НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Республики Татарстан от 11.08.2015 № А65-30641/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-26705/2015

г. Казань                                                 Дело № А65-30641/2014

12 августа 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года..

Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2015года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,

судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,

при участии представителей:

заявителя – Янсон И.Е., доверенность от 15.05.2015 № 15, Покровского В.А., доверенность от 15.05.2015 № 16, Кулагина А.Б., доверенность от 15.05.2015 № 14, Ибрагимова А.Б., паспорт,

заинтересованного лица – Юскевич Е.В., доверенность от 16.06.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общественной организации – Татарское агентство интеллектуальной собственности   

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.02.2015 (судья Сальманова Р.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Попова Е.Г., Юдкин А.А.)

по делу № А65-30641/2014

по заявлению общественной организации – Татарское агентство интеллектуальной собственности (ОГРН 1021600006856, ИНН 1655048534) к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вахитовском районе г. Казани Республики Татарстан о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

общественная организация – Татарское агентство интеллектуальной собственности (далее - общественная организация, заявитель, агентство) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Вахитовском районе г.Казани Республики Татарстан (далее – Управление ПФР) о признании незаконным решения от 14.11.2014 № 01350214РВ0001660 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.02.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015, заявленные требования удовлетворены частично, решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Вахитовском районе г. Казани Республики Татарстан № 01350214РВ0001660 от 14.11.2014 в части, превышающей штраф в размере 10 000 руб., признано недействительным. На государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Вахитовском районе г. Казани возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов общественной организации – Татарское агентство интеллектуальной собственности. В остальной части требований отказано.

Общественная организация, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой. в которой просит судебные акты в части, в которой решение Управления ПФР № 01350214РВ0001660 от 14.11.2014 о привлечении плательщика страховых взносах к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах признано законным, отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, признать незаконным указанное решение. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, Управлением ПФР по результатам проведенной в отношении заявителя выездной проверки за период с 01.01.2011 по 31.12.2013 составлен акт выездной проверки № 01350214АВ0001966 от 07.10.2014. На основании данного акта Управлением ПФР принято решение № 01350214РВ0001660 от 14.11.2014 о доначислении страховых взносов в сумме 3 886 836,48 руб., начислении пени в сумме 379 626,81 руб., штрафа в сумме 777 367,30 руб.

Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в арбитражный суд.

Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.

В соответствии со ст.5 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации, б) индивидуальные предприниматели, в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

На основании ч.1 ст.7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями, а также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно п.3 ст.8 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона № 212-ФЗ, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

Пунктом 6 ст.8 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что при расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.

Для плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, предусмотренных в п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона № 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов с учетом индексации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.11.2010 № 933 составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 463 000 руб. нарастающим итогом с 01.01.2011. На выплаты и вознаграждения, превышающие эту величину, страховые взносы не начисляются (п.4 ст.8 Федерального закона № 212-ФЗ).

База для начисления страховых взносов с учетом ее индексации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.11.2011 № 974 составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 512 000 руб. нарастающим итогом с 01.01.2012.

База для начисления страховых взносов с учетом ее индексации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.12.2012 10 № 1276 составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 568 000 руб. нарастающим итогом с 01.01.2013.

В соответствии с ч.1 ст.58.2 Федерального закона № 212-ФЗ в 2012-2016 годах свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов применяется тариф 10 процентов (в соответствии со ст.33.1 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ), взнос на суммы превышения базы перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии.

На основании п. 6 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

В соответствии с п.1 ст.1243 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ей в управление правообладателями, на соответствующие способы использования объектов авторских и смежных прав на условиях простой (неисключительной) лицензии и собирает с пользователей вознаграждение за использование этих объектов.

Согласно п.4 ст.1243 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе производит распределение вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав между правообладателями, а также осуществляет выплату им указанного вознаграждения.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, заявителем заключены договоры с авторами произведений искусства и литературы о передаче на коллективное управление имущественных прав авторов.

В подп.2.2 раздела 2 данных договоров закреплено, что авторы (физические лица, творческим трудом которых созданы произведения авторов) передают заявителю исключительное право выдавать пользователям лицензии на соответствующие способы использования его произведений и получать в пользу авторов причитающееся за это авторское вознаграждение, а также получать вознаграждение за воспроизведение произведений в личных целях без выдачи лицензий.

В п. 4.1.1, 4.1.3, 4.1.7 данных договоров предусмотрено, что организация обязуется выдавать юридическим и физическим лицам лицензии на использование произведений авторов, предусматривающие, что пользователи будут при их использовании соблюдать нормы авторского права, и выплачивать вознаграждение.

Также судами установлено, что общественная организация получала и выплачивала авторам (физическим лицам) все вознаграждения, причитающиеся по выдаваемым организацией лицензиям, а также выплачивала собранные суммы вознаграждений авторам за использование произведений.

Следовательно, суды пришли к правильному выводу о том, что с учетом положений Федерального закона № 212-ФЗ и ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе является плательщиком страховых взносов с сумм, начисляемых ею вознаграждений в пользу авторов произведений - физических лиц.

Исчисление и уплата страховых взносов с указанных вознаграждений с учетом п.2 ч.3 ст.9 Федерального закона №212-ФЗ осуществляются в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Следовательно, заявитель в нарушение ст.7, 8 Федерального закона № 212-ФЗ не включил в объект обложения страховыми взносами суммы вознаграждений, производимых в рамках гражданско-правовых договоров, всего в сумме 14 537 279,75 руб., а потому общественной организации обоснованно начислены, с указанных выплат, страховые взносы в сумме 3 886 836,48 руб. и пени в сумме 379 626,81 руб.

Правомерно не приняты доводы заявителя о том, что агентство не является плательщиком страховых взносов в ПФР, поскольку плательщиком страховых взносов в указанном случае признается пользователь как лицо, производящее выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а агентство выполняет лишь посредническую (представительскую) функцию по сбору, распределению и выплате авторского вознаграждения автору и не использует результаты интеллектуального труда, права на которые переданы агентству в управление.

Как следует из материалов дела, заявитель получает и выплачивает авторам все вознаграждения, причитающиеся по выдаваемым организацией лицензиям, а также собранные суммы вознаграждений за использование произведений.

Согласно п.5.3 раздела 5 договоров о передаче на коллективное управление имущественных прав авторов выплата вознаграждения осуществляется после удержания подоходного налога в соответствии с действующим законодательством и необходимых отчислений на покрытие расходов организации по управлению имущественными правами автора на коллективной основе.

Поскольку, исходя из п.1, 4 ст.1243 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе является лицом, производящим выплаты вознаграждений авторам за использование их произведений по лицензионным договорам, заключаемым ею с пользователями, следовательно, организация по управлению правами на коллективной основе является плательщиком страховых взносов с сумм начисляемых ею вознаграждений в пользу авторов произведений.

Также правомерно не принят довод   заявителя о том, что модель уплаты страховых взносов «через налогового агента» законом не предусмотрена; законодателем не создано надлежащих условий исполнения обязанности по уплате страховых взносов с вознаграждение, начисляемых организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями, поскольку должностные лица органов контроля за уплатой страховых взносов руководствуются положениями Федерального закона № 212-ФЗ и иными федеральными законами (ст.30 Федерального закона № 212-ФЗ).

С 01.01.2012 Федеральным законом от 03.12.2011 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» в ст.7 Федерального закона № 212-ФЗ внесены изменения: данная норма дополнена следующим положением: «в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам,                заключенным              с                пользователями        (за

исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона)».

Таким образом, с 01.01.2012 применяется новая редакция Закона №212-ФЗ, и спорные выплаты подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Пользователи являются плательщиками страховых взносов в случаях заключения договоров непосредственно с авторами произведений. В рассматриваемом случае пользователи заключали договоры непосредственно с заявителем и денежные средства от пользователей поступали на счета заявителя.

Не может быть принят и довод заявителя об отсутствии информации в необходимом объеме о документах и расчетах, послуживших основанием для установления занижения базы для начисления страховых взносов, поскольку база для начисления страховых взносов была рассчитана, исходя из платежных поручений, представленных заявителем в ходе проверки, и расчеты сумм базы были приложены к акту проверки. Сам расчет занижения базы для начисления страховых взносов также был представлен в акте проверки в виде таблицы № 1. Возражений и несогласий со стороны заявителя по расчетам базы, облагаемой страховыми взносами, составленным Управлением ПФР,   не имелось.

 Суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор, полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили все имеющие значение для дела обстоятельства, сделали правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустили при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.

При  таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса

Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.02.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 по делу № А65-30641/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                            Л.Р. Гатауллина

Судьи                                                                                    М.В. Егорова

                                                                                              А.Н. Ольховиков