключает возможность применения к спорным правоотношениям положений ст. 251 ч. 1 п. 33.1 НК РФ, арбитражный суд первой инстанции указал следующее.

Закрепленная ст. 251 ч. 1 п. 33.1 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный налоговый период) возможность не учитывать при определении налоговой базы доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций, ставится в зависимость не от организационно – правового статуса налогоплательщика, а от того вида или характера деятельности, существо которой и формирует налогооблагаемую базу. Исходя из сущности и самого смысла оказания государственных услуг, их предоставляют исключительно федеральные органы исполнительной власти, органы государственных внебюджетных фондов, исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, что подтверждается положениями Федерального закона № 210-ФЗ. Соответственно, суд первой инстанции правомерно посчитал, что возможность исключения из налогооблагаемой базы налога на прибыль доходов в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций, предопределена тем, что указанные органы реализуют в таком случае свои публично – правовые функции, не занимаясь при этом коммерческой либо иной приносящий им как самостоятельному хозяйствующему субъекту доход деятельностью.

Таким образом, отсутствие в ст. 251 ч. 1 п. 33.1 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный налоговый период) ссылки на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также исполнение иных государственных функций не только казенными учреждениями, но и государственными органами, не препятствует распространению данной нормы и на случаи оказания государственных услуг (выполнение работ), а также исполнение иных государственных функций государственными органами, и конкретно в рассматриваемом споре – ИГСН РТ.

В качестве обоснования правомерности данной позиции, арбитражный суд первой инстанции ссылается на позицию, изложенную в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», из которой следует, что государственные (муниципальные) органы, имеющие статус юридического лица (государственные или муниципальные учреждения), в силу пункта 1 статьи 143 НК РФ могут являться плательщиками налога по совершаемым ими финансово-хозяйственным операциям, если они действуют в собственных интересах в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, а не реализуют публично-правовые функции соответствующего публично-правового образования и не выступают от его имени в гражданских правоотношениях в порядке, предусмотренном статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о неправомерности доначисления налогоплательщику сумм налога на прибыль и пени оспариваемым решением, поскольку доначисленные суммы доходом налогоплательщика не являются, а являются неналоговым доходом бюджета Республики Татарстан.

На основании изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.

Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ  :

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.11.2015 года по делу №А65-15013/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий А.Б. Корнилов

Судьи С.Т. Холодная

В.Е. Кувшинов