АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 февраля 2017 года | Дело № | А26-7816/2015 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Асмыковича А.В., Подвального И.О., при участии от Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия ФИО1 (доверенность от 10.01.2017 № 2-д), ФИО2 (доверенность от 09.08.2016 № 119-д), от общества с ограниченной ответственностью «Приоритет» ФИО3 (доверенность от 25.02.2016), ФИО4 (доверенность от 20.09.2016 б/н), рассмотрев 09.02.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.04.2016 (судья Колесова Н.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 по делу № А26-7816/2015 (судьи Кашина Т.А., Горбик В.М., Старовойтова О.Р.), у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Приоритет» место нахождения: 105037, <...>, комната 2 ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ООО «Приоритет», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском (с учетом уточнения требований) к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее- Министерство) и публично-правовому образованию «Российская Федерация» в лице Федерального агентства лесного хозяйства (далее – Агентство) о взыскании 131 692 руб. 84 коп. неосновательного обогащения. Решением от 22.04.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.08.2016, с Министерства за счет средств казны Республики Карелия в пользу ООО «Приоритет» взыскано 131 692 руб. 84 коп. неосновательного обогащения, 5035 руб. 47 коп. расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении иска к публично-правовому образованию «Российская Федерация» в лице Федерального агентства лесного хозяйства отказано. В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, Министерство ссылается на то, что все средства субвенций оно распределило в подведомственное ему учреждение - ГБУ РК «Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов», а названное Учреждение своевременно не обратилось за выделением дополнительных средств. По мнению подателя жалобы, денежные средства за счет истца им сбережены не были, а понесенные истцом расходы подлежат взысканию с Российской Федерации. Министерство также представило письменные пояснения к жалобе в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в которых поддержало изложенную им ранее в кассационной жалобе позицию. В отзыве на кассационную жалобу и в возражениях на письменные пояснения к жалобе Министерства, Общество просит отказать в удовлетворении жалобы, а обжалуемые судебные акты оставить без изменения. Агентство также направило отзыв на кассационную жалобу, в котором просило оставить обжалуемые решение и постановление без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения. Определением суда от 16.01.2017 рассмотрение жалобы откладывалось до 11 час. 45 мин. 09.02.2017. В судебном заседании представители Министерства поддержали доводы жалобы. Представители Общества в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражали. Агентство, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Суд кассационной инстанции с учетом названного ходатайства и мнения сторон, считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Агентства на основании части 3 статьи 284 АПК РФ. Законность обжалуемых решения и постановления проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, 07.12.2007 между Обществом (Арендатор) и государственным комитетом Республики Карелия по лесу (правопредшественник Министерства, Арендодатель) заключен договор аренды лесного участка в соответствии с пунктом 3.1.6 которого Арендодатель вправе привлекать Арендатора к тушению лесных пожаров в установленном законодательством порядке. На территории арендованного ООО «Приоритет» лесного участка в квартале 201 выделах 41, 34 Гирвасского участкового лесничества 10.06.2015 был обнаружен пожар, который потушен 12.06.2015, о чем составлен акт от 15.06.2015 № 1 о лесном пожаре. В тот же день Общество получило телефонограмму от ГКУ РК «Кондопожское центральное лесничество» об обнаружении лесного пожара в квартале 201 выделы 41,34 Гирвасского участкового лесничества и необходимости оказания помощи в его тушении. Основанием для обращения Общества в суд с настоящим иском послужило то обстоятельство, что с целью тушения лесного пожара в период с 10.06.2015 по 12.06.2015 им понесены расходы на сумму 131 692 руб.84 коп., которые Обществу не возмещены. Суд первой инстанции, посчитав установленным то обстоятельство, что Общество понесло расходы в связи с тушением пожара, пришел к выводу, что указанные расходы должны быть возмещены за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета и перечисляемых в бюджет Республики Карелия, в связи с чем исковые требования удовлетворены в части требований к Министерству, с чем согласился и суд апелляционной инстанции. Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему. Как установлено пунктом 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях относятся к государственным полномочиям Российской Федерации, переданным субъектам Российской Федерации. При этом в силу части 3 статьи 83 ЛК РФ, средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 838 утверждена «Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Методика). Согласно указанной Методике объем субвенции, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, определяется с учетом расходов на содержание и обеспечение деятельности органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений. Следовательно, тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных государственных бюджетных учреждений и финансируется из средств федерального бюджета. Согласно Положению о Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия, утвержденному Постановлением Правительства Республики Карелия от 6 октября 2010 года № 206-П, Министерство является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в области лесных отношений. Министерство осуществляет полномочия собственника лесных участков, находящихся в собственности Республики Карелия, в пределах, установленных законодательством, в том числе: организует осуществление мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Республики Карелия; организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях. Расходы на организацию осуществления переданных полномочий в области лесных отношений являются составной частью общего объема субвенции, предоставляемой в доход бюджетов субъектов Российской Федерации на осуществление соответствующих полномочий. Определение размера затрат на организацию осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется последними в пределах общего объема предоставленных им субвенций. Федеральное агентство лесного хозяйства как главный распорядитель доводит до органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений субвенции из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений. Субъект Российской Федерации в рамках федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период самостоятельно определяет и согласовывает с Рослесхозом направления использования средств субвенций и не устанавливает определение конкретных мероприятий. Как установлено судами и следует из материалов дела, Российская Федерация, делегировав полномочия в области лесных отношений субъекту Российской Федерации, обеспечила Министерство денежными средствами для осуществления переданных полномочий. Субсидия, представленная специализированному учреждению для выполнения государственного задания по пожаротушению для выполнения государственного задания, на 2015 год составляла 11 124 167руб. 20 коп., из них Министерством учреждению было перечислено 2 781 041 руб. 80 коп. и 722 464 руб. Остаток неиспользованных Министерством денежных средств составил 7 620 661 руб.40 коп. Выделенная из федерального бюджета субвенция на сумму 11 124 167 руб. 20 коп. не была в полном объеме перечислена специализированному учреждению для выполнения государственного задания по пожаротушению, в связи с чем оснований полагать, что понесенные истцом расходы подлежат взысканию с Российской Федерации, не имеется. Доводы жалобы о том, что все средства субвенции перераспределены специализированному учреждению, не подтверждается материалами дела. Более того, в апелляционной жалобе Министерство указывает, что перечислило специализированному учреждению сумму в размере 3 503 506 руб. 40 коп. В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). По смыслу указанной нормы права обязательства по неосновательному обогащению возникают при одновременном наличии следующих признаков: отсутствие законных оснований приобретения имущества и приобретение имущества приобретателем за счет другого лица (потерпевшего). При этом наличие указанных обстоятельств в совокупности должно доказать лицо, обратившееся в суд с соответствующими исковыми требованиями. Согласно приложению № 6 к «Плану тушения лесных пожаров на территории ГКУ РК «Кондопожское центральное лесничество» Республики Карелия на период пожароопасного сезона 2015 года», утвержденному Министром по природопользованию и экологии Республики Карелия ООО «Приоритет» включено в состав пожарных формирований на территории ГКУ РК «Кондопожское центральное лесничество». Приняв во внимание приведенные правовые нормы, оценив представленные истцом доказательства несения Обществом на тушение лесных пожаров в 2015 году расходов на сумму 131692 руб. 84 коп. в пределах выделенной субвенции из федерального бюджета, с учетом отсутствия возражений Министерства по размеру иска, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что исковые требования Общества являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Выводы судов соответствуют материалам дела и установленным по делу обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судами правильно. При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется. Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.04.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 по делу № А26-7816/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | Л.А. Самсонова | |||
Судьи | А.В. Асмыкович И.О. Подвальный | |||