НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Республики Карелия от 18.11.2020 № А26-11117/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 ноября 2020 года

Дело №

А26-11117/2018

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.Н., Соколовой С.В.,

при участии от государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» Константинова О.Н. (доверенность от 08.06.2020), от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску Вышемирской О.А. (доверенность от 09.01.2020),

рассмотрев 16.11.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020 по делу № А26-11117/2018,

у с т а н о в и л:

Государственное унитарное предприятие Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго», адрес: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Ленина, дом 22А, ОГРН 1151001015736, ИНН 1001304003 (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску, адрес: 185910, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Московская, дом 12А, ОГРН 1041000270024, ИНН 1001040537 (далее - Инспекция), о признании недействительными (с учетом объединения дел в одно производство) решений о доначислении налога на имущество организаций за периоды 2016 - 2018 гг., соответствующих пени, привлечении к налоговой ответственности: от 30.07.2018 № 1751; от 13.12.2018 № 28120; от 13.12.2018 № 2443; от 13.12.2018 № 2444; от 13.12.2018 № 2445; от 24.12.2018 № 2578; от 24.12.2018 № 2579; от 13.12.2018 № 2439; от 13.12.2018 № 2441; от 13.12.2018 № 2440; от 13.02.2019 № 30925; от 28.03.2019 № 82; от 26.08.2019 № 3905.

Решением суда от 04.03.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя жалобы, суды нарушили положения пункта 3 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пункта 3 статьи 380 НК РФ, неправильно истолковали положения Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 «О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов». Предприятие считает ошибочным вывод судов о неправомерном применении в 2016 - 2018 годах пониженных налоговых ставок в отношении закрепленного на праве хозяйственного ведения имущества, поскольку воля законодателя была направлена на возможность применения пониженных ставок в отношении всего имущества, имеющего ОКОФ 12 4521126.

От Инспекции поступил отзыв на кассационную жалобу, а от Общества - возражения на отзыв.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Инспекции возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в пределах доводов кассационной жалобы.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Инспекций проведены проверки в отношении Предприятия по вопросам правильности и полноты исчисления налога на имущество, по результатам которых вынесены обжалуемые решения.

В ходе судебного разбирательства Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Карелия принято решение от 05.02.2020 № 07‑17/01469@ о частичной отмене обжалуемых решений.

Предприятие с учетом решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от 05.02.2020 № 07-17/01469@ отказалось от требований о признании недействительными решений Инспекции в части отказа в применении налоговой ставки 0% в отношении объектов «газораспределительные системы».

Отказ Предприятия от части требований принят судом, производство по делу в соответствующей части прекращено.

Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 11, 14, 372, 373, 374, 380 НК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 «О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов», пришел к выводу о неправомерном применении Предприятием пониженных налоговых ставок, поскольку они могут быть применены только в отношении магистральных тепловых сетей и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью.

С выводами суда согласился суд апелляционной инстанции.

Кассационная инстанция, изучив материалы рассматриваемого дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для удовлетворения жалобы исходя из следующего.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1 статьи 56 НК РФ).

Установление в налоговом законе налоговой льготы предполагает, что наряду с общим порядком налогообложения существует и специальный, в результате которого налогоплательщик, применяющий льготу, получает определенные преимущества по сравнению с другими плательщиками налога в виде снижения или смягчения налогового бремени.

Таким образом, с правовой точки зрения, налоговая льгота - это специальная норма, которая может применяться лишь при наличии установленных законодательством условий, которые не подлежат расширительному толкованию.

Положения статьи 23 НК РФ во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие основания, с которыми налоговое законодательство связывает наличие у налогоплательщика права на льготу.

Налог на имущество является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).

Пунктом 3 статьи 380 НК РФ в 2013-2019 гг. установлена пониженная налоговая ставка, определяемая законами субъектов Российской Федерации в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Перечень имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 (далее - Перечень № 504).

Таким образом, право на применение пониженной налоговой ставки возникает при соблюдении одновременно следующих условий: имущество относится к одной из категорий, указанных в пункте 3 статьи 380 НК РФ, имущество поименовано в Перечне № 504.

Само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение пониженной налоговой ставки в отношении данного имущества.

В разделе «Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью» Перечня № 504 указано, что к имуществу с кодом ОКОФ 12 4521126 относятся сети тепловые магистральные.

Из примечания следует, что в состав тепловых магистральных сетей входят трубопровод и его детали с теплоизоляцией, камера с запорной и регулирующей арматурой, контрольно-измерительными приборами, электросиловым управляющим оборудованием, средствами автоматики и телемеханики, вентиляцией, средствами пожаротушения, дренажные насосные станции, дюкер и элементы сети тепловой магистральной.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что Перечень № 504 содержит описание состава тепловых магистральных сетей, однако не дает их определения. Поскольку ни в НК РФ, ни в Перечне № 504, не определено понятия тепловых магистральных сетей, на основании положений пункта 1 статьи 11 НК РФ следует использовать понятие магистральных сетей, содержащееся в иных отраслях законодательства, в частности в Строительных нормах и правилах «СНиП 41-02-2003. Тепловые сети» (приняты Постановлением Госстроя РФ от 24.06.2003 № 110, далее - СНиП «Тепловые сети») и в Своде правил СП 124.13330.2012 «СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети» (утв. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 № 280 (далее - Свод правил «Тепловые сети»).

Согласно классификации, установленной пунктом 4.1 СНиП «Тепловые сети» тепловые сети подразделяются на магистральные, распределительные, квартальные и ответвления от магистральных и распределительных тепловых сетей к отдельным зданиям и сооружениям.

Понятие магистральных тепловых сетей определено в пункте 3.6 Свода правил «Тепловые сети», согласно которому, это тепловые сети (со всеми сопутствующими конструкциями и сооружениями), транспортирующие горячую воду, пар, конденсат водяного пара, от выходной запорной арматуры (исключая ее) источника теплоты до первой запорной арматуры (включая ее) в тепловых пунктах.

При этом в пунктах 3.7 - 3.9 СП дано понятие иных видов сетей:

распределительные тепловые сети: тепловые сети от тепловых пунктов до зданий, сооружений, в том числе от ЦТП до ИТП;

квартальные тепловые сети: распределительные тепловые сети внутри кварталов городской застройки (называются по территориальному признаку);

ответвление: участок тепловой сети, непосредственно присоединяющий тепловой пункт к магистральным тепловым сетям или отдельное здание и сооружение к распределительным тепловым сетям.

В Своде Правил «Тепловые сети» определено и понятие теплового пункта - сооружение с комплектом оборудования, позволяющее изменить температурный и гидравлический режимы теплоносителя, обеспечить учет и регулирование расхода тепловой энергии и теплоносителя.

Из вышеуказанных положений следует, что виды сетей отличаются по признаку своего территориального расположения.

Применив понятие магистральных тепловых сетей, содержащееся в Своде правил «Тепловые сети», и установив отсутствие документов, позволяющих сделать вывод, что тепловые сети Предприятия являются магистральными, суды пришли к выводу о неправомерном применении пониженных налоговых ставок в соответствующие периоды.

Выводы судов основаны на материалах дела, в достаточной степени мотивированы. Оснований для вывода о неправильном применении судами норм материального права суд округа не находит. Спор рассмотрен судами с учетом сложившейся судебной практики - определения Верховного Суда Российской Федерации от 12.10.2018 № 307-КГ18-15756, от 14.04.2020 № 307‑ЭС20-3606.

В данном случае доводы кассационной жалобы выводов судов не опровергают, а фактически свидетельствуют об ином толковании Обществом положений законодательства, что само по себе не может явиться основанием для отмены судебных актов по делу.

Процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, в связи с чем кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020 по делу № А26-11117/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» - без удовлетворения.

Председательствующий

С.В. Лущаев

Судьи

Е.Н. Александрова

С.В. Соколова