НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Республики Карелия от 12.08.2020 № А26-10324/19

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

20 августа 2020 года

Дело № А26-10324/2019

Резолютивная часть постановления объявлена      августа 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме  августа 2020 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Зотеевой Л.В.

судей  Денисюк М.И., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от истца (заявителя): ФИО2 – доверенность от 27/09/2019, ФИО3  - выписка ЕГРЛЮ (до перерыва), не явился, извещен (после перерыва)

от ответчика (должника): не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-12442/2020 ) ООО "Гранланд" на решение Арбитражного суда   Республики Карелия от 10.03.2020 по делу № А26-10324/2019 , принятое

по заявлению  ООО "Гранланд"

к  Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия

о признании недействительным приказа

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Гранланд» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>; далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>, далее - Министерство) о признании недействительным пункта 2 приказа № 2162 от 21.12.2017 (в редакции Приказа № 2264 от 19.12.2018).

Решением от 10.03.2020 в удовлетворении заявления отказано.

ООО «Гранланд» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 10.03.2020 отменить и удовлетворить заявление Общества, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Общество полагает ошибочным расчет разового платежа за пользование недрами, учитывающий плату также за забалансовые запасы.  Как указывает податель жалобы, согласно протоколу экспертной комиссии из представленных на утверждение и постановку на государственный баланс запасов гранита в количестве 24,6 млн. м(3) на баланс было поставлено лишь 15,1 млн. м(3), а соответствующие корректировки в связи с этим в технико-экономическое обоснование (ТЭО) освоения месторождения, на основании показателей которого рассчитывается величина разового платежа, специалисты Министерства не внесли, то есть  не учли уменьшение балансовых запасов (разрешенных к добыче) почти на 40%.

В судебном заседании 05.08.2020 представители Общества поддержали доводы жалобы.

От Министерства поступил письменный отзыв, в котором доводы жалобы признаны необоснованными.

В судебном заседании был объявлен перерыв с 05.08.2020 до 12.08.2020, 12 час.20 мин. После перерыва заседание продолжено 12.08.2020 в 12 час.27 мин., без участия сторон, извещенных надлежащим образом.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО «Гранланд» ранее обращалось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия о признании недействительным пункта 2 приказа № 2162 от 21.12.2017, которым установлен размер разового платежа за пользование недрами в сумме 4 114 262 руб.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2018 по делу № А26-609/2018 решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.03.2018 отменено, пункт 2 приказа № 2162 от 21.12.2017 в части установления для ООО «Гранланд» размера разового платежа за пользование недрами в сумме 4 114 262 руб. признан недействительным. Арбитражным судом Северо-Западного округа постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2018 по делу № А26-609/2018 оставлено без изменения.

19.12.2018 Министерством издан приказ № 2264, которым признан недействительным пункт 2 приказа Министерства от 21.12.2017 № 2162 в части установления для общества с ограниченной ответственностью «Гранланд» размера разового платежа за пользование недрами в сумме 4 114 262 руб. Установлен размер разового платежа за пользование недрами по лицензии ПТЗ 80434 ТЭ на месторождении Гранитное для разведки и добычи строительного камня с целью производства щебня в сумме 3 254 317 руб..

Полагая неправильным установление Министерством размера разового платежа за пользование недрами, Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным пункта 2 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия № 2162 от 21.12.2017 (в редакции приказа № 2264 от 19.12.2018).

Суд первой инстанции не усмотрел предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявления, при этом суд правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 7 «Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых», утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.12.2006 № 278 (далее – Классификация запасов), по экономическому значению запасы твердых полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов, подлежащих государственному учету, подразделяются на две основные группы:

- балансовые (экономические);

- забалансовые (потенциально экономические), которые подлежат раздельному подсчету и учету.

К балансовым (экономическим) запасам относятся запасы, разработка которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически эффективна в условиях конкурентного рынка при использовании техники, технологии добычи и переработки минерального сырья, обеспечивающих соблюдение требований по рациональному использованию недр и охране окружающей среды.

К забалансовым (потенциально экономическим) относятся:

1) запасы, разработка которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически не эффективна (убыточна) в условиях конкурентного рынка из-за низких технико-экономических показателей, но освоение которых становится экономически возможным при изменении цен на полезные ископаемые, появлении оптимальных рынков сбыта или новых технологий;

2) запасы, отвечающие требованиям, предъявляемым к балансовым запасам, но использование которых на момент оценки невозможно в связи с расположением в пределах водоохранных зон, населенных пунктов, сооружений, сельскохозяйственных объектов, заповедников, памятников природы, истории и культуры.

Забалансовые запасы подсчитываются и учитываются в случае, если технико-экономическими расчетами установлена возможность их последующего извлечения или целесообразность попутного извлечения, складирования и сохранения для использования в будущем.

Забалансовые запасы подсчитываются раздельно в зависимости от оснований отнесения к данной группе.

Пунктом 8 «Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых», утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.12.2006 № 278 определено, что оценка балансовой принадлежности запасов полезных ископаемых производится на основании технико-экономических обоснований, подтвержденных государственной экспертизой. В рамках оценки должны быть предусмотрены наиболее эффективные способы разработки месторождений и предложены параметры кондиций, обеспечивающие максимально полное и комплексное использование запасов с учетом требований законодательства Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и списания с государственного баланса (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.09.2012 № 265) (далее – Порядок) учету на государственном балансе подлежат: по твердым полезным ископаемым раздельно балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов.

Запасы месторождения Гранитное (строительный камень для производства щебня) площадью 867 969 м(2) (86,7969 га) утверждены приказом Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 16.06.2017 № 1106 (Заключение экспертной комиссии от 23.05.2017 № 16-17, далее - Заключение) и поставлены на государственный кадастровый и балансовый учет в объеме по категориям:

Балансовые:

по категории С1 - 3994 тыс. куб. м.;

по категории С2 - 11108 тыс. куб. м.;

Итого: С1+С2 - 15102 тыс. куб. м.

Забалансовые:

по категории С1 - 1383 тыс. куб. м.;

по категории С2 - 8143 тыс.куб. м.;

Итого: С1+С2 - 9526 тыс. куб.м.

По результатам проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых часть запасов месторождения Гранитное, оцененных по категории С1 - 1383 тыс. куб. м., по категории С2 - 8143 тыс. куб. м. поставлены на государственный кадастровый и балансовый учет и отнесены к группе «забалансовых» в связи с их расположением на землях сельскохозяйственного назначения (пп. 2 части третьей пункта 7 Классификации запасов).

Как правильно указал суд первой инстанции со ссылкой на пп. 3.9 пункта 3 Заключения, запасы подблоков 1(1)С, 2(1)С2, 3(1)С2 расположены на землях сельскохозяйственного назначения и имеют не запрет, а ограничение по использованию (в частности, по добыче).

Подпунктом 4.8 пункта 4 Заключения предусмотрена возможность пересчета забалансовых запасов месторождения Гранитное в балансовые после перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Следовательно, является правильным выводы суда о неправомерном принятии Обществом для расчета размера разового платежа за пользование недрами только объем запасов, отнесенных к группе «балансовых» в объеме 15102 тыс. куб. м.

Как следует из материалов дела, согласно Условиям пользования недрами» лицензии ПТЗ 80434 ТЭ, пользователю недр ООО «Гранланд» в пользование передан весь объем запасов месторождения Гранитное (пп. 2.1 пункта 2 «Условий пользования недрами»), как балансовые так и забалансовые.

При этом, подпунктами 4.9 и 4.10 пункта 4 «Условий пользования недрами» лицензии оговорены условия возможности вовлечения в отработку как запасов, отнесенных к группе «забалансовых» (после перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий), так и запасов, оцененных подкатегории С2 (после пересчета запасов категории С2 в категорию С1).

По состоянию на 01.01.2019 на государственном балансовом учете числятся запасы месторождения Гранитное в вышеуказанном объеме - «балансовые» в размере 15102 тыс. куб. и  «забалансвые» в размере 9526 тыс. куб. м.

Балансовая принадлежность запасов, отнесенных к группе «забалансовые», установлена в Отчете по результатам работ по геологической оценке месторождения гранита Гранитное (строительного камня для производства щебня), расположенного в пределах участка недр «Мигматитовый» в Лахденпохском районе Республики Карелия, выполненных в 2015-2016 г.г. (отв. исполнитель ФИО3 - директор Общества) и подтверждена рецензентом инженером-геологом ФИО4

Оплата разового платежа за пользование недрами предусмотрена «Условиями пользования недрами» (пп. 5.1 п. 5) лицензии ПТЗ 80434 ТЭ на пользование недрами для разведки и добычи строительного камня на месторождение Гранитное для производства щебня, подписанной ООО «Гранланд» (дата государственной регистрации лицензии 22.01.2018).

Разовый платеж за пользование недрами установлен Министерством на основании требований статьи 40 закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Расчет разового платежа произведен Министерством в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2009 № 94 «О порядке определения размера разовых платежей за пользование недрами, на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов», а также Методикой определения размеров и порядка уплаты разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензиях на пользование участками недр местного значения, утвержденной приказом Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 25.01.2011 № 53.

В соответствии с пунктами 5 и 6 «Порядка определения размера разовых платежей за пользование недрами, на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.02.2009 № 94 (далее – Порядок определения размера разовых платежей), среднегодовая мощность добывающей организации (среднегодовая добыча полезного ископаемого) определяется Федеральным агентством по недропользованию или уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в отношении участков недр местного значения) при наличии технико-экономического обоснования для участков недр, содержащих учтенные в государственном балансе запасов полезных ископаемых запасы твердых полезных ископаемых, - по материалам технико-экономических обоснований, прошедших государственную экспертизу и утвержденных в установленном порядке, как отношение объема запасов к сроку разработки месторождения; при расчете минимального размера разового платежа учитываются запасы полезных ископаемых всех категорий, а также ресурсы полезных ископаемых (за исключением установления факта открытия месторождения полезных ископаемых, внесения изменений в лицензии на пользование недрами в части установления возможности добычи попутных полезных ископаемых), содержащиеся на участке недр в соответствии с классификацией запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых; при расчете минимального размера разового платежа в случае установления факта открытия месторождения полезных ископаемых учитываются запасы полезных ископаемых всех категорий открытого месторождения в соответствии с классификацией запасов полезных ископаемых.

Доводы подателя жалобы о том, что в силу пп. 5а Приложения № 9 к Порядку определения размера разовых платежей забалансовые запасы не учитываются при расчете разового платежа за пользование недрами, основаны на неправильном применении и толковании пунктов 5 и 6 данного Порядка. Кроме того, данный Порядок не содержит Приложения № 9.

Также опровергаются материалами дела доводы Общества о том, что добыча на спорной части месторождения невозможна. Из материалов дела не следует, что спорный земельный участок относится к особо ценным пастбищам и землям лесного фонда, изменение категории которых в силу земельного и лесного законодательства невозможно.

Более того, в Рецензии на Отчет по результатам работ по геологической оценке месторождения гранита, выполненной ФИО3, указано, что часть земельного участка в северо-восточной и средней части участка является землями сельскохозяйственного назначения, категория – сельскохозяйственные угодья, земли не использовались много лет и заросли лесом, на них отсутствуют сельскохозяйственные объекты, возможен перевод указанных земель в земли других категорий, каких-либо ограничений для использования запасов месторождения не имеется (стр. 128 Рецензии, л.д.115).

Возможность изменения категории земельного участка подтверждается также Заключением, что свидетельствует о наличии возможность добычи на указанном участке, принимая во внимание также срок выдачи Обществу лицензии  - до 30 декабря 2042 года.

Расчет разового платежа произведен Министерством с учетом запасов полезных ископаемых всех категорий открытого месторождения в соответствии с классификацией запасов полезных ископаемых и выполнен в соответствии с  требованиям Порядка.

Апелляционная жалоба иных доводов в отношении расчета, кроме включения платы за забалансовые запасы, не содержит.

Оценив доводы сторон и представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснвоанно отказал в удовлетворении заявленного требования, не установив нарушений Министерством порядка расчета стоимости разового платежа за пользование недрами, правильно применив и истолковав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и не допустив нарушений процессуальных норм.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 10.03.2020 по делу №  А26-10324/2019   оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гранланд» - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

М.И. Денисюк

 А.Б. Семенова