ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
05 мая 2016 года | Дело № А26-3054/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме мая 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Дмитриевой И.А., Лущаева С.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Сидельниковой О.Н.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-4820/2016 ) ООО "Карельская Судоходная Компания" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.01.2016 по делу № А26-3054/2015 (судья Александрович Е.О.), принятое
по заявлению ООО "Карельская Судоходная Компания"
к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия
о признании недействительным решения от 19.01.2014 № 00900114РК0002407
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Карельская Судоходная Компания» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия (далее - ответчик, Управление) о признании недействительным решения от 19.12.2014 №00900114РК0002407.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 01.09.2015 по делу №А26-3054/2015 заявление Общества было оставлено без рассмотрения на основании пункта 9 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи повторной неявкой в судебное заседание представителя заявителя.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2015 определение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Решением суда от 20.01.2016 заявленное Обществом требование удовлетворено частично. Решение Управления № 00900114РК0002407 от 19.12.2014 признано недействительным в части привлечения Общества к ответственности по части 2 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в виде штрафа в сумме, превышающей 10 000 руб., по статье 48 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в виде штрафа в сумме, превышающей 10 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Также суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки, проведенной Управлением в отношении расчета Общества по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование по форме РСВ-1 за полугодие 2014 года, представленного Обществом 01.08.2014 (первичный), 13.08.2014 (корректировочный №1), 06.11.2014 (корректировочный №2), составлен акт от 10.11.2014 № 900130001955.
Согласно указанному акту Обществом в указанном расчете не исчислены и не уплачены страховые взносы по дополнительному тарифу страховых взносов, предусмотренному частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ), с выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Кроме этого, в акте камеральной проверки зафиксирован факт непредставления страхователем документов в соответствии с требованием от 10.09.2014 № 00900114ИД0000323.
На основании материалов проверки Управлением принято решение №00900114РК0002407 от 19.12.2014 о привлечении Общества к ответственности по части 2 статьи 47 Закона №212-ФЗ за неуплату (неполную) уплату страховых взносов в виде штрафа в сумме 112 955 руб. 39 коп., по статье 48 Закона № 212-ФЗ за отказ (непредставление) документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, в виде штрафа в сумме 100 600 руб. Указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам по дополнительному тарифу в сумме 282 388 руб. 47 коп., а также пени в сумме 11 710 руб. 29 коп. и штрафные санкции.
Не согласившись с доначислением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, начислением соответствующих сумм пеней и привлечением к ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения от 19.12.2014 № 00900114РК0002407 недействительным.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, признал их обоснованными в части оспаривания решения Управления о привлечении Общества к ответственности по части 2 статьи 47 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа в сумме, превышающей 10 000 руб., по статье 48 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа в сумме, превышающей 10 000 руб. Правовые основания для удовлетворения заявленных требований в остальной части судом не установлены.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
В обоснование заявленных требований Общество указывает, что в решении допущено расширительное толкование части 2 статьи 58.3 Закона №212-ФЗ и Управление ошибочно полагает, что со всех без исключения выплат (иных вознаграждений), выплаченных в пользу физических лиц, следует исчислять взносы по дополнительному тарифу в размере 4%; базой для исчисления взносов по дополнительным тарифам являются выплаты, производимые работникам за вредные и (или) опасные условия труда; у Управления не имеется доказательств того, что работники помимо исполнения обязанностей членов экипажа морского судна выполняли работу с вредными и (или) опасными условиями труда, и им производились соответствующие выплаты; полагает доначисление страховых взносов, начисление пеней и взыскание штрафных санкций не обоснованным; считает, что у Пенсионного фонда отсутствует право истребовать дополнительные документы в рамках камеральной проверки и оснований для привлечения к ответственности за их непредставление не имелось.
В рассматриваемом случае, на основании лицензии серии МТ <...> от 06.03.2009 Общество осуществляет перевозки грузов морским транспортом; в Российском международном реестре судов на собственника ООО «Карельская Судоходная Компания» зарегистрированы суда «Беломорье», «Канопус», Сириус» (свидетельства о регистрации судна МС-VII № 000766, МС-VII № 000765, МС-VII № 000764).
В расчете РСВ-1 ПФР за полугодие 2014 года заявителем отражены следующие выплаты:
- выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц в соответствии со статьей 7 Закона №212-ФЗ; страховые взносы начислены исходя из следующих тарифов: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 22%, страховые взносы на обязательное медицинское страхование - 5,1%;
- выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна (раздел 2.1.2 с кодом тарифа «15»); страховые взносы исчислены исходя из следующих тарифов: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование -0%, страховые взносы на обязательное медицинское страхование - 0%.
Страховые взносы по дополнительным тарифам для отдельных категорий плательщиков, предусмотренным частью 2 статьи 58.3 Закона №212-ФЗ с выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях Обществом не исчислены, подраздел 2.3 раздела 2 расчета не заполнен.
В подразделе 6.8 «период работы за последние три месяца отчетного периода» раздела 6 расчета «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица» Обществом отражен код «особые условия труда» - 27-9, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 Закона №173-ФЗ по 90 застрахованным лицам категории ЧЭС, членов плавсоставов судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.
Управление в ходе проверки правомерно установило, что Общество необоснованно не начисляло страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты и вознаграждения указанным работникам.
В соответствии со статьей 8 Закона №212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона №212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного закона. Тариф страхового взноса - это размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов (часть 1 статьи 12 Закона №212-ФЗ).
В пункте 9 части 1, частью 3.3 статьи 58 Закона № 212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, в переходный период 2012 - 2027 годов применяют пониженный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в отношении указанных выплат и вознаграждений - 0 процентов.
Следовательно, производимые выплаты указанным лицам включаются в базу для начисления страховых взносов, но в отношении них применяется специальный тариф - 0%.
На основании части 6 статьи 58 Закона № 212-ФЗ в 2011 - 2027 годах выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов плательщикам страховых взносов, указанным в части 1 настоящей статьи, компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Объем указанной компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов, которую могли бы уплатить указанные плательщики страховых взносов в соответствии с тарифами, установленными частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате ими в соответствии с частями 2, 3, 3.1 - 3.5 настоящей статьи, и устанавливается на очередной финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно статье 58.3 Закона №212-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в 2014 году применяется дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации - 4 процента (часть 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ).
В силу положений части 6 статьи 58 Закона № 212-ФЗ при определении объема компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов не предусмотрен учет страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ.
Следовательно, дополнительные тарифы уплачиваются плательщиками страховых взносов и в случае применения пониженных тарифов в соответствии со статьей 58 Закона № 212-ФЗ.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Таким образом, Общество, имея в штате работников, занятых на указанных в подпункте 9 пункта 1 статьи 27 Закона №212-ФЗ работах, является плательщиком страховых взносов по дополнительному тарифу, установленному статьей 58.3 Закона №212-ФЗ.
Исходя из положений подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на досрочную пенсию работников плавсостава на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности не зависит от конкретного вида работ, которые они выполняют, и возникает, если должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не являются портовыми, постоянно работающими в акватории порта, служебно-вспомогательными и разъездными судами, судами пригородного и внутригородского сообщения.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2007 № 71-В07-9.
Следовательно, к виду работ, указанных в статье 58.3 Закона № 212-ФЗ, на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» относится работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности за исключением судов, предусмотренных данной нормой.
Из содержания определения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленному статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» следует, что назначением дополнительных страховых взносов, предусмотренных статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ, в рассматриваемом случае является обеспечение права работников плавсоставов судов на получение досрочной пенсии.
Специальный порядок определения базы для исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам законодательством не установлен, следовательно, она должна определяться в соответствии с положениями статей 7-9 Закона №212-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Таким образом, объектом обложения дополнительными страховыми взносами в рассматриваемом случае являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу работников плавсостава на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) в рамках трудовых отношений, не зависимо от вида работ, выполняемых работниками плавсоставов.
Ссылка заявителя на том, что в штате организации отсутствуют лица, занятые на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Закона №173-ФЗ, опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами.
На основании положений частей 1, 2, 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, предусмотренные данной статьей для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяются ими в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ.
Следовательно, если работник не занят на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, то страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, не начисляются независимо от класса условий труда, установленного в отношении его рабочего места по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.
В соответствии с частью 3 статьи 27 Закона №173-ФЗ периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» положения части 3 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) до установления на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», не препятствуют включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на указанных работах (в том числе на рабочих местах, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», признаны оптимальными или допустимыми) при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона).
В силу части 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ), аттестации рабочих мест по условиям труда применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ, признаны вредными и (или) опасными.
На основании статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 указанного закона).
Согласно части 2.1 статьи 58.3 Закона №212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов (в спорной ситуации - 4% на 2014 год) применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от установленного класса и подкласса условий труда от нуля до восьми процентов. Согласно приведенной в данной норме классификации дополнительный тариф страхового взноса 0% может быть применен лишь по результатам проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест с установленным классом условий труда «допустимый» и «оптимальный».
В рассматриваемом случае, Управление установлено, что Общество выплатило в пользу работников плавсостава, в отношении которых указан код особых условий труда 27-9, в период с апреля по июнь 2014 года 7 149 474 руб. 17 коп., база для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу составляет 7 059 711 руб. 71 коп.
Размер выплат, указанный в акте проверки, подтверждается представленными в материалы дела документами и не оспаривается заявителем.
Из материалов дела усматривается, что специальная оценка условий труда по состоянию на 2 квартал 2014 года в Обществе не проводилась, доказательства иного суду не представлены. Документы, подтверждающие наличие оснований для применения заявителем тарифа 0%, установленного в части 2.1 статьи 58.3 Закона №212-ФЗ в отношении классов условий труда «допустимый» и «оптимальный», в деле отсутствуют.
Таким образом, основания для неприменения Обществом в спорном периоде дополнительного тарифа в размере 4,0% отсутствуют.
Управление обосновано доначислило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за второй квартал 2014 года в сумме 282 388 руб. 47 коп. и начислило соответствующие пени. Расчет доначисленных страховых взносов и пеней заявителем не оспаривается.
Частью 2 статьи 47 Закона № 212-ФЗ установлено, что умышленная неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Умышленная форма вины подтверждается наличием на момент представления последнего корректирующего расчета за полугодие 2014 года вступившего в законную силу решения арбитражного суда по делу №А26-1293/2014, которым признано неправомерным неисчисление Обществом страховых взносов по дополнительному тарифу со спорных сумм выплат.
Таким образом, у Управления имелись правовые основания для привлечения общества к ответственности за неуплату страховых взносов.
В ходе камеральной проверки Обществу было направлено требование от 10.09.2014 № 00900114ИД0000323 о представлении в течение 10 дней со дня его получения документов, подтверждающих выплаты и трудовую деятельность, в отношении работников за проверяемые периоды. Требование получено страхователем 19.09.2014 (отметка органа почтовой связи на почтовом уведомлении), соответственно, срок его исполнения истекал 03.10.2014.
Заявитель направил в адрес Управления документы в количестве 503 штук 08.10.2014 (дата принятия почтового отправления органом связи), то есть с нарушением установленного срока.
В связи с непредставлением в установленный срок по требованию Управления документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, Общество привлечено ответственности по статье 48 Закона №212-ФЗ в виде штрафа в сумме 100 600 руб.
Позиция Общества о том, что Управление не вправе истребовать у плательщика какие-либо документы при проведении камеральной проверки, такое право предоставлено контролирующему органу только в ходе выездной проверки, правомерно отклонена судом первой инстанции в связи со следующим.
Частью 1 статьи 34 Закона № 212-ФЗ установлено, что камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29 Закона № 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах от плательщика страховых взносов документы по формам, установленным государственными органами, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 37 Закона № 212-ФЗ должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Документы, которые были истребованы в ходе проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования (часть 5 указанной статьи).
В силу пункта 5 статьи 34 Закона № 212-ФЗ допускается установление факта нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, на основании оценки лицом, проводящим камеральную проверку, представленных плательщиком страховых взносов пояснений и документов.
Исходя из изложенных правовых норм следует, что орган контроля за уплатой страховых взносов вправе истребовать у плательщика страховых взносов первичные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, при выявлении в ходе камеральной проверки несоответствия между этими данными и сведениями, содержащими в имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов документах.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о правомерности направления Управлением требования о предоставлении первичных документов, которые подтверждают, как правомерность применения Обществом пониженного тарифа в соответствии со статьей 58 Закона № 212-ФЗ, так и размер выплат и вознаграждений работникам, в отношении которых подлежит применению дополнительный тариф страховых взносов в соответствии со статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ, который не был начислен Обществом в представленных расчетах.
В соответствии со статьей 48 Закона № 212-ФЗ отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Истребованные документы не были представлены заявителем в установленный срок, в связи с чем Управление правомерно привлекло Общество к ответственности.
При этом, при вынесении оспариваемых решений о привлечении к ответственности по части 2 статьи 47 и статье 48 Закона № 212-ФЗ Управлением не учтено следующее.
Подпунктом 4 пункта 6 статьи 39 Закона № 212-ФЗ установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 44 Закона № 212-ФЗ установлен неограниченный перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения. Согласно пункту 4 данной статьи обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Из оспариваемых решений не усматривается, что Управление устанавливало обстоятельства, смягчающие ответственность Общества за совершение правонарушения, такие обстоятельства при привлечении к ответственности не учтены.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Таким образом, апелляционный суд полагает правомерным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для признания в качестве смягчающих ответственность обстоятельств совершение правонарушений вследствие неправильного толкования заявителем положений Закона № 212-ФЗ, социальную значимость деятельности Общества и его сложное финансовое положение.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно уменьшил размер штрафа по части 2 статьи 47 Закона № 212-ФЗ до 10 000 руб., по статье 48 Закона № 212-ФЗ до 10 000 руб.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.12.2014 по делу №А26-1293/2014.
Апелляционный суд приходит к выводу, что суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил требование заявителя частично.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.01.2016 по делу №А26-3054/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | М.В. Будылева | |
Судьи | И.А. Дмитриева С.В. Лущаев |