НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Республики Коми от 13.10.2023 № А29-9120/2022

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А29-9120/2022

13 октября 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2023 года . 

Полный текст постановления изготовлен октября 2023 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующегоЧернигиной Т.В.,

судейБармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.,

без участия в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы истца – Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, ИНН 1101160027, ОГРН 1171101008297, третьего лица – публичного акционерного общества «Ростелеком», ИНН 707049388, ОГРН 1027700198767

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.03.2023 по делу №А29-9120/2022

по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН 1101160027 ОГРН 1171101008297)

к обществу с ограниченной ответственностью «Геопроект-М» (ИНН 3123201168 ОГРН 1093123011409),

третьи лица: публичное акционерное общество «Ростелеком», общество с ограниченной ответственностью «ТрансПроектИнжиниринг»,

об обязании выполнить работы,

установил:

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство, истец, заявитель 1) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью «Геопроект-М» (далее – Общество, ответчик) об обязании ответчика выполнить мероприятия по лесовосстановлению или лесоразведению на площади 5,0167 га в соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации № 566 от 07.05.2019.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество «Ростелеком» (далее – ПАО «Ростелеком», третье лицо 1, заявитель 2), общество с ограниченной ответственностью «ТрансПроектИнжиниринг» (далее – ООО «ТПИ», третье лицо 2).

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 13.03.2023 в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с принятым решением, истец и ПАО «Ростелеком» обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.

Истец в апелляционной жалобе считает необоснованным вывод суда о том, что лицом, использующим леса на момент рубки, являлось ПАО «Ростелеком». ПАО «Ростелеком» не являлся лицом, использующим леса, также лицом, осуществившим рубку. Согласно ст. 63.1 лесовосстановление проводится не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений, установить момент рубки со стороны ПАО «Ростелеком» невозможно, так как отсутствовал сам факт рубки обществом. Соответственно и обязанности по разработке проекта лесовосстановления или проекта лесоразведения у ПАО «Ростелеком», а также проведения лесовосстановления нет. Договор аренды данного лесного участка заключен ПАО «Ростелеком» и истцом исключительно в целях эксплуатации линейного объекта без проведения рубки лесных насаждений. В связи с этим оснований для отказа в иске у суда не имелось.

Заявитель 2 в апелляционной жалобе считает, что лицом, обязанным выполнить работы по лесовосстановлению, является лицо, использовавшее лесной участок и производившее рубку лесных насаждений для выполнения работ по строительству.

Министерство в отзыве поддерживает апелляционную жалобу ПАО «Ростелеком», просит учесть ее доводы и удовлетворить.

Ответчик и ООО «ТПИ» в отзывах на апелляционные жалобы с доводами жалобы не согласны, считают решение законным и обоснованным, просят в удовлетворении апелляционных жалоб отказать, решение оставить без изменения. Подробно позиции изложены письменно.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 20.04.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 21.04.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Истец заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

12.09.2019 Министерство (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов №С0990506/07/19-АЗ, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 24,7533 га, местоположение: Республика Коми, МР «Ижемский», ГУ «Ижемское лесничество», Щельяюрское участковое лесничество, кв.771, 772, 644, 620, 621, 622, 597, 598, 599, 600, 569, 570, 571, 542, 543, 544, 512, 513, 514, 515, 518, 492, 493, 494, 495, 496, 497, 470; номер в государственном лесном реестре 253-2109-09 (далее – Договор).

В соответствии с выпиской из государственного лесного реестра от 14.11.2022 №02-10-10959, лесной участок с данными характеристиками площадью 24,7533 га имеет кадастровый номер 11:14:00 00 000:0002; свидетельство о государственной регистрации права 11АА №346185 от 30.12.2005.

Лесной участок передан в аренду с целью «Отводы волоконно-оптической линии связи в Ижемском муниципальном районе Республики Коми».

В силу подпункта «л» пункта 3.4 Договора арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.

Согласно пунктам 5.6, 5.7 проекта освоения лесов площадь лесовосстановления составляет 23,0161 га с посадкой сеянцев с закрытой корневой системой после окончания эксплуатации и демонтажа объекта, ввиду отсутствия необходимости его дальнейшего использования. Из площади лесовосстановления исключена площадь болот – 1,7372 га, так как отсыпка болота грунтом не запланирована

Договор заключен на 11 месяцев – срок устанавливается с 12.09.2019 по 11.08.2020 (пункт 6.1 Договора).

Согласно лесной декларации от 08.11.2019 №10 ответчик в период с 19.11.2019 до 23.06.2020использует лесной участок для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.

Из отчета арендатора об использовании лесов по форме №1-ИЛ за май 2020 года следует, что Общество осуществило в 2020 году по Договору такую рубку лесных насаждений.

Претензией от 04.05.2022 истец предложил ответчику предоставить сведения о выполнении или, в случае невыполнения, выполнить до 01.07.2022 работы по лесовосстановлению или лесоразведению в порядке ст. 63.1 Лесного кодекса.

Претензия оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.

В силу части 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату заключения договора аренды) мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению (далее также - мероприятия по сохранению лесов), а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.

Статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок использования лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

В силу частей 1, 2 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, которое включает в себя лесовосстановление и осуществляется, в том числе лицами, на которых данным Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.

Лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений (часть 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации). Аналогичные положения содержатся в частях 5, 6 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации в действующей редакции.

Федеральным законом от 19.07.2018 № 212-ФЗ (далее – Закон №212-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2019, Лесной кодекс Российской Федерации дополнен статьей 63.1, в силу части 1 которой за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 названного Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона №212-ФЗ) предусмотренная частью 1 данной статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 данного Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.

Таким образом, статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлены особенности осуществления лесовосстановления для лиц, использующих леса для целей строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45) – для данных категорий лесопользователей установлена обязанность проведения лесовосстановления не на арендованном лесном участке, а в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (компенсационное лесовосстановление) в установленный срок после рубки лесных насаждений.

Федеральным законом от 02.07.2021 №303-ФЗ (далее – Закон №303-ФЗ) в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62-63.1, 89.2 Лесного кодекса Российской Федерации.

При этом, как в соответствии с частью 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей с 01.01.2019, так и в соответствии с частями 5, 6 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.09.2021, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.

В силу части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона № 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.

Законом №303-ФЗ статья 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации дополнена частью 7, согласно которой данная статья не распространяется на следующие случаи: 1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 Лесного кодекса; 2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр; 3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно части 1 статьи 4 Закона №303-ФЗ он вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.

Частью 4 статьи 4 Закона № 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона № 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона № 303-ФЗ.

В соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 №566 (далее – Правила № 566).

Пунктом 2 Правил №566 установлено, что работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса соответственно.

Пункт 5 Правил № 566 содержит указание на то, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.

В определении Верховного Суда РФ от 19.07.2022 №304-ЭС22-3799 сформулирована правовая позиция, согласно которой по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев) осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов. Учитывая, что частью 2 статьи 62 Лесного кодекса РФ, в редакции, действовавшей с 01.01.2019, обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возложена на лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений в соответствии со статьями 43 - 46 данного Кодекса, то, следовательно, у лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и осуществивших рубки после 01.01.2019, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 № 307-ЭС22-5959 также указано, что по смыслу статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации и Правил № 566, работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и не на том участке, где осуществляется строительство линейного объекта, а на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины. Данные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения, а не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений. При этом не имеет правового значения, кто именно осуществил заготовку древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 – 46 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку рубка осуществляется в целях освобождения участков от лесных насаждений для строительства (размещения) объектов, указанных в приведенных нормах Кодекса.

Из материалов дела следует, что Министерство, рассмотрев представленную ПАО «Ростелеком» документацию по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории) объекта «отводы волоконно-оптической линии связи в Ижемском муниципальном районе Республики Коми», согласовало проекты в части допустимости размещения объектов капитального строительства в границах земель лесного фонда согласно требованиям лесного законодательства, определив указанные в Договоре характеристики лесного участка.

ПАО «Ростелеком» в рамках государственных проектов «Цифровая экономика» и «Устранение цифрового неравенства» поручило подрядчику ООО «ТПИ» и субподрядчику ООО «ГеоПроект-М» выполнить проектные и строительные работы, в том числе заключить договор аренды в целях создания волоконно-оптической линии связи (далее – ВОЛС). При этом расходы по спорному обязательству не включены в состав и стоимость порученных к выполнению работ.

Заказчиком строительства, принявшим выполненные работы в надлежащем порядке, а, соответственно, и собственником построенного линейного объекта, является ПАО «Ростелеком».

Приказом Министерства от 27.02.2023 № 246 в аренду ПАО «Ростелеком» предоставлены лесные участки с номерами в государственном лесном реестре №№ 009-2023-01, 010-2023-01, с кадастровыми номерами №№ 11:14:0101001:390, 11:14:0101001:3901, 11:14:0101001:392, 11:14:0101001:387, 11:14:0101001:388, 11:14:0101001:389, 11:14:0101001:393, сроком до 01.01.2072, с разрешенным видом использования: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.

Согласно приложению №1 к приказу лесной участок Щельяюрского участкового лесничества (кварталы, согласованные в Договоре) предоставлены ПАО «Ростелеком» в целях эксплуатации линейного объекта ВОЛС.

Материалами дела подтверждается, что ПАО «Ростелеком» является лицом, использующим лесной участок в соответствии со статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта (ВОЛС). Рассматриваемый в настоящем деле лесной участок арендован ответчиком не в своем интересе, а с целью выполнения заказа ПАО «Ростелеком» по проектированию и строительству ВОЛС.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения иска отсутствуют.

Доводы заявителей были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.03.2023 по делу № А29-9120/2022 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, публичного акционерного общества «Ростелеком» - без удовлетворения.

Взыскать с публичного акционерного общества «Ростелеком» в доход федерального бюджета 3 000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий

Судьи

Т.В. Чернигина

                         Д.Ю. Бармин

И.Ю. Барьяхтар