НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Республики Коми от 23.06.2020 № А29-9951/19

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

26 июня 2020 года

Дело № А29-9951/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2020 года.      

Полный текст постановления изготовлен июня 2020 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Немчаниновой М.В.,

судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И. ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочуровой М.М.,

при участии в судебном заседании:

представителя истца – Муза П.Н., действующего на основании доверенности от 07.04.2020,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.03.2020 по делу №А29-9951/2019, 

по иску Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (ИНН: 1101482338, ОГРН: 1021100517140)

к индивидуальному предпринимателю Колегову Андрею Анатольевичу (ИНН: 111000925575, ОГРН: 317110100014630)

третьи лица: Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару (ИНН: 1101481359, ОГРН: 1041130401091),

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) (ИНН:1101483412, ОГРН: 1021100516073)

о взыскании задолженности и процентов,

установил:

Администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с иском к индивидуальному предпринимателю Колегову Андрею Анатольевичу (далее – Предприниматель, ответчик) о взыскании 500 000 рублей субсидии, предоставленной на основании договора № 1/Г от 26.06.2017, 79 561 рубля 66 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму долга, с 17.07.2019 по день фактического возврата субсидии.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.03.2020 Администрации в удовлетворении иска отказано.

Администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар» с принятым решениемсуда не согласилась, и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.03.2020 отменить и принять по делу новый судебный акт.

Ссылаясь на пункт 2.1.7 договора № 1/Г от 26.06.2017 заявитель жалобы считает, что предоставленная Предпринимателю субсидия подлежит возврату, поскольку ответчиком не соблюдены условия пункта 1.2 договора в части создания рабочих мест в соответствии с заявленным в бизнес-проекте количеством.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Коми, куда явился представитель Администрации.

В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

ИП Колегов А.А. и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.  

Предприниматель и третьи лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта (пункт 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются, в том числе региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Порядок и условия получения субсидий установлены на территории Республики Коми постановлением администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 25.12.2013 № 12/4971 «Об утверждении муниципальной программы МО ГО «Сыктывкар» «Развитие экономики».

В «Порядке субсидирования части расходов субъектов малого предпринимательства, связанных с началом предпринимательской деятельности (гранты)» (далее - Порядок) (Приложением № 3 к подпрограмме «Малое и среднее предпринимательство») указано следующее.

Согласно пункту 4 Порядка субсидия (грант) предоставляется субъекту малого предпринимательства однократно в размере не более 500 тысяч рублей и не более суммы, указанной в заявке заявителем на субсидию (грант).

Расходование субсидии (гранта) по ее целевому назначению должно быть осуществлено субъектом малого предпринимательства в срок, не превышающий 6 месяцев со дня перечисления денежных средств. Решение о продлении срока расходования субсидии (гранта) принимается Комиссией по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на получение финансовой поддержки за счет средств бюджета МО ГО «Сыктывкар», и конкурсному отбору бизнес-проектов субъектов малого предпринимательства и граждан, желающих открыть собственное дело. Срок продления по рекомендации Комиссии не может превышать 6 месяцев.

В соответствии с пунктом 5 Порядка субсидия (грант) предоставляется для осуществления субъектом малого предпринимательства следующих видов расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности:

1) приобретение основных и оборотных средств;

2) оплата расходов по разработке проектно-сметной документации;

3) оплата стоимости аренды помещения, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;

4) приобретение и оплата услуг по сопровождению программного обеспечения;

5) приобретение методической и справочной литературы;

6) оплата расходов на получение лицензии на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) оплата расходов на получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, селекционное достижение (включая племенной материал) и (или) свидетельства о регистрации авторских прав;

8) изготовление и (или) размещение рекламы, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов, рекламных буклетов, листовок, брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах (работах, услугах).

Как следует из материалов дела, 26.06.2017 между Администрацией в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 25.12.2013 № 12/4971 и ИП Колеговым А.А. (получатель субсидии) заключен договор № 1/Г, по условиям которого Администрация предоставляет получателю субсидию на безвозмездной и безвозвратной основе за счет средств бюджета МО ГО «Сыктывкар» в размере 500 000 рублей для реализации бизнес-проекта «Создание в г. Сыктывкаре предприятия по производству печатной продукции» (т. 1 л.д. 7-12). 

В пункте 2.1.2 договора установлено, что получатель субсидии обязан обеспечивать достижение значений показателей результативности использования субсидии, указанных в пункте 1.2 договора.

Пунктом 2.1.6. договора определено, что получатель субсидии обязан обеспечить возврат субсидии в бюджет МО ГО «Сыктывкар» в случае, и в сроки, установленные Порядком.

Получатель субсидии на основании пункта 2.1.7 договора обязан при выявлении Администрацией факта нарушения получателем условий, установленных Порядком при предоставлении субсидии, а также при не достижении показателей, установленных в договоре, вернуть субсидию в бюджет МО ГО «Сыктывкар» в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования. В случае если бюджетные средства в установленный срок не возвращены подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами.

В соответствии с постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 16.06.2017 № 6/2114 ИП Колегову А.А. была перечислена субсидия в размере 500 000 рублей, что подтверждается платежным поручением № 91715 от 30.06.2017 (т. 1 л.д. 16).

Истец указывает, что в предоставленной ИП Колеговым А.А. информации (т. 1 л.д. 17), по состоянию на 14.01.2019 на предприятии ответчика за отчетный период было создано 3 рабочих места, при этом в представленном бизнес-проекте заявлено 8 рабочих мест в течение первого года реализации бизнес-проекта (т. 1 л.д. 36).

На основании пункта 2.1.7 договора в связи с нарушением условий предоставления субсидии Администрацией в адрес ИП Колегова А.А. направлена претензия (требование) от 31.01.2019 о возврате полученной субсидии (т. 1 л.д. 18). Претензия оставлена без удовлетворения.

Как следует из пояснений ответчика и представленных в материалы дела документов, а именно договора аренды от 01.02.2018, трудовых договоров с работниками, датированных маем 2018 года, Предпринимателем созданы восемь рабочих места в установленный договором срок, то есть в течение первого года реализации бизнес-проекта (т. 1 л.д. 84-97, 102-129).

Однако в отчете было указано число занятых рабочих мест на момент составления отчета, так как часть работников уволена, что подтверждается приказами об увольнении от  31.05.2018 (т. 1 л.д. 87-93).

Сведения о количестве работников отражены Предпринимателем в расчете по страховым взносам, форме ОДВ-1, СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ (т. 1 л.д. 137-138, т. 2 л.д. 117, 121-140) представляемых в Пенсионный фонд, а также в расчетах, представляемых в налоговый орган (т. 2 л.д. 67-115).

Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд приходит к выводу о том, что фактически Предпринимателем были созданы рабочие места и их количество соответствовало условиям бизнес-проекта.

Факт приобретения Предпринимателем основных и оборотных средств, указанных в бизнес-проекте, на сумму 500 000 рублей и соблюдение условия предоставления субсидии в части софинансирования расходов на реализацию проекта,Администрацией не оспаривается.

При этом апелляционный суд полагает, что цель заключения договора и получения субсидии Предпринимателем достигнута, ответчик приступил к осуществлению предпринимательской деятельности, им создано предприятие по производству печатной продукции, хозяйственная деятельность ведется.

Доказательств того что количество рабочих мест, которое обязался создать в бизнес-проекте Предприниматель, повлияло на размер предоставленной ему субсидии, материалы дела не содержат.

Кроме того, из паспорта подпрограммы «Малое и среднее предпринимательство» (постановление Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 25.12.2013 № 12/4971)  следует, что результатом её реализации является, в том числе создание не менее 1 рабочего места на каждые 500 тысяч рублей финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением субсидирования субъектов, оказывающих услуги в сфере дошкольного образования).

Признаков злоупотребления правом, установленных статьей 10 ГК РФ, в действиях ответчика не установлено.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Администрации в удовлетворении иска.

Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение  Арбитражного суда Республики Коми от 25.03.2020  по делу №А29-9951/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»  – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий              

М.В. Немчанинова

Судьи

О.Б. Великоредчанин

Л.И. Черных