ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда, принятого в порядке упрощенного производства и не вступившего в законную силу
город Самара
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Николаевой С.Ю., рассмотрев дело по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Казани» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.09.2023 (резолютивная часть от 13.09.2023), принятое в порядке упрощенного производства по делу № А65-27931/2022 (судья Исхакова М.А.),
по иску Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Казани» (ОГРН <***>, ИНН <***>), гор. Казань
к Акционерному обществу «Казанский вертолетный завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>), гор. Казань
о взыскании задолженности,
без вызова сторон,
Установил:
Истец - Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Авиастроительного района» обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к ответчику – Акционерному обществу «Казанский вертолетный завод» о взыскании 149 474 руб. долга по договору № 6 о предоставлении за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Республики Татарстан и средств бюджета Республики Татарстан субсидии организации (индивидуальному предпринимателю) на финансовое обеспечение затрат на реализацию в 2019 году мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников предпенсионного возраста в рамках регионального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Республика Татарстан (Татарстан))» от 09.08.2019.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.10.2022 дело принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.12.2022 (резолютивная часть от 12.12.2022), оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2023, суд в удовлетворении ходатайства Акционерного общества «Казанский вертолетный завод» о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, отказал. В удовлетворении ходатайства Акционерного общества «Казанский вертолетный завод» о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет», (ОГРН <***>, ИНН <***>), отказал. В удовлетворении ходатайства Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Авиастроительного района» о привлечении к участию в судебном разбирательстве начальника отдела профессионального обучения и профориентации Министерства труда, занятости и соцзащиты РТ ФИО1, отказал. Иск удовлетворил частично. Взыскал с Акционерного общества «Казанский вертолетный завод» в пользу Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Авиастроительного района» 149 473 руб. 68 коп. субсидии. В остальной части в иске отказал. Взыскал с Акционерного общества «Казанский вертолетный завод» 5 483 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета. Возвратил Государственному казенному учреждению «Центр занятости населения Авиастроительного района» 5 484 руб. государственной пошлины из федерального бюджета.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Акционерное общество «Казанский вертолетный завод» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить в связи с допущенными судами первой и апелляционной инстанций нарушениями норм права и направить дело на новое рассмотрение.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 30.06.2023 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.12.2022 (резолютивная часть от 12.12.2022) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2023 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Указанным постановлением Арбитражным судом Поволжского округа удовлетворены ходатайства Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Авиастроительного района» и Акционерного общества «Казанский вертолетный завод» о процессуальном правопреемстве. Суд постановил заменить в порядке процессуального правопреемства Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Авиастроительного района (ОГРН <***>) на правопреемника - Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Казани» (ОГРН <***>).
Отменяя судебные акты, Арбитражный суд Поволжского округа указал, что судебными инстанциями не дана оценка осведомленности Центра на момент заключения договора и предоставления субсидии о наличии в представленном Получателем списке лиц, предоставление субсидии в отношении которых не предусмотрено законодательством об образовании и, соответственно, наличие вины Получателя в получении и использовании предоставленной субсидии. При получении заявки от Получателя Центр мог и должен быть проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в выдаче субсидии.
В соответствии с п. 2.1. ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, судебного приказа, постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.07.2023 дело принято к новому рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон. Электронные копии материалов дела были размещены в режиме ограниченного доступа на официальном сайте Арбитражного суда Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Рассмотрев ходатайство ответчика о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет», суд не нашел оснований для его удовлетворения, поскольку указанное лицо не является конечным получателем субсидии. Университет является лицом, с которым у ответчика заключен самостоятельный гражданско-правовой договор на оказание образовательной услуги. Ответчик не представил доказательств, свидетельствующих о том, что судебный акт по рассматриваемому спору может быть принят о правах или обязанностях Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет».
Исходя из имеющихся в материалах дела доказательств, суд не нашел оснований, предусмотренных п. 5 ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, поскольку ответчиком не указаны какие обстоятельства подлежат дополнительному выяснению в судебном заседании, ходатайство является не мотивированным, несогласие ответчика с иском не является основанием для рассмотрения дела по общим правилам.
Суд также не нашел оснований для удовлетворения ходатайства Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Казани» о привлечении к участию в судебном разбирательстве начальника отдела профессионального обучения и профориентации Министерства труда, занятости и соцзащиты РТ ФИО1, с учетом требований АПК РФ об относимости и допустимости доказательств по делу (ст. 59, 60 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кроме того, истцом не указан предполагаемый процессуальный статус данного лица.
13.09.2023 Арбитражным судом Республики Татарстан было принято решение в виде резолютивной части решения в соответствии с ч. 1 ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которым суд в удовлетворении ходатайства Акционерного общества «Казанский вертолетный завод» о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, отказал. В удовлетворении ходатайства Акционерного общества «Казанский вертолетный завод» о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет», (ОГРН <***>, ИНН <***>), отказал. В удовлетворении ходатайства Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Казани» о привлечении к участию в судебном разбирательстве начальника отдела профессионального обучения и профориентации Министерства труда, занятости и соцзащиты РТ ФИО1, отказал. Государственному казенному учреждению «Центр занятости населения города Казани» в иске отказал.
22.09.2023 по ходатайству истца арбитражным судом изготовлено мотивированное решение.
Заявитель – Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Казани», не согласившись с принятым судебным актом, обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что материалами дела подтвержден факт отсутствия правовых оснований для удержания Получателем предоставленной Центром субсидии, Получатель, подавая заявку на получение субсидии, был осведомлен об отсутствии у части его работников необходимого уровня образования, у Получателя не возникло право на приобретение спорной субсидии, а дальнейший отказ от ее возврата является неправомерным в силу положений статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2023 принята к производству апелляционная жалоба Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Казани» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.09.2023 (резолютивная часть от 13.09.2023), разрешенное в порядке упрощенного производства, для единоличного рассмотрения судьей без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам, которым установлены сроки представления сторонами доказательств и отзыва, дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания, а также текст апелляционной жалобы размещены арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и особенностями, установленными для рассмотрения дел в порядке упрощённого производства.
В соответствии со статьей 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются.
Ответчиком в материалы дела представлен отзыв, в котором просит оспариваемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Исследуя доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, мотивированном отзыве, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 07.08.2019, в соответствии с Порядком предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям на реализацию мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников предпенсионного возраста в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» в Республике Татарстан в 2019 - 2021 годах, утверждённым Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.04.2019 № 272 «О мерах по реализации мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц предпенсионного возраста в рамках федерального проекта «Старшее Поколение» национального проекта «Демография» в Республике Татарстан в 2019 - 2021 годах» (далее - Порядок) Получатель предоставил в Центр заявку на получение субсидии на 2019 год в целях финансового обеспечения затрат Получателя на реализацию мероприятий по обучению лиц предпенсионного возраста, состоящих в трудовых отношениях с Получателем.
Как указывает Центр, в соответствии с Порядком, заявка Получателя была зарегистрирована и рассмотрена на соответствие требованиям, установленным Порядком, в целях принятия решения о заключении договора о предоставлении субсидии с организацией или об отказе в заключении договора о предоставлении субсидии с организацией.
Согласно пункту 12 Порядка, в случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе от заключения договора о предоставлении субсидии Центр, в день, следующий за днем окончания срока рассмотрения заявки, принимает решение о заключении договора о предоставлении субсидии с организацией и направляет организации письменное уведомление о принятом решении с приложением проекта договора о предоставлении субсидии в двух экземплярах. В случае наличия оснований для принятия решения об отказе от заключения договора о предоставлении субсидии Центр в течение рабочего дня, следующего за днём окончания срока рассмотрения заявки, принимает решение об отказе от заключения договора о предоставлении субсидии и направляет организации письменное уведомление о принятом решении с указанием причин отказа.
По итогам рассмотрения заявки Центром было установлено отсутствие оснований для принятия решения об отказе в заключении договора о предоставлении субсидии и, принято решение о заключении с Получателем договора о предоставлении субсидии.
09.08.2019 между Центром и Получателем был заключен договор № 6 «О предоставлении за счёт средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан и средств бюджета Республики Татарстан субсидии организации (индивидуальному предпринимателю) на финансовое обеспечение затрат на реализацию в 2019 году мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников предпенсионного возраста в рамках регионального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Республики Татарстан (Татарстан))», предметом которого являлось предоставление за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан и средств бюджета Республики Татарстан субсидии получателю на обеспечение финансовых затрат получателя на реализацию в 2019 году мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников предпенсионного возраста в рамках регионального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Республика Татарстан (Татарстан)» в соответствии с Порядком предоставления субсидии и прилагаемой к договору сметой расходов (приложение № 4 к договору) (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 2.1 договора, субсидия предоставляется Получателю в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведёнными Центру как получателю бюджетных средств, на цели, указанные в разделе 1 договора в размере 370 000 руб.
Согласно пункту 2.2 договора, в качестве затрат на организацию обучения работников учитываются затраты Получателя на:
- оплату услуг образовательных организаций по организации обучения и реализации основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ;
- оплату расходов по приобретению спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты (при необходимости).
В разделе III договора согласованы условия и порядок предоставления субсидии.
Согласно пункту 3.1 договора субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии при представлении Получателем в Центр до истечения семи рабочих дней со дня заключения настоящего договора (пункт 3.1.1 договора) документов, подтверждающих планируемое расходование субсидии на цели, указанные в пункте 1.1 договора, в том числе договора между получателем и организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или утверждённой получателем сметы расходов на реализацию мероприятий по обучению работников (пункт 3.1.1.1 договора).
Перечисление субсидии в размере, указанном в пункте 2.1 договора, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 3.2 договора) на отдельный расчетный счет Получателя, открытый в Отделении «Банк Татарстан» № 8610 ПАО «Сбербанк», после предоставления документов, предусмотренных пунктом 3.1.1.1 настоящего договора, в десятидневный срок, исчисляемый в рабочих днях, со дня поступления денежных средств на счет Центра (пункт 3.2.1 договора).
Во исполнение условий договора, денежные средства в сумме 370 000 руб. Получателю были перечислены платежным поручением от 19.08.2019 № 99058.
В соответствии с пунктом 18 Порядка, организация обучения работников осуществляется организацией самостоятельно, с учетом обоснованности стоимости затрат на обучение.
Согласно пункту 4.3.1 договора, Получатель обязался осуществлять целевое использование субсидии в соответствии с Порядком предоставления субсидии и договором.
Согласно пункту 4.3.2 договора, Получатель обязался обеспечить в соответствии с Порядком предоставления субсидии:
- организацию обучения, завершение обучения и получение документа о квалификации установленного образца (свидетельство о профессии рабочего, должности служащего или удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке) не менее 20 работников получателя до 10.12.2019;
- сохранение занятости (трудоустройство) не менее 90 % работников получателя от числа работников, завершивших обучение и получивших документ о квалификации установленного образца, по состоянию на 31.12.2019 (на конец отчетного периода).
Во исполнение указанного договора, Получателем был заключён договор от 27.09.2019 № 193.01.19 на обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет».
В соответствии с Приказом от 21.11.2019 № 594 а/с о зачислении слушателей, были зачислены в ИДПО КНИТУ с 25.11.2019 для обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Наставничество как инструмент воспитания трудовой активности и профессионализма молодежи на производстве» 19 работников Получателя.
В обоснование исковых требований Центр указывает, что в рамках договора Получатель организовал профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников, использовав всю сумму субсидии - 370 000 руб., предоставленной Центром. Всем 19 работникам Получателя образовательной организацией были выданы удостоверения о повышении квалификации, подтверждающие, что каждый из работников прошел повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Наставничество как инструмент воспитания трудовой активности и профессионализма молодежи на производстве» в объеме 72 часов.
При этом, как указывает Центр, Получателем в нарушение пункта 2.2 договора от 09.08.2019 № 6 на основании выданных образовательной организацией документов о квалификации - удостоверений о повышении квалификации, были учтены в качестве затрат на организацию дополнительного профессионального образования работников финансовые средства, использованные образовательной организацией на повышение квалификации 8 из 19 работников Получателя, не имевших какую-либо профессиональную квалификацию. Центр полагает, что в нарушение пункта 4.3.2 договора, Получателем не обеспечена организация обучения, завершение обучения и получение документа о квалификации 8 работников Получателя, так как повышение квалификации 8 работников не соответствует пункту 3 статьи 76 Закона об образовании в Российской Федерации, повлекшего нарушение пункта 7 Порядка.
Центром в адрес Получателя была направлена досудебная претензия от 15.08.2022 № 502 с требованием возврата денежных средств в сумме 149 474 руб., использованных Получателем при организации повышения квалификации 8 работников по дополнительной профессиональной программе с нарушением Порядка предоставления субсидии, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.04.2019 № 272 «О мерах по реализации мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц предпенсионного возраста в рамках федерального проекта «Старшего поколения» национального проекта «Демография» в Республики Татарстан в 2019 - 2021 годах», однако требование оставлено без удовлетворения, субсидия в добровольном порядке не возвращена, что послужило основанием для обращения Центра в суд с исковым заявлением.
Доводы Центра в рамках настоящего дела обусловлены отсутствием у 8 работников Получателя необходимого уровня образования для предоставления субсидии.
Исследовав и оценив, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
По смыслу названной нормы закона содержанием обязательств вследствие неосновательного обогащения являются право потерпевшего требовать возврата неосновательного обогащения от обогатившегося и обязанность последнего возвратить неосновательно полученное (сбереженное) потерпевшему. Обязательства вследствие неосновательного обогащения относятся к числу охранительных, внедоговорных правоотношений. Задачей этих обязательств является защита имущественных прав и интересов стороны в виде обеспечения потерпевшему восстановления его имущественной сферы путем возврата имущества неосновательно обогатившимся лицом. Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Абзацем 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Порядок и условия предоставления хозяйствующим субъектам субсидий за счет бюджетных средств регламентированы статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в спорный период, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8.1 этой статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2020 № 32-П, согласно правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом Российской Федерации, положения Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом и судом, равной защите государственной и частной форм собственности во взаимосвязи с критериями справедливости и соразмерности при установлении условий реализации того или иного права и его возможных ограничений (статья 8, часть 2; статья 17, часть 3; статья 19, часть 1; статья 55) подразумевают в том числе, что участники соответствующих правоотношений должны в разумных пределах иметь возможность предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (Постановление от 20.07.2011 № 20-П). Это связано в том числе с принципом поддержания доверия к закону и действиям государства, который также вытекает из конституционных принципов юридического равенства и справедливости в правовом демократическом государстве, поскольку они требуют не только правовой определенности, но и предсказуемости правового регулирования (постановления от 24.05.2001 № 8-П, от 20.04.2010 № 9-П, от 25.06.2015 № 17-П, от 19.04.2018 № 16-П, от 20.07.2018 № 34-П, от 28.02.2019 № 13-П и др.). Осуществление государством дискреции в установлении и прекращении налоговых обязанностей возможно с тем условием, что это не вводит дискриминационных различий среди налогоплательщиков и отвечает критериям формальной определенности закона, принципам поддержания доверия к действиям властей, законного и справедливого налогообложения (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2019 № 1831-О и № 1832-О).
Принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 № 1-П). При этом в Постановлении от 22.06.2017 № 16-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, в частности, на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в их интересах, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность в реализации ими своих правомочий.
Пунктом 3 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, либо лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.04.2019 № 272 «О мерах по реализации мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц предпенсионного возраста в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» в Республике Татарстан в 2019 - 2021 годах» утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям на реализацию мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников предпенсионного возраста в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» в Республике Татарстан в 2019 -2021 годах.
В соответствии с пунктом 9 Порядка для получения субсидии организация представляет в Центр заявку на получение субсидии на текущий год по форме, утвержденной Министерством, на бумажном носителе, содержащую, список работников, направляемых на обучение в текущем году, ранее не проходивших обучение в рамках реализации регионального проекта «Старшее поколение», с указанием в том числе, фамилии, имени, отчества (при наличии), реквизитов документа, подтверждающего отнесение работника к категории граждан предпенсионного возраста, сведений о наличии среднего профессионального или высшего образования.
В соответствии с пунктом 4.1.2 договора истец обязался осуществить проверку документов, представляемых ответчиком в соответствии с пунктом 3.1.2 настоящего договора, в том числе на соответствие их порядку предоставления субсидии, в течение 1 рабочего дня со дня их получения от ответчика.
Согласно пункту 4.1.6 договора истец обязался осуществлять контроль за соблюдением ответчиком порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Порядком предоставления субсидии и настоящим договором, путем проведения плановых и (или) внеплановых проверок.
Довод истца об отсутствии у его работников обязанности проверять, какое образование необходимо лицам, планирующим проходить обучение, судами первой и апелляционной инстанций исследован и отклонен, поскольку это прямо противоречит пункту 9 Порядка выдачи субсидии, утвержденному Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.04.2019 № 272.
Из заявки ответчика усматривается, что факт отсутствия среднего профессионального или высшего образования не был им сокрыт - в отношении всех указанных истцом лиц в заявке ответчика содержатся сведения о наличии у них только основного общего образования. Тем не менее, выдав субсидию, истец сам допустил возможность обучения данных лиц, что и было организовано ответчиком.
Оценив представленные доказательства и доводы сторон, установив обстоятельства по делу, арбитражный суд пришел к выводу, что истец по результатам проверки информации, имевшейся у него в отношении ответчика, не установил оснований для отказа в предоставлении ему субсидии, в том числе несоблюдения условий пункта 9 Порядка выдачи субсидии, в связи с чем, она была перечислена на счет ответчика.
Изложенное означает, что при упущениях органов, уполномоченных действовать в интересах казны, включая пропуски сроков, ошибки в применении надлежащих, законом установленных процедур, лицо имеет законные основания ожидать, что причинение соответствующего вреда не будет ему вменено на основании гражданско-правовых законоположений.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что при получении заявки от ответчика истец мог и должен быть проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в выдаче субсидии, чего сделано не было.
Субсидия ответчиком была израсходована по целевому назначению.
При рассмотрении настоящего дела признаков какой-либо недобросовестности со стороны ответчика при получении субсидии не установлено, равно как и предоставления недостоверных сведений, вследствие чего, оснований для возврата субсидии в качестве неосновательного обогащения арбитражным судом не установлено.
В пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020, разъяснено, что излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. Бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата.
Истцом не представлено доказательств недобросовестного поведения со стороны ответчика.
Доводы апелляционной жалобы изучены судом, однако, они подлежат отклонению, поскольку указанные в апелляционной жалобе доводы не опровергают законность и обоснованность принятого по делу судебного акта и правильности выводов суда, а свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судом обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого судебного акта судом нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено. Нормы материального права применены правильно.
Таким образом, на основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу положений частей 1 и 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются нарушения норм процессуального права, которые в части 4 статьи 288 настоящего Кодекса указаны в качестве оснований для отмены решения, постановления.
Постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановление на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.09.2023 (резолютивная часть от 13.09.2023), принятое в порядке упрощенного производства по делу № А65-27931/2022, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Казани» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья С.Ю. Николаева