НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Республики Карелия от 11.04.2019 № А26-11630/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

11 апреля 2019 года

Дело №

А26-11630/2017

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Журавлевой О.Р., Корабухиной Л.И.,

при участии от юридического лица по законодательству Финляндской Республики «KarjalaBus Oy» директора Барбашина А.В., Мотылева Ю.И. (доверенность от 21.08.2017), от Выборгской таможни Николаева Н.С. (доверенность от 09.01.2019
№ 07/00002),

рассмотрев 04.04.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу юридического лица по законодательству Финляндской Республики «KarjalaBus Oy» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2018 по делу № А26-11630/2017 (судьи Толкунов В.М., Зотеева Л.В., Юрков И.В.),

у с т а н о в и л:

Выборгская таможня, место нахождения: 188800, Ленинградская область, Выборгский район, город Выборг, Таможенный проезд, дом 6, ОГРН 1034700881522,
ИНН 4704019710, обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с юридического лица по законодательству Финляндской Республики «KarjalaBus Oy», место нахождения: Finland, Espoo, Kirstinsyrja 7 C 64, 02760, регистрационный номер 2812564-9 (далее – компания «КарьялаБас Ою», Компания), 2 546 235 руб. 10 коп., в том числе 2 519 010 руб. 74 коп. таможенных платежей и
27 224 руб. 36 коп. пени (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее – АПК РФ).

Решением суда первой инстанции от 28.04.2018 заявленные требования удовлетворены; по ходатайству таможенного органа суд обратил взыскание на принадлежащее Компании транспортное средство: автобус марки «SCANIA», модель «К113TLB-AA-6X2» с государственным номером OGX-164, находящееся в постоянной зоне таможенного контроля Карельской таможни, в счет уплаты присужденной денежной суммы.

Постановлением апелляционной инстанции от 15.11.2018 решение суда первой инстанции изменено в части сумм, подлежащих взысканию: с Компании взыскано
79 540 руб. 83 коп., в том числе: 47 581 руб. 73 коп. ввозной таможенной пошлины,
30 325 руб. 82 коп. налога на добавленную стоимость, 1 315 руб. 40 коп. пени по ввозной таможенной пошлине, 317 руб. 88 коп. пени по налогу на добавленную стоимость. Взыскание обращено на принадлежащее компании «КарьялаБас Ою» транспортное средство. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе компания «КарьялаБас Ою», ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит постановление апелляционного суда отменить, прекратить производство по делу. Податель жалобы считает, что апелляционный суд в нарушение статьи 69 АПК РФ не принял во внимание подлежащую взысканию с Компании сумму таможенных платежей, определенную в постановлении Прионежского районного суда Республики Карелия от 24.01.2018 по делу № 1-4/2018 и составляющую 77 907 руб. 55 коп., а также не учел, что суд общей юрисдикции обязал передать транспортное средство (автобус марки «SCANIA» с государственным номером OGX-164) его собственнику Барбашину А.В. Денежные средства в размере 77 907 руб. 55 коп. уплачены Компанией, о чем в материалы дела представлены платежные документы. С учетом уплаты таможенных платежей оснований для удовлетворения требований таможенного органа по настоящему делу у суда апелляционной инстанции не имелось.

В возражениях на кассационную жалобу Выборгская таможня просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебном заседании кассационной инстанции представители Компании поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель выборгской таможни возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Карельской таможней на основании статьи 131 действовавшего в рассматриваемый период Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) проведена камеральная таможенная проверка по вопросу соблюдения условий временного ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) транспортного средства международной перевозки (ТСМП) – автобуса «SCANIA» (регистрационный номер OGX-164), задекларированного по  таможенной декларации на транспортное средство (далее – ТДТС) № 10206040/110517/300101580.

В указанной декларации автобус задекларирован в качестве ТСМП, временно ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС для осуществления международной перевозки 16 пассажиров; декларантом данного транспортного средства, зарегистрированного в Финляндии, являлась компания «КарьялаБас Ою»; лицом, заявившим сведения о ТСМП – водитель Барбашин Александр Валерьевич; выпуск временно ввозимого ТСМП осуществлен таможенным органом 11.05.2017; срок временного ввоза ТСМП установлен таможенным органом до 11.08.2017.

Согласно представленным регистрационным документам на автобус (свидетельство о регистрации транспортного средства А100246004 от 20.03.2017) владельцем данного транспортного средства является компания «КарьялаБас Ою». В представленных с заявлением регистрационных документах (свидетельство о регистрации транспортного средства А111469191-А111469192 от 30.05.2017) другим собственником автобуса указан Барбашин Александр.

Международная перевозка пассажиров из Финляндии в Россию осуществлялась на основании разового разрешения от 09.05.2017 № 1189439, выданного Министерством транспорта Российской Федерации компании «КарьялаБас Ою». Данное разрешение позволяло осуществить одну международную перевозку 16 пассажиров из Финляндии в Россию. Согласно общим предписаниям к данному разрешению оно действительно только для международных перевозок пассажиров и не дает право на выполнение внутригосударственных перевозок. Данное разрешение нельзя передавать третьим лицам. Перевозчик обязан соблюдать на территории Российской Федерации действующие в Российской Федерации нормативные правовые акты, в частности, в области автомобильного транспорта и дорожного движения.

14.05.2017 на стационарном пункте весового контроля 421 км автодороги Р-21 «Кола» сотрудниками Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия выявлен факт использования Барбашиным Александром Валерьевичем автобуса Scania (регистрационный номер OGX164) для перевозки пассажиров по маршруту Санкт-Петербург - Петрозаводск.

По факту перевозки пассажиров транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, в том числе временно ввезенным им на территорию Российской Федерации в качестве ТСМП, между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 11.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Поскольку документы, подтверждающие правомерность ввоза и передвижения ТСМП на территории Российской Федерации, представлены не были, на место остановки автобуса прибыли сотрудники таможенного органа.

15.05.2017 транспортное средство изъято у Барбашина Александра Валерьевича должностным лицом Карельской таможни и помещено на территорию постоянной зоны таможенного контроля Прионежского таможенного поста Карельской таможни, о чем составлен протокол изъятия вещей и документов от 15.05.2017.

По факту использования автобуса «SCANIA» (модель К113TLB-AA-6X2, регистрационный номер OGX164, VIN YS4KT6X2B01830623, 1997 года выпуска) во внутренней перевозке по таможенной территории ЕАЭС должностным лицом Карельской таможни в отношении компании «КарьялаБас Ою» возбуждено дело об административном правонарушении № 10227000-877/2017 по части 1 статьи 16.24 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки во внутренних перевозках по таможенной территории Таможенного союза либо их передача во владение или в пользование, продажа либо распоряжение ими иным способом в нарушение установленных ограничений на пользование и распоряжение такими транспортными средствами.

Постановлением Карельской таможни от 09.06.2017 по делу № 10227000-877/2017 Компания привлечена к административной ответственности на основании части 1 статьи 16.24 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере
50 000 руб.

Данное постановление обжаловано Компанией в судебном порядке в рамках дела № А26-5660/2017. Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 18.10.2017 по названному делу, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2018, компании «КарьялаБас Ою» в удовлетворении заявленных требований отказано.

Также по факту перевозки пассажиров транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику и временно ввезенным им на территорию Российской Федерации в качестве ТСМП, между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, постановлением Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия от 25.05.2017 Компания привлечена к административной ответственности по статье 11.26 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Решением Прионежского районного суда Республики Карелия от 09.08.2017 по делу № 12-221/2017 жалоба Барбашина А.В. удовлетворена частично, постановление Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия от 25.05.2017 изменено в части назначения наказания – административный штраф снижен до 75 000 руб.; в остальной части постановление оставлено без изменения. Решением Верховного суда Республики Карелия от 27.09.2017 по делу № 21-334/2017 решение районного суда оставлено без изменения, жалоба Барбашина А.В. – без удовлетворения.

Карельской таможней в ходе административного расследования по делу об административном правонарушении № 10227000-877/2017 и в ходе проведения камеральной таможенной проверки установлено, что временно ввезенное 11.05.2017 по ТДТС № 10206040/110517/300101580 ТСМП в период с 12.05.2017 по 14.05.2017 использовалось во внутренней перевозке по территории ЕАЭС без помещения его под таможенную процедуру, что явилось нарушением пунктов 2 и 3 статьи 344 ТК ТС.

Поскольку в случае совершения указанных действий без помещения временно ввезенных ТСМП под таможенные процедуры подлежат уплате таможенные пошлины и налоги, то Таможня пришла к выводу, что в отношении ТСМП подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, установленных Единым таможенным тарифом ЕАЭС, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (далее – Решение Совета ЕЭК от 16.07.2012 № 54) и Налоговым кодексом Российской Федерации, которые подлежали бы уплате при помещении его под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленные по состоянию на дату регистрации ТДТС № 10206040/110517/300101580 - на 11.05.2017. Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении транспортного средства, задекларированного в ТДТС № 10206040/110517/300101580, таможенный орган посчитал 12.05.2017 – первый день использования временного ввезенного ТСМП во внутренней перевозке по таможенной территории ЕАЭС.

Таможенная стоимость автобуса «SCANIA» определена таможенным органом в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» на основании заключения эксперта от 05.06.2017 № 12402030/0020028 с применением резервного метода определения таможенной стоимости с учетом отсутствия сведений об условиях и обстоятельствах перемещения товаров, и составила 11 325 евро; рыночная стоимость транспортного средства определена экспертом с учетом курса валют на 11.05.2017 (63,2634 руб. за 1 евро) - 716 458 руб. 01 коп.

В Едином таможенным тарифе ЕАЭС, утвержденном Решением Совета ЕЭК от 16.07.2012 № 54, по состоянию на 11.05.2017 установлены ставки ввозной таможенной пошлины в отношении ТСМП, классифицируемого в подсубпозиции 8702 10 199 4 ТН ВЭД ЕАЭС, в размере 3 евро за 1 куб. см. Таможенным органом установлено, что в соответствии со статьями 151 и 164 НК РФ при ввозе автобуса «SCANIA» подлежал уплате налог на добавленную стоимость (далее – НДС) по налоговой ставке 18%.

По результатам проверки Карельской таможней составлен акт камеральной таможенной проверки от 07.06.2017 № 10227000/210/070617/А000030 и принято решение по результатам таможенной проверки от 07.06.2017
№ 10227000/210/070617/Т0030 о непредоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении задекларированного по ТДТС
№ 10206040/110517/300101580 автобуса «SCANIA», регистрационный номер OGX164, VIN YS4KT6X2B01830623, в связи с использованием данного временно ввезенного ТСМП во внутренней перевозке по территории ЕАЭС без помещения его под таможенную процедуру в нарушение требований, установленных пунктами 2 и 3 статьи 344 ТК ТС.

Таможенное декларирование автобуса «SCANIA» в качестве ТСМП осуществлялось на таможенном посту многостороннего автомобильного пункта пропуска Торфяновка Выборгской таможни.

На основании представленных Карельской таможней документов отделом таможенных платежей Выборгской таможни составлен акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 15.06.2017
№ 10206000/150617/0000156, произведен расчет пеней за период с 13.05.2017 по 15.06.2017 (34 дня просрочки уплаты) на общую сумму 27 224 руб. 36 коп. и в адрес компании «КарьялаБас Ою» требование об уплате таможенных платежей от 15.06.2017 № 155 на общую сумму 2 624 142 руб. 65 коп.

Неисполнение указанного требования Компанией в добровольном порядке явилось основанием для обращения Выборгской таможни в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В ходе судебного разбирательства в связи уплатой Компанией
77 907 руб. 55 коп. таможенных платежей (ввозной таможенной пошлины) по чеку-ордеру от 19.02.2018 таможня уменьшила заявленные требования на указанную сумму.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Выборгской таможней требования в полном объеме.

Апелляционный суд установил, что в рамках дела № А26-6885/2017 требование Выборгской таможни об уплате таможенных платежей от 15.06.2017 № 155 признано недействительным в связи с неверным расчетом подлежащей взысканию суммы вследствие изменения обязанности Компании по уплате таможенных платежей с момента вступления в силу ТК ЕАЭС, проверил произведенный таможенным органом в соответствии с пунктом 4 статьи 468 ТК ЕАЭС расчет и изменил решение суда первой инстанции, взыскав с Компании 79 540 руб. 83 коп., в том числе
47 581 руб. 73 коп. ввозной таможенной пошлины, 30 325 руб. 82 коп. налога на добавленную стоимость (далее – НДС), 1 315 руб. 40 коп. пени по ввозной таможенной пошлине, 317 руб. 88 коп. пени по НДС.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

В силу пункта 3 статьи 344 ТК ТС использование временно ввезенных ТСМП либо их передача иным лицам в случаях, указанных в части первой пункта 2 настоящей статьи, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенные процедуры. В случае совершения указанных действий без помещения временно ввезенных ТСМП под таможенные процедуры подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких ТСМП под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенной декларации на транспортное средство. При этом сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом таможенной декларации на транспортное средство.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела суды установили, материалами дела подтверждается и Компанией не оспаривается, что временно ввезенное ТСМП - автобус «SCANIA» (регистрационный номер OGX164), процедура временного ввоза в отношении которого не была завершена, использовался во внутренней перевозке по территории ЕАЭС в нарушение установленных ограничений на пользование таким транспортным средством. Выявленное таможенными органами нарушение Компанией условий режима временного ввоза ТСМП является основанием для уплаты таможенных платежей.

К аналогичным выводам пришли суды по делу № А26-6885/2017, в рамках которого подтверждена законность решения Карельской таможни по результатам таможенной проверки от 07.06.2017 № 10227000/210/070617/Т0030 о непредоставлении компании «КарьялаБас Ою» полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении задекларированного по ТДТС
№ 10206040/110517/300101580 автобуса «SCANIA». В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по названному делу, не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении настоящего дела с участием тех же лиц.

Вместе с тем податель жалобы не согласен с расчетом подлежащих уплате в связи с допущенным нарушением сумм ввозной таможенной пошлины, НДС и пени, а также считает неправомерным обращение судом взыскания на транспортное средство.

При оценке доводов Компании суд кассационной инстанции принимает во внимание, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных ТСМП, возникла у компании «КарьялаБас Ою» до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и в отношении таких случаев в статье 458 ТК ЕАЭС установлены переходные положения, которые правомерно учтены апелляционным судом.

Так, в соответствии с частью 4 статьи 458 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных ТСМП, возникшая и подлежащая исполнению до вступления настоящего Кодекса в силу в связи с совершением действий, указанных в пункте 2 статьи 344 ТК ТС, без помещения временно ввезенных ТСМП под таможенные процедуры, не исполненная в полном размере на дату вступления настоящего Кодекса в силу, подлежит исполнению в размере сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, как если бы ТСМП помещались под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 282 ТК ТС, за период со дня, следующего за днем их выпуска в качестве временно ввезенных ТСМП, по день вывоза товаров с таможенной территории Союза.

Таким образом, вступившим с 01.01.2018 в силу Таможенным кодексом Евразийского экономического союза предусмотрен пересмотр возникших и подлежащих исполнению до его вступления в силу обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов, в том числе в соответствии с пунктом 4 статьи 458 ТК ЕАЭС подлежит перерасчету сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате Компанией.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание судебные акты по делу
№ А26-6885/2017, апелляционный суд в соответствии с пунктом 4 статьи 468 ТК ЕАЭС и статьей 282 ТК ТС проверил представленный Выборгской таможней расчет таможенной пошлины и НДС, пересчитал размер пени, учел добровольную уплату Компанией 77 907 руб. 55 коп. и признал правомерным взыскание с ответчика за период с 13.05.2017 по 15.06.2017  79 540 руб. 83 коп., в том числе:
47 581 руб. 73 коп. ввозной таможенной пошлины, 30 325 руб. 82 коп. НДС, 1 315 руб. 40 коп. пени по ввозной таможенной пошлине, 317 руб. 88 коп. пени по НДС.

Неправильного применения апелляционным судом положений части 4 статьи 69 АПК РФ кассационной инстанцией не установлено.

Апелляционный суд учел, что в постановлении Прионежского районного суда Республики Карелия от 24.01.2018 по делу № 1-4/2018 определен размер подлежащих уплате платежей в сумме 77 907 руб. 55 коп. по состоянию на 31.05.2017, тогда как в рамках настоящего дела таможенный орган просил взыскать таможенные платежи за больший период - по 15.06.2017.

Предусмотренные законом основания, в связи с которыми возникшую у Компании обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов следует считать прекращенной по состоянию на 15.06.2017, судами не установлены и в кассационной жалобе компании «КарьялаБас Ою» не приведены.

Согласно пункту 3 статьи 157 действовавшего в рассматриваемый период Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ) обращение взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов производится на основании решения суда, если плательщиком таможенных пошлин, налогов является физическое лицо либо плательщик таможенных пошлин, налогов не установлен таможенными органами, или решения арбитражного суда, если плательщиком таможенных пошлин, налогов является юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, за исключением случаев, когда такие товары переданы таможенным органам в качестве предмета залога в соответствии со статьей 140 настоящего Федерального закона, а также когда обращается взыскание на товары, предельные сроки хранения которых при их задержании таможенными органами, установленные частью 7 статьи 189 настоящего Федерального закона, истекли.

Применительно к настоящему делу предусмотренные приведенной нормой обстоятельства, исключающие возможность обращения взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин по решению арбитражного суда,  судами двух инстанций не установлены.

Поскольку в деле отсутствует информация о счетах компании «КарьялаБас Ою» на территории Российской Федерации, суды правомерно обратили взыскание таможенных платежей и пени на товар плательщика – автобус «SCANIA», регистрационный номер OGX-164.

Указание в постановлении Прионежского районного суда Республики Карелия от 24.01.2018 по делу № 1-4/2018 на обязанность по вступлении постановления в законную силу передать собственнику спорное транспортное средство само по себе не исключает в дальнейшем при наличии предусмотренных Законом № 311-ФЗ оснований обращение взыскания на данное транспортное средство по решению арбитражного суда по настоящему делу.

При таких обстоятельствах кассационная жалоба Компании не подлежит удовлетворению.

Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права.

Дело рассмотрено апелляционной инстанцией полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. В связи с этим основания для отмены обжалуемого постановления у кассационной инстанции отсутствуют.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2018 по делу № А26-11630/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу юридического лица по законодательству Финляндской Республики «KarjalaBus OY» – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.Н. Александрова

Судьи

О.Р. Журавлева

Л.И. Корабухина