НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Республики Коми от 15.10.2012 № А29-4949/12

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

26 октября 2012 года

Дело № А29-4949/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2012 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Черных Л.И.,

судей Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Печенкиной Ю.А.,

при участии представителей

от заявителя: Ордин О.В. (приказ от 26.09.2012), Самченко А.Е. (доверенность от 11.01.2012);

от заинтересованного лица: Байбородина Е.А. (доверенность от 20.09.2012), Герасимова О.В. (доверенность от 15.07.2011);

от третьего лица: Балина Ю.Л. (доверенность от 12.01.2012),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.07.2012 по делу №А29-4949/2012, принятое судом в составе судьи Макаровой Л.Ф.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Геотехнология» (ИНН: 1102024764, ОГРН: 1021100736722)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми

(ИНН: 1102044440, ОГРН: 1041100616391)

о признании недействительным решения Инспекции от 18.01.2012 № 12-12/34 в редакции решения Управления от 05.04.2012 № 100-А,

третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми (ИНН: 1101486269, ОГРН: 1041130401058),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Геотехнология» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми (далее – Инспекция) от 18.01.2012 № 12-12/34 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 05.04.2012 № 100-А (далее – Управление) в части:

- привлечения к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на имущество в виде штрафа в сумме 141 300 рублей,

- начисления пени за несвоевременную уплату налога на имущество в сумме 152 174 рублей 52 копеек,

- наличия обязанности уплатить налог на имущество в сумме 1 412 998 рублей.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 31.07.2012 (с учетом дополнительного решения от 20.08.2012) заявленные требования удовлетворены.

Инспекция с принятым решениемсуда не согласилась, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

По мнению налогового органа, имеется достаточно доказательств того, что скважины № 4ВКД и № 5ЛК отвечают требованиям, предъявляемым к основным средствам, и подлежат учету в качестве объекта налогообложения по налогу на имущество. Скважины используются в производстве продукции, используются в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью 12 месяцев, скважины способны приносить Обществу экономическую выгоду (доход) в будущем, Обществом не предполагается последующая перепродажа скважин. Инспекция ссылается на письмо Управления Росприроднадзора по Республике Коми от 15.05.2012 № 03-11/2135, согласно которому датой отнесения поисковых скважин № 4ВКД и № 5ЛК в категорию эксплуатационных следует считать фактическую дату добычи газа; на получение Обществом лицензии на право пользования недрами с целевым назначением: разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Средне-Седъельского газового месторождения. Инспекция указывает, что согласно геологическим паспортам весь комплекс исследований скважин был проведен до 2010 года, в результате всех испытаний была установлена промышленная газоносность скважин. Инспекция считает, что факт составления Технологической схемы разработки Средне-Седъельского газового месторождения свидетельствует о завершении этапа поиска, оценки и разведки данного месторождения. Инспекция ссылается на то, что Обществом было смонтировано оборудование для сбора продукции из скважин № 4ВКД и № 5ЛК для промысловой подготовки газа, оборудование введено в эксплуатацию и в установленном порядке учтено в качестве объектов основных средств; из скважин № 4ВКД и № 5ЛК с апреля 2010 года осуществлялась непрерывная подача газа в объемах, значительно превышающих предусмотренные технологическим проектом. Инспекция не согласна с выводом суда о том, что скважины изначально не предназначались для эксплуатации в течение длительного времени по причине того, что добыча газа из них была прекращена в августе 2011 года. Инспекции указывает, что прекращение добычи газа связано с обводнением скважин, а не с тем, что скважины изначально не являлись продуктивными. По мнению налогового органа, проект «Обустройство скважин Средне-Седъельского участка на период пробной эксплуатации» не является проектом пробной эксплуатации скважин с целью определения их характеристик, отбора проб и уточнения эксплуатационных характеристик пластов, как предусмотрено для разведочных скважин; данным проектом предусмотрено обустройство скважин необходимым оборудованием для добычи газа; в проекте скважины № 4ВКД и № 5ЛК характеризуются исключительно как добывающие. Налоговый орган, ссылаясь на документы, которые касаются взаимоотношений между Обществом и ЗАО «Стронг», пришел к выводу о том, что проект обустройства скважин Средне-Седъельского участка на период пробной эксплуатации был фактически разработан в 2009 году, работы по данному проекту были фактически произведены.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает доводы Инспекции.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами налогового органа не согласно, просит оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе и в отзывах на нее.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка в отношении Общества по вопросам соблюдения налогового законодательства Российской Федерации, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2008 по 31.12.2010, результаты которой оформлены в акте от 06.12.2011 № 12-12/34.

В ходе проверки Инспекция, в частности, установила, что Обществом не учтена в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета при исчислении налоговой базы по налогу на имущество за 2010 год стоимость фактических эксплуатируемых скважин № 4ВКД и № 5ЛК.

По итогам рассмотрения материалов проверки заместителем начальника Инспекции принято решение от 18.01.2012 № 12-12/34 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122, статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафов в размере 233 667 рублей. Данным решением Обществу предложено уплатить указанную сумму налоговых санкций, а также 2 337 827 рублей налогов (в том числе 1 412 998 рублей налога на имущество за 2010 год по оспариваемому эпизоду) и 667 455 рублей 04 копейки пеней, а также уменьшить предъявленный к возмещению налог на добавленную стоимость в сумме 39 207 рублей.

Решением Управления от 05.04.2012 № 100-А решение Инспекции оставлено без изменения.

Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 4 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01», пунктами 2, 3 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» и исходил из того, что налоговым органом не представлено доказательств того, что спорные скважины с апреля 2010 года соответствуют установленным критериям отнесения объектов в состав основных средств.

Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

Порядок учета на балансе организаций объектов основных средств регулируется приказами Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применении», от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» (далее - ПБУ 6/01), от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении Методический указаний по бухгалтерскому учету основных средств» (далее - Методические указания).

В соответствии с указанными документами для учета имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств, предназначен счет 01 «Основные средства».

В пункте 4 ПБУ 6/01 установлено, что при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное соблюдение предусмотренных в этой норме условий, в частности: объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта; объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Согласно пункту 38 Методических указаний принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект.

В силу пункта 52 Методических указаний по объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемым, амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем введения объекта в эксплуатацию. Допускается объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемые, принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.

Как следует из материалов дела, ООО «Геотехнология» получена лицензия СЫК 01064 НП сроком действия до июля 2005 года на геологическое изучение недр с целью поисков углеводородного сырья в пределах Средне-Седъельской площади (листы дела 60-99 том 7). В дальнейшем срок действия лицензии был продлен до 31.12.2007, до 31.07.2010.

В пункте 5.1 лицензионного соглашения к лицензии СЫК 01064 НП (в редакции дополнительных соглашений) предусмотрено проведение Обществом на лицензионном участке поисково-разведочного бурения.

В соответствии с пунктом 5.2.1 лицензионного соглашения владелец лицензии обязан закончить строительством не менее девяти поисково-разведочных скважин.

Во исполнение условий лицензионного соглашения Обществом в 2007-2008 годах на Средне-Седъельской площади было начато строительство скважин, в том числе структурно-поисковых скважин № 5ЛК и № 4ВКД. Строительство структурно-поисковых скважин осуществлялось собственными силами без привлечения подрядных организаций.

В 2009 году строительство указанных скважин было окончено, проведено их испытание с отбором проб газа.

Указанное подтверждается геологическими паспортами скважин, заключениями ООО «КАСС» на консервацию скважин, протоколами заседания геолого-технического совета ООО «Геотехнология» от 12.01.2009, от 14.01.2010 и актами о консервации (листы дела 46-110, 128-130 том 3, листы дела 10-33 том 5).

Общество отразило стоимость скважин № 4ВКД и 5 ЛК в бухгалтерском учете на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 08.3 «Строительство объектов основных средств».

Акты приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (формы КС-14), акты приемки законченного строительством объекта (формы КС-11) в отношении скважин № 5ЛК и № 4ВКД не составлялись. За разрешениями на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства (скважин) Общество не обращалось (письмо администрации МОГО «Ухта» от 27.10.2011 № 01-31-5169, лист дела 112 том 4). Доказательства, свидетельствующие о том, что в 2010 году необходимо было, Обществу предписывалось получить разрешение на ввод в эксплуатацию указанных скважин, ввести их в эксплуатацию, перевести указанные скважины в эксплуатационные (добывающие), в том числе в силу технологических, технических и других условий, не имеется. Доказательства о технологическом и техническом соответствии указанных скважин требованиям эксплуатационных (добывающих) скважин в 2010 году отсутствуют.

В обоснование своих доводов Инспекция ссылается на то, что с 01.04.2010 скважины № 5ЛК и № 4ВКД фактически находились в эксплуатации, по данным скважинам осуществлялась добыча газа, который реализовался ОАО «Комирегионгаз» (отчеты о работе добывающих скважин, акты приема-передачи природного газа, листы дела 143-166 том 2, листы дела 1-34 том 3).

Между тем, в соответствии с Временным положением об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 07.02.2001 № 126, геологоразведочные работы на нефть и газ в зависимости от стоящих перед ними задач, состояния изученности нефтегазоносности недр подразделяются на: региональный, поисково-оценочный и разведочный этапы с выделением в них стадий.

Целью поисково-оценочных работ является обнаружение новых месторождений нефти и газа или новых залежей на ранее открытых месторождениях и оценка их запасов по сумме категорий С1 и С2.

Поисково-оценочный этап разделяется на стадии: выявление объектов поискового бурения, подготовки объектов к поисковому бурению, поиска и оценки месторождений (залежей).

В процессе поиска и оценки месторождений (залежей) решаются задачи установления факта наличия или отсутствия промышленных запасов нефти и газа, установления фазового состояния углеводородов и характеристик пластовых углеводородных систем; изучения физико-химических свойств нефтей, газов, конденсатов в пластовых и поверхностных условиях, определение их товарных качеств; изучения фильтрационно-емкостных характеристик коллекторов; определения эффективных толщин, значений пористости, нефтегазонасыщенности; установления коэффициентов продуктивности скважин и добывных возможностей; предварительной геометризация залежей и подсчета запасов по категориям С2 и С1.

По результатам работ на стадии поиска и оценки месторождений (залежей) проводится систематизация геолого-геофизических материалов и составляется отчет о результатах поисково-оценочных работ. В случае открытия месторождения (залежи) проводится подсчет геологических и извлекаемых запасов углеводородов, а также сопутствующих компонентов в соответствии с действующими нормативными документами.

Целью разведочного этапа является изучение характеристик месторождений (залежей), обеспечивающих составление технологической схемы разработки (проекта опытно-промышленной эксплуатации) месторождения (залежи) нефти или проекта опытно-промышленной эксплуатации месторождения (залежи) газа, а также уточнение промысловых характеристик эксплуатационных объектов в процессе разработки.

Этап разведки месторождения (залежи) завершается получением информации, достаточной для составления технологической схемы разработки (проекта опытно-промышленной эксплуатации) месторождения (залежи) нефти или проекта опытно-промышленной эксплуатации месторождений (залежи) газа.

Временной классификацией скважин, бурящихся при геологоразведочных работах и разработке нефтяных и газовых месторождений (залежей), утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 07.02.2001 № 126, установлено, все скважины, бурящиеся при геологоразведочных работах и разработке нефтяных и газовых месторождений или залежей, независимо от источников финансирования подразделяются на следующие категории: опорные, параметрические, структурные, поисково-оценочные, разведочные, эксплуатационные, специальные.

Поисково-оценочные скважины бурят на площадях, подготовленных к поисковым работам, с целью открытия новых месторождений нефти и газа или новых залежей на ранее открытых месторождениях и оценки их промышленной значимости.

Комплекс исследований и работ в поисковых скважинах включает: отбор керна; отбор шлама через 1-5 м в интервале нефтегазоперспективных горизонтов; геолого-технологические, геохимические и промыслово-геофизические исследования скважин; опробирование и испытание в процессе бурения перспективных нефтегазоносных комплексов с отбором проб Платовых флюидов; испытание в колонне нефтегазоносных, а также водоносных (в законтурной части залежи) пластов с отбором проб нефти, газа, воды; специальные исследования в скважине; работы по интенсификации притоков углеводородов из пластов; работы по интенсификации притоков углеводородов из пластов, представленных сложными коллекторами с сопровождением их специальными методами ГИС; пробную эксплуатацию продуктивных скважин (или группы скважин).

Результаты бурения поисковых скважин оформляются в виде отчета, в котором обобщаются результаты проведенных исследований и дается обоснование промышленной значимости выявленных залежей нефти и газа, либо дается заключение о бесперспективности опоискованного объекта (при отрицательном результате поискового бурения).

По результатам бурения оценочных скважин проводят подсчет запасов по категориям С1 и С2.

Разведочные скважины бурят на площадях с установленной промышленной нефтегазоносностью для уточнения запасов и сбора исходных данных для составления технологической схемы разработки (проекта опытно-промышленной эксплуатации) залежи.

При бурении разведочных скважин проводят: отбор керна в интервалах залегания продуктивных пластов в количестве, обеспечивающем достаточное освещение коллекторских свойств; геолого-технологические и геохимические исследования в процессе бурения; промыслово-геофизические исследования; опробование и испытание в процессе бурения приборами на каротажном кабеле или пластоиспытателем на трубах с отбором проб пластовых флюидов; испытание в колонне нефтегазоносных, а также водоносных (в законтурной части залежи) объектов с отбором глубинных и поверхностных проб нефти, газа и воды; специальные исследования скважин; пробную эксплуатацию продуктивных скважин.

По результатам бурения разведочных скважин проводят уточнение ранее подсчитанных запасов и перевод части запасов категории С2 в категорию С1.

Эксплуатационные скважины бурят для разработки и эксплуатации залежей нефти и газа. В эту категорию входят опережающие эксплуатационные, эксплуатационные, нагнетательные и наблюдательные (контрольные, пьезометрические) скважины.

В соответствии с пунктом 101 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 № 71, с целью получения данных для подсчета запасов и составления проектной документации при разработке месторождений нефти и газа в разведочной скважине проводится комплекс исследовательских работ по изучению разреза пород, слагающих месторождение, опробованию и испытанию всех вскрытых продуктивных (нефтегазоносных) пластов).

Передача разведочных скважин в эксплуатацию без проведения указанных работ не допускается.

При пробной эксплуатации разведочных скважин уточняются добывные возможности скважин, состав и физико-химические свойства пластовых флюидов, эксплуатационные характеристики пластов (коэффициенты продуктивности, максимально возможные дебиты скважин, приемистость по воде и т.п.) и изменения этих параметров во времени.

Пробная эксплуатация разведочной скважины осуществляется в соответствии с годовыми планами (годовыми программами работ). Период пробной эксплуатации разведочной скважины не превышает одного года.
  Таким образом, из названных нормативных актов следует, что поисково-оценочные скважины бурят с целью открытия новых месторождений нефти и газа или новых залежей на ранее открытых месторождениях и оценки их промышленной значимости, разведочные скважины - для уточнения запасов и сбора исходных данных для составления технологической схемы разработки (проекта опытно-промышленной эксплуатации) залежи.

Несмотря на то, что поисково-оценочные и разведочные скважины бурятся с учетом возможности их дальнейшего использования для разработки и эксплуатации залежей нефти и газа, до решения вопроса о перспективности дальнейшего использования указанных скважин и их перевода в эксплуатационные основания для отнесения поисково-оценочных и разведочных скважин в состав основных средств отсутствуют.

Названные нормативные акты предусматривают возможность пробной эксплуатации как поисково-оценочных, так и разведочных скважин.

Из материалов дела видно, что по результатам проведенного полного комплекса газодинамических исследований было принято решение о необходимости уточнения промысловых характеристик пласта и определения истинных параметров залежи проведения пробной эксплуатации, в связи с чем на срок до организации промысла вывести скважины в консервацию по пункту 3.3 Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов, утвержденной постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22.05.2002 № 22.

Из актов о консервации Ухтинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора следует, что скважины № 5ЛК и 4 ВКД находились на консервации в период с 07.05.2009 по 21.09.2009, с 24.02.2010 по 20.07.2010, с 30.07.2010 (скважины № 5ЛК), в период с 07.05.2009 по 13.08.2009, с 24.02.2010 по 20.07.2010, с 07.10.2010 (скважины № 4ВКД) (листы дела 136 том 2, листы дела 19-20, 26-29, 35-39, 45-46, 49 том 5).

В периоды с 01.04.2010 по 06.05.2010, с 01.08.2010 по 30.06.2011 (скважины № 5ЛК - по 31.08.2010) проводились дополнительные исследования скважин, в период с 06.05.2010 по 31.07.2010 – ремонтные работы (листы дела 133-135 том 2).

22.01.2008 Обществу было выдано свидетельство № СЫК 06 УВС 00007 об установлении факта открытия Средне-Седъельского газового месторождения (лист дела 79 том 5). Объемы запасов были посчитаны и включены в Государственный баланс запасов полезных ископаемых Российской Федерации.

В 2010 году Обществу была выдана лицензия СЫК 02197 НЭ на разведку и добычу углеводородного сырья в пределах Средне-Седъельского газового месторождения (листы дела 37-43 том 3).

Согласно лицензионному соглашению к данной лицензии, экспертному заключению от 20.04.2010 № 65-10, выписке из Государственного баланса запасов полезных ископаемых Российской Федерации указаны запасы углеводородов Средне-Седъельского месторождения по состоянию на 01.01.2008.

В пункте 4.2 лицензионного соглашения установлено, что владелец лицензии обязуется выполнять следующий комплекс работ по разведке и добыче углеводородного сырья: в течение одного года с даты государственной регистрации лицензии ввести в пробную эксплуатацию скважины № 5ЛК и № 4ВКД; в течение двух лет с даты государственной регистрации лицензии предоставить отчет по пересчету запасов углеводородного сырья на государственную экспертизу запасов; не позднее трех лет с даты государственной регистрации лицензии разработать и утвердить в установленном порядке проектный документ первой стадии разработки месторождения (пробной эксплуатации или опытно-промышленной разработки месторождения); не позднее одного года с даты утверждения технологического проектного документа ввести месторождение в первую стадию его разработки.

30.08.2010 ООО «Геотехнология» был заключен договор с ООО «Газпром ВНИИГАЗ» на выполнение научно-исследовательских работ «Технологическая схема разработки Средне-Седъельского газового месторождения».

Согласно Технологической схеме разработки месторождения Средне-Седъельское газовое месторождение является новым, и в разработку не вступало; по состоянию на 01.01.2010 на балансе ООО «Геотехнология» в пределах Средне-Седъельского газового месторождения находятся четыре поисковых скважины № 3ВКД, № 4ВКД, № 5ВКД, № 5ЛК. В скважине № 4ВКД вскрыты два продуктивных пласта, в скважине № 5ЛК - один пласт (листы дела 1-98 том 4).

В Технологической схеме были рассмотрены три варианта разработки месторождения. В результате был предложен вариант со следующими основными показателями.

Выделение периода опытно-промышленной эксплуатации, который составит пять лет (2010-2014 годы).

Перевод в конце 2010 года скважин № 5ЛК и № 4ВКД в добывающий фонд, бурение до конца 2012 года двух скважин и доведение добывающего фонда до четырех единиц.

Максимальные годовые уровни добычи достигаются в 2013 году.

Перевод скважины № 5ЛК в контрольно-наблюдательный фонд предусматривается в 2018 году, выбытие скважин № 5ЛК и № 4ВКД с последующей ликвидацией предполагается в 2035-2036 годах.

24.02.2011 на заседании Северо-Западного территориального отделения центральной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья указанная Технологическая схема разработки месторождения с предложенным вариантом разработки была согласована с основными положениям и технологическими показателями, приведенными в таблицах 6.1-6.4 (протокол от 24.02.2011 № 694, листы дела 52-59 том 7).

В протоколе заседания комиссии от 24.02.2011 № 694 также указано, что месторождение является новым, и в разработку не вступало.

Согласно таблице 6.1 в 2010 году должны были быть введены в эксплуатацию из консервации 2 скважины, извлечение свободного газа должно было составить указанные объемы.

Недропользователю ООО «Геотехнология» предложено выполнить программы промыслово-исследовательских работ в полном объеме и в установленные сроки; провести дополнительные исследования по содержанию гелия в продукции скважин с целью определения его промышленной ценности; обеспечить научное сопровождение разработки месторождения.

В Программе развития горных работ по Западно-Ухтинской и Средне-Седъельской площадям на 2010 год указано, что по Средне-Седъельскому месторождению на 2010 год планируется составить и согласовать планы пробной эксплуатации скважин № 5ЛК и № 4ВКД, ввести указанные скважины в пробную эксплуатацию и составить Технологическую схему разработки месторождения (листы дела 39-55 том 6).

По результатам рассмотрения Программы развития горных работ на 2010 год комиссией Ухтинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора было принято решение до 20.02.2010 ввести скважины № 5ЛК и № 4ВКД в консервацию до получения утвержденного проектного документа на проведение пробной эксплуатации Средне-Седъельского месторождения (листы дела 56-58 том 6).

В Программе развития горных работ на 2011 год указано, что проект «Обустройство скважин Средне-Седъельского участка на период пробной эксплуатации» находится на рассмотрении в Главгосэкспертизе; документы на получение лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов - участка ведения буровых работ и газового промысла находятся на утверждении в Печорском управлении Росстехнадзора; скважины № 5ЛК и № 4ВКД с 24.02.2010 находятся на консервации; в 2011 году планируется их ввод в эксплуатацию с предполагаемым объемом добычи газа (листы дела 27, 28, 33 том 6).

Из Программы развития горных работ по Средне-Седъельскому газовому месторождению, Западно-Ухтинской и Средне-Седъельской площадям на 2012 год проект «Обустройство скважин Средне-Седъельского участка на период пробной эксплуатации», наличие которого является обязательным условием для проведения пробной эксплуатации, составленный ЗАО «СТРОНГ», получил отрицательное заключение Главгосэкспертизы (листы дела 59-93 том 6).

В Программе развития горных работ по Западно-Ухтинской и Средне-Седъельской площадям на 2012 год указано, что по Средне-Седъельскому газовому месторождению на 2012 год планируется ввод месторождения в промышленную эксплуатацию в 3 квартале 2012 года после получения положительного заключения главгосэкспертизы на проект обустройства месторождения.

По результатам рассмотрения Программы развития горных работ на 2012 год комиссией Ухтинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора было принято решение о расконсервации и вводе в эксплуатацию скважин № 5ЛК и № 4ВКД в 3 квартале 2012 года после оформления всех разрешительных документов на разработку месторождения. Обществу было указано на недопустимость разработки в 2012 году Средне-Седъельского месторождения до оформления всех разрешительных документов на разработку месторождения (получения положительного заключения Главгосэкспертизы на Проект «Обустройство скважин Средне-Седъельского участка на период пробной эксплуатации», составленный ООО «КАСС», и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов газодобычи) (листы дела 94-97 том 6).

Таким образом, согласно материалам дела в рассматриваемый период структурно-поисковые скважины № 5ЛК и № 4ВКД не были предназначены для использования в производстве продукции в течение длительного времени и получения дохода в будущем, не использовались в производстве продукции и получения дохода и не отвечали требованиям пункта 4 ПБУ 6/01. Основным назначением скважин являлся поиск углеводородного сырья в пределах Средне-Седъельской площади. Предназначением и использованием указанных скважин в проверяемый период являлось открытие и исследование нового месторождения.

Несмотря на то, что в 2009 году строительство скважин № 5ЛК и № 4ВКД было завершено, в спорный период (2010 год) скважины находились на стадии исследования. В ходе исследования производилась оценка объемов залежей газа, определение продуктивных характеристик и возможных сроков дальнейшей эксплуатации, целесообразности ввода в промышленную эксплуатацию объектов и начала ввода в эксплуатацию, осуществлялась пробная откачка газа из скважин.

Согласно отчетам о работе скважин с использованием скважин № 5ЛК и № 4ВКД осуществлялась добыча газа: № 5ЛК - в апреле, мае, августе, сентябре, октябре, ноябре, декабре 2010 года, январе, феврале, марте, апреле, мае, июне (29 дней), июле (3 дня), августе (18 дней) 2011 года; № 4ВКД - в апреле, мае, августе, сентябре, октябре, ноябре, декабре 2010 года, январе, феврале, марте, апреле, мае, июне (14 дней) 2011 года, что не превышает возможных периодов пробной эксплуатации поисково-оценочных и разведочных скважин.

В 2010 году скважины № 5ЛК и № 4ВКД не были переведены в категорию эксплуатационных скважин (в том числе в 2011 году скважины имели статус разведочных). Отсутствуют надлежащие доказательства наличия условий для их перевода в эксплуатационные в 2010 году.

Акты приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, акты приемки законченного строительством объекта скважин, акты приемки-передачи основных средств в отношении скважин № 5ЛК и № 4ВКД отсутствуют, документы на регистрацию права собственности на скважины не передавались.

Налоговым органом не представлено доказательств и из материалов дела не следует, что скважины № 5ЛК и № 4ВКД в спорный период выполнили (должны были выполнить) свое назначение как структурно-поисковые и фактически были переведены (должны были быть переведены) в категорию эксплуатационных, предназначенных для использования в производстве продукции в течение длительного времени и получения дохода в будущем, что Общество должно было (имело возможность) оформить акты приемки законченного строительством объекта, акты приемки-передачи основных средств. В материалах дела отсутствуют разрешительные документы органов государственной власти, ответственных организаций и лиц за управление в сфере недропользования, свидетельствующие о возможности перевода скважин № 5ЛК и № 4ВКД в категорию эксплуатационных в 2010 году.

Доказательства, достоверно свидетельствующие об уклонении Общества от оформления актов приемки законченного строительством объекта, актов приемки-передачи основных средств, об уклонении Общества от регистрации объектов либо затягивании оформления и представления соответствующих документов в спорный период отсутствуют.

Согласно материалам дела в 2011 году проект «Обустройство скважин Средне-Седъельского участка на период пробной эксплуатации» находился на стадии государственной экспертизы, то есть из материалов дела не следует вывод, что в 2010 году первоначальная стоимость спорных объектов сформирована.

Геологические паспорты скважин, лицензия от 01.03.2010 № 02197НЭ на право пользования недрами, составление Технологической схемы разработки Средне-Седъельского газового месторождения не являются доказательством того, что комплекс исследований скважин был окончен к 2010 году. Из указанных документов не следует, что в 2010 году рассматриваемые скважины соответствуют эксплуатационным, таковыми являются, предназначены для использования в производстве продукции в течение длительного времени и получения дохода в будущем либо используются для указанных целей.

Ссылки Инспекции на то, что Обществом было установлено и введено в эксплуатацию оборудование для сбора продукции из скважин № 4ВКД и № 5ЛК, подлежат отклонению, поскольку отсутствуют доказательства, что проведение работ по исследованию скважин не предполагает использование соответствующего оборудования.

Доводы Инспекции о том, что обводнение скважин не может являться основанием для не включения их в состав объектов основных средств в 2010 году, подлежат отклонению как несостоятельные, не свидетельствующие о наличии условий для отнесения спорных объектов в 2010 году в состав объектов основных средств.

Инспекция указывает на то, что проект «Обустройство скважин Средне-Седъельского участка на период пробной эксплуатации», составленный ЗАО «Стронг» и представленный на государственную экспертизу, не является проектом пробной эксплуатации скважин с целью определения их характеристик, отбора проб и уточнения эксплуатационных характеристик пластов, как предусмотрено для разведочных скважин, поскольку проектом предусмотрено обустройство скважин необходимым оборудованием для добычи газа.

Между тем, указанные обстоятельства выводов налогового органа о наличии оснований для учета скважин при определении объекта налогообложения налогом на имущество в 2010 году не подтверждают. Инспекцией не установлено и из материалов дела не следует, что указанный проект прошел государственную экспертизу.

Документы по взаимоотношениям между Обществом и ЗАО «Стронг» касаются разработки ЗАО «Стронг» проекта «Обустройство скважин Средне-Седъельского участка на период пробной эксплуатации» и авторского надзора за строительными работами по проекту, но не подтверждают, что данный проект и выполненные по нему работы, соответствуют установленным требованиям, получили положительное заключение государственной экспертизы и позволяют Обществу ввести скважины в эксплуатацию.

Доводы Инспекции о том, что Общество в спорный период осуществляло добычу газа из скважин № 5ЛК и № 4ВКД, в том числе в период консервации скважин, являются неправомерными. В данном случае заключение договора поставки газа с ООО «Комирегионгаз» и реализация газа по договору являлось результатом получения притока газа в процессе исследования площади Средне-Седъельского газового месторождения, в том числе пробной эксплуатации и исследования скважин № 5ЛК и № 4ВКД, что само по себе не является основанием для отнесения скважин в состав эксплуатационных и не свидетельствует о том, что Общество в спорный период осуществляло промышленную добычу газа из указанных скважин (объекты предназначены и использовались в производстве продукции, предназначены для использования в течение длительного времени). Указанные обстоятельства реализации газа соответствуют целям бурения указанных скважин, оценке промышленной значимости месторождения, уточнению запасов и добывных возможностей скважин, и не свидетельствуют об эксплуатации скважин в целях добычи газа, не подтверждают эксплуатационное (добывающее) назначение скважин.

Доказательств того, что указанные скважины в спорный период предназначены для использования в производстве продукции в течение длительного времени и получения дохода в будущем, не имеется, установленные обстоятельства реализации полученного газа в спорный период об этом не свидетельствуют.

Письмо Управления Росприроднадзора по Республике Коми от 15.05.2012 № 03-11/2135, в котором указано, что датой отнесения поисковых скважин №4ВКД и № 5ЛК в категории эксплуатационных следует считать фактическую дату начала добычи газа из этих скважин, то есть с 01.04.2010, оценивается судом в совокупности с другими доказательствами по делу и применительно к положениям налогового законодательства, устанавливающего критерии для учета активов в качестве основных средств. В данном случае установлено, что скважины № 5ЛК и № 4ВКД в 2010 году не были переведены в категорию эксплуатационныхскважин, объекты, в том числе с 01.04.2010, не предназначены для использования в производстве продукции в течение длительного времени и получения дохода в будущем и, следовательно, не подлежали учету в качестве объектов основных средств в 2010 году.

Имеющиеся в деле доказательства не дают оснований полагать, что в 2010 году были завершены поисково-оценочный и разведочный этапы разработки Средне-Седъельского газового месторождения, что Общество приступило к разработке и эксплуатации залежи, эксплуатации указанных скважин в качестве эксплуатационных (добывающих).

С учетом изложенного, оценив представленные в дело доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представленными доказательствами не подтверждается, что в спорный период скважины № 4ВКД и № 5ЛК отвечали всем критериям отнесения объектов в состав основных средств, требованиям пункта 4 ПБУ 6/01. Представленными в дело доказательствами не подтверждается, что указанные скважины доведены до состояния готовности к эксплуатации, предназначены для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, в течение длительного времени; из материалов дела видно, что в спорный период не наступило условий об определении объектов способными приносить организации экономические выгоды (доходы) в будущем. Отсутствуют доказательства того, что в спорный период Обществом сформирована первоначальная стоимость объектов.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми правомерно признал недействительным решением Инспекции в указанной части. Наличие оснований учитывать стоимость скважин № 4ВКД и № 5ЛК при определении налоговой базы по налогу на имущество за 2010 год налоговым органом не подтверждено.

Решение Арбитражного суда Республики Коми подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Инспекции – без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.07.2012 по делу №А29-4949/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий

Л.И. Черных

Судьи

М.В. Немчанинова

Т.В. Хорова