НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Республики Карелия от 18.01.2018 № А26-8283/2017

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

29 января 2018 года

Дело № А26-8283/2017

Резолютивная часть постановления объявлена   января 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме   января 2018 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Толкунова В.М.

судей  Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бурак К.Д.

при участии: 

от заявителя: Акивис-Шаумян Л.М., по доверенности от 08.11.2017

от заинтересованного лица: Артюхова Е.А., по доверенности от 29.12.2017

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-30310/2017 ) ООО "Росбет" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.10.2017 по делу № А26-8283/2017 (судья Буга Н.Г.), принятое


по заявлению ООО "Росбет"

к ИФНС по г. Петрозаводску

об оспаривании постановления

установил:

            Общество с ограниченной ответственностью "Росбет" (ОГРН 1033700089906, ИНН 3702136008, место нахождения: 119019, г. Москва, ул.Новый Арбат, д.15,                  стр. 1, далее – заявитель, ООО "Росбет", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы                по городу Петрозаводску (ИНН 1001040537, ОГРН 1041000270024, место нахождения: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул.Московская, д.12 «А», далее – Инспекция, административный орган, налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления № 1.5-08/106 от 01.08.2017 о привлечении                    к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях                        (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 10345 725 руб. за неприменение контрольно-кассовой техники (далее – ККТ).

            Решением суда от 18.10.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

  В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт – об удовлетворении заявленных требований, полагая, что судом дана ненадлежащая оценка материалам дела, неправильно применены нормы материального права. По мнению подателя жалобы, Инспекцией и судом                не исследован вопрос о применении Обществом бланков строгой отчетности при выплате выигрышей, не принято во внимание, что Общество уже было привлечено к административной ответственности за правонарушение по статье 14.1.1. КоАП РФ, а также необоснованно отказано в изменении наказания на предупреждение на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ.

            Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы  апелляционной жалобы, ходатайствовал о приобщении дополнительных документов к материалам дела. В удовлетворении данного ходатайства судом отказано, поскольку не установлено уважительных причин невозможности их подготовки и представления в суд первой инстанции (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Представитель Инспекции доводы жалобы отклонил по основаниям, приведенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Инспекцией 26.06.2017 проведена проверка соблюдения Обществом Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ                                 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее – Закон о применении ККТ, Закон № 54-ФЗ), а также по вопросам полноты учета выручки, соблюдения Указаний Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» за период  с 15.12.2016 по 29.05.2017             в  пункте приема ставок на исход событий букмекерской конторы по адресу: г.Петрозаводск, ул. Ровио, д. 15, пом.1Н.

В данном пункте приема ставок букмекерской конторы установлена ККТ «Меркурий-180К» заводской № 164009953, зарегистрированная 15.12.2016.

В ходе проверки установлено, что в данном пункте при приеме ставок указанная ККТ применяется, а при осуществлении наличных денежных расчетов                в случае  выплат выигрышей за период с 15.12.2016 по 29.05.2017  в обшей сумме               13 794 029 руб. 87 коп. ККТ не применялась.

По результатам проведенной проверки составлен акт проверки выполнения требований законодательства о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт                                 № НО-005895 (1.5-08/207) от 26.06.2017.

Усмотрев в действиях Общества признаки правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом Инспекции в присутствии представителя Общества 18.07.2017 составлен протокол об административном правонарушении № 1.5-08/106.

01.08.2017  Инспекцией вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере трех четвертых размера суммы расчета, осуществленного  без применения ККТ, что составило 10345 725 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления.

Апелляционная коллегия, исследовав и оценив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителей сторон, пришла к следующим выводам.

Частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ установлена ответственность за  неприменение ККТ в установленных законодательством Российской Федерации о применении ККТ случаях и влечет для юридических лиц наложение административного штрафа                    от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.

 Порядок и условия применения ККТ урегулированы Законом № 54-ФЗ.

 Следует отметить, что в названный Федеральный закон внесены значительные изменения Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ, основные положения которого действуют с  15.07.2016, в частности, статья 1 Закона изложена в новой редакции, Закон дополнен в том числе статьями 1.2 «Сфера и правила применения контрольно-кассовой техники» и 4.7 «Требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности».

 Так, согласно пункту 1 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

 В пункте 2 этой же статьи Закона определено, что при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).

 Таким образом, в связи с внесенными в Закон № 54-ФЗ изменениями законодатель предусмотрел альтернативу применению ККТ в виде выдаче бланков строгой отчетности, не ограничив применения таких бланков определенными видами деятельности по продаже товаров либо оказания услуг.

 Требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности определены в статье 4.7 Закона № 54-ФЗ, введенной Федеральным законом от 03.07.2016                           № 290-ФЗ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006                     № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

Следовательно, деятельность по организации и проведению азартных игр приравнена к оказанию услуг, что, в свою очередь, является основанием для распространения на организаторов азартных игр положений Федерального закона № 54-ФЗ.

В статье 1 Закона № 54-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.07.2016               № 290-ФЗ раскрыто понятие «расчеты» - это прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

Таким образом, законодателем с 15.07.2016 была устранена правовая неопределенность в вопросе применения ККТ при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, в частности, было определено, что ККТ применяется не только при приеме ставок, но и при выдаче выигрышей.

 Инспекцией в ходе проверки установлено, что Обществом  при  осуществлении наличных денежных расчетов в случае выплаты выигрышей за период с 15.12.2016 по 29.05.2017 в общей сумме 13 794 029 руб. 87 коп. имевшаяся ККТ                                    не применялась.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Инспекция, полагая, что Общество обязано было при выплате выигрыша исключительно применять ККТ, надлежаще не исследовала вопрос о том, выдавались ли ООО «Росбет» бланки строгой отчетности (далее также – БСО)                    и соответствовали ли они требованиям статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ.

Общество утверждает, что каждому лицу при выплате выигрыша выдавался БСО, и в автоматизированной системе Общества располагается данная информация. Общество для примера и подтверждения данного довода представило расходные кассовые ордеры (чеки) о выплате выигрышей  гражданам, распечатанные в автоматизированной системе учета, с кассовыми отчетами                      по смене (т.3, л.д.10-18). Однако данные документы не запрашивались,                                  не изымались в ходе проверки и не исследовались Инспекцией, так как Инспекция полагала, что Общество в силу закона обязано было применять только ККТ.

Общество признало, что не знало об изменениях в Законе о применении ККТ в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ и полагало, что ККТ должна применяться только при приеме ставок на выигрыш. Как пояснил представитель Общества, после проведения проверки ООО «Росбет» приобрело ККТ, позволяющую выдавать кассовые чеки при выплате выигрыша и в настоящее время ее применяет.

Как следует из содержания оспариваемого постановления, Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере трех четвертых размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, что составило 10345 725 руб.

Расчет Инспекции основан на представленных в ходе проверки журналов и записей в кассовой книге за период с 15.12.2016  по 29.05.2017, расходных кассовых  ордеров о выдаче денежных средств не выигравшим гражданам, а работнику Общества, никакие иные документы административным органом в ходе проверки            не исследовались, реальная сумма выданных физическим лицам денежных средств в качестве выигрышей достоверно не установлена.

При этом из содержания кассовой книги и представленных в материалов дело расходных кассовых ордеров усматривается, что денежные средства выдавались и принимались от кассиров, что вовсе не подтверждает факт выплаты выигрышей физическим лицам и их размер, то есть документально не подтверждается дальнейшее движение денежных средств от кассира получателям, так как из содержания кассовой книги также следует, что часть денежных средств возвращалась кассиром в кассу.

При таких обстоятельствах апелляционная коллегия пришла к выводу о том, что Инспекцией для установления размера штрафа неполно исследованы значимые для дела обстоятельства, не истребованы в полном объеме и не изучены документы, позволяющие с точностью определить размер выплаченных в качестве выигрыша денежных средств, при выдаче которых не была применена ККТ.

Так как размер выплаченных без применения ККТ денежных средств Инспекцией не доказан, однако при этом Общество не представило ни единого документа, подтверждающего, что при выплате всех выигрышей им оформлялись бланки строгой отчетности, не оспаривая обязанность по применению ККТ и факт ее неприменения при выплате выигрышей, принимая также во внимание, что санкцией части 2 статьи 14.5 КоАП РФ установлен минимальные размер штрафа, назначаемого в определенных случаях независимо от суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, апелляционная коллегия полагает, что в рассматриваемом случае размер штрафа должен составить 30 000 руб.

Довод Общества о повторном привлечении к административной ответственности за одно и то же правонарушение правомерно отклонен судом первой инстанции, так как часть 2 статьи 14.1.1. КоАП РФ имеет иной объект посягательств, кроме того, вопросы о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ и статье 14.1.1. КоАП РФ находятся в компетенции различных органов. При этом постановление мирового судьи                        от 22.09.2017 по делу № 5-722/2017-8 о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1.1 КоАП РФ принято не ранее, а позднее  рассматриваемого постановления налогового органа от 01.08.2017.

Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным не имелось ввиду отсутствия исключительности его совершения, так же как и замены штрафа на предупреждение по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, так как Общество уже ранее допускало нарушение законодательства о применении ККТ, что подтверждается постановлением ИФНС России по г. Петрозаводску № 1.5-08/106 от 01.08.2017,  что исключает возможность замены штрафа на предупреждение, так как такая санкция устанавливается только за впервые совершенное правонарушение.

Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел не установлено.    

Апелляционная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции со ссылкой Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ                                          "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" о том, что вмененное Обществу правонарушение о неприменении ККТ при выплате выигрышей ведет к возникновению угрозы безопасности государства. Суд не раскрыл, каким образом возникает такое влияние, к административной ответственности за нарушение Закона № 115-ФЗ Общество не привлекалось, иное из материалов дела не следует. Также коллегия принимает во внимание, что неприменение ККТ не повлияло на налоговые обязательства Общества, так как уплата налогов при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр не зависит от полученного дохода в силу положений налогового законодательства.

 При изложенных обстоятельствах решение судаподлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта.

 Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4                 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.10.2017 по делу                    № А26-8283/2017  отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску от 01.08.2017 № 1.5-08/106 о привлечении ООО «Росбет» к административной ответственности в части штрафа, превышающего 30000 руб.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                                 Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

И.Б. Лопато

А.Б. Семенова