НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Республики Татарстан от 08.04.2021 № А65-10115/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-2182/2021

г. Казань                                                 Дело № А65-10115/2020

12 апреля 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Бубновой Е.Н.,

судей Сибгатуллина Э.Т., Филимонова С.А.,

при участии представителей:

от некоммерческой организации «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» ‑ Кузьмина Р.И. по доверенности от 29.12.2020 № 12, Шакировой Л.Т. по доверенности от 29.12.2020 № 13,

от товарищества собственников жилья «Тельмана, 18А» ‑ Шамсутдинова Т.Ж. по доверенности от 11.01.2021 (б/н), Мирзаянова Р.Т. по доверенности от 24.09.2020 (б/н),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья «Тельмана, 18А»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.10.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2020

по делу № А65-10115/2020

по исковому заявлению некоммерческой организации «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» (ОГРН 1131600004337, ИНН 1655258891) к товариществу собственников жилья «Тельмана, 18А» (ОГРН 1121690060403, ИНН 1657121331) о взыскании денежных средств и об обязании заключить договор (соглашение) о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах,

УСТАНОВИЛ:

некоммерческая организация «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» (далее – НО «Фонд ЖКХ РТ», Фонд, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к товариществу собственников жилья «Тельмана, 18А» (далее – ТСЖ «Тельмана, 18А», товарищество, ответчик) о взыскании 1 172 094,30 руб. - задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт с апреля 2015 года по март 2020 года, 214 966,25 руб. - процентов, начисленных по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, за период с 11.05.2015 по 20.04.2020, а также процентов с 21.04.2020 по день фактической уплаты долга и об обязании заключить договор (соглашение) о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.10.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2020 по делу № А65-10115/2020, исковые требования удовлетворены частично: с товарищества в пользу Фонда подлежит взысканию 741 943,80 руб. задолженности за период с апреля 2017 года по март 2020 года, 52 253,35 руб. пени за период 13.06.2017 по 06.04.2020, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 15 385 руб. В удовлетворении остальной части имущественных требований  отказано.

Исковые требования в части обязания заключить договор (соглашение) о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общества в многоквартирных домах оставлены без рассмотрения.

Не согласившись с принятыми судебными актами в части удовлетворенных исковых требований, ТСЖ «Тельмана, 18А» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и отказать в удовлетворении исковых требований Фонда в полном объеме.

В обоснование кассационной жалобы и в дополнениях к ней заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, а именно неверное толкование части 5 статьи 170, частей 5, 5.1 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывает, что выводы судов сделаны без учета разъяснений Конституционного суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении от 12.04.2016 № 10-П. По мнению заявителя жалобы, суды не дали должной оценки решению общего собрания собственников от 08.01.2019, которым выбран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, в целях реализации которого на основании договора специального банковского счета от 07.06.2019 в ПАО «Сбербанк» был открыт специальный счет, на которой перечислены денежные средства на общую сумму 259 077,60 руб.

В отзыве на кассационную жалобу и возражениях на дополнение к ней Фонд с доводами заявителя не согласился, указав на их необоснованность, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.

Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 11.03.2021 в соответствии с частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрение кассационной жалобы ТСЖ «Тельмана, 18А» было отложено на 08.04.2021 на 12 часов 00 минут.

Для участия в судебном заседании 08.04.2021 в Арбитражный суд Поволжского округа явились представители ТСЖ «Тельмана, 18А» и Фонда, которые дали соответствующие доводам кассационной жалобы и отзыва пояснения, соответственно.

Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов на основании статей 274, 284, 286-288 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций на основании материалов дела, Фонд создан в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Республики Татарстан от 25.06.2013 № 52-ЗРТ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан», Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.06.2013 № 394 «О создании некоммерческой организации «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» и наделен полномочиями регионального оператора, осуществляющего деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан.

ТСЖ «Тельмана, 18А» на основании решения общего собрания собственников осуществляет управление многоквартирным домом № 18А по ул. Тельмана в г. Казани.

В целях реализации Закона Республики Татарстан от 25.06.2013 № 52-ЗРТ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан», Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 № 1146 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан.

В соответствии с названными нормативным актами собственники помещений в многоквартирных домах в течение 45-ти дней после дня официального опубликования программы должны были реализовать решение о способе формирования капитального ремонта.

В связи с отсутствием принятого и реализованного в установленных законодательством порядке и сроки решения собственников помещений многоквартирного дома о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и неисполнение ответчиком обязательств по перечислению истцу взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений, многоквартирный дом 18А по ул. Тельмана в г. Казани был включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.01.2015 № 29 в новой редакции.

В соответствии с частью 4 статьи 2 Закона Республики Татарстан от 25.06.2013 № 52-ЗРТ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан», в редакции, действовавшей до 07.12.2015, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений по истечении двух календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую включен этот многоквартирный дом.

Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений в многоквартирном доме № 18А по ул. Тельмана в г. Казани с 01.04.2015.

Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани принято Постановление от 31.03.2015 № 1625 «О внесении изменений в Постановление Исполнительного комитета г. Казани от 30.04.2014 № 2262», согласно которому принято решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении указанного многоквартирного дома на счете регионального оператора.

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома на территории Республики Татарстан установлен Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.06.2013 № 450.

В рамках досудебного порядка урегулирования спора, Фонд претензией от 19.09.2019 № 1115-ф уведомил товарищество о необходимости погашения задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Неисполнение ответчиком обязательств по перечислению на счет Фонда взносов на капитальный ремонт за период с апреля 2015 года по март 2020 года послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Признавая исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично, суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, руководствовался положениями части 8.2 статьи 156, части 14.1 статьи 155, части 3 статьи 169, частей 1, 3, 5, 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Закона Республики Татарстан от 25.06.2013 № 52-ЗРТ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан» и исходил из наличия на стороне товарищества обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт на счет регионального оператора в спорный период; установив факт неоплаты ответчиком взносов на капитальный ремонт дома, суд обоснованно удовлетворил иск и взыскал имеющуюся задолженность, а также пени за просрочку оплаты, применив по заявлению ответчика срок исковой давности к требованиям о взыскании взносов на капитальный ремонт за период с апреля 2015 года по март 2017 года (включительно) и пени в соответствующей части, а также учитывая действующий мораторий на начисление пени.

Ввиду не представления истцом доказательств, подтверждающих соблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного статьей 445 Гражданского Кодекса Российской Федерации, требование истца об обязании заключить договор суд правомерно оставил без рассмотрения применительно к пункту 2 части 1 статьи 148 АПК РФ.

Как указано ранее, судебные акты обжалуются в части удовлетворенных исковых требований.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судебных инстанций в силу следующего.

Основной довод кассационной жалобы товарищества, с учетом всех последующих дополнений к ней, касается вопроса реализации собственниками помещений в многоквартирном доме № 18А по ул. Тельмана в г. Казани права выбора одного из способов формирования фонда капитального ремонта, а именно, принятия решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете в ПАО «Сбербанк России», отраженного в протоколе от 08.01.2019 № 2.

Между тем указанный довод был предметом рассмотрения судов двух инстанций и мотивированно отклонен, и признается несостоятельным судом кассационной инстанции в силу следующего.

Как следует из норм раздела IX Жилищного кодекса Российской Федерации, фонд капитального ремонта формируется путем перечисления взносов собственников помещений на специализированный счет либо путем их перечисления на счет регионального оператора (часть 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

Пунктом 2 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 № 1146 «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан» предусмотрено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение 45 дней после официального опубликования Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 № 1146.

Как следует из материалов дела, собственники помещений спорного многоквартирного дома в установленный срок решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта не приняли, поэтому Постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 31.03.2015 № 1625 принято решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении указанного многоквартирного дома на счете регионального оператора.

Вместе с тем согласно части 1 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.

Законом Республики Татарстан от 25.06.2013 № 52-ЗРТ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан» меньший срок вступления в силу решения собственников помещений об изменении способа формирования фонда капитального ремонта не предусмотрен.

Судами двух инстанций на основании материалов дела установлено, что решение собственников помещений в многоквартирном доме № 18А по ул. Тельмана в г. Казани о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете принято 08.01.2019, а вручено Фонду только в ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции (01.10.2020).

Исследовав представленный истцом протокол общего собрания собственников помещений от 08.01.2019 № 1, которым зафиксирован факт принятия собственниками решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, руководствуясь положениями части 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Республики Татарстан от 25.06.2013 № 52-ЗРТ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан», суды пришли к выводу о том, что данное решение собственников помещений в заявленный исковой период не действовало.

При таких обстоятельствах, суды признали правомерным и соответствующим части 7 статьи 170Жилищного кодекса Российской Федерации принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении указанного многоквартирного дома на счете регионального оператора.

Между тем, часть 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации была предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в Постановлении от 12.04.2016 № 10-П, установил, что принятие органом местного самоуправления такого решения возможно лишь при условии, что им предприняты необходимые меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта и последствиях выбора одного из них, а также на оказание помощи собственникам в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации.

При этом, как следует из толкования части 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, приведенного в пункте 8 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 № 10-П, установленное соответствующей нормой предписание относительно двухлетнего срока (если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации) вступления в силу решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и о его формировании на специальном счете во всяком случае не должно применяться, если изначально решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято не собственниками помещений в многоквартирном доме, а органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном положением части 7 статьи 170 данного Кодекса, без учета конституционно-правового смысла этого положения, выявленного Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, притом что соответствующий факт установлен решением суда и что капитальный ремонт общего имущества в этом доме проведен не был.

Федеральным законом от 20.12.2017 № 399-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» статья 173 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 5.1, в соответствии с которой срок вступления в силу решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, установленный частью 5 настоящей статьи, не применяется в случае, если решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято органом местного самоуправления в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, и решением суда установлен факт, что органом местного самоуправления не были приняты меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта и последствиях выбора одного из них, на оказание собственникам расположенных в многоквартирном доме помещений помощи в принятии соответствующего решения и разъяснении порядка его реализации, и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проведен не был. Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в этом случае вступает в силу через один месяц со дня направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи.

Таким образом, исходя смысла частей 5, 5.1 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 8 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 № 10-П, законодательное предписание относительно однолетнего срока вступления в силу решения собственников об изменении способа формирования фонда капитального ремонта не должно применяться, если изначально решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято не собственниками, а органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, при установленных решением суда обстоятельствах того, что органом местного самоуправления не были приняты меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта и последствиях выбора одного из них, на оказание собственникам расположенных в многоквартирном доме помещений помощи в принятии соответствующего решения и разъяснении порядка его реализации; а также при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проведен не был.

В таком случае решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта вступает в силу через месяц со дня направления его региональному оператору, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Суд округа учитывает, что решение об избрании способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете принято собственниками 08.01.2019, тогда как документы, подтверждающие реализацию права на изменение способа формирования фонда капитального ремонта, вручены товариществом Фонду только 01.10.2020 в ходе рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции, - за день до принятия  решения суда.

Указанное ответчиком не оспаривается.

В ходе рассмотрения настоящего дела в судах первой и апелляционной инстанций товариществом не заявлялись доводы относительно несоблюдения органом местного самоуправления вышеуказанных требований, и срока вступления в силу решения собственников, оформленного протоколом от 08.01.2019, и соответственно, данные доводы не могут быть приняты в настоящее время судом кассационной инстанции.

Как следует из обжалуемых судебных актов, непосредственно обстоятельства, связанные с выполнением указанных обязанностей органом местного самоуправления, в том числе обстоятельства, предусмотренные частями 2, 5.1. статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации в рамках настоящего дела не являлись предметом исследования, соответствующие факты непринятия указанных мер, судами не устанавливались. На дату принятия решения по настоящему делу, иной судебный акт, устанавливающий указанное, отсутствовал.

Однако, в рамках данного дела Фондом к взысканию заявлялась задолженность, образовавшаяся с апреля 2015 года по март 2020 года – за период, когда товарищество было обязано уплачивать взносы на капитальный ремонт региональному оператору, и, при любом исчислении, - до момента вступления в силу решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта.

Соответственно, суды, при принятии судебных актов по настоящему делу обоснованно исходили из того, что данное решение собственников от 08.01.2019 в заявленный исковой период и на момент принятия решения судом, не действовало.

Применительно к вышеуказанным обстоятельствам по настоящему конкретному спору, установление срока вступления в силу решения собственников (один месяц либо год), с учетом вышеизложенного, не может являться основанием для признания исковых требований за спорный период неправомерными.

При этом, вышеуказанные обстоятельства вступления в силу решения собственников могут являться предметом рассмотрения и установления применительно к иным спорам, исходя из доводов участвующих в них лиц.

С учетом изложенного, исковые требования удовлетворены законно и обоснованно.

Иное толкование заявителем кассационной жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о принятии незаконных судебных актов.

Таким образом, изложенные в кассационной жалобе доводы являются несостоятельными, не опровергают правомерность выводов судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в указанных суммах.

Материалы дела исследованы судами первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.10.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2020 по делу № А65-10115/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу ‑ без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                           Е.Н. Бубнова

Судьи                                                                                  Э.Т. Сибгатуллин

                                                                                             С.А. Филимонов