НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Республики Коми от 18.10.2023 № А29-9118/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А29-9118/2022

18 октября 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 11.10.2023.

Полный текст постановления изготовлен 18.10.2023.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Камановой М.Н. ,

судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю. ,

при участии представителей

от ответчика: Братковской Т.И., Карамышевой А.С. (доверенность от 24.08.2022),

от третьего лица публичного акционерного общества «Ростелеком»: Маркова И.Ю. (доверенность от 06.07.2021)

рассмотрел в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференцсвязи, кассационные жалобы

публичного акционерного общества «Ростелеком» и

Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.03.2023 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.05.2023

по делу № А29-9118/2022

по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297)

к обществу с ограниченной ответственностью «Геопроект-М»

(ИНН: 3123201168, ОГРН: 1093123011409)

об обязании выполнить работы,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, –

публичное акционерное общество «Ростелеком»

(ОГРН: 1027700198767, ИНН: 7707049388),

общество с ограниченной ответственностью «ТрансПроектИнжиниринг»

(ИНН: 7717701845, ОГРН: 1117746480060)

и   у с т а н о в и л :

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее – Министерство, уполномоченный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми к обществу с ограниченной ответственностью «Геопроект-М» (далее – ООО «Геопроект-М») с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании выполнить мероприятия по лесовосстановлению или лесоразведению на площади 10,2041 гектара.

Иск основан на статьях 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, постановлении Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 № 566 (действовало до 01.09.2022, отменено в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2022 № 897) и мотивирован тем, что арендатор нарушил условия договора, в частности, не выполнил лесовосстановительные мероприятия.

Суд первой инстанции в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, публичное акционерное общество «Ростелеком» (далее – ПАО «Ростелеком»), общество с ограниченной ответственностью «ТрансПроектИнжиниринг» (ООО «ТПИ»).

Арбитражный суд Республики Коми решением от 13.03.2023, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.05.2023, отказал в удовлетворении иска. Суды пришли к выводу об отсутствии оснований для возложения на ООО «Геопроект-М» спорной обязанности, поскольку лесной участок арендовался ответчиком с целью выполнения заказа ПАО «Ростелеком» по проектированию и строительству волоконно-оптической линии связи (далее – ВОЛС).

Министерство и Общество не согласились с принятыми судами судебными актами и обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами, в которых просили отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неверным применением норм материального права.

ПАО «Ростелеком» в жалобе настаивает на том, что обязанность по выполнению мероприятий по лесовосстановлению или лесоразведению должна быть возложена на ООО «Геопроект-М». Заявитель указывает, что договор аренды лесного участка был заключен с указанным контрагентом, и в силу статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации и пункта 3.4 договора, а также на основании лесной декларации от 02.07.2020 № 13, отчета об использовании за ноябрь 2020 года на ООО «Геопроект-М», как на арендатора, должна была быть возложена спорная обязанность. Выводы судов о том, что работы по лесовосстановлению должно выполнить Общество, привели к изменению условий договора аренды лесного участка.

Министерство указывает в жалобе, что Общество не являлось лицом, использовавшим леса и осуществившим рубку, в связи с чем не имеется оснований для возложения на него обязанности по лесовосстановлению, предусмотренной статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 № 566 «Об утверждении правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 – 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка», подпунктом «л» пункта 3.4 договора аренды лесного участка от 30.04.2020 № 0990506/04/20-АЗ. Министерство обращает внимание, что договор с Обществом был заключен в целях эксплуатации линейного объекта без проведения рубки лесных насаждений.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы жалоб, просил отменить обжалуемые решение и постановление.

ООО «Геопроект-М» в лице уполномоченных представителей в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в отзыве, согласно которой просили оставить обжалованные судебные акты без изменения, кассационные жалобы Общества и Министерства – без удовлетворения.

Министерство направило в суд ходатайство, в котором просило провести судебное заседание без участия представителя. Ходатайство удовлетворено судом.

Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационных жалобах доводам.

Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, Министерство (арендодатель) и ООО «Геопроект-М» (арендатор) заключили договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 30.04.2020 № С0990506/04/20-АЗ (далее – договор), по условиям которого арендодатель предоставил арендатору во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 12,3902 гектара, местоположение: Республика Коми, МР «Ижемский», ГУ «Ижемское лесничество», Щельяюрское участковое лесничество, кварталы 470, 492, 493, 494, 495, 496, 512, 513, 514, 515, 517, 518, 542, 543, 544, 569, 570, 571, 597, 598, 599, 600, 620, 621, 622, 644, 771, 772.

На основании пункту 3.1 договора лесной участок передан в аренду с целью «Отводы волоконно-оптической линии связи в Ижемском муниципальном районе Республики Коми».

Арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов (подпункт «л» пункта 3.4 договора).

Срок действия договора с 30.04.2020 по 29.03.2021 (пункт 6.1 договора).

В соответствии с договором аренды разработан проект освоения лесов (далее – ПОЛ), приказом от 23.06.2020 № 1092 утверждено положительное заключение государственной экспертизы ПОЛ.

Согласно пункту 5.6 ПОЛ площадь лесовосстановления составляет 11,3975 гектара с посадкой сеянцев с закрытой корневой системой после окончания эксплуатации и демонтажа проектируемого объекта ввиду отсутствия необходимости его дальнейшего использования. В пункте 5.7 ПОЛ указаны проектируемые способы и объемы лесовосстановления.

Согласно лесной декларации от 02.07.2020 № 13 в период с 12.07.2020 по 29.03.2021 ответчик использует лесной участок для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.

В соответствии с отчетом об использовании лесов за ноябрь 2020 года ответчиком проведены рубки лесных насаждений.

В связи с отсутствием со стороны ООО «Геопроект-М» работ по лесовосстановлению после проведенной рубки лесных насаждений Министерство обратилось к ООО «Геопроект-М» с претензией от 04.05.2022 с требованием о выполнении работ по лесовосстановлению или лесоразведению.

Непринятие ответчиком мер по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Коми.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб и отзыва на нее и заслушав представителей сторон, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1); при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (часть 5).

В силу части 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению (далее – мероприятия по сохранению лесов), а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 названного кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых этим кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.

Статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок использования лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

В силу статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, которое включает в себя лесовосстановление и осуществляется, в том числе лицами, на которых данным кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.

Статьей 62 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений, естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.

Введенной в действие с 01.01.2019 статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности осуществления лесовосстановления и лесоразведения для отдельных категорий лиц.

Частью 1 данной статьи (в редакции, действовавшей до 01.09.2021) установлено, что за исключением случая, предусмотренного частью 3 указанной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 – 46 Лесного кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Правительство Российской Федерации постановлением от 07.05.2019 утвердило Правила № 566 (действующие в спорный период), устанавливающие порядок выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению, в том числе лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 – 46 Лесного кодекса, на площади, равной площади вырубаемых лесных насаждений.

Аналогичные положения содержат Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2022 № 897 «Об утверждении Правил осуществления лесовосстановления или лесоразведения в случае, предусмотренном частью 4 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 № 566 и внесении изменения в перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

Согласно пункту 2 Правил № 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 5 Правил № 566 предусмотрено, что лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 – 46 Лесного кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 данных Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.

По смыслу указанных норм Лесного кодекса Российской Федерации и Правил
№ 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 – 46 Лесного кодекса, и не на том участке, где осуществляется строительство линейного объекта, а на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины. Данные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения, а не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений. При этом не имеет правового значения, кто именно осуществил заготовку древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 – 46 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку рубка осуществляется в целях освобождения участков от лесных насаждений для строительства (размещения) объектов, указанных в приведенных нормах данного кодекса.

Федеральным законом от 02.07.2021 № 303-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 303-ФЗ) внесены изменения в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 – 63.1, 89.2 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 303-ФЗ настоящий закон вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.

Частью 4 статьи 4 Закона № 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 – 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции названного Закона № 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего закона.

Учитывая внесенные Законом № 303-ФЗ в статью 63.1 путем ее дополнения частью 7 изменения с приданием им обратной силы, устанавливающие случаи, при которых лица, использующие леса, освобождаются от предусмотренной указанной статьей обязанности по проведению работ по лесовосстановлению, юридически значимым обстоятельством при рассмотрении требования об осуществлении лесовосстановительных работ является фактически осуществляемый арендатором лесного участка вид деятельности.

Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, в том числе договоры от 07.08.2014, от 04.06.2018 № 61-СМР, техническое задание к заказу, постановление администрации муниципального района «Ижемский» от 24.04.2020 № 261, акт приемки законченного строительством объекта от 30.09.2020,приказ Министерства от 27.02.2023 № 246 о предоставлении в аренду ПАО «Ростелеком» лесных участков с разрешенным видом использования: «строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов», в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что исковое требование не подлежит удовлетворению, поскольку документальная база явно свидетельствует о том, что ООО «Геопроект-М» арендовало лесной участок с целью выполнения заказа ПАО «Ростелеком» по проектированию и строительству ВОЛС.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные обстоятельства не были опровергнуты сторонами.

Внесение Законом № 303-ФЗ изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части определения круга лиц, на которых возложена обязанность по проведению компенсационного лесовосстановления, а также сроков и порядка этих работ, придание указанным изменениям обратной силы устраняет возможность понуждения ООО «Геопроект-М» к проведению компенсационного лесовосстановления в соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации.

В подтверждение своих выводов суды правомерно сослались на позицию, изложенную в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2022
№ 304-ЭС22-3799, от 23.08.2022 № 307-ЭС22-5959, согласно которой у лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и осуществивших рубки после 01.01.2019, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка. Работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 – 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и не на том участке, где осуществляется строительство линейного объекта, а на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины. Данные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения, а не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений. При этом не имеет правового значения, кто именно осуществил заготовку древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 – 46 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку рубка осуществляется в целях освобождения участков от лесных насаждений для строительства (размещения) объектов, указанных в приведенных нормах названного кодекса.

Приведенные Министерством и Обществом аргументы, в том числе связанные с неверным толкованием норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.

Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, иное толкование кассатором норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в обжалованных судебных актах существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.

Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.

Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушения норм процессуального права, предусмотренные в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущены.

В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя (ПАО «Ростелеком»). Министерство по правилам статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

  П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.03.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.05.2023 по делу № А29-9118/2022 оставить без изменения, кассационные жалобы публичного акционерного общества «Ростелеком» и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми – без удовлетворения.

           Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Председательствующий

М.Н. Каманова

Судьи

С.В. Бабаев

В.Ю. Павлов