НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Республики Татарстан от 01.11.2023 № А65-19303/2022

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

01 ноября 2023 года.                                                                                  Дело № А65-19303/2022

город Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бажана П.В.,

судей Харламова А.Ю., Корнилова А.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сычевой К.С.,

с участием:

от заявителя - не явился, извещен,

от Татарстанской таможни - ФИО1, доверенность от 03 апреля 2023 года,

от Центральной энергетической таможни - не явился, извещен,

от Общества с ограниченной ответственностью «ТехноХимПром» - не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Татарстанской таможни и Центральной энергетической таможни на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 июля 2023 года по делу № А65-19303/2022 (судья Минапов Е.Р.),

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Транстерминал» (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Уфа,

к Татарстанской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Казань Республики Татарстан,

с участием третьих лиц:

Центральной энергетической таможни (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Москва,

Общества с ограниченной ответственностью «ТехноХимПром» (ОГРН <***>, ИНН <***>), пгт. Алексеевское Республики Татарстан,

о признании недействительным уведомления,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Транстерминал» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Татарстанской таможне (далее - таможенный орган), с привлечением в качестве третьих лиц Центральной энергетической таможни (далее - 1 третье лицо), Общества с ограниченной ответственностью «ТехноХимПром» (далее - 2 третье лицо), о признании недействительным уведомление (уточнение к уведомлению) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней № 10404000/У2022/0000739 от 07.06.2022 г.

Решением суда от 11.07.2023 г. заявление общества удовлетворено частично.

Суд признал недействительным уведомление №10404000/У2022/0000739 от 07.06.2022 г., в части начисления пени в период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве, введенного постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 г. № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами», и обязал таможню устранить допущенные нарушения прав и интересов общества в указанной части, а в остальной части в удовлетворении заявления отказал.

Татарстанская таможня и Центральная энергетическая таможня, не согласившись с указанным судебным актом, обратились в суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт, которым полностью отказать обществу в удовлетворении заявленного требования, о чем в судебном заседании просил и представитель таможни.

Определением суда от 11.09.2023 г. в составе председательствующего судьи Бажана П.В., судей Лихоманенко О.А. и Николаевой С.Ю. судебное разбирательство было отложено на 04.10.2023 г. на основании положений ст. 158 АПК РФ.

Определением суда от 03.10.2023 г. в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 18 АПК РФ, в связи с нахождением судьи в отпуске в составе суда произведена замена судьи Лихоманенко О.А. на судью Харламова А.Ю., а рассмотрение дела начато сначала.

Определением суда от 04.10.2023 г. в составе председательствующего судьи Бажана П.В., судей Харламова А.Ю. и Николаевой С.Ю. судебное разбирательство было отложено на 01.11.2023 г. на основании положений ст. 158 АПК РФ.

Определением суда от 31.10.2023 г. в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 18 АПК РФ, в связи с нахождением судьи в отпуске в составе суда произведена замена судьи Николаевой С.Ю. на судью Корнилова А.Б., а рассмотрение дела начато сначала.

В судебном заседании 01.11.2023 г. представитель Татарстанской таможни доводы апелляционной жалобы поддержал.

На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей заявителя и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, выслушав представителя Татарстанской таможни, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 29.01.2020 г. заявителем от имени и по поручению декларанта ООО «ТехноХимПром» на Приволжском таможенном посту Приволжской электронной таможни задекларирован товар «легкий дистиллят» по декларации на товары (далее - ДТ) № 10418010/290120/0021944.

Товары, ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Союз, ЕАЭС) находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза (п. 1 ст. 14 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).

Исходя из п. 7 ст. 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со ст. 14 ТК ЕАЭС.

При этом, таможенный контроль может проводиться до истечения 3 лет со дня наступления обстоятельств, указанных в п. 7 - 15 ст. 14 ТК ЕАЭС.

На основании ст. ст. 310 и 332 ТК ЕАЭС Центральной энергетической таможней была проведена камеральная таможенная проверка, по результатам которой Центральной энергетической таможней принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары № 10418010/290120/0021944 (Акт проверки Центральной энергетической таможни от 28.04.2022 г. № 10006000/210/280422/А0001).

07.06.2022 г. Центральной энергетической таможней на основании п.п. «б» п. 11 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утв. решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 г. № 289, внесены изменения (дополнения) в сведения, заявленные в ДТ № 10418010/290120/0021944 после выпуска товаров, в частности в 36 графу указанной ДТ «Преференция». У заявителя возникла задолженность по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.

Абзацем 1 п. 1 ст. 55 и абз. 1 п. 1 ст. 73 ТК ЕАЭС, в том числе предусмотрено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется плательщиком таможенных пошлин, налогов, лицами, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (абз. 1 п. 3 ст. 55 и абз. 1 п. 3 ст. 73 ТК ЕАЭС).

На основании п. 4 ст. 405 ТК ЕАЭС в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Ввиду того, что ООО «ТехноХимПром» зарегистрировано в налоговом органе на территории Республики Татарстан, в рассматриваемом случае на основании ч. 2 ст. 71 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Федеральный закон №289-ФЗ), приказа ФТС России от 24.12.2018 г. № 2095 «Об определении таможенных органов, уполномоченных на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2019 г. № 53535) (далее - Приказ № 2095), таможенным органом взыскания является Татарстанская таможня.

В связи с возникновением у общества задолженности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней 07.06.2022 г. Центральной энергетической таможней в автоматизированном программном средстве «Задолженность» (далее - АПС «Задолженность»), используемом в своей работе таможенными органами РФ, был сформирован «Паспорт задолженности» и направлен в Татарстанскую таможню для взыскания указанных таможенных платежей.

07.06.2022 г. Татарстанской таможней сформированы и направлены в адрес ООО «ТехноХимПром» и в адрес заявителя, являющегося таможенным представителем ООО «ТехноХимПром», уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 07.06.2022 г. № 10404000/У2022/0000738 и № 10404000/У2022/0000739 соответственно в виде электронного документа в личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности, расположенный на официальном сайте ФТС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.edata.customs.ru).

Заявитель, посчитав незаконным уведомление Татарстанской таможни (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 07.06.2022 г. № 10404000/У2022/0000739 обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленного обществом требования, исходя из следующего.

Таможенное регулирование в РФ осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами РФ, включая договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, подписанный в г. Москве 11.04.2017 г., и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с договором о Союзе и законодательством РФ.

Так, абз. 1 п. 1 ст. 55 и абз. 1 п. 1 ст. 73 ТК ЕАЭС, в том числе предусмотрено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин исполняется плательщиком.

В соответствии с п. 1 ст. 401 ТК ЕАЭС таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена Союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств - членов Союза, направляет плательщику уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (абз. 1 п. 3 ст. 55 и абз. 1 п. 3 ст. 73 ТК ЕАЭС).

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 55 и абз. 2 п. 3 ст. 73 ТК ЕАЭС форма указанного уведомления, порядок и срок исполнения предусмотренных таким уведомлением требований устанавливаются в соответствии с законодательством государств - членов Союза.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 74 Федерального закона № 289-ФЗ выявление факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный ТК ЕАЭС и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством РФ о таможенном регулировании срок фиксируется таможенным органом, если таможенное декларирование товаров производилось с применением декларации на товары, - путем внесения изменений в сведения, указанные в декларации на товары (формирования корректировки декларации на товары).

Частью 1 ст. 73 Федерального закона № 289-ФЗ предусмотрено, что уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее - уведомление) представляет собой извещение плательщика о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством РФ о таможенном регулировании.

Следовательно, направление уведомления в случае установления факта нарушения регулирующих таможенные правоотношения международных договоров РФ, актов, составляющих право Союза, законодательства РФ о таможенном регулировании является формой реагирования на выявленные правонарушения и является обязанностью таможенного органа.

В свою очередь, форма уведомления утверждена приказом ФТС России от 30.10.2018 г. № 1752 (зарегистрировано в Минюсте России 18.01.2019 г. № 53437).

Форма уведомления Татарстанской таможни о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов и пеней от 07.06.2022 г. № 10404000/У2022/0000739 соответствует форме, утв. приказом ФТС России от 30.10.2018 г. № 1752.

Согласно ч. 15 ст. 73 Федерального закона № 289-ФЗ уведомление должно быть направлено плательщику не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством РФ о таможенном регулировании срок.

В рассматриваемом случае изменения (дополнения) в декларацию на товары №10418010/290120/0021944 внесены 07.06.2022 г. (КДТ № 10418010/290120/0021944/01 от 07.06.2022 г.).

Уведомление ответчика о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов и пеней от 07.06.2022 г. № 10404000/У2022/0000739 направлено 07.06.2022 г. в виде электронного документа в личный кабинет общества, расположенный на официальном сайте ФТС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В силу п. 7 ч. 2 ст. 73 Федерального закона № 289-ФЗ уведомление должно содержать информацию о суммах пеней и (или) процентов, начисленных по день формирования уведомления (уточнения к уведомлению) либо по день окончания сроков направления такого уведомления (уточнения к уведомлению) включительно, в случае, предусмотренном п. 13 ч. 19 ст. 72 Федерального закона № 289-ФЗ.

На основании ч. 2 ст. 71 Федерального закона № 289-ФЗ взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится таможенными органами, определенными федеральным органом исполнительной  власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в том числе исходя из принципа налогового учета плательщика.

В силу п. 1 Приказа № 2095 производить взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее - таможенные, иные платежи) в отношении товаров с плательщика таможенных пошлин, налогов, плательщика специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, плательщика таможенных сборов (далее - плательщик), если таможенные и иные платежи подлежат уплате в РФ и плательщик является российским юридическим лицом (организацией), индивидуальным предпринимателем:

1) таможне, в регионе деятельности которой плательщик имеет место нахождения или место жительства, за исключением таможни, регионом деятельности которой является Российская Федерация, и региональной электронной таможни - если иное не предусмотрено п.п. 2 и 3 данного пункта;

2) таможне, указанной в приложении к данному приказу, - если место нахождения плательщика или его место жительства расположено в месте, указанном в приложении к данному приказу, если иное не предусмотрено п.п. 3 данного пункта;

3) Центральной энергетической таможне - если лицевой счет этого плательщика администрирует Центральная энергетическая таможня.

В рассматриваемом случае уведомление Татарстанской таможни о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов и пеней от 07.06.2022г. №10404000/У2022/0000739 сформировано по утвержденной приказом ФТС России от 30.10.2018 г. № 1752 форме и направлено в адрес заявителя в порядке и сроки, установленные ст. 73 Федерального закона № 289-ФЗ.

Оспаривание уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, решений (действий), принятых (совершенных) таможенными органами при взыскании таможенных пошлин и налогов в соответствии с положениями главы 12 Федерального закона, возможно в том числе по мотиву неправомерности начисления таможенных платежей.

В этом случае суд обоснованно дает оценку законности решения таможенного органа, во исполнение которого направлено соответствующее уведомление, и приняты решения о взыскании задолженности и совершены действия по их исполнению.

Следовательно, в рассматриваемом случае суд по существу рассматривает и решения Центральной энергетической таможни.

Аналогичная позиция изложена в постановлении АС Московского округа от 28.01.2022 г. по делу № А40-22598/21-145-165.

ООО «ТехноХимПром» в рамках дела № А40-179835/22 в АС города Москвы обжаловано уведомление Татарстанской таможни от 07.06.2022 г. о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней № 10404000/У2022/0000738 (далее - уведомление № 10404000/У2022/0000738), так же вынесенное на основании решения Центральной энергетической таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 07.06.2022 г. №10418010/290120/0021944/01 (далее - решение Центральной энергетической таможни).

Вступившим в законную силу решением АС города Москвы от 01.11.2022 г. по делу №А40-179835/22 решение Центральной энергетической таможни и уведомление Татарстанской таможни № 10404000/У2022/0000738 признаны соответствующими требованиям регулирующих таможенные правоотношения международных договоров РФ, актов, составляющих право Союза, и законодательства РФ.

Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, судебный акт АС города Москвы по делу № А40-179835/22 вступил в законную силу, который имеет преюдициальное значение для настоящего спора, поскольку судами дана оценка решению Центральной энергетической таможни, на основании которого вынесено оспариваемое уведомление № 10404000/У2022/0000739, а также уведомление Татарстанской таможни № 10404000/У2022/0000738, имеющему одинаковую правовую природу с уведомлением № 10404000/У2022/0000739.

Между тем, судом установлено, что Татарстанская таможня в оспариваемом уведомлении произвела начисление пени в период действия моратория.

Согласно постановлению Правительства РФ от 28.03.2022 г. № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» в совокупности с п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с 01.04.2022 г. на 6 месяцев прекращается начисление неустоек (штрафы, пени) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям возникшим до введения моратория.

В отношении обязательств, попадающих под действие моратория, норма неначисления пеней по непогашенной (несвоевременно погашенной) задолженности применяется с 01.04.2022 г. и действует в течение 6 месяцев.

На основании изложенного суд пришел к правильному выводу, о неправомерном начислении таможенным органом пени после 01.04.2022 г.

С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела, а также вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое уведомление № 10404000/У2022/0000739 от 07.06.2022 г. в части начисления пени в период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве, введенного постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 г. № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» является незаконным.

Аналогичные выводы изложены в постановлении Одиннадцатого ААС от 13.06.2023 г. по делу № А65-24174/2022.

С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела, а также вышеприведенные нормы закона, суд в соответствии со ст. 201 АПК РФ пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленного обществом требования.

Судебные расходы судом распределены в соответствии со ст. 110 АПК РФ, и правильно отнесены на таможенный орган в размере 3 000 руб.

Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.

Ссылка подателей жалоб на судебные акты и судебную практику по другим делам не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку они были приняты в отношении иной совокупности фактических обстоятельств, которая не может рассматриваться как разъясняющая вопросы применения той или иной нормы права применительно к данному делу.

Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционных жалоб не усматривается.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 июля 2023 года по делу            № А65-19303/2022 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                     П.В. Бажан

Судьи                                                                                                                    А.Ю. Харламов

                                                                                                                               А.Б. Корнилов