НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Республики Коми от 07.02.2024 № А29-10041/2022

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

07 февраля 2024 года                                                            Дело № А29-10041/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года

Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2024 года

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бармина Д.Ю.,

судей Барьяхтар И.Ю., Чернигиной Т.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,

при участии в судебном заседании представителя ответчика – Петрова А.П. по доверенности от 09.01.2024,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.11.2023 по делу № А29-10041/2022

по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297)

к обществу с ограниченной ответственностью «ТрансПроектИнжиниринг» (ИНН: 7717701845, ОГРН: 1117746480060),

третье лицо: публичное акционерное общество «Ростелеком» (ИНН: 7707049388, ОГРН: 1027700198767),

об обязании выполнить работы,

установил:

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ТрансПроектИнжиниринг» (далее – ответчик, Общество) об обязании выполнить мероприятия по лесовосстановлению или лесоразведению на площади 3,1 га в соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 № 566.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество «Ростелеком» (далее – ПАО «Ростелеком»).

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 29.11.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.

Истец с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, исковые требования – удовлетворить.

По мнению Министерства, суд пришел к необоснованному выводу, что лицом, использующим леса на момент рубки, являлось ПАО «Ростелеком». При этом лицом, официально использующим леса на основании договора аренды, является ответчик. Общество является лесопользователем, осуществившим рубку на площади 3,1 га и подавшим лесную декларацию и отчет об использовании лесов. Кроме того, договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов между Министерством и ПАО «Ростелеком» не был заключен.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 15.01.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 16.01.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания.

Судебное заседание проведено с использованием системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседание).

В судебном заседании представитель ответчика изложил возражения относительно доводов жалобы.

Иные участвующие в деле лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 29.07.2019 между Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 29.07.2019 № 2 (далее – договор), по условиям которого арендодатель предоставил арендатору во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности площадью 3,1 га, местоположение: Республика Коми, МО МР «Усть-Куломский», ГУ «Пруптское лесничество», Климовское участковое лесничество, квартал 13, выдел 48; квартал 14 выдела 37, 38, 40, 41, 74; квартал 15 выдела 37, 36, 39, 40, 57, 58, 59; квартал 16 выдела 30, 32, 33, 34, 61, 62, 63; квартал 17 выдела 29, 32, вид разрешенного использования: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (пункты 1.1. и 1.2. договора).

В соответствии с пунктом 4.1 договора цель использования лесного участка – отводы волоконно-оптической линии связи, установленный объем изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке составляет 490,8 куб.м.

Арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов (подпункт «н» пункта 3.4 договора).

Срок действия договора с 29.07.2019 по 02.06.2020 (пункт 6.1 договора).

В соответствии с договором аренды разработан проект освоения лесов (ПОЛ). Приказом от 27.09.2019 № 1572 утверждено положительное заключение государственной экспертизы ПОЛ (лист дела 81 том 1).

Согласно пункту 5.6 ПОЛ площадь лесовосстановления составляет 3,1 га с посадкой сеянцев с закрытой корневой системой после окончания эксплуатации и демонтажа объекта ввиду отсутствия необходимости его дальнейшего использования. В пункте 5.7 ПОЛ указаны проектируемые способы и объемы лесовосстановления.

15 октября 2019 года арендатором подана лесная декларация для выполнения работ по строительству, реконструкции, эксплуатации лесных объектов (линия связи) на площади 3, 1 га с рубкой в объеме 262,9 кбм., в том числе по хвойному хозяйству 237,77 кбм.

В соответствии с отчетом об использовании лесов за январь-декабрь 2019 года ответчиком проведены рубки лесных насаждений на площади 3,1 га.

В связи с отсутствием работ по лесовосстановлению после проведенной рубки лесных насаждений Министерство обратилось к Обществу с претензией от 05.07.2022 с требованием о выполнении работ по лесовосстановлению или лесоразведению в течение тридцати дней с момента получения претензии.

Общество письмом от 29.07.2022 указало на отсутствие оснований для проведения работ, указанных в претензионном письме.

Отсутствие со стороны ответчика предпринятых мер по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.

В силу части 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (здесь и далее – в редакции, действующей на дату заключения договора аренды) мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению (далее также - мероприятия по сохранению лесов), а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.

Статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок использования лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

В силу частей 1, 2 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, которое включает в себя лесовосстановление и осуществляется, в том числе лицами, на которых данным Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.

Лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений (часть 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации). Аналогичные положения содержатся в частях 5, 6 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации в действующей редакции.

Федеральным законом от 19.07.2018 № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2019, Лесной кодекс Российской Федерации дополнен статьей 63.1, в силу части 1 которой за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 названного Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона № 212-ФЗ) предусмотренная частью 1 данной статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 данного Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.

Таким образом, статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлены особенности осуществления лесовосстановления для лиц, использующих леса для целей строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45) – для данных категорий лесопользователей установлена обязанность проведения лесовосстановления не на арендованном лесном участке, а в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (компенсационное лесовосстановление) в установленный срок после рубки лесных насаждений.

Федеральным законом от 02.07.2021 № 303-ФЗ (далее – Закон № 303-ФЗ) в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62-63.1, 89.2 Лесного кодекса Российской Федерации.

При этом как в соответствии с частью 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей с 01.01.2019, так и в соответствии с частями 5, 6 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.09.2021, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.

В силу части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона № 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.

Законом № 303-ФЗ статья 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации дополнена частью 7, согласно которой данная статья не распространяется на следующие случаи: 1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 Лесного кодекса; 2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр; 3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 303-ФЗ Закон вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.

Частью 4 статьи 4 Закона № 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона № 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона № 303-ФЗ.

В соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 № 566 (далее – Правила № 566).

Согласно пункту 2 Правил № 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса соответственно.

Пункт 5 Правил № 566 содержит указание на то, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.

По смыслу указанных норм Лесного кодекса Российской Федерации и Правил № 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 Лесного кодекса, и не на том участке, где осуществляется строительство линейного объекта, а на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины. Данные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения, а не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений. При этом не имеет правового значения, кто именно осуществил заготовку древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку рубка осуществляется в целях освобождения участков от лесных насаждений для строительства (размещения) объектов, указанных в приведенных нормах данного кодекса.

Указанное соответствует правовому подходу, изложенному в определениях Верховного Суда РФ от 19.07.2022 № 304-ЭС22-3799, от 23.08.2022 № 307-ЭС22-5959.

Из материалов дела следует, что Общество (с учетом дополнительного соглашения о замене стороны) на основании договора от 07.08.2014 № 01/25/636-14 как генеральный подрядчик приняло на себя обязательства по проектированию и строительству линий связи по проекту «Устранение цифрового неравенства» по заказу ПАО «Ростелеком».

Лесной участок площадью 3,1 га передан Обществу по договору аренду для строительства отводов волоконно-оптической линии связи.

Строительно-монтажные работы выполнены, приняты ПАО «Ростелеком», о чем подписан акт от 26.12.2019.

Письмом Росреестра по Республике Коми от 28.04.2020 (лист дела 111 том 1) подтверждается внесение в ЕГРН сведений об охранных зонах возведенного объекта по заявлению ПАО «Ростелеком».

Материалами дела подтверждается, что ПАО «Ростелеком» является лицом, использующим лесной участок в соответствии со статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта (ВОЛС). Рассматриваемый в настоящем деле лесной участок арендован ответчиком не в своем интересе, а с целью выполнения заказа ПАО «Ростелеком» по проектированию и строительству ВОЛС.

Общество не является пользователем линейного объекта, размещенного на лесном участке, переданном по договору, в связи с чем на него не может быть возложена обязанность по проведению работ по лесоустройству и лесовосстановлению. В таком случае оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе Министерства не рассматривался, поскольку оно на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.11.2023 по делу № А29-10041/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий                                                 Д.Ю. Бармин

Судьи                                                                                              И.Ю. Барьяхтар

Т.В. Чернигина