НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Республики Татарстан от 06.11.2014 № А65-13908/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань                                                  Дело № А65-13908/2014

13 ноября 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2014 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Баширова Э.Г.,

судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,

при участии представителей:

от открытого акционерного общества «ИнтехБанк» - ФИО1 доверенность от 10.01.2012,

от Центрального банка Российской Федерации – ФИО2 доверенность от 13.10.2014,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу  открытого акционерного общества «ИнтехБанк»

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 (председательствующий судья Юдкин А.А, судьи Филиппова Е.Г., Попова Е.Г.)

по делу № А65-13908/2014

по заявлению открытого акционерного общества «ИнтехБанк» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Казань, к Центральному банку Российской Федерации о признании незаконным и отмене постановления от 04.06.2014 № 17-1-7/11602 о привлечении к административной ответственности по статье 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «ИнтехБанк» обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Национального банка Республики Татарстан Центрального банка Российской Федерации  от 04.06.2014 № 17‑1-7/11602 о привлечении к административной ответственности по статье 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  в виде штрафа в сумме 500 000 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.07.2014 оспариваемое постановление Национального банка Республики Татарстан признано незаконным и отменено в части назначенного открытому акционерному обществу «ИнтехБанк» штрафа в размере, превышающем 100 000 рублей.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований открытого акционерного общества «ИнтехБанк» о признании незаконным и отмене постановления Национального банка Республики Татарстан Центрального банка Российской Федерации от 04.06.2014 № 17‑1-7/11602 отказано.

В кассационной жалобе открытое акционерное общество «ИнтехБанк»  просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судом апелляционной инстанцией норм права, приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, сотрудниками отдела организации контроля деятельности некредитных финансовых организаций Управления регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и организации контроля деятельности некредитных финансовых организаций Национального банка Республики Татарстан (далее – Управление) осуществлен мониторинг, в ходе которого установлено, что в нарушение требований пункта 2.1.10 Положения лицензионных требований и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 20.07.2010 № 10-49/г (далее – Положение), открытое акционерное общество "ИнтехБанк" (далее – ОАО «ИнтехБанк», Банк) не предоставило информацию о структуре собственности за первый квартал 2014 года в Банк России в форме электронного документа с электронной подписью.

Усмотрев в действиях ОАО "ИнтехБанк" состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее - КоАП РФ), должностное лицо Национального банка Республики Татарстан составило в отношении ОАО "ИнтехБанк" протокол об административном правонарушении от 26.05.2014 № 12-3-14/10595.

По результатам рассмотрения материалов дела и протокола об административном правонарушении 04.06.2014 в отношении ОАО "ИнтехБанк" вынесено постановление № 17-1-7/11602 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ОАО "ИнтехБанк" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с требованием о признании его незаконным и отмене.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) ОАО "ИнтехБанк" состава вмененного административного правонарушения и не усмотрел существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.

В то же время, руководствуясь позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, суд первой инстанции посчитал возможным снизить размер административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.3 КоАП РФ до 100 000 рублей.

Апелляционная инстанция не согласилась с выводами суда нижестоящей инстанции в части снижения штрафа, наложенного административным органом. По мнению суда, приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены только в исключительных случаях.

Как указала апелляционная инстанция, в рассматриваемом случае ОАО "ИнтехБанк" не ссылается на наличие исключительных обстоятельств (и не представило каких-либо доказательств), судом первой инстанции таких обстоятельств также не установлено. Правонарушение, предусмотренное статьей 19.7.3 КоАП РФ, имеет формальный состав, то есть для привлечения ОАО "ИнтехБанк" к административной ответственности не требуется наступления каких-либо неблагоприятных последствий, важен лишь факт непредставления или ненадлежащего представления соответствующей информации о структуре собственности.

Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, с учетом материалов дела не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о том, что штраф в размере 500 000 рублей не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение экономических прав ОАО "ИнтехБанк". Каких-либо доказательств, свидетельствующих о затруднительности исполнения предусмотренной Положением обязанности по объективным причинам, ОАО "ИнтехБанк" в материалы дела не представлено.

Кассационная инстанция считает, что у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.

В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ.

Суд не вправе назначить наказание, не предусмотренное санкцией соответствующей нормы, или выйти за ее пределы, в том числе нижний. Между тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении  от 14.02.2013 № 4-П, применительно к штрафам, минимальные размеры которых высоки, наказание может противоречить целям ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод. Устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.03.2003 № 3-П, от 13.03.2008 № 5-П, от 27.05.2008 № 8-П, от 13.07.2010 № 15-П, от 17.01.2013 № 1-П и др.).

Принимая во внимание выраженную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.02.2013  № 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, суд первой инстанции, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности назначения наказания счел возможным снизить штраф ниже низшего предела.

Диспозиция статьи 19.7.3 КоАП предусматривает административную ответственность за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации.

 Как усматривается из материалов дела, в нарушение пункта 2.1.10 Положения ОАО "ИнтехБанк" не предоставил информацию о структуре собственности за первый квартал 2014 года в Банк России в форме электронного документа с электронной подписью в 15-тидневный срок.

Данный факт установлен административным органом, проверен судами и не отрицается Банком.

Между тем, при назначении административного наказания необходимо учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей.

Отменяя решение суда, апелляционная инстанция не установила, к каким негативным последствиям предоставление справки о структуре собственности за 1 квартал 2014 года 21.05.2014 вместо срока, установленного Положением (не позднее 15 рабочих дней, следующим за отчетным кварталом) привело указанное нарушение. Ни административным органом, на судом апелляционной инстанции также не установлено, каким образом несвоевременное представление в срок справки о структуре собственности за 1 квартал 2014 нарушило или могло нарушить прав акционеров или клиентов Банка.

В своем заявлении в арбитражный суд ОАО «Интехбанк» указал на то, что содержанием о структуре собственности является перечень лиц, владеющих акциями Банка, а также лиц, контролирующих акционеров Банка. Данные сведения находятся в свободном доступе на официальном сайте Банка - http://www.intechbank.ru/akci/podr/ - файл для скачивания информации – «Список лиц, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк».

Кроме того, данные сведения представляются Банку России не только в рамках исполнения Положения, но также и во исполнение Положения «О порядке раскрытия на официальном сайте Банка России в информационно-телекомунникационной сети «Интернет» информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находятся банки – участники системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», утвержденного Банком России 27.10.2009 № 345-П с приложением доказательства предоставления указанной информации по состоянию на февраль 2014.

Кассационная инстанция соглашается с выводами суда апелляционной  инстанции, указавшей, что правонарушение, предусмотренное статьей 19.7.3 КоАП РФ, имеет формальный состав. Вместе с тем суд апелляционной инстанции не учел, что свои решением суд не освободил ОАО «Интехбанк» от ответственности, а, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания в полном соответствии с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 13.02.2013  счел возможным  снизить размер подлежащего наложению административным органом штрафа до 100 000 рублей.

Оценив характер и степень общественной опасности совершенного Банком правонарушения, обстоятельства при которых оно было совершено, действий Банка, направленных на устранение выявленных нарушений, а также, принимая во внимание значительную сумму штрафа, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции, реализовавшего свои дискретные полномочия по применению норм права с учетом позиции Конституционного суда Российской Федерации указавшего в своем постановлении на то, что высокий размер минимального штрафа может противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 по делу № А65-13908/2014 отменить.

Оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.07.2014.

Выдать открытому акционерному обществу «ИнтехБанк» справку на возврат из федерального бюджета 2000 (две тысячи) рублей государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                              Э.Г. Баширов

Судьи                                                                                    И.Ш. Закирова

                                                                                              С.В. Мосунов