НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Республики Карелия от 16.06.2020 № А26-7357/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 июня 2020 года

Дело №

А26-7357/2019

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.А., Соколовой С.В.

рассмотрев 15.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республика Карелия (межрайонное) на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2019 по делу № А26‑7357/2019,

у с т а н о в и л :

Товарищество собственников недвижимости «Нюк», адрес: 186931, Республика Карелия, г. Костомукша, Октябрьская ул., д. 5, кв. 10, ОГРН 1091031000851, ИНН 1004014905 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республика Карелия (межрайонное), адрес: 186931, Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Калевала, д. 17, ОГРН 1151001009280, ИНН 1004005033 (далее – Управление), от 27.06.2019 № 009S9190003074.

Решением суда от 26.08.2019 заявленное требование оставлено без удовлетворения.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2019 решение суда от 26.08.2019 отменено, решение Управления от 27.06.2019 № 009S9190003074 признано незаконным.

В кассационной жалобе Управление, указывая на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и нарушение им норм процессуального права, просит отменить постановление от 05.11.2019, оставить в силе решение суда первой инстанции от 26.08.2019.

По мнению подателя кассационной жалобы, в силу положений Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - ФЗ № 66-ФЗ), а с 01.01.2019 положений Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 217‑ФЗ), деятельность председателя Товарищества относится к трудовой деятельности физического лица. Следовательно, председатель Товарищества является  застрахованным лицом, в отношении которого подлежат предоставлению сведения по форме СЗВ‑СТАЖ вне зависимости от фактического осуществления ему выплат и иных вознаграждений за отчетный период, а также вне зависимости от начисления страховых взносов.  

В отзыве на кассационную жалобу Товарищество, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Определением от 18.05.2020 рассмотрение кассационной жалобы было отложено.

Товарищество и Управление своих представителей в судебное заседание не направили, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в пределах доводов кассационной жалобы.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Управлением установлен факт непредставления Товариществом в установленный срок (до 01.03.2019) формы СЗВ-СТАЖ за 2018 год в отношении одного застрахованного лица (председателя Товарищества).

Управлением составлен акт о выявленном правонарушении от 18.05.2019 № 009S18190002406 и 27.06.2019 принято решение № 00919190003074 о привлечении Товарищества к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27‑ФЗ) за непредставление в установленные сроки сведений об одном застрахованном лице по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, в виде штрафа в размере 500 руб.

В решении Управление указало, что при возникновении трудовых отношений Товарищество обязано представить сведения по форме СЗВ-СТАЖ даже при отсутствии выплат и иных вознаграждений за отчетный период.

Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Товарищество обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции поддержал позицию Управления, указав, что деятельность председателя Товарищества относится к трудовой деятельности. Факт получения либо неполучения председателем Товарищества оплаты труда не влияет на признание его осуществляющим трудовую деятельность. Таким образом, председатель Товарищества в соответствии с положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167‑ФЗ) является застрахованным лицом, в связи с чем у Товарищества имеется обязанность по предоставлению формы СЗВ-СТАЖ.

Апелляционная инстанция не согласилась с такими выводами суда, указав, что трудовой договор с председателем не заключен, наличие трудовых отношений между председателем и Товариществом не установлено. При этом органами управления Товарищества, в том числе общим собранием не принималось решение об установлении размера вознаграждения председателю, в спорный период он выполнял свои обязанности на безвозмездной основе (без оплаты). Поскольку наличие трудовых отношений не подтверждено, каких-либо выплат председателю не производилось, страховые взносы не начислялись, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии у Товарищества обязанности представить форму СЗВ-СТАЖ за 2018 год.

Кассационная инстанция, изучив материалы рассматриваемого дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона № 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) определенные сведения, необходимые для правильного назначения пенсии.

В соответствии с пунктом 1 стать 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.

В соответствии с данной нормой постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 № 507п утверждена форма «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», а также порядок ее заполнения.

Согласно положениям статьи 17 Закона № 27‑ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

 Из приведенных положений Законов № 167‑ФЗ и № 27-ФЗ следует, что форма СЗВ-СТАЖ предоставляется в целях правильного назначения пенсии в отношении застрахованного лица при наличии трудовых отношений либо при наличии выплат по договору гражданско-правового характера, на которые начисляются страховые взносы.

Согласно положениям статьи 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Законодатель в статьях 20, 56 и 57 ТК РФ определил, что работником является лицо, которое за плату и при соблюдении определенных условий действует в интересах работодателя путем выполнения согласованной с работодателем трудовой функции.

Как установлено судами, деятельность Товарищества основана на положениях Закона № 66-ФЗ (с 01.01.2019 - Закона № 217-ФЗ).

Согласно статье 1 Закона № 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) является некоммерческой организацией, учрежденной гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

В соответствии со статьей 16 Закона № 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

В силу статьи 18 Закона № 66-ФЗ членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства).

Согласно статье 20 Закона № 66-ФЗ органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления.

В силу положений статей 22 и 23 Закона № 66-ФЗ правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения избирается из числа его членов. Правление возглавляет председатель, избранный из числа членов правления.

Закон № 66-ФЗ предусматривает утверждение общим собранием садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения положения об оплате труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением.

Согласно статьям 4, 7 Закона № 217-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2019, садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости и создается для управления имуществом общего пользования, расположенным в границах территории садоводства или огородничества, создания благоприятных условий для ведения садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

Положения Закона № 217-ФЗ в части регулирования деятельности общего собрания, правления и председателя по существу аналогичны положениям ранее действовавшего Закона № 66-ФЗ.

Из приведенных норм права следует, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан является формой самоорганизации, одобренной государством в целях содействия в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Члены правления объединения и председатель правления, являясь членами такого объединения, действуют в соответствующей организационной форме в своих интересах и в отсутствие лица, которое можно было бы квалифицировать в качестве работодателя, что исключает возникновение между Товариществом и председателем как одним из органов управления трудовых отношений в понимании, придаваемом им статьей 15 ТК РФ.

Аналогичная правая позиция изложена в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2019 № 84-КА19-1.

Поскольку наличие трудовых отношений между председателем и Товариществом не доказано, равно как и осуществление председателю каких-либо выплат по иным основаниям, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у Товарищества обязанности представить форму СЗВ-СТАЖ за 2018 год следует признать верным.

Ссылка Управления на постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 20.01.2020 по делу № 16-74/2020 подлежит отклонению как не имеющая отношения к настоящему спору, связанному с привлечением к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ.

Поскольку фактические обстоятельства установлены апелляционным судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2019 по делу № А26-7357/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) - без удовлетворения.

Председательствующий

С.В. Лущаев

Судьи

Е.Н. Александрова

С.В. Соколова