610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А29-16136/2020 |
13 мая 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2021 года .
Полный текст постановления изготовлен мая 2021 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилой комплекс «Тиман»
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.03.2021
по делу №А29-16136/2020,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилой комплекс «Тиман» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
об отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Жилой комплекс «Тиман» (далее – заявитель, ООО «Жилой комплекс «Тиман», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением об отмене постановления Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (далее – ответчик, Служба, административный орган) от 24.12.2020 №01-03-06/22,в соответствии с которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренногочастью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях(далее – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 19.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Жилой комплекс «Тиман» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что с 13.07.2020 обязанность застройщика ежеквартально вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату, устранена, поскольку в связи с принятием Федерального закона от 13.07.2020 №202-ФЗ, вносящего изменения в Федеральный закон от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №214-ФЗ), положения части 5 статьи 19 Закона №214-ФЗ признаны утратившими силу. Обязанность застройщика по составлению промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности на ежеквартальной основе, предусмотренная частью 5 статьи 3 Закона №214-ФЗ, исполняется ООО «Жилой комплекс «Тиман» надлежащим образом. Между тем, как полагает Общество, сведения о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности, подлежащие внесению в проектную декларацию и размещению в Единой информационной системе жилищного строительства (далее – ЕИСЖС), в настоящее время должны формироваться только по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Основываясь на изложенном, заявитель апелляционной жалобы не усматривает нарушения застройщиком положений Закона №214-ФЗ.
В случае признания доказанным наличия в деянииООО «Жилой комплекс «Тиман» состава вменяемого административного правонарушенияОбщество просит принять во внимание, что в рассматриваемом случае имеются достаточныеоснования для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией части 2 статьи 14.28 КоАП РФ,с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ. ООО «Жилой комплекс «Тиман» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства (микропредприятие), в связи с чем наказание, назначенное заявителю, повлечет чрезмерное ограничение экономических прав последнего, изменения, касающиеся сведений о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности по состоянию на 30.09.2020, не были внесены с использованием ЕИСЖС в проектные декларации по причине ошибочного применения норм Закона №214-ФЗ.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором отразил, что не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено06.04.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 07.04.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку в судебное заседание не обеспечили, ответчик ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Жилой комплекс «Тиман», являясь застройщиком, в 2020 году в соответствии с разрешениями на строительство от 18.06.2018 №11-RU11301000-148-2018, от 20.06.2018 №11-RU11301000-150-2018, от 20.06.2018 №11-RU11301000-151-2018, от 27.06.2018 №11-RU11301000-158-2018, от 27.06.2018 №11-RU11301000-160-2018 осуществляло строительство следующих объектов:
– многоквартирный жилой дом по ул. Громова – Карла-Маркса в Сыктывкаре («Семейный-2»), согласно сведениям, отраженным в ЕИСЖС (далее – сведения ЕИСЖС), ввод объекта в эксплуатацию датирован IVкв. 2020 года, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию на момент осуществления административным органом анализа размещенной Обществом информации выдано не было (соответствующее разрешение №11-RU11301000-054-2020 выдано 20.11.2020);
– многоквартирный жилой дом по ул. Домны ФИО2 г. Сыктывкара Республики Коми (объект №20), согласно сведениям ЕИСЖС ввод объекта в эксплуатацию датирован IV кв. 2021 года;
– многоквартирный жилой дом по ул. Домны ФИО2 г. Сыктывкара Республики Коми (объект №21, «Тиман 21»), согласно сведениям ЕИСЖС ввод объекта в эксплуатацию датирован I кв. 2021 года;
– многоквартирный жилой дом на ул. Папанина в г. Сыктывкаре, согласно сведениям ЕИСЖС ввод объекта в эксплуатацию датирован IV кв. 2021 года;
–жилой дом на перекрестке ул. Интернациональной и Интернационального переулка в г. Сыктывкаре, согласно сведениям ЕИСЖС ввод объекта в эксплуатацию датирован IV кв. 2020 года, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию на момент осуществления административным органом анализа размещенной Обществом информации выдано не было (соответствующее разрешение №11-RU11301000-058-2020 выдано 03.12.2020).
Службой по результатам проведенного 19.11.2020 анализа информации, отраженной в представленных в ЕИСЖС проектных декларациях по пяти вышеуказанным строящимся объектам, установлено, что застройщиком не размещены сведения о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности по состоянию на последнюю отчетную дату – 30.09.2020 (3 квартал 2020 года). Выявленные нарушения зафиксированы в отчете по результатам проведения анализа измененийпроектной декларации от 19.11.2020 №90.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, ведущий специалист-эксперт сектора по контролю и надзору в области долевого строительства Службы составил протокол об административном правонарушении от 03.12.2020 №03-02-03/24. О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО «Жилой комплекс «Тиман» извещено надлежащим образом посредством направления извещения от 23.11.2020 №03-02-02/06/8434, представило в адрес административного органа пояснения от 03.12.2020 №857 (л.д. 53-54).
Определением от 09.12.2020 №01-03-07/25 рассмотрение дела в отношении ООО «Жилой комплекс «Тиман» назначено на 24.12.2020 в 11 часов 20 минут. Обозначенное определение получено заявителем 11.12.2020. Обществом даны пояснения, в которых заявителем указано на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ (л.д. 43-44).
Рассмотрев протокол и иные материалы дела об административном правонарушении, 24.12.2020 заместитель руководителя Службы вынес постановление №01-03-06/22, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.28 КоАП РФ сназначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей. Дело рассмотрено с участием представителей ООО «Жилой комплекс «Тиман» по доверенностямот 09.01.2020, от 21.12.2020 (л.д. 42, 61).
Полагая, что вынесенное административным органом постановление подлежит отмене, ООО «Жилой комплекс «Тиман» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности в деянии Общества события и состава вмененного ему административного правонарушения, а также отсутствия существенных нарушений процессуальных требований при производстве по административному делу. Довод ООО «Жилой комплекс «Тиман» о том, что с 13.07.2020 у застройщика отсутствует обязанность ежеквартально вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату, суд счел основанным на неверном толковании норм права, отразив, что с принятием Федерального закона от 13.07.2020 №202-ФЗ на законодательном уровне не только признаны утратившими силу положения части 5 статьи 19 Закона №214-ФЗ, но и внесены изменения в часть 4 статьи 19 Закона №214-ФЗ, закрепляющую обязанность застройщика вносить в проектную декларацию с использованием ЕИСЖС изменения, касающиеся, в том числе сведений о застройщике, ежемесячно не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным. Также в обжалуемом решении со ссылкой на пояснительную записку к законопроекту №841216-7«О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» отражено, что установление обязанности застройщика по ежемесячной актуализации проектной декларации нацелено на снижение административных барьеров и на установление единого срока внесения изменений в проектную декларацию застройщиком, вне зависимости от изменения конкретных сведений или обстоятельств. С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что внесенные Федеральным законом от 13.07.2020 №202-ФЗ изменения в Закон №214-ФЗ направлены на установление единого срока обновления информации о застройщике. Оснований для применения положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ арбитражный суд не усмотрел.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и представленного отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ установлена административная ответственность заопубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регламентированы положениями Закона №214-ФЗ (часть 1 статьи 1 Закона №214-ФЗ, здесь и далее в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения и привлечения к административной ответственности).
В соответствии со статьей 2 Закона №214-ФЗ застройщиком является юридическое лицо, которое имеет в собственности или на праве аренды, на праве субаренды земельный участок и привлекает денежные средства участников долевого строительства в соответствии с Законом №214-ФЗ для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Согласно части 1 статьи 3.1 Закона №214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации (раскрывает информацию), предусмотренной Законом №214-ФЗ, путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства. Информация считается раскрытой после ее размещения в указанной системе.
В силу пунктов 3 и 7 части 2 статьи 3.1 Закона №214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан раскрывать проектную декларацию, в том числе с внесенными в нее изменениями, а также документы, указанные в части 5 статьи 3 Закона №214-ФЗ, то есть годовую и промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетности.
На основании части 1 статьи 19 Закона №214-ФЗ проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства и определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации. Проектная декларация является официальным документом, удостоверяющим факты, влекущие за собой юридические последствия для застройщика.
Информация о застройщике должна содержать, в том числе информацию о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату (пункт 6 части 1 статьи 20 Закона №214-ФЗ).
Как предусмотрено частью 2.4 статьи 19 Закона №214-ФЗ, форма проектной декларации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 статьи 23 Закона №214-ФЗ.
Во исполнение соответствующего нормативного положения приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.12.2016 №996/пр утверждена форма проектной декларации, разделом 6 которой предусмотрено отражение сведений о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату. Данная информация указывается по состоянию на дату, на которую застройщиком составлена последняя отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Если застройщик ранее не предоставлял такую отчетность, то последней отчетной датой является дата, по состоянию на которую застройщиком составлена последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность (редакция, действовавшая на момент совершения административного правонарушения).
В силу части 5 статьи 3 Закона №214-ФЗ застройщик составляет промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность на ежеквартальной основе за следующие промежуточные отчетные периоды – первый квартал, полугодие и девять месяцев. Застройщик в порядке, определенном частью 2 статьи 3.1 Закона №214-ФЗ, раскрывает промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность в срок не позднее тридцати календарных дней после окончания соответствующего промежуточного отчетного периода.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон №402-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно (часть 4 статьи 15 Закона №402-ФЗ).
Датой, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (отчетной датой), является последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица (часть 6 статьи 15 Закона №402-ФЗ).
Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных Законом №402-ФЗ, устанавливается федеральными стандартами (часть 3 статьи 14 Закона №402-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 30 Закона №402-ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом №402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченным федеральным органом и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу Закона №402-ФЗ.
Частью 1.1 статьи 30 Закона №402-ФЗ предусмотрено, что Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации в период с 01.10.1998 до дня вступления в силу Закона №402-ФЗ, признаются для целей Закона №402-ФЗ федеральными стандартами бухгалтерского учета.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 №43н утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).
Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации. При этом в бухгалтерском балансе подлежат отражению как дебиторская, так и кредиторская задолженности; отчет о прибылях и убытках должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период (пункты 20, 21, 49 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)).
В соответствии с пунктом 51 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее тридцати дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В части 4 статьи 19 Закона №214-ФЗ установлено, что застройщик обязан вносить в проектную декларацию с использованием единой информационной системы жилищного строительства изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, фактов внесения изменений в проектную документацию, ежемесячно не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным. Внесение изменений в проектную декларацию не требуется после размещения в единой информационной системе жилищного строительства сведений о вводе в эксплуатацию всех предусмотренных проектом строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Если проект строительства предусматривает строительство нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, после размещения в единой информационной системе жилищного строительства сведений о вводе в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости внесение изменений в проектную декларацию о введенном в эксплуатацию объекте не требуется.
Проектная декларация с внесенными в нее изменениями подлежит направлению через личный кабинет застройщика в единой информационной системе жилищного строительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 Закона №214-ФЗ, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации с внесенными изменениями (часть 6 статьи 19 Закона №214-ФЗ).
Как следует из содержания части 2 статьи 23 Закона №214-ФЗ, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с Законом №214-ФЗ уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство. В соответствии с Положением о Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля), утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 22.12.2015 №541, Служба является органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (пункт 1, подпункт 2 пункта 8, подпункт 1 пункта 9).
Застройщик несет ответственность за размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектной декларации, в том числе с внесенными в нее изменениями, содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, за предоставление им неполной и (или) недостоверной информации, размещение или предоставление которой предусмотрено Законом №214-ФЗ, а также за нарушение сроков направления и (или) размещения проектной декларации, в том числе с внесенными в нее изменениями, в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 8 статьи 19 Закона №214-ФЗ).
Пунктом 5 части 3.2 статьи 23.3 Закона №214-ФЗ предусмотрено, что адрес сайта ЕИСЖС в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» устанавливает Правительство Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2018 №1133 адрес сайта https://наш.дом.рф/ установлен в качестве адреса сайта ЕИСЖС в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Руководствуясь вышеизложенными нормативными положениями в их системной взаимосвязи, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Сформировав и раскрыв в срок не позднее тридцати календарных дней после окончания отчетного периода промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за период девять месяцев, составленную по состоянию на 30.09.2020 (последний календарный день отчетного периода), имея в наличии сведения о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату, Обществу надлежало в установленный законом срок внести в проектную декларацию по пяти объектам (жилым домам) изменения в части отражения финансового результата текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату и разместить соответствующие изменения в ЕИСЖС. Между тем на дату проведения 19.11.2020 административным органом анализа информации, содержащейся в информационной системе, изменения в представленные в ЕИСЖС проектные декларации в части сведений о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату (по состоянию на 30.09.2020) внесены и размещены не были.
Факт наличия нарушения требований Закона №214-ФЗ, выразившегося в неисполнении застройщиком обязанностей по своевременному внесению с использованием ЕИСЖС в проектные декларации по пяти строящимся объектам изменений в части финансового результата текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату и размещению соответствующих изменений, установлен административным органом, подтверждается взаимной связью и совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе отчетом по результатам проведения анализа изменений проектной декларации от 19.11.2020 №90, протоколом об административном правонарушении от 03.12.2020 №03-02-03/24, и свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ.
Указание Общества на надлежащее выполнение предусмотренной частью 5 статьи 3 Закона №214-ФЗ обязанности по составлению промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности на ежеквартальной основе не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения и не исключает обязанности застройщика в установленный Законом №214-ФЗ срок вносить с использованием ЕИСЖС в проектные декларации и размещать изменения, касающиеся сведений о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату. Формирование бухгалтерской (финансовой) промежуточной отчетности и актуализация проектной декларации, содержащей сведения о застройщике, не являются взаимоисключающими обязанностями.
Доводы ООО «Жилой комплекс «Тиман» о том, что с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2020 №202-ФЗ обязанность застройщика ежеквартально вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату, устранена, поскольку положения части 5 статьи 19 Закона №214-ФЗ утратили силу, являлись предметом оценки суда первой инстанции и мотивированно отклонены в обжалуемом судебном акте. Вышеприведенные положения Закона №214-ФЗ не позволяют исключить обязанности по внесению с использованием ЕИСЖС изменений в проектные декларации в части сведений о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату. С 13.07.2020 в Закон №214-ФЗ внесены изменения относительно срока обновления информации, содержащейся в проектных декларациях (сведений о застройщике и проекте строительства, фактов внесения изменений в проектную документацию). Соответствующее нововведение учтено административным органом в оспариваемом постановлении, срок, до которого подлежали внесению с использованием ЕИСЖС и размещению изменения в проектные декларации, исчислен с учетом редакции Закона №214-ФЗ, действовавшей в момент совершения административного правонарушения и привлечения к административной ответственности.
Аргумент апелляционной жалобы о том, что сведения о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности, которые подлежат внесению в проектную декларацию и размещению в ЕИСЖС, должны формироваться только по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отклоняется как основанный на неверном толковании вышеуказанных норм права.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения установленной обязанности.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено, в связи с чем вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
При установленных по делу обстоятельствах следует признать доказанным наличие в деянии ООО «Жилой комплекс «Тиман» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение рассматриваемого административного правонарушения не истек.
Юридико-фактические основания для квалификации допущенного Обществом административного правонарушения в качестве малозначительного и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют. Соответствующих мотивированных и документально подтвержденных доводов, позволяющих прийти к иному выводу, заявителем не приведено.
Оснований для снижения размера административного наказания ниже низшего предела, определенного санкцией части 2 статьи 14.28 КоАП РФ, суд по обстоятельствам рассматриваемого дела не усматривает.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Как разъяснено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 №4-П, принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях.
Исключительных обстоятельств судом не установлено, соблюдение нормативно установленных требований о внесении в проектные декларации с использованием ЕИСЖС (размещении) в определенный законом срок изменений в части сведений о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату, относятся к сфере контроля Общества.
Совершенное Обществом административное правонарушение посягает на установленный порядок опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений). ООО «Жилой комплекс «Тиман», являясь застройщиком, должно было не только знать требования распространяющегося на него законодательства, но и предпринять все зависящие от него меры для обеспечения выполнения императивно установленных требований, в связи с чем довод заявителя об ошибочном применении им норм Закона №214-ФЗ подлежит отклонению.
Размер административного штрафа определен в минимальном размере санкции, установленной частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ.Вопреки аргументам заявителя, назначенное Обществу административное наказание согласуется с его предупредительными целями, соответствует характеру совершенного правонарушения и соразмерно его тяжести. Доказательств чрезмерной карательности размера назначенного заявителю штрафа в деле не имеется.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.03.2021 по делу №А29-16136/2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО «Жилой комплекс «Тиман» – без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не уплачивается, в связи с чем вопрос о ее взыскании судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.03.2021 по делу №А29-16136/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилой комплекс «Тиман» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий | П.И. Кононов |
Судьи | ФИО3 ФИО1 |